Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 25 25 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 09.05.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Понятие девиантного поведения с позиций социологии и психологии
1.1. Девиантное поведение с позиций социологии
1.2. Девиантное поведение с позиций психологии
2. Социальный контроль
2.1. Сущность социального контроля
2.2. Типы социального контроля
2.3. Формы и методы социального контроля
2.3. Теории социального контроля
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Важным опосредующим звеном социального контроля является групповой контроль, реализуемый непосредственным окружением человека - коллективом, в который он включен. Будучи членом группы, индивид воспринимает социальные требования через требования своей группы. Он знает, за что подвергнется осуждению и групповым санкциям, а за что будет поощрен повышением статуса в группе. Группа выступает также значимым агентом социализации.
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля: внешний контроль; внутренний контроль; контроль через отождествление с референтной группой; контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").
Традиционно социологи выделяют два метода социального контроля - принуждение и убеждение. По мнению ряда современных российских авторов, в этот перечень нужно включить также информирование и внушение.
Известно, что из-за недостаточной информированности людей возникают напряженные социальные ситуации и соответственно нарушение социальных норм. Это особенно касается тех, кто недавно изменил социальное положение или место жительства и еще не освоился с новыми требованиями.
Убеждение - метод, направленный в конечном счете на интернализацию. В отличие от простой передачи информации убеждение предполагает направленное влияние на личность, апеллирующее к ее мышлению, совести, чувству человеческого достоинства. Убеждают того, кому доверяют и кого не хотят принуждать. Таким образом, убеждение не ущемляет свободы индивида, а, напротив, побуждает к его свободному решению. Именно поэтому убеждение - самый демократичный и гуманный из методов социального контроля.
Принуждение и внушение - методы, в корне отличные от убеждения, поскольку основаны на подчинении свободной воли индивида. Принуждение с помощью негативных санкций по сути представляет собой насилие над личностью. Это самый примитивный и бесчеловечный способ воздействия на индивида. На первый взгляд это самое эффективное средство контроля, позволяющее без труда добиться подчинения индивида социальным требованиям. Именно поэтому принуждение - излюбленный метод тиранов и диктаторов, которым нужен мгновенный результат и максимальное устрашение и которые испытывают страх перед индивидуальной свободой. Но принуждение воздействует только на внешние про явления отклонений в поведении, не затрагивая их глубинных социально-психологических корней. При этом оно вызывает глубокие негативные изменения в психике масс, сохраняющиеся очень длительное время и даже, по-видимому, передающиеся на генетическом уровне. П.А. Сорокин пишет: «При достаточном и продолжительном давлении санкций акты, совершающиеся первое время лишь благодаря мотивационному действию кар и наград, в дальнейшем начинают выполняться уже без давления, по привычке». Массовые психологические деформации, возникающие в результате продолжительного насилия, сами собой не проходят: они требуют, по Э. Фромму, «дерепрессии». Общество, пережившее тиранию, больно и нуждается в лечении.
Наконец, внушение - наиболее опасный способ социального контроля. Это направленное воздействие на глубинные слои психики, адресованное подсознанию. Индивид, в отношении которого применено внушение, не сознает, что подвергся воздействию извне. Он уверен, что пришел к этим выводам, поступкам, желаниям сам, по своей воле.
Современное государство, имея на вооружении новейшие психотехнические разработки, обладает большими потенциями суггестии (внушения). Суггестия таит в себе серьезную опасность, так как всякое глубокое вторжение в психику чревато непредвиденными последствиями. Кроме того, внушение - это очень мощное оружие в умелых и злонамеренных руках, позволяющее манипулировать сознанием масс, контролировать не поступки, а умы. Значительный элемент суггестии содержится, например, в выступлениях харизматических лидеров экстремистских политических партий, фундаменталистских движений, кумиров тоталитарных сект, которые в особенности практикуют суггестивные психотехники.
2.3. Теории социального контроля

В связи с проблемой социального контроля встает интересный и очень важный для социологии вопрос: насколько вообще под- дается социальному контролю индивидуальное поведение и как оценить роль контроля в обществе?
Представители функционализма рассматривают социальный контроль как неизбежное требование, невыполнение которого приведет общество к гибели, так как его нормальное функционирование станет невозможным. Альтернативой эффективного социального контроля они считают хаос и аномию - отсутствие управления. Представители социального бихевиоризма считают возможным и допустимым применение технологии социального контроля - манипулирование сознанием индивидов в интересах господствующих социальных групп. Конфликтологи считают, что в реальном обществе система социального контроля способствует сохранению статус-кво в интересах господствующих социальных групп и в ущерб всем остальным. Теоретики Франкфуртской Школы оценивают социальный контроль как средство социально го принуждения. Согласно Фромму, общество обладает механизМом психологического давления, позволяющим вытеснять из со- Знания индивидов социальный опыт, угрожающий сохранению статус-кво. Этот механизм действует по аналогии с фрейдовским цензором, но имеет социальную природу. Г. Маркузе считает, что в современном западном обществе, столь терпимом к индивиду и его волеизъявлениям, негласно существует мягкая форма социального контроля, функционирующего так же безотказно, как контроль при тоталитарном режиме. Это контроль через Потребности: Маркузе утверждает, что общество потребления деформирует и подвергает тотальному контролю сознание людей, создавая и навязывая им ложные потребности, вовсе не проистекающие из реальных нужд. Так, реклама и массмедиа формируют потребности в определенном виде модной одежды, развлечении, зрелищ и чтения. Из культуры, которая становится массовой, уходит ее глубинное измерение, она становится одно- мерной и формирует одномерного человека - особый тип характера, основой которого становится потребление.

























Заключение

Социальный контроль - система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
Социальный контроль необходим для того, чтобы обеспечить: организованность общества, осуществить эффективное управление обществом. Социальный контроль осуществляется через социальные нормирования, предписанные нормы, т. е. общество, дает личности и группам определенные предписания, требования и ожидает от индивида соответствующего «нормального» поведения, т. е. общество одобряет подведения. Нормы это некие стандарты, шаблоны, образцы поведения. Они нормализуют трудовое профессиональное поведение, поведение в быту, семейное поведение.
Общество без всякого социального контроля едва ли возможно. Идеалом свободного общества, которое проявляло бы максимум доверия к индивиду, является такое общество, где социальный контроль всецело интернализован, где нет необходимости во внешних санкциях и механизмах их применения. Именно такое общество всегда было предметом утопической мечты.
Современный этап социального развития человечества явно связан со смягчением форм социального контроля и все большего его овнутрения.
Таким образом, можно сказать, что поставленные задачи курсовой работы решены, цель исследования данной темы достигнута.







Список использованной литературы


Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М·, 1996. С. 133.
Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т./пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В3т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. –М.: Инфра-М. 2001. –624с.
Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 2000.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. – Глава 8.
Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999.
Современная западная социология. Словарь, 1999.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
Радугин А.А, Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. - М., 1995.
Смелзер Н. Указ. Соч. С.208.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992. С. 139.
Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
Социология. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриенко. –М.: ЮНИТИ.ДАНА, 2002, 407с.
Социология: Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 539 с.
Учебный социологический словарь /Общ. ред. С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999.
Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000.
Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. – 1999. – № 6.
Ядов. Изд. 2-е. М., 1998. С. 587 - 609; Он же. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". Изд. 2-е. СПб., 2007; Он же. Российская социология девиаитности и социального контроля. В: Социология в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX века / Ред. А. О. Бороноев. СПб. 2007. С. 101 - 123.











Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В3т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
Бергер П.А. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. С. 68.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.Общество.М., 1992. С. 139.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М·, 1996. С. 133.













3

1.Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М·, 1996. С. 133.
2.Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т./пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.
3.Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
4.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
5.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В3т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.
6.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. –М.: Инфра-М. 2001. –624с.
7.Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 2000.
8.Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. – Глава 8.
10.Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999.
11.Современная западная социология. Словарь, 1999.
12.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
13.Радугин А.А, Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. - М., 1995.
14.Смелзер Н. Указ. Соч. С.208.
15.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992. С. 139.
16.Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
17.Социология. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриенко. –М.: ЮНИТИ.ДАНА, 2002, 407с.
18.Социология: Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 539 с.
19.Учебный социологический словарь /Общ. ред. С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999.
20.Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
21.Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000.
22.Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. – 1999. – № 6.
23.Ядов. Изд. 2-е. М., 1998. С. 587 - 609; Он же. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". Изд. 2-е. СПб., 2007; Он же. Российская социология девиаитности и социального контроля. В: Социология в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX века / Ред. А. О. Бороноев. СПб. 2007. С. 101 - 123.

Вопрос-ответ:

Какой подход к девиантному поведению предлагает социология?

Социология рассматривает девиантное поведение как продукт социальных процессов и взаимодействия между индивидами и обществом. Она анализирует, как социальные нормы и ценности формируются, а также как отклонения от этих норм влияют на общество.

Какой подход к девиантному поведению предлагает психология?

Психология рассматривает девиантное поведение как результат индивидуальных психологических процессов, таких как личностные особенности, эмоции, стимулы и вознаграждения. Она исследует, как эти факторы влияют на поведение человека и что приводит к отклонениям от социальных норм.

Что такое социальный контроль?

Социальный контроль - это система механизмов, норм, правил и процессов, которые регулируют поведение членов общества и обеспечивают соблюдение социальных норм и правил.

Что такое групповой контроль?

Групповой контроль - это форма социального контроля, осуществляемая непосредственным окружением человека, такими как семья, друзья, коллеги и другие группы, в которых он находится. Групповой контроль включает поведение наблюдения, взаимного влияния, поддержки или наказания со стороны членов группы.

Каково понятие девиантного поведения с позиций социологии?

Согласно социологии, девиантное поведение - это отклонение от установленных норм и ценностей, признанных обществом. Оно может проявляться в различных формах, таких как преступления, асоциальность, аморальное поведение и т.д.

Каково понятие девиантного поведения с позиций психологии?

Из психологической перспективы, девиантное поведение описывается как отклонение от нормального психического состояния, что может привести к проблемам в адаптации к обществу и взаимодействию с другими людьми.

Какова сущность социального контроля?

Социальный контроль представляет собой систему норм, правил и механизмов, которые обеспечивают поддержание социальной стабильности и предотвращение отклоняющегося поведения. Он осуществляется через непосредственное окружение человека, группы, общественные институты и законы.

Какие типы социального контроля существуют?

Существуют различные типы социального контроля, такие как формальный и неформальный контроль, прямой и косвенный контроль, индивидуальный и групповой контроль. Каждый из них играет свою роль в обеспечении социальной нормативности и регулировании поведения людей.

Какие теории социального контроля существуют?

Существует несколько теорий социального контроля, включая теорию социальной дисконформности, теорию узаконенного контроля, теорию «социальных связей» и теорию конфликта. Каждая из этих теорий предлагает свои объяснения причин и механизмов социального контроля, а также его роли в обществе.

Какую роль играет социология и психология в изучении девиантного поведения?

Социология и психология являются двумя основными дисциплинами, изучающими девиантное поведение. Социология рассматривает его с позиции общественных норм и ценностей, а психология - с позиции психических процессов и психологических факторов, влияющих на формирование такого поведения.