Оценка влияния изменения валютного курса рубля на параметры федерального бюджета Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 22.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации 5
1.1. Понятие бюджета Российской Федерации и принципы его формирования 5
1.2. Структура доходной части федерального бюджета Российской Федерации 8
1.3. Бюджетное правило 11
Глава 2. Анализ влияния изменения параметров валютного курса на бюджет РФ 15
2.1. Проблемы формирования валютного курса рубля в современных условиях 15
2.2. Особенности формирования доходной части федерального бюджета в последнее десятилетие 20
2.3 Прогноз бюджета РФ на период 2023-2025 23
Глава 3. Выявление проблем валютного рынка и пути их решения 29
3.1. Условия валютной нестабильности в России 29
3.2. Жесткость денежно-кредитной политики России 31
3.3. Влияние санкций на расходную часть федерального бюджета РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Также растет спрос на валюту со стороны бизнеса и населения, стремящихся сократить реальные потери своих сбережений, в связи с резко возросшими инфляционными ожиданиями. А недостаточное развитие финансового рынка в России и низкое доверие россиян к финансовым инструментам, кроме иностранных валют, не позволяет трансформировать достаточное количество временно свободных средств в инвестиции, необходимые для развития экономики особенно в кризисные периоды. Кроме того, Центральный банк Российской Федерации проводит активную политику дестимулирования валютных операций на кредитно-депозитном рынке, путем введения более высоких нормативов для банков по обязательным резервным требованиям для операций в иностранной валюте. Так, для банков с универсальной лицензией нормативы резервирования по операциям в российской валюте составляют 4,75%, для банков с базовой лицензией – 1%, а по операциям в иностранной валюте для всех типов банков – 8%. [8] То есть для банков с универсальной лицензией операции с иностранной валютой требуют отвлечения средств почти в 2 раза больше, чем для операций в рублях, в то время как для банков с базовой лицензией валютные операции в 8 раз «затратнее». Данная мера позволяет снизить давление валютных колебаний на процентный и кредитный каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а значит сгладить инфляционное давление на экономику от ослабления рубля. Однако стоит учитывать, что этот шаг лишь облегчает сложившуюся ситуацию с чрезмерной волатильностью рубля, но, безусловно, не решает ее. 3.2. Жесткость денежно-кредитной политики РоссииЕще одной проблемой, вытекающей из недостаточной развитости российского финансового рынка и экономики в целом, является чрезмерная жесткость денежно-кредитной политики России, особенно на фоне развитых экономик мира. [21] В период кризиса 2014-2015 года, когда ключевая процентная ставка в России достигала 17%, наибольшее значение по странам с формирующимися рынками (далее СФР) составляла ключевая ставка Бразилии, едва превышавшая 14%. Развитые страны в тот период сохраняли свои ключевые ставки в районе 0-1%. Но даже в относительно благоприятные для экономики периоды 2018-2019 года, когда экономика наконец оправилась от кризиса 2014-2015 годов, значение ключевой ставки России не опускалось ниже 6,25% (на конец 2019-начало 2020 года), что даже среди СФР, один из самых высоких показателей. Пандемия 2020 года заставила Банк России снизить ключевую ставку до исторически минимального уровня 4,25% годовых для поддержания экономической активности населения и бизнеса и далее сохранять ее неизменной на протяжении нескольких месяцев. В конце 2020 года – начале 2021 года в ответ на ускорение инфляции Банк России начал ужесточать сигналы о будущей политике. Дезинфляционное влияние спроса исчерпало себя раньше, чем ожидалось в разгар ограничительных мер, а давление на цены со стороны издержек производителей, подпитываемое ростом цен на мировых товарных рынках, усилилось. При этом вторая волна пандемии, вопреки ожиданиям, оказала скорее проинфляционное влияние, чем дезинфляционное. Это произошло вследствие отсутствия жестких ограничений и адаптации населения и предприятий к новым условиям. В последующем регулярно принималось решение с марта 2021 года о повышении ключевой ставки. В этот период сформировалось повышенное проинфляционное давление. Основная причина — более быстрый рост спроса на фоне запаздывающего восстановления предложения. Факторы спроса дополнительно усиливались давлением со стороны издержек предприятий. Проинфляционные риски и факторы существенно преобладали. Инфляция продолжала ускоряться. Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий поднялись до максимумов последних пяти лет. В начале 2022 года Банк России продолжил поднимать ключевую ставку и впервые с весны 2017 года она выросла до 9,5% годовых. Прогнозируется, что ключевая ставка будет повышаться до того периода, пока она не превысит темпы инфляции. Прогнозируется, что принятые решения по ключевой ставке, не будут препятствовать устойчивому росту российской экономики, позволят замедлить годовую инфляцию до 4,0–4,5% к концу 2022 года. В 2023 году и в дальнейшем при развитии ситуации в соответствии с базовым сценарием инфляция будет находиться вблизи 4%. Однако Банк России, совместно с Правительством Российской Федерации, могут и должны создавать необходимые стабилизационные условия бизнесу для развития экономики и освоения новых технологий, такие как стабильная и прозрачная налоговая система, доступ к кредитным ресурсам под разумный процент на длительный период, стабилизация валютного курса и других макроэкономических показателей. Как видно из данной работы, Банк России в настоящий момент обладает всеми необходимыми инструментами, которые оказывают реальное воздействие на финансовый рынок. Но для того, чтобы создаваемая мегарегулятором финансовая стабильность на рынке начала реально работать на экономический рост, необходимо тесное взаимодействие с Правительством России и другими органами государственной власти на всех уровнях. Только в их совместной работе, в том числе с привлечением к диалогу предпринимательского сообщества, возможно осуществить переток капиталов из устаревших и невостребованных производств и спекулятивных финансовых операций в перспективные высокотехнологические отрасли, что позволит России выйти на новый экономический уровень и повысить благосостояние граждан. Таким образом, проблема сырьевой ориентации российской экономики на протяжении последнего десятка лет является одной из центральных в макроэкономической политике страны, равно как и проблема низкого доверия граждан к проводимой политике. Оба эти вопроса выходят за рамки исключительно денежно-кредитного регулирования и полномочий Банка России, и требуют комплексного и глобального подхода на всех уровнях власти с привлечением бизнес-сообщества.3.3. Влияние санкций на расходную часть федерального бюджета РФС 24 февраля 2022 года Россия проводит спецоперацию на Донбассе. В связи с этим США и страны Европы объявили множество экономических санкций против России. На данный момент против страны введено 5,5 тыс. санкций [16].Введённые против России санкции затрагивают экономику и множество сфер общественной жизни. Из-за санкций, курса валюты, инфляции очень серьёзно пострадала банковская сфера. Серьёзные негативные последствия ожидаются и в бюджетной системе страны.В проекте федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. были прописаны основные плановые показатели [16].Прежде всего, стоит обратить внимание, что курс рубля к доллару США в этом году планировался на уровне 72,1 руб. за долл. США. В последние дни курс доллара доходил уже до 120 руб. за долл.Инфляция в 2022 году планировалась на уровне 4%. Сейчас по данным ЦБ РФ инфляция за февраль 2020 составляет 9,2% [16].Если говорить о расходах бюджета, то их повышение следует ожидать, прежде всего, на поддержку экономики и социальную политику. В связи с резким (часто искусственным) повышением цен многие категории граждан оказались в затруднительном положении. Кроме того, многие оказались без работы в связи с остановкой деятельности на территории России иностранных организаций.Государству также необходимо оказать поддержку предпринимателям, которых коснулись санкции.По словам Правительства РФ, в Государственную думу уже внесён целый пакет законопроектов, которые расширят полномочия правительства по принятию решений по широкому спектру социально- экономических вопросов с целью упрощения реализации поддержки предпринимателям и гражданам страны. Также Правительство РФ ждёт предложений по выработке мер по поддержке граждан и бизнесаот регионов [1].С 14 марта вносятся изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые позволяют тратитьдополнительные нефтегазовые доходы на приоритетные цели [16]. Изменения внесены с цельюсохранения рабочих мест и выплаты заработной платы. Ранее эти средства зачислялись в ФНБ ирасходовались на покупку иностранной валюты и золота.Стоит отметить, что в проекте бюджета на 2022 год резкое увеличение расходов на социальнуюполитику и национальную экономику не было запланировано. В таблице 3.1 представлены расходыфедерального бюджета по этим направлениям в 2019-2022 гг. (2021 год – по предварительной оценке,2022 год – запланированные доходы) [2].Таблица 3.1 – Расходы федерального бюджета на социальную политику и национальную экономикув 2019-2022 гг., млрд руб.Из таблицы видно, что по данным статьям практически не происходило и не планировалосьсерьёзного увеличения расходов. Скачок затрат на социальную политику в 2020 году объясняетсярасходами на пандемию COVID-19. Помимо абсолютных чисел это незначительное изменениеподтверждают и доли рассматриваемых расходных статей среди всех расходов федерального бюджета.Наглядно это представлено на графике (рис.8)Рис.8. Изменение расходов на социальную политику и национальную экономику в 2019-2022 гг., млрд руб.Это значит, что Правительство не закладывало в проекте возможное повышение этих показателей.Их реальное повышение негативно отразится на функционировании всей бюджетной системы страны.Уже есть информация о том, что на социальную поддержку граждан, в т.ч. борьбу с безработицей,в этом году планируется выделить дополнительно ещё 546 млрд рублей из федерального бюджета. Изних 363 млрд будет направлено на поддержку семей с детьми, а 173 млрд направят на поддержаниерынка труда [2].Министерство экономического развития также прорабатывает вопрос о продлении льготнойпрограммы кредитования малого и среднего бизнеса.Также стоит ожидать повышения расходов на обслуживание государственного и муниципальногодолга и СМИ. Изменится и ситуация в сфере межбюджетных отношений. Финансовая помощь бизнесу инаселению будет оказываться через региональные бюджеты.Помимо этого, уже сейчас увеличиваются расходы на национальную оборону и национальнуюбезопасность, а также на гуманитарную помощь. При этом, в проекте бюджета на 2022 год не былопредусмотрено резкого повышения на национальную оборону и национальную безопасность [14]. Втаблице 2 представлены расходы на национальную оборону и национальную безопасность (2021 год –по предварительной оценке, 2022 год – запланированные доходы).Таблица 3.2 – Расходы федерального бюджета на национальную оборону, национальнуюбезопасность и правоохранительную деятельность в 2019-2022 гг., млрд руб.[16]Из данных таблицы видно, что по рассматриваемым расходным статьям также не происходило серьёзных изменений в 2019-2021 гг., а также не планировалась резкого роста в 2022 году. Удельный вес этих расходных статей среди всех расходов федерального бюджета также значительно не меняется. Это можно увидеть и на графике (рис. 92).Рис.9. Изменение расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2019-2022 гг., млрд руб.[18]Таким образом, бюджетная система РФ в этом году будет иметь огромные проблемы в связи с уже введёнными санкциями. Федеральный бюджет ждёт значительное увеличение расходов, которые не были предусмотрены проектом бюджета на 2022 год. Однако, эти проблемы стоит рассматривать как возможность для перераспределения доходов и расходов бюджета для наиболее эффективного становления и развития экономики страны.ЗаключениеВ настоящий момент бюджет Российской Федерации формируется в условиях санкционного давления и сложной политической и экономической обстановки. Это приводит к резким колебаниям курса доллара и ослаблению рубля. В свою очередь курс валюты оказывает существенное влияние на формирование доходной части бюджета. Проведенное исследование показало, что треть денежных средств в бюджет поступает в результате отчислений крупных нефтяных и газовых экспортеров, доход которых в свою очередь зависит от курса рубля. При подобном формировании бюджета выгодно иметь ослабленный рубль, так как в таком случае отчисления выше. Но следует отметить, что падение курса валют происходит часто в результате падений цен на энергоресурсы, а значит и доход экспортеров будет уменьшаться, что уже негативно будет сказываться на бюджет РФ. Так как курс рубля является показателем не статичным и в условиях санкций сложнопрогнозируемым, важно разработать механизмы по снижению неопределенности доходной части в подобных условиях.Для сглаживания негативных процессов от колебаний курса валют, правительством РФ используется финансовый механизм, который называется бюджетное правило. Он представляет собой установление ценовой отсечки, выше которой нефтегазовые доходы отправляются в специальный фонд, который используется для покрытия дефицита в случае падения цен на нефть. Меньше чем за 20 лет, этот механизм видоизменялся 4 раза, но его проблемой является, то что он не учитывает кризисные состояния, например как в 2020 году возникновение пандемии, повлекшее существенные незапланированные расходы.Экономические эксперты предлагают уходить от серьезного влияния нефтегазовых доходов на бюджет страны. Удержание слабого рубля не дает возможности развиваться экономики страны, поэтому необходимо переходить на экспорт готовой продукциии товаров.Снижение объемов потребления энергоресурсов будет приводить к снижению объемов добычи и уменьшению цены на эти ресурсы. Спрос на нефть с каждым годом будет падать, в связи с тенденциями к переходу на альтернативные и более экологичные источники энергии. В связи с этим, очень важно стимулировать производственные процессы в экономике, чтобы повысить долю ненефтегазовых доходов.В настоящий момент правительством прорабатываются меры по расширению поддержки для бизнеса и развитию IT – технологий. Это позволит добиться повышения уровня ВВП и создаст новые подходы формирования бюджетной политики, которая уже в меньшей степени будет зависеть от колебаний курса рубля.Список используемой литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 06.07.2019 г.) [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2022).Алклычев А.М. Роль нефтегазового экспорта и его влияние на формирование доходов бюджета РФ // Московский экономический журнал. -2020. - №12. – с. 289-296.Бюджет для граждан 2023-2025 [электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/11/main/BG_2023.pdf (дата обращения: 02.12.2022)Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 356 с.Бюджетная система РФ: Учебное пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская — Новосибирск: изд-во СИУРАНХиГС, 2014.— 224 с.Бюджетное правило и курс рубля [электронный ресурс] URL: https://journal.open-broker.ru/economy/byudzhetnoe-pravilo-i-kurs-rublya/ (дата обращения: 02.12.2022)Валютное право: учебник для академического бакалавриата / под редакцией Ю. А. Крохиной. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 405 с.Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в Российской Федерации // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика.Экология. – 2020.- №1. - С.159-170.Гаврилова Э.Н. Объективная необходимость и важность прогнозирования денежно-кредитной политики // Вопросы устойчивого развития общества - 2020г. №2-.С.22-25Зайцева О.П. Герасименко О.А. Влияние коронавируса на нефтяной рынок // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. -№ 4(23). Зотиков Н.З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестник евразийской науки. – 2020. -№4. Казимагомедова З.А, Алиева К.М., Дабишева А.Ю. Развитие платежных систем в рамках реализации денежно-кредитной политики РФ //Вопросы устойчивого развития общества - 2020г. №3(2)- С.507-511Когда мы перестаем зависеть от нефти и газа: прогноз доходов федерального бюджета до 2025 года [электронный ресурс] URL:https://delo.modulbank.ru/all/oil-addiction (дата обращения: 02.12.2022)Минфин России: Федеральный бюджет [электронный ресурс] URL: minfin.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022)Могилат А. Н. Обзор основных каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и инструментов их анализа в Банке России // Деньги и кредит, № 9, 2017.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годовОфициальный сайт Банка России. Цели и принципы денежно-кредитной политики // https://cbr.ru/dkp/objective_and_principles/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 3.12.22)Розанова, Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 410 с. URL: https://urait.ru/bcode/451038Смоляков С.М. Политика таргетирования инфляции: итоги проведения и противоречия // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16), с. 510-514.Шихалиева Д.С., Беляева С.В. Траектория экономических кризисов в России в период становления и развития рыночной экономики: оценка, эволюция, управление // Вестник ГУУ. - 2021. - №12. – С. 144-151.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 06.07.2019 г.) [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2022).
2. Алклычев А.М. Роль нефтегазового экспорта и его влияние на формирование доходов бюджета РФ // Московский экономический журнал. -2020. - №12. – с. 289-296.
3. Бюджет для граждан 2023-2025 [электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/11/main/BG_2023.pdf (дата обращения: 02.12.2022)
4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 356 с.
5. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская — Новосибирск: изд-во СИУРАНХиГС, 2014.— 224 с.
6. Бюджетное правило и курс рубля [электронный ресурс] URL: https://journal.open-broker.ru/economy/byudzhetnoe-pravilo-i-kurs-rublya/ (дата обращения: 02.12.2022)
7. Валютное право: учебник для академического бакалавриата / под редакцией Ю. А. Крохиной. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 405 с.
8. Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в Российской Федерации // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика.Экология. – 2020.- №1. - С.159-170.
9. Гаврилова Э.Н. Объективная необходимость и важность прогнозирования денежно-кредитной политики // Вопросы устойчивого развития общества - 2020г. №2-.С.22-25
10. Зайцева О.П. Герасименко О.А. Влияние коронавируса на нефтяной рынок // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. -№ 4(23).
11. Зотиков Н.З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестник евразийской науки. – 2020. -№4.
12. Казимагомедова З.А, Алиева К.М., Дабишева А.Ю. Развитие платежных систем в рамках реализации денежно-кредитной политики РФ //Вопросы устойчивого развития общества - 2020г. №3(2)- С.507-511
13. Когда мы перестаем зависеть от нефти и газа: прогноз доходов федерального бюджета до 2025 года [электронный ресурс] URL: https://delo.modulbank.ru/all/oil-addiction (дата обращения: 02.12.2022)
14. Минфин России: Федеральный бюджет [электронный ресурс] URL: minfin.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022)
15. Могилат А. Н. Обзор основных каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и инструментов их анализа в Банке России // Деньги и кредит, № 9, 2017.
16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов
17. Официальный сайт Банка России. Цели и принципы денежно-кредитной политики // https://cbr.ru/dkp/objective_and_principles/
18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 3.12.22)
19. Розанова, Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 410 с. URL: https://urait.ru/bcode/451038
20. Смоляков С.М. Политика таргетирования инфляции: итоги проведения и противоречия // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16), с. 510-514.
21. Шихалиева Д.С., Беляева С.В. Траектория экономических кризисов в России в период становления и развития рыночной экономики: оценка, эволюция, управление // Вестник ГУУ. - 2021. - №12. – С. 144-151.