организация, оформление и учёт операций по кредитованию физических лиц с использованием банковских карт
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 20.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ................5
1.1. Потребительские кредиты, их классификация................................................................5
1.2. Формы обеспечения возвратности кредитов физических лиц......................................7
1.3. Подразделения кредитных организаций, участвующие в кредитовании физических лиц. Оценка кредитоспособности заемщика.................................................................10
1.4. Порядок предоставления кредита...................................................................................14
1.5. Контрольная работа банка. Порядок погашения кредита и уплаты процентов.........16
2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ...................................19
2.1. Характеристика счетов, используемых при учете операций по предоставленным кредитам физическим лицам..........................................................................................19
2.2. Учет операций по выдаче и погашению кредитов в установленный договором срок....................................................................................................................................21
2.3. Учет операций по начислению и уплате процентов по кредитам, предоставленным физическим лицам...........................................................................................................23
2.4. Учет просроченной задолженности по кредитам и процентам...................................26
2.5. Учет операций по приему и возврату обеспечения по кредитам................................28
3. АНАЛИЗ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ................31
3.1 Современное состояния кредитования с использованием банковских карт..............31
3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования с использованием банковских карт................................................................................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................................................38
Под них создается резерв на возможные потери.Если проценты не признаются в качестве доходов (III, IV или V категория качества), то они со дня переклассификации учитываются на внебалансовом счете 91604 (91603 – для межбанковских кредитов).Вопрос о признании доходов по процентам по задолженности III категории, как уже говорилось раньше, решается банком самостоятельно.Учет просроченной задолженности по основному долгу ведется на отдельных лицевых счетах балансового счета 458 по учету просроченных кредитов.Учет просроченных признанных процентов по кредитам ведется на активных счетах балансового счета 459 по учету просроченных процентов по кредитам, а по межбанковским – на счете 325.Схема отражения в бухгалтерском учете переноса для учета просроченной задолженности выглядит следующим образом:Дт 458Кт 441 – 457 – на сумму основного долга;Дт 459Кт 47427 «Требования по получению процентов» – на сумму начисленных процентов.После переноса процентов на счета по учету просроченных процентов банк восстанавливает резерв, созданный под начисленные проценты, и создает резерв под просроченные проценты. При этом делаются записи:Дт 47427Кт 32505 (для межбанковских кредитов) или 45918 (по остальным кредитам).Если происходит реклассификация кредита с изменением категории качества задолженности в группу, доход по которой не признается, то дальнейшее начисление процентов производится на счетах 91604 или 91603.Начисление процентов по выданному, но не возвращенному кредиту производится в сроки и в порядке, предусмотренных кредитным договором. Если очередные проценты не просрочены и признаются в качестве доходов, то они учитываются в общем порядке.Досоздание резерва по начисленным процентам отражается проводкой:Дт 70606Кт 45918, 32505.Учет просроченной ссудной задолженности банков по основному долгу ведется на отдельных лицевых счетах балансового счета 324 по учету просроченных кредитов, предоставленных другим банкам. Учет просроченных процентов по межбанковским кредитам ведется на счетах балансового счета 325 по учету просроченных процентов по межбанковским кредитам. Принципиальная схема отражения в бухгалтерском учете данных операций ничем принципиально, кроме номеров счетов, не отличается от обычного кредитования.Если кредит был оформлен залогом, то залоговые права должны быть реализованы не позднее чем через 30 дней после задержки платежей по основному долгу или по процентам.При поступлении средств и документа по уплате процентов и (или) основного долга сумма проводится по дебету корреспондентского счета, расчетного счета или кассы для физических лиц и относится в кредит по учету просроченной задолженности и просроченных процентов:Дт 30102, 20202, 405 – 408Кт 459 (325) – на сумму процентов.Если проценты не признавались в качестве дохода, то они учитывались на внебалансовом счете 91604. Теперь они восстанавливаются на доходы:Дт 99999Кт 91604;Дт 30102, 20202, 405 – 408Кт 70601 – на сумму поступивших процентов;Дт 30102, 20202, 405 – 408Кт 458 (324) – на сумму погашения основного просроченного долга.Штрафы, пени и неустойки за просрочку погашения ссудной задолженности и процентов по ней, полученные от клиентов, приходуются на счете 70601 «Штрафы, пени, неустойки полученные» кассовым методом в момент признания или получения проводкой:Дт 30102, 20202, 405 – 408Кт 70601.Одновременно восстанавливается резерв на возможные потери по ссудам в части погашенного долга и резерв, созданный по требованиям по процентам в части погашенных процентов.2.5. Учет операций по приему и возврату обеспечения по кредитамУчет обеспечения, полученного по размещенным средствам от клиента в виде ценных бумаг (включая векселя), осуществляется на внебалансовом счете 91311 «Ценные бумаги, принятые в обеспечение по размещенным средствам». Учет обеспечения в виде ценных бумаг осуществляется по залоговой стоимости, указанной в договоре залога:Дт 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи»Кт 91311 «Ценные бумаги, принятые в обеспечение по размещенным средствам» по отдельному лицевому счету, открываемому на каждый вид ценной бумаги, принятой в залог.Если ценные бумаги, переданные в залог, учитываются в депозитарии кредитной организации, обременение отражается в учете по счетам депо залогодателя (отражение по счетам депо в штуках):Дт 98040 «Ценные бумаги владельцев»Кт 98070 «Ценные бумаги, обремененные обязательствами».Принятые в обеспечение и помещенные в хранилище кредитной организации векселя также отражаются по счетам депо (отражение по счетам депо в штуках):Дт 98000 «Ценные бумаги на хранении в депозитарии»Кт 98070 «Ценные бумаги, обремененные обязательствами».Гарантии, предоставляемые кредитными организациями, могут обеспечиваться всеми способами, предусмотренными действующим законодательством. Обеспечением могут являться залог ценных бумаг, имущества, поручительство, гарантийный депозит (вклад).Выдача гарантии оформляется проводкой:Дт 99998 «Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи»Кт 91315 «Выданные гарантии и поручительства» по отдельному лицевому счету, открываемому на каждую выданную гарантию.По учету гарантийного депозита, полученного в обеспечение по выданной гарантии, вопросов нет. Гарантийный депозит, как правило, учитывается на счете «Прочие привлеченные средства» по соответствующему сроку по отдельному лицевому счету клиента[5].А вот обеспечение, полученное по гарантии в виде ценных бумаг, имущества и поручительства, как разъяснено Банком России, на соответствующих внебалансовых счетах не учитывается, так как Положением № 302-П не предусмотрено отражение на внебалансовых счетах обеспечения, полученного под какие-либо внебалансовые статьи (см. ответ на вопрос № 5 в разъяснениях Банка России, данных на вопросы Ассоциации региональных банков России, размещенных на сайте Банка России 08.02.2011). Полученное обеспечение следует учитывать внесистемно (например, в специальном журнале, фиксируя дату, реквизиты договора обеспечения, сумму (при наличии), номер внебалансового счета, на котором учитывается выданная гарантия, и другую необходимую информацию). Порядок хранения договоров обеспечения, учтенных внесистемно, должен быть утвержден внутренним распорядительным документом кредитной организации. Если в обеспечение получены ценные бумаги, учитываемые в депозитарии кредитной организации, векселя, то они учитываются по счетам депо кредитной организации в установленном порядке [9].В случае оплаты гарантийного обязательства за счет средств кредитной организации задолженность клиента учитывается на счете 60315 «Суммы, выплаченные по предоставленным гарантиям и поручительствам» по отдельному лицевому счету, открываемому в разрезе каждой гарантии:Дт 60315 «Суммы, выплаченные по предоставленным гарантиям и поручительствам»Кт корреспондентские счета.Таким образом, порядок бухгалтерского учета предоставленных потребительских кредитов на территории Российской Федерации основывается на Положении от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которое постоянно модифицируется и совершенствуется, что приобретает особое значение в свете принимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержанию функционированию банковской системы в современных условиях кризиса.3. Анализ рынка потребительского кредитования, проблемы,3.1 Современное состояния кредитования с использованием банковских картЗа последние три года отмечается непрерывный рост рынка кредитных карт в Российской Федерации, благодаря чему установлен новый максимум – общаязадолженность россиян покредитнымкартам в июле 2022года впервые превысила 1,5 трлн рублей. За месяц оно увеличилось на 2,2% — до 52,7 млн штук [19].Рост выдачи кредитных карт в России непрерывно растет. Динами объема выдачи кредитных карт представлена Рис. 2.Рис. 2. Динамика рынка кредитных картЛидерами среди регионов России по выдаче кредитных карт стали Москва - 142,96 тысячи, Московская область - 109,31 тысячи, Санкт-Петербург - 72 тысячи, Краснодарский край - 70 тысяч и Свердловская область - 55,37 тысячи карт.Согласно исследованию, за пять лет выдачи кредитных карт выросли на 92% в количественном выражении и на 163% — в денежном. Средний лимит по кредиткам повысился с 53 тыс. руб. в 2017 году до 73 тыс. руб. в 2021 году[6].При этом доля используемого лимита по кредитным картам в начале 2022 года составила в среднем 35%. Лидерами по этому показателю стали Республики Тыва (47,1%), Ингушетия (44,4%) и Дагестан (41,8%). В пятерку лидеров также вошли Кабардино-Балкария, где заемщики используют лимиты своих кредитных карт на 39,8%, и Москва — 39,7%.По данным сервиса по подбору кредитов «Кредистория», в 2022 году резко выросло количество клиентов с активными кредитными картами. Число таких заемщиков без дефолта увеличилось на 20,5%, до 20,5 млн, в то время как в первый год пандемии коронавируса COVID-19 показатель даже снизился на 1%, а в 2019-м повысился только на 9%.Глава «Эквифакса» Олег Лагуткин считает, что кредитные карты стали массовым продуктом отчасти благодаря повышению финансовой грамотности населения и ответственности россиян за взятые на себя кредитные обязательства. Кроме того, сказывается то, что банки активно продвигают данный продукт по различным каналам продаж, предлагая привлекательные условия и бонусные программы, добавил он.В 2016 году среднее по рынку значение процентной ставки было на уровне 27–30%. Год спустя оно снизилось до 23,9–27,9%, сейчас оно в среднем 12–33%, хотя есть и более выгодные предложения. Это не может не стимулировать клиентов к тому, чтобы оформлять кредитки. В департаменте кредитных карт «Ситибанка» отмечали, что по итогам первого полугодия 2017 года портфель кредитных карт вырос на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом уровень просроченной задолженности остался прежним.Нестабильная экономическая ситуация заставила кредитные организации пересмотреть и политику выдачи карт. Сегодня при оформлении кредиток банки строже проверяют потенциальных заемщиков и предоставляют особые условия тем, кто постоянно пользуется их услугами. Клиент банка может оформить карту с большим лимитом и меньшим годовым процентом, чем человек «с улицы». Иными словами, банки хотят видеть более надежных клиентов. Но при этом борьбу за них никто не отменял — каждое кредитное учреждение старается предложить уникальный продукт [13].«Главными инструментами привлечения клиентов являются программы лояльности, а какие именно, каждый банк выбирает сам. Это могут быть мили, баллы, cashback. У нас самыми популярными карточными предложениями являются кредитные карты с программами для часто путешествующих клиентов», — перечисляет начальник отдела продуктов управления пластиковых карт банка ВТБ Азат Гафуров.Стоит сказать, что несколько игроков после кризиса конца 2014 – начала 2015 года ушло с рынка, но большинство банков продолжает выпускать кредитные карты. На сегодня кредитки предлагают десятки банков, среди которых «ЮниКредит Банк», Сбербанк, «ОТП Банк», ВТБ, «Тинькофф Банк», «Банк Хоум Кредит», «Росбанк», «Восточный Банк» и другие.3.2 Проблемы и перспективы развития кредитования с использованием банковских картАнализ деятельности кредитных организаций России по потребительскому кредитованию показывает, что существует ряд проблем, недостатков, с которыми ежедневно сталкиваются тысячи заемщиков. По статистике, самые актуальные и насущные проблемы – это: − необоснованно высокие ставки потребительского кредитования; − гибкие, изменяющиеся, но не всегда в пользу клиента, условия кредитного договора; − завышенные требования к предоставляемым документам в некоторых банках; − низкий уровень подготовки персонала, работающего в отделах потребительского кредитования; − необозначенные и высокие комиссионные сборы, появляющиеся уже после подписания кредитного договора; невозможность самостоятельного выбора вида платежа (аннуитетный или дифференцированный) и многое другое [16]. Несмотря на то, что существуют недостатки потребительского кредитования, большинству людей не важно, что из-за процентов в кредит, увеличится стоимость товара или услуги, им важно приобрести товар прямо здесь и сейчас, в связи с необходимостьюВ связи с ростом популярности пластиковых карт, банки постоянно расширяют их продуктовый ряд. Модернизируются сервисы «интернет-банк», «смс-банк», разрабатываются приложения для смартфонов, карты становятся не просто «ключом к счету», а неким инструментом для удостоверения личности. Помимо всего вышесказанного, совершенствуются и кредитные продукты. Упрощаются процессы установки кредитного лимита, который будет использоваться при недостатке или отсутствии необходимого количества собственных денежных средств на счете клиента. При оформлении кредитной пластиковой карты потенциальному держателю кредитной карты открывается специальный карточный счёт, на котором по ссудному счёту устанавливается лимит кредитования на весь срок действия карты. Кредитный лимит, зачастую, представляет собой кредитную линию с возможностью восстановления пользования.Как и любого кредитного продукта, у кредитования посредством карт есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести быстрый доступ к денежным средствам. В жизни обычного человека бывают разные ситуации, когда срочно необходима некая сумма денег, а идти в банк, подавать заявку на кредит, собирать необходимые документы и ждать одобрения порой просто нет времени. Лимит кредитования определяется эмитентом для каждого держателя карты индивидуально и фиксируется на его ссудном клиентском счете, независимом от расчётного, текущего и иных счётов клиента. Использование кредитных карт предполагает, быстрый доступ как к наличной сумме в банкомате, так и к возможности безналичного платежа в любой торговой точке, что также является плюсом этого продукта.К минусам, в первую очередь, можно отнести высокую процентную ставку.При открытии кредитной линии, которой клиент может и не воспользоваться, банк обязан создать резерв на эту ссуду, т. е. если заемщик вообще не будет пользоваться кредитом, то банк будет терять доход по этому резерву, который мог бы приносить прибыль. Также возможность клиента в любой момент использовать кредитный лимит обязывает банки поддерживать свою текущую ликвидность. При безналичном расчете эта проблеме не особо ощущается: денежные средства просто перечисляются с одного счета на другой. Но при снятии наличных денежных средств банки должны предугадать сразу ряд мероприятий: наличие банкоматов и касс в шаговой доступности для клиентов, наличие необходимой суммы, а главное желаемых банкнот. Поэтому при снятии денежных средств в банкомате, банки зачастую взимают дополнительную комиссию за обналичивание денежных средств, тем самым в очередной раз стимулируют использовать карту для безналичных расчетов.Получаемые из банков новости позволяют делать выводы о расширении услуг в сфере дистанционного кредитования и об улучшении качества таких услуг. Однако вместе с этим видом обслуживания развивается и совершенствуется финансовое мошенничество. Оно, как один из видов хищения, уже давно известно российскому законодательству. Мошенничество является одним из самых распространенных преступлений, которое совершается в банковской сфере. Наиболее опасным следует признать кредитное мошенничество и мошенничество, которое совершается с использованием чужих карт или поддельных, расчетных или иных платежных карт.Рассмотрим еще одну проблему развития кредитных технологий – киберпреступность. Уверенность в киберзащите данных является главным условием поддержания партнерских отношений на принципах доверия между банком и клиентом. Но, несмотря на все усилия со стороны кредитных организаций по обеспечению киберзащиты данных, преступления в этой сфере остаются насущной проблемой для банков и их клиентуры. В России отсутствует единая система, способствующая автоматизированному обмену информацией. Данные о блокировании операций, связанные с конкретными номерами телефонов, не поступают в единую информационную банковскую систему, что дает преступникам возможность многократного использования одного и того же номера для совершения своих финансовых преступлений.Таким образом, согласно данным, размещенным на центральным банком Российской Федерации, мы наблюдаем быстрый рост объемов использования кредитных карт населением. При этом, активно увичиваются объемы просроченной задолженности граждан, что негативно сказывается на общем уровне обеспеченности населения. Наряду с этимм, существенной проблемой банковских кредитных технологий является обеспечение безопасности совершения банковских операций. И эта задача должна решаться в интересах как самого банка для обеспечения защиты своих информационных систем, так и в интересах клиента в целях защиты имущественных интересов и сохранности денежных средств. Обеспечение безопасности кредитных технологий является неоспоримым условием создания доверительных отношений между банком и клиентом.ЗАКЛЮЧЕНИЕПотребительский кредит-это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа)), в том числе с лимитом кредитования -физическому лицу на основании договора займа потребительского кредита, помогающий приобретать товары длительного использования и осуществлять планы, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Гарантией возвратности кредита в условиях рыночной экономики выступает его обеспечение. Согласно ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве форм исполнения обязательств выступают залог, неустойка, поручительство, банковская гарантия. Кроме того, могут быть использованы средства депозита, уступка права требования, передача права собственности, страхование.Субъектом кредитование является кредитная организация – это юридическое лицо, которая на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. Кредитные организации бывают двух видов: банки и небанковская кредитная организация, которые имеют внутренние структурные подразделения (ВСП) — дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла.Для предоставления кредита физическим лицам, кредитные организации проводят качественную оценку кредитоспосбности заемщика, посредством: оценки с помощью финансовых показателей, бальной (рейтинговой) оценки, оценки движения денежных потоков заемщика, анализа делового риска предприятия.Стандартный процесс кредитования состоит из четырех основных этапов: подготовка документов, рассмотрение заявки на кредит, заключение договора, контроль за выполнением договора и погашение.В контроле участвуют кредитные подразделения и другие службы банка,в целях выявления настораживающих факторов в деятельности и поведении заемщика.В бухгалтерской отчетности, выданные кредиты учитываются на активном счете 455 «Кредиты, предоставленные физическим лицам». По дебету этого счета отражается выдача кредита, а по кредиту – погашение кредита или вынос его на просрочку.Для учета просроченных кредитов используется активный счет 45815 «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам гражданам».Проценты по просроченным кредитам учитываются на активном счете 45915 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам гражданам».За последние три года отмечается непрерывный рост рынка кредитных карт в Российской Федерации, благодаря чему установлен новый максимум – общаязадолженность россиян покредитнымкартам в июле 2022года впервые превысила 1,5 трлн рублей. За месяц оно увеличилось на 2,2% — до 52,7 млн штук.Такая статистика вызвана такими проблемами: − необоснованно высокие ставки потребительского кредитования; − гибкие, изменяющиеся, но не всегда в пользу клиента, условия кредитного договора; − завышенные требования к предоставляемым документам в некоторых банках; − низкий уровень подготовки персонала, работающего в отделах потребительского кредитования; − необозначенные и высокие комиссионные сборы, появляющиеся уже после подписания кредитного договора; невозможность самостоятельного выбора вида платежа (аннуитетный или дифференцированный) и многое другое.Помимо этого, с ростом кредитования с использованием банковских карт, развивается и совершенствуется финансовое мошенничество, а также растет киберпреступность.Однако, несмотря на данные проблемы, пластиковые карты имеют и свои перспективы развития:- модернизация сервисов «интернет-банк», «смс-банк», разрабатка приложений для смартфонов;- упрощение процесса установки кредитного лимита;- быстрый доступ к денежным средствам;- быстрый и удобный процесс получения кредита и т.д.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКРоссийская Федерация. Закон. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс: офиц. текст от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».Российская Федерация. Закон. О банках и банковской деятельности Электронный ресурс: офиц. текст от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».Российская Федерация. Закон. О кредитных историях. Электронный ресурс: офиц. текст от 30.12.2004 № 218-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».Российская Федерация. Закон.О потребительском кредите (займе)Электронный ресурсот 21.12.2013 N 353-ФЗ (последняя редакция): офиц. текст от 30.12.2004 № 218-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».Центральный банк Российской Федерации. Положение. О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения. Электронный ресурс: офиц. текст. от 27.02.2017 № 579-П - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».Антоненко А.А. Банковские карты в России: анализ текущего состояния и тенденции развития // Концепт. 2019. №6. С.234-239.Апала С.Р. Современные цифровые банковские продукты, операции и услуги // Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск. 2019. № 9. С. 433-435.Архипов А.А. Мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК) // Уголовное право. 2019. № 5. С. 16-20.Банки и Банковское дело. Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова.- Спб. Питер, 2015.-387 с.Банковское дело. Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Коробковой.- М. : «Экономистъ», 2016.- 288с.Бондаренко С.В., Сапрунова Е.А. Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщика//Финансы и кредит. 2008. 24. С. 5-9Бычков В.П., Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело. Практикум: учебное пособие. М.: КноРус, 2021. 260 с.Гюнтер И.Н., Серова Е.Г., Семенов Е.С. Банковские операции с пластиковыми картами: монография. Белгород: Эпицентр, 2021. 147 сЖуков Е.Ф. Банковское дело: учебник для студентов вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эрнашвили. - Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. - 575 с.Зике Р.В. Классификация рисков кредитной организации в целях внутреннего контроля / Р.В. Зике // Российское предпринимательство. - 2020. - № 13 (259). - С. 34 - 40.Золотарева О.А. Институты денежно-кредитной политики: сущность, виды, взаимодействие [Текст] // Российское предпринимательство. – 2018. – № 20 (266). – С. 29-43.Назарчук Н.П., Тенденции развития ипотечного жилищного кредитования в России, //Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2015. - №3. - С.50-54.Бюллетень банковской статистики [Текст] / Центральный банк Российской Федерации.Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.cbr.ru
1. Российская Федерация. Закон. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс: офиц. текст от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Закон. О банках и банковской деятельности Электронный ресурс: офиц. текст от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Российская Федерация. Закон. О кредитных историях. Электронный ресурс: офиц. текст от 30.12.2004 № 218-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Российская Федерация. Закон. О потребительском кредите (займе) Электронный ресурс от 21.12.2013 N 353-ФЗ (последняя редакция): офиц. текст от 30.12.2004 № 218-ФЗ. - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Центральный банк Российской Федерации. Положение. О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения. Электронный ресурс: офиц. текст. от 27.02.2017 № 579-П - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Антоненко А.А. Банковские карты в России: анализ текущего состояния и тенденции развития // Концепт. 2019. №6. С.234-239.
7. Апала С.Р. Современные цифровые банковские продукты, операции и услуги // Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск. 2019. № 9. С. 433-435.
8. Архипов А.А. Мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК) // Уголовное право. 2019. № 5. С. 16-20.
9. Банки и Банковское дело. Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова.- Спб. Питер, 2015.-387 с.
10. Банковское дело. Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Коробковой.- М. : «Экономистъ», 2016.- 288с.
11. Бондаренко С.В., Сапрунова Е.А. Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщика//Финансы и кредит. 2008. 24. С. 5-9
12. Бычков В.П., Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело. Практикум: учебное пособие. М.: КноРус, 2021. 260 с.
13. Гюнтер И.Н., Серова Е.Г., Семенов Е.С. Банковские операции с пластиковыми картами: монография. Белгород: Эпицентр, 2021. 147 с
14. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник для студентов вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эрнашвили. - Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. - 575 с.
15. Зике Р.В. Классификация рисков кредитной организации в целях внутреннего контроля / Р.В. Зике // Российское предпринимательство. - 2020. - № 13 (259). - С. 34 - 40.
16. Золотарева О.А. Институты денежно-кредитной политики: сущность, виды, взаимодействие [Текст] // Российское предпринимательство. – 2018. – № 20 (266). – С. 29-43.
17. Назарчук Н.П., Тенденции развития ипотечного жилищного кредитования в России, //Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2015. - №3. - С.50-54.
18. Бюллетень банковской статистики [Текст] / Центральный банк Российской Федерации.
19. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.cbr.ru