Речевая избыточность и речевая недостаточность - исправление ошибок

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 10 10 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.02.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Понятие речевой избыточности 3
Глава 2. Специфика речевой недостаточности 6
Глава 3. Особенности исправления ошибок речи 7
Заключение 9
Список литературы 10

Фрагмент для ознакомления

Избавиться от слов-паразитов можно с помощью их удаления.Стилистическая правка речевой недостаточности требует восстановления пропущенного слова. «Его научная деятельность была связана с болезнями растений» после исправления звучит так: «его научная деятельность была связана с изучением болезней растений». Алогичные высказывания следует также исправлять за счет восстановления слов: вместо «язык героев Шолохова не похож на других героев» писать «язык героев Шолохова не похож на язык героев других авторов». Речевая недостаточность порождает подмену понятий. Редактирование этой ошибки происходит тем же путем: «на выставке был представлен и филателист из Омска» следует заменить на «на выставке был представлен альбом филателиста из Омска».Как отмечает Голуб И.Б., «процессе литературного редактирования рукописи приходится сталкиваться и с недостаточной информативностью речи, возникающей не только из-за отсутствия отдельных слов, но и важных для выражения мысли словосочетаний, целых звеньев в логической цепи высказываний». Для этого необходима тщательная переработка предложений, а не только восстановление пропущенных слов. К примеру, предложение «на лекарственном участке выставки, где были высажены корни женьшеня, появились первые соцветия» отредактировано до «корни женьшеня, высаженные на лекарственном участке выставки, дали побеги, на которых появились первые соцветия». Данные ошибки встречаются как в письменной, так и устной речи. Устная речь не поддается редактированию, поэтому важной задачей говорящего является грамотное построение предложений и донесение смысла до слушателей. При допущении ошибки необходимо сразу внести коррективы. ЗаключениеКультура речи и специфика использования языка в тексте играют важную роль в восприятии человека и оказывают на него сильное влияние.Нередко авторы допускают различные речевые ошибки, преследуя различные цели, усиления воздействия на общество или выделения важных частей текста.К такому типу ошибок относятся речевая избыточность и недостаточность, а именно пустословие, абсурдизм, плеоназм, тавтология, повтор слов, слова-паразиты, алогизм и подмена понятий. Существуют ситуации, когда речевая избыточность и недостаточность допустимы, например, использование терминов, аббревиатур, устойчивых выражений.Речевая избыточность и недостаточность встречается как в устной, так и письменной речи. Исправление данных ошибок в тексте обязывает редакторов сохранять логичность и ясность высказываний. Существует три основных способа редактирования: сокращение, перестраивание предложений, восстановление слов. Поскольку устную речь отредактировать невозможно, говорящему необходимо соблюдать грамотное и логичное построение предложений для донесения информации слушателям.Список литературыГолуб И.Б. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. – 432 с.Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаев, В.А. Салимовский. – М. – Флинта - Наука, 2008. – 464 с.Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под редЛ.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н.Ширяева. М., «Флинта», «Наука», 2003. – 840 с.Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи: учеб. / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2006. – 254 с. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Невежина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 351 с.Сложеникина Ю. В. Русский язык и культура речи: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 132 с.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие / Ю.В. Фоменко. – Новосибирск: Изд- во НГПУ, 1994. – 60 с.

1. Голуб И.Б. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. – 432 с.
2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаев, В.А. Салимовский. – М. – Флинта - Наука, 2008. – 464 с.
3. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под редЛ.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н.Ширяева. М., «Флинта», «Наука», 2003. – 840 с.
4. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи: учеб. / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2006. – 254 с.
5. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Невежина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 351 с.
6. Сложеникина Ю. В. Русский язык и культура речи: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 132 с.

Вопрос-ответ:

Как исправить речевую избыточность?

Чтобы исправить речевую избыточность, можно удалить слова-паразиты, которые не несут смысловой нагрузки. Также полезно проводить стилистическую правку текста, удаляя повторения и излишние слова.

Что такое речевая недостаточность?

Речевая недостаточность - это состояние, когда человек испытывает трудности в использовании речи из-за ограничений в словарном запасе, грамматическом строе, патологии произношения и других факторов. Она может проявляться ошибками в выборе слов, неправильным построением предложений и т.д.

Какие особенности исправления ошибок речи?

Исправление ошибок речи требует восстановления пропущенного слова в случае речевой недостаточности. Также важна стилистическая правка текста, чтобы сделать его более четким и логичным.

Как избавиться от слов-паразитов?

Чтобы избавиться от слов-паразитов, их можно просто удалить из текста. Это поможет сделать речь более лаконичной и точной.

Что нужно делать при речевой недостаточности?

При речевой недостаточности необходимо работать над расширением словарного запаса, изучать грамматику и тренировать произношение. Помощь логопеда может быть очень полезной в таких случаях.

Что такое речевая избыточность?

Речевая избыточность - это использование в речи лишних слов, фраз или выражений, которые не несут смысловой нагрузки и могут привести к излишней запутанности и непонятности высказывания. Речевая избыточность может быть вызвана различными факторами, такими как нервозность, неуверенность, стремление заполнить тишину или отсутствие ясности в мыслях.

Как исправить речевую избыточность?

Для исправления речевой избыточности рекомендуется обратить внимание на свою речь и выделить слова, фразы или выражения, которые можно убрать без потери смысла. Также полезно научиться выстраивать свои мысли перед высказыванием и избегать повторений. Для этого можно использовать техники презентации, такие как структурирование речи, использование ключевых слов и паузы.

В чем заключается специфика речевой недостаточности?

Речевая недостаточность - это нарушение речевого развития, которое проявляется в затруднениях в понимании и использовании речи. Специфика речевой недостаточности заключается в том, что она может иметь различные причины и выражаться в разных формах, таких как дизартрия, косноязычие или афазия. Лечение речевой недостаточности требует комплексного подхода и индивидуальной коррекции, основанной на особенностях каждого конкретного случая.

Как восстановить пропущенное слово в речи при стилистической правке?

Для восстановления пропущенного слова в речи при стилистической правке необходимо учитывать контекст и общий смысл высказывания. Часто можно использовать метод заполнения пропусков с помощью синонимов или слов с близким значением. Также полезно проверять свою речь на наличие пропущенных слов перед окончательным согласованием высказывания.

Как избавиться от слов-паразитов в речи?

Избавиться от слов-паразитов в речи можно с помощью их удаления или замены на более точные и подходящие слова. Для этого нужно обращать внимание на свою речь и осознавать, какие слова не несут смысловой нагрузки и могут быть опущены без потери смысла. Также полезно развивать свою речевую компетенцию и разнообразить свой лексический запас, чтобы использовать различные слова и выражения, исключая повторы и излишнюю однообразность.