Роль кружка программирования в выборе профессии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА КРУЖКА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ 5
1.1 Психологические особенности подросткового и юношеского возраста и особенности личностного становления в юношеском возрасте 5
1.2 Проблема профориентации в подростковом и юношеском возрасте 9
1.3 Влияние и роль дополнительного образования на выбор будущей профессии 13
1.4 Роль кружка по программированию на выбор будущей профессии 15
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРУЖКА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ 17
2.1 Методика эмпирического исследования 17
2.2 Результаты эмпирического исследования 18
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Возраст анкетированных 13-16 лет. Стоит отметить, что только 15 человек из опрошенных посещают данный кружок.Цель исследования была достигнута, мы смогли выявить уровень влияния, которое оказывает кружок по программированию на профессиональное становление молодых людей. Проведем анализ результатов по всем данным, которые удалось получить при помощи анкеты.Второй вопрос анкеты раскрывает то, какие направления кружков выбирают участники опроса. Лидирующие позиции занимают спортивные секции, английский язык, художественные школы, IT – кружки, что говорит о востребованности этих направлений. Стоит обратить внимание на то, что происходит полная смена интересов и культур, непосредственно влияет на сознание подростков. На первое место в современной культуре молодежи выходят именно те направления, которые оказывают полное влияние из вне: телефонов, телевизоров, компьютеров. На четвертый вопрос о влиянии посещения кружков и секций большинство респондентов согласилось, 60%, что связывают свое будущее со своими нынешними увлечениями.Пятый вопрос раскрыл смысл основного времяпровождения в кружках, и что, не все направления охвачены и включены в свободное время, что говорит о том, что заинтересованность в других направлениях присутствует в жизни половины опрошенных, а другая часть исследуемых не чувствует потребности вовключении других направлений в свою жизнь.В шестом вопросе большая часть респондентов раскрыла смысл понятия «IT – профессия» как времяпровождение за компьютером – 40%, мнение оставшейся части респондентов разделилось с одинаковыми показателями. Все ответы говорят о том, что у учащихся слабое представление о работе в данном направлении.Седьмой вопрос отражает количество детей, посещающих кружки по программированию, из 50 человек, всего 15, выбрали для себя это направление.Восьмой вопрос являлся продолжением предыдущего и раскрыл интересы детей, которые посещают данный кружок, лидирующими ответами являют: выбор профессии связанной с этим направлением, а также заинтересованность в развитии.Девятый вопрос показал, что большинство опрошенных улучшили свои оценки, соответственно повысилась успеваемость, также стоит отметить, что естественно- научные дисциплины в частности стали развиваться лучше.Десятый вопрос о том, планируют ли опрошенные связать свою жизнь с профессией IT– профиля показывает, что две трети опрошенных связывают свое будущее с этим направлением.Подведем итоги проведенного исследования: родители не всегда вовлечены в то, чем занимается их ребенок, некоторые семьи предпочитают не вторгаться в личное пространство ребенка, тем самым даруя ему свободу. Подростковый и юношеский возраст подвергается постоянному влиянию интернета, и как следствие, мы видим, что современные дети не так сильно увлечены окружающей их жизнью, а жизнью виртуальной, что может послужить дальнейшему развитию в этой области. Ключевым моментом в этой истории необходимо назвать то, что энергию учащихся необходимо перевести в нужное русло, при помощи создания и поддержания интереса к тому, чем они хотят заниматься, выделяют из всего многообразия. К этим выводам мы можем подойти, исходя из ответов, которые давали участники исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый возраст и юность являются возрастами, связанными со становлением личности человека. В этом периоде закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. И молодые люди, и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданские позиции начиная в подростковом возрасте, продолжая в юношеском, а также учатся быть самостоятельными и независимыми от родителей. Развитие человека в этом временном отрезке подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. Характерной особенностью психологического развития личности в этом периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало. Большинство детей этого возраста направляется родителями, но этот возраст характерен своим буйным нравом, и выказыванием своего собственного я. В помощь родителям и детям существует огромное количество кружков и секций, чтобы дети могли гармонично развиваться и следовать своим интересам, в этот момент родителям необходимо помочь в выборе направлений детьми, но главное здесь не помощь, а возможность прислушаться к своему ребенку и дать возможность самому определить что его интересует.Эмпирическое исследование показывает, что существует несколько ключевых направлений, это художественное, спортивное, IT. Наше исследование раскрывает направление по программированию, как одному из приоритетных в современных реалиях.В процессе посещения кружка по программированию у учащихся формируется алгоритмический тип мышления, развивается логика, нарабатываются навыки работы с графиками и таблицами, системами счислений, расширяются знания в области математики, информатики, и остальных естественно – научных предметов.Последнее время все больше востребованы IT – профессии, что является мощным стимулом для записи учащихся в кружки, именно этой направленности, что позволяет простимулировать дальнейший выбор такой востребованной специальности, как программист.Программирование позволяет добиться успехов в одинаковой степени как у девочек, так и у мальчиков, главным условием обучения программированию является комфортная среда, учет индивидуальности каждого учащегося и как следствие, успешность в этой области позволяет учащимся стать более уверенными в своих силах и возможностях.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛитература:Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. —  С.  37-39.Бельтюкова, С. Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий» : (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.Сергеев, И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.Арюкова, Е. А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е. А. Арюкова, Е. С. Земскова // Химия в шк. — 2021. — № 5. — С. 61-64.Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.Заикина, К. Все профессии важны, все профессии нужны : к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста / К. Заикина, Т. Шаменева // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 14-18.Мендаева, Д. Как помочь школьникам узнать о профессиях. Конспект занятия / Д. Мендаева // Упр. нач. шк. — 2021. — № 3. — С. 40-47.Методика воспитательной работы /А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 283 с. - (Высшее образование). Соловьева, Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.Коморова, И. В. Выбор профессии – дело серьезное : профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.Майорова, Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.Электронные источники:Портал «Яндекс. Учебник»URL: https://teacher.yandex.ru Портал «Росучебник»URL:https://rosuchebnik.ru Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.edu.ruФедеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ruЭлектронно-библиотечная система IPRbooks. URL: http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система Айбукс. URL: http://ibooks.ru/Электронно-библиотечная система Издательства Лань. URL: https://e.lanbook.com/Электронно-библиотечная система Сyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература:
1. Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
2. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
3. Бельтюкова, С. Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий» : (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.
4. Сергеев, И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.
5. Арюкова, Е. А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е. А. Арюкова, Е. С. Земскова // Химия в шк. — 2021. — № 5. — С. 61-64.
6. Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.
7. Заикина, К. Все профессии важны, все профессии нужны : к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста / К. Заикина, Т. Шаменева // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 14-18.
8. Мендаева, Д. Как помочь школьникам узнать о профессиях. Конспект занятия / Д. Мендаева // Упр. нач. шк. — 2021. — № 3. — С. 40-47.
9. Методика воспитательной работы /А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 283 с. - (Высшее образование).
10. Соловьева, Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.
11. Коморова, И. В. Выбор профессии – дело серьезное : профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.
12. Майорова, Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.

Электронные источники:
13. Портал «Яндекс. Учебник» URL: https://teacher.yandex.ru
14. Портал «Росучебник» URL: https://rosuchebnik.ru
15. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.edu.ru
16. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru
17. Электронно-библиотечная система IPRbooks. URL: http://www.iprbookshop.ru/
18. Электронно-библиотечная система Айбукс. URL: http://ibooks.ru/
19. Электронно-библиотечная система Издательства Лань. URL: https://e.lanbook.com/
20. Электронно-библиотечная система Сyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности подросткового возраста могут повлиять на выбор профессии?

Подростковый возраст сопровождается формированием личности и поиском своего места в обществе. В это время молодые люди начинают задумываться о своем будущем и стремятся определиться с выбором профессии. Одним из факторов, влияющих на выбор профессии, является формирование самоидентификации и осознание своих интересов, способностей и ценностей.

Какие проблемы профориентации возникают у подростков и юношей?

В подростковом и юношеском возрасте молодые люди сталкиваются с проблемами профориентации, связанными с неопределенностью в своих интересах и возможностях. Они часто испытывают трудности в выборе будущей профессии из-за нехватки информации о различных профессиях и их требованиях. Также влияют на выбор профессии внешние факторы, такие как мнение родителей, друзей и общественное мнение.

Какое влияние и роль дополнительного образования на выбор будущей профессии?

Дополнительное образование играет важную роль в процессе выбора будущей профессии. Оно позволяет молодым людям познакомиться с различными областями знаний и развить свои способности. Кружки по программированию, как один из видов дополнительного образования, могут помочь подросткам и юношам определить свой интерес к IT-сфере и решить, стоит ли они выбирать профессию программиста.

Какая роль кружка по программированию в выборе будущей профессии?

Кружок по программированию играет важную роль в выборе будущей профессии, особенно для тех, кто интересуется IT-сферой. Он позволяет подросткам и юношам познакомиться с основами программирования, развить компьютерные навыки и определить свои способности в этой области. Кроме того, участие в кружке по программированию может помочь молодым людям принять решение о выборе профессии программиста и открыть для себя новые возможности в IT-индустрии.

Какие психологические особенности могут влиять на выбор профессии в подростковом и юношеском возрасте?

В подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное личностное становление и формирование профессиональных интересов. В этом возрасте молодые люди начинают задавать себе вопросы о своем будущем и пробуют различные сферы деятельности. Особенности подросткового возраста, такие как стремление к самоопределению, поиск своего места в обществе, повышенная эмоциональность и рискованность, могут влиять на выбор профессии. Также важную роль играют индивидуальные особенности личности, такие как способности, интересы, ценности и убеждения. Психологическое сопровождение и поддержка в выборе профессии являются значимыми факторами при этом процессе.

Какую роль играет профориентация в подростковом и юношеском возрасте?

Профориентация является важным этапом в жизни подростков и юношей, так как на этом этапе формируются представления о будущей профессии и образе жизни. В этом возрасте молодые люди начинают задаваться вопросами о своих способностях, интересах и предпочтениях. Профориентация помогает понять, какие профессиональные направления могут быть наиболее подходящими, и определиться с выбором будущей профессии. Важно помнить, что профориентация должна быть поддержана психологическим сопровождением и консультацией специалистов.

Какое влияние оказывает дополнительное образование на выбор профессии?

Дополнительное образование, такое как кружки по программированию, имеет важное значение для выбора профессии. Оно позволяет молодым людям попробовать свои силы в определенной сфере деятельности, развить свои навыки и умения, а также получить представление о возможностях и перспективах данной профессии. Кружки по программированию могут быть особенно полезны для тех, кто интересуется информационными технологиями и желает связать свою будущую профессию с программированием.

Какие психологические особенности могут влиять на выбор профессии у подросткового и юношеского возраста?

Подростки и юноши в этом возрасте активно ищут свое место в жизни, формируют свою личность и интересы. Они ищут свое призвание, проявляют интерес к разным областям знаний и профессиям. Возможные психологические особенности могут быть связаны с потребностью самоутверждения, поиском смысла жизни и проявлением своих способностей и интересов.

Какую роль играет кружок по программированию в выборе будущей профессии?

Кружок по программированию может сыграть важную роль в выборе будущей профессии. Он позволяет подросткам и юношам изучить основы программирования, познакомиться с разными языками программирования и технологиями. Такой опыт помогает им лучше понять, нравится ли им программирование, и дает возможность рассмотреть карьерные возможности в этой области.

Как влияет дополнительное образование, такое как кружок программирования, на выбор будущей профессии?

Дополнительное образование, такое как кружок программирования, может существенно влиять на выбор будущей профессии. Оно помогает подросткам и юношам развить интерес к определенной области знаний, расширить свои навыки и узнать больше о потенциальной профессии. Такой опыт позволяет им осознать свои способности и предпочтения, а также принять более обоснованные решения в выборе своей будущей профессии.