Применение интеллект-карт в обучении географии 9 класса
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 24.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Интеллект-карты и возможности их применения в географическом образовании школьников 8
1.1. Сущность и специфика интеллект-карт 8
1.2. Опыт применения интеллект-карт в образовании 13
1.3. Возможности интеллект-карт в изучении географии 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Условия применения интеллект-карт в обучении географии в 9 классе 23
2.1. Анализ достижения планируемых результатов по географии в 9 классе 23
2.2. Приемы, методы организации познавательной деятельности при обучении в курсе географии в 9 классе 27
Выводы по главе 2 32
Глава 3. Применение интеллект-карт в изучении природно-хозяйственных регионов России в 9 классе 33
3.1. Констатирующий этап практического применения в ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа 1566 памяти Героев Сталинградской битвы» 33
3.2. Обучающий этап применения ИК при изучении Урала 35
3.3. Рекомендации по применению интеллект-карт при изучении курса «География России» в 9 классе 48
Выводы по главе 3 50
Заключение 51
Список использованных источников 53
Учитель: Великая Отечественная война закончилась, но началась холодная война, которая привела к гонке вооружений и появлению ядерной отрасли. Появились такие закрытые города как Озерск, Снежинск, Новоуральск, Лесной, Трехгорный, которые стали основой развития сил ядерного сдерживания в нашей стране. Одним из проявлений мирного атома в районе стало строительство Белоярской АЭС. Обозначьте этот период на своей карте.Учитель:Итак, мы с Вами закончили ветку «История освоения Урала». Оформите ветку.Учитель демонстрирует пример трех готовых веток на слайде.Учитель:А теперь перейдем к современному состоянию хозяйства на территории Урала. На сегодняшний день здесь активно развиваются такие отрасли как черная и цветная металлургия, ВПК, электроэнергетика, машиностроение, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, пищевая промышленность.Учитель: На Ваших картах есть соответствующие ветви. Давайте их заполним. Каковы особенности размещения черной и цветной металлургии на территории Урала?Ответ обучающихся.Учитель: Итак, на территории Урала развита черная и цветная металлургия. Черная металлургия – ведущая отрасль промышленности. Основными комбинатами являются Нижне-Тагильский, Магнитогорский, Новотроицкий. Медная промышленность размещена к Красноуральске, Ревде, Кировграде, Карабаше, Кыш-тыме и т.д. Никелевая промышленность размещена в Орске, Реже. Алюминиевая промышленность размещена в Краснотурьинске, Каменск-Уральске. Цинковая промышленность размещена в Челябинске. Оформите соответствующую ветвь.Учитель: Машиностроение представлено тяжелым, транспортным, сельскохозяйственным машиностроением. Где размещены эти отрасли?Ответ обучающихся.Учитель: Верно, тяжелое машиностроение сконцентрировано в Екатеринбурге (Уралмаш), Орске (Южуралмаш). Транспортное машиностроение размещено в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), Ижевск (Лада Ижевск), Миасс (Уральский автомобильный завод), Курган (Курганский автобусный завод). Сельскохозяйственное машиностроение сконцентрировано в Челябинске (Челябинский тракторный завод), Перми (Пермский завод животноводческой техники). Оформите соответствующую ветвь.Учитель: Какими предприятиями представлен военно-промышленный комплекс? Где они размещены? Ответ обучающихся.Учитель:Итак, предприятия ВПК размещены в Екатеринбурге (Уралтрансмаш), Перми (Мотовилихинский завод), Златоусте (Златоустовский машиностроительный завод), Воткинске (Воткинский завод), Ижевске (Ижевский механический завод), Кургане (Курганский машиностроительный завод).Оформите соответствующую ветвь.Учитель: Для работы многочисленных заводов требуется большой объем энергии. На Урале энергетические предприятия представлены ТЭС (Рафтинская, Ириклинская, Троицкая), ГЭС (Камская, Воткинская), АЭС (Белоярская). Оформите соответствующую ветвь.Учитель:Какими предприятиями представлена химическая промышленность? Где размещены предприятия?Ответ обучающихся.Учитель: Хорошо. Производство удобрений размещено в Соликамске, Березняках, Перми. Коксохимическое производство, содовая промышленность размещено в Березняках. Оформите соответствующую ветвь.Учитель: На территории Урала размещены нефте- и газоперерабатывающие заводы. Какие это заводы?Ответ обучающихся.Учитель: Верно. НПЗразмещены в Уфе, Ишимбае, Орске, Перми. ГПЗразмещены в Туймазах, Шкапово, Оренбурге. Оформите соответствующую ветвь.Учитель: На территории Урала, в частности в его южной части есть обширные черноземы, что позволяет выращивать здесь зерно, технические культуры (подсолнечник, сахарная свекла, лен). Также хорошо развито животноводство, в частности молочное животноводство, свиноводство – на севере района, мясное животноводство, овцеводство, коневодство – на юге района, пчеловодство – в Башкирии, оренбургские козы – в Оренбургской области.На основе этих ресурсов в крупных городах размещены мукомольная, мясная, маслосыродельная промышленность. Оформите соответствующую ветвь.Заключительная часть.Учитель:Итак, мы с вами составили ИК на тему «Урал: освоение территории и хозяйство». А теперь, применяя карту, составьте краткий рассказ об изучаемом нами районе.Ответ обучающихся.Учитель: Верно. Понравилось ли вам пользоваться ИК? Они облегчают изучение нового материала? Будем ли мы применять этот метод в других темах? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднения?Домашнее задание.Подготовка докладов.Таким образом, мы применили ИК для обучения географии, формирования надлежащего комплекса предметных результатов по данному предмету.Итоговый вариант ИК представлен на рисунке 8.Рисунок 8– Итоговый вариант ИКПри применении ИК отмечалось повышение интереса детей к изучению географии, увлеченность процессом создания ИК. По результатам урока была проведена проверочная работа, текст которой представлен в Приложении А.В основу заданий проверочной работы были заложены такие предметные результаты как:Показывать на географической карте различные объекты.Анализировать, применять информацию, полученную из разнообразных источников географической информации с целью решения тех или иных учебных, практикоориентированных задач.Применять знания о факторах, условиях размещения хозяйства с целью решения отдельных учебных, практикоориентированных задач.Проводить оценку влияния географического положения тех или иных регионов России на их природные особенности, особенности жизнь, хозяйственной деятельности населения. Приводить объяснение географическим различиям населения и хозяйства в тех или иных регионах страны.Результаты проверочной работы представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты проверочной работыЭГКГСредний результат5,27±0,19 баллов3,33±0,30 баллаНизкий уровень0,00%16,67Средний уровень16,67%73,33Высокий уровень83,33%10,00Так, верно ответили на вопрос №1 90,00% учащихся ЭГ и 50,00% (рисунок 9).Рисунок 9 – Результаты по вопросу №1 На вопрос №2 верно ответили 86,67% учащихся ЭГ и 53,33% учащихся КГ (рисунок 10).Рисунок 10 – Результаты по вопросу №2На вопрос №3 верно ответили 86,67% учащихся ЭГи 53,33% учащихся КГ (рисунок 11).Рисунок 11 – Результаты по вопросу №3На вопрос №4 верно ответили 83,33% учащихся ЭГ и 53,33% учащихся КГ (рисунок 12).Рисунок 12 – Результаты по вопросу №4На вопрос №5 верно ответили 80,00% учащихся ЭГ и 40,00% учащихся КГ, отчасти верно – 20,00% учащихся ЭГ и 36,67% учащихся КГ, неверно – 23,33% учащихся КГ (рисунок 13).Рисунок 13 – Результаты по вопросу №5Таким образом, эффективность применения ИК на уроках географии может быть оценена как высокая.3.3. Рекомендации по применению интеллект-карт при изучении курса «География России» в 9 классеПолученные сведения позволяют дать следующие рекомендации:Для экономии времени на уроках, следует максимально применять готовые графические материалы. Это могут быть наклейки, разрезные элементы. Их следует комплектовать в конверты по темам. Важно иметь широкий набор таких элементов, чтобы обучающиеся могли проявлять фантазию, творческие способности. Это могу быть различные условные знаки на картах, знаки, обозначающие полезные ископаемые, гербы городов, стран, изображения растений, животных, значки, которые могут быть отождествлены с отраслями хозяйства и т.д. Со временем, после того как обучающиеся освоят метод построения ИК, можно применять их как элемент самостоятельной деятельности. Для этого задаются отдельные здания каждому обучающемуся. Лучше всего подойдут задания на дом.ИК могут быть основой для организации коллективной работы. Это может быть как работа на уроках, так и в рамках самостоятельной работы.Можно порекомендовать обучающийся создать папку с ИК. Эта подборка поможет им повторять пройденный материал, готовиться к контрольным работам, экзаменами. Такие ИК должны быть объединяющими, например создавать по итогам изучения каждой крупной темы. Средствами ИК можно развивать не только знания и навыки в области географии, но и навыки в области современных информационных технологий. Такие навыки можно развивать на уроках географии и на уроках информатики. Можно применять комплексные уроки, которые сочетают географию и информатику. Выводы по главе 3На основании полученных сведений мы можем говорить о том, что применение ИК в изучении курса географии в 9 классе значимо повышает качество освоения курса, скорость его освоения.На примере конкретного урока («Урал: освоение территории и хозяйства») мы применили прием ИК и получили позитивный отклик, интерес со стороны обучающихся. Также обучающиеся продемонстрировали высокий уровень знаний, который был выше, чем таковой в контрольной группе.Таким образом, мы можем заключить, что применение метода ИК позволило с одной стороны повысить уровень познавательного интереса обучающихся, с другой – уровень усвоения обучающимися информации, скорость такого усвоения. Как следствие, прием ИК можно рекомендовать как один из эффективных в изучении курса географии в 9 классе.ЗаключениеМы изучили особенности применения интеллект-карт в обучении географии в 9 классе. Интеллект-карты были разработаны Тони Бьюзеномна основе теории, вдохновленной заметками да Винчи, и такими учеными, как Галилей, Фейнман и Эйнштейн. Эти карты не линейные, а концентрические, в них изображения и текст компилируется на одной странице так, чтобы создавать единую модель изучаемого понятия. Интеллект-карты являются мультисенсорными инструментами, они используют зрительно-пространственную ориентацию для интеграции информации и, следовательно, помогают учащимся организовывать и сохранять информацию. Анализ показал, что интеллект-карты активно применяются в современной системе обучения, в т.ч. в географии, однако методическая поддержка этого приема остается нанизкой, что и делает тему исследования актуальной.Полученные сведения позволяют делать следующие выводы:Интеллект-карта представляют собой вариант символьно-графического отображения информации, при котором основная тема представлена в центре страницы, затем даются подтемы, которые радиально, разветвляясь отходят от центра. В каждую ветку включены ключевые слова или изображения, которые служат опорными сигналами как для изучения, так и для дальнейшего воспроизводства информации. Кроме того, соединительные линии, коды и символы используются для соединения блоков карты, выделения важных концепций и стимулирования творческого мышления. Во многих исследованиях изучались преимущества метода для преподавания и обучения. В целом показано, что использование интеллект-карт в образовании будет стимулировать творчество учащихся, улучшать обучение и запоминание, а также служить инструментом для оценки степени понимания учащимися изучаемых тем. Изучение курса географии предполагает достижение определенных предметных результатов. Эти результаты достигаются за счет применение различных методов. Это объяснительно-иллюстративный,. Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения. Каждый метод может быть реализован за счет ряда приемов, вкоторым, в т.ч. относится и ИК.На фактическом примере было показано, что классическая система обучения географии сегодня не так эффективна, как того требуют стандарты образования. Причин для этого множество, среди ни, на наш взгляд, сниженная мотивация к обучения, перегрузка обучающихся информацией в разных ее видах. Как следствие, стандартные методы обучения перестают привлекать обучающихся, они привычны, не инициируют познавательную деятельность детей. Это приводит к тому, что тестирование уровня сформированности необходимых в географии знаний, умений и навыков показал результаты ниже среднего. Нами были проведены занятия с использованием интеллект-карт, которые показали свою высокую эффективность. Были разработаны методические рекомендации по применению интеллект-карт при изучении географии в 9 классе.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза о том, что применение интеллект-карт при изучении географии в 9 классе позволяет повышать эффективность изучения данного предмета, подтверждена.Список использованных источниковПечатные источникиАбакумова И. А. Актуальные аспекты применения инновационной технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ / И. А. Абакумова, М. В. Гриценко // Балтийский гуманитарный журнал, 2021. – Т. 10. – № 2 (35). – С. 82-85.Асадуллаева С. А. Использование интеллект-карт в процессе формирования лексических навыков на среднем этапе обучение английскому языку / С. А. Асадуллаева // Мировая наука, 2021. – № 5 (50). – С. 163-167.Ахмедова Э. М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (Mind-map) в педагогическом процессе / Э. М. Ахмедова // Мир науки, культуры, образования, 2020. – № 2 (81). – С. 310-312.Беляева Е. Ю. Использование технологии интеллект-карт на уроках географии в 7 классе / Е. Ю. Беляева // Инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2021. – С. 216-221.Бьюзен Т. (1942-2019). Интеллект-карты : полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен; пер. с англ. Ю. Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 199 с.Ваганова О. И. Реализация технологии интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплин / О. И. Ваганова, Е. Б. Пономаренко, Я. В. Зубкова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – №75-2. – С. 51-54.Гаврилова А. С. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности / А. С. Гаврилова, В. Н. Таран // Наука и перспективы, 2019. – № 4. – С. 3-8.Гаврилова Т. А. Визуально-аналитическое мышление и интеллект-карты в онтологическом инжиниринге / Т. А. Гаврилова, Э. В. Страхович // Онтология проектирования, 2020. – Т. 10. – № 1 (35). – С. 87-90.Гапеева Е. А. Применение интеллект-карт для повышения эффективности усвоения учебного материала по предметам «Человек и мир» и «Биология» / Е. А. Гадеева, В. П. Семенюк // Передовые технологии и материалы будущего. Сборник статей IV международной научно-технической конференции, 2021. – С. 68-71.Гуйдо М. Н. Интеллект-карты как средство повышения эффективности усвоения учебного материала по предмету «География» / М. Н. Гуйдо // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы X Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, 2022. – С. 391-393Гуйдо М. Н. Создание интеллект-карт как средство повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися по предмету «География» / М. Н. Гуйдо // Педагогическая мастерская «MasterGeo-2022». Материалы II Республиканского научно-методического семинара работников средней и высшей школы Республики Беларусь, 2022. – С. 37-41.Дадашева Н. Н. Технологическая карта урока географии «Атмосфера – воздушная одежда Земли». Составление интеллект-карты «Облако знаний». 5 класс / Н. Н. Дадашева / Мастер-класс, 2017. – № 9. – С. 50-54.Зонова С. А. Методические аспекты использования ментальных карт в учебном процессе / С. А. Зонова, М. А. Лукачева // Ключникова Н. В. Технология использования интеллект-карт на уроках истории в школе / Н. В. Ключникова, С. Ю. Юрьева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2022. – № 1 (61). – С. 214-220. Колесов В.И. Теоретические основы педагогики в XXI веке: учебник пол дисциплине «Педагогика» / В.И. Колесов, А.Н. Смолонская. – 4-е изд. – СПб.: ООО НПО ПБ АС, 2021. – 386 с.Комарова Д. М. Интеллект-карты как средства развития творческого мышления обучающихся на уроках химии 8-го класса / Д. М. Комарова, О. Ю. Чаптыкова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2022. – № 2 (40). – С. 34-38.Кутепова Л. И. Создание и использование интеллект-карт в изучении гуманитарных дисциплин / Л. И. Кутепова, М. М. Кутепов, А. А. Жидков, М. А. Карпова // Карельский научный журнал, 2021. – Т. 10. – № 3 (36). – С. 18-21.Лунькина Т. С. Интеллект-карты как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в курсе географии в 9 классе / Т. С. Лунькина, И. С. Шернина // Юность и знания – гарантия успеха – 2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции, 2020. – С. 122-127Мищенко Л. И. Интеллект-карты как инновационное средство формирования правовой культуры обучающихся в СПО / Л. И. Мищенко, А. Ю. Мамкин, Е. П. Михайлюков // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2018. – Т. 37. – № 3. – С. 518-526.Наргис Ф. Ш. Технология применения метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы / Ф. Ш. Наргис // Academicresearchineducationalsciences, 2022. – Т. 3. – № 3. – С. 682-692.Неудахина Ю. Н. Использование метода интеллект-карт в школьном образовании / Ю. Н. Неудахина, Я. В. Сидненкова // Научный альманах, 2021. – № 2-2 (76). – С. 113-116.Новикова Е. О. Интеллект-карта как сродство формирования метапредметных результатов на уроках математики в основной школе / Е. О. Новикова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. – Психологические и педагогические науки, 2021. – № 2. – С. 196-204.Панас М. О. Интеллект-карта как средство формирования регулятивных УУД обучающихся 5-7 классов на уроках информатики и ИКТ / М. О. Панас // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. – № 4 (40). – С. 62-66Позднякова Н. А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию / Н. А. Позднякова // Символ науки, 2015. – № 8. – С. 250-254.Пузиновская С. Г. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, или визуализировать учебной информации на уроках информатики / С. Г. Пузиновская, О. А. Счеснович // Информатика в школе, 2022. – № 5 (178). – С. 51-58.Самофалова М. В. Использование ментальных карт в процессе обучения / М. В. Самофалова, Н. В. Суркова // Гуманитарные и социальные науки, 2020. – № 3. – С. 308-315. Сухоруков В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 364 с.Унисихина Г. О. Создание поисково-творческих алгоритмов деятельности младших школьников на основе языковых интеллект-карт / Г. О. Унисихина // Инновационная наука, 2021. – № 1. – С. 134-135.Филина Д. А. Использование интеллект-карт в обучении иностранному языку младших школьников / Д. А. Филина, С. Е. Тупикова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021. – С. 205-212.Хиневич В. И. Использование интеллект-карт для активизации учебно-познавательной деятельности студентов / В. И. Хиневич, В. В. Пакевчик, М. В. Самойлов // Высшее техническое образование, 2019. – Т. 3. – № 2. – С. 39-46.Хошмуратова И. П. Применение интерактивного метода «интеллект-карта» на занятиях русского языка / И. П. Хошмуратова, У. К. Кейлимжаева // Академическая публицистика, 2022. – № 4-2. – С. 213-218. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 254 с.Ястремская Т. В. Использование метода интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста / Т. В. Ястремская, Н. И. Бутова, М. И. Сурманова // Наука через призму времени, 2021. – № 12 (57). – С. 70-72.Электронные ресурсыНиколина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/17/b0801530-a387-11df-9228-0019b9f502d2.pdf (дата обращения: 22.02.2023).Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-16112022-n-993/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/iii/23/ (дата обращения: 01.02.2023).Приложение А. Проверочная работа по теме «Пространство Урала»Проверочная работа «Пространство Урала»Класс _____ Имя Фамилия __________________________________________Дата «____» _____________ 202 ___ г.1. Первый город на Урале назывался Соликамск и он возник в… (максимум 1 балл)XV векеXVI векеXVII векеXVIII веке2. На территории Уральского района протекает река… (максимум 1 балл)ИртышПечораАмурКама3. В каком из перечисленных городов развита никелевая промышленность? (максимум 1 балл)РевдаВерхняя ПышмаОрскИжевск 4. Крупное газоконденсатное месторождения расположено на территории…(максимум 1 балл)Свердловской областиОренбургской области Республики УдмуртияПермской край5. На территории Урала производится свыше 40% черных металлов страны, здесь действует 4 крупнейших в стране комбината по производству черных металлов как то Магнитогорский МК, Челябинский МК, Новотроицкий МК, МК в Нижнем Тагиле. С чем это связано? (максимум 2 балла) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________0-2 балла – низкий уровень3-4 балла – средний уровень5-6 баллов – высокий уровень
2. Асадуллаева С. А. Использование интеллект-карт в процессе формирования лексических навыков на среднем этапе обучение английскому языку / С. А. Асадуллаева // Мировая наука, 2021. – № 5 (50). – С. 163-167.
3. Ахмедова Э. М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (Mind-map) в педагогическом процессе / Э. М. Ахмедова // Мир науки, культуры, образования, 2020. – № 2 (81). – С. 310-312.
4. Беляева Е. Ю. Использование технологии интеллект-карт на уроках географии в 7 классе / Е. Ю. Беляева // Инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2021. – С. 216-221.
5. Бьюзен Т. (1942-2019). Интеллект-карты : полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен; пер. с англ. Ю. Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 199 с.
6. Ваганова О. И. Реализация технологии интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплин / О. И. Ваганова, Е. Б. Пономаренко, Я. В. Зубкова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – №75-2. – С. 51-54.
7. Гаврилова А. С. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности / А. С. Гаврилова, В. Н. Таран // Наука и перспективы, 2019. – № 4. – С. 3-8.
8. Гаврилова Т. А. Визуально-аналитическое мышление и интеллект-карты в онтологическом инжиниринге / Т. А. Гаврилова, Э. В. Страхович // Онтология проектирования, 2020. – Т. 10. – № 1 (35). – С. 87-90.
9. Гапеева Е. А. Применение интеллект-карт для повышения эффективности усвоения учебного материала по предметам «Человек и мир» и «Биология» / Е. А. Гадеева, В. П. Семенюк // Передовые технологии и материалы будущего. Сборник статей IV международной научно-технической конференции, 2021. – С. 68-71.
10. Гуйдо М. Н. Интеллект-карты как средство повышения эффективности усвоения учебного материала по предмету «География» / М. Н. Гуйдо // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы X Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, 2022. – С. 391-393
11. Гуйдо М. Н. Создание интеллект-карт как средство повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися по предмету «География» / М. Н. Гуйдо // Педагогическая мастерская «MasterGeo-2022». Материалы II Республиканского научно-методического семинара работников средней и высшей школы Республики Беларусь, 2022. – С. 37-41.
12. Дадашева Н. Н. Технологическая карта урока географии «Атмосфера – воздушная одежда Земли». Составление интеллект-карты «Облако знаний». 5 класс / Н. Н. Дадашева / Мастер-класс, 2017. – № 9. – С. 50-54.
13. Зонова С. А. Методические аспекты использования ментальных карт в учебном процессе / С. А. Зонова, М. А. Лукачева //
14. Ключникова Н. В. Технология использования интеллект-карт на уроках истории в школе / Н. В. Ключникова, С. Ю. Юрьева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2022. – № 1 (61). – С. 214-220.
15. Колесов В.И. Теоретические основы педагогики в XXI веке: учебник пол дисциплине «Педагогика» / В.И. Колесов, А.Н. Смолонская. – 4-е изд. – СПб.: ООО НПО ПБ АС, 2021. – 386 с.
16. Комарова Д. М. Интеллект-карты как средства развития творческого мышления обучающихся на уроках химии 8-го класса / Д. М. Комарова, О. Ю. Чаптыкова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2022. – № 2 (40). – С. 34-38.
17. Кутепова Л. И. Создание и использование интеллект-карт в изучении гуманитарных дисциплин / Л. И. Кутепова, М. М. Кутепов, А. А. Жидков, М. А. Карпова // Карельский научный журнал, 2021. – Т. 10. – № 3 (36). – С. 18-21.
18. Лунькина Т. С. Интеллект-карты как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в курсе географии в 9 классе / Т. С. Лунькина, И. С. Шернина // Юность и знания – гарантия успеха – 2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции, 2020. – С. 122-127
19. Мищенко Л. И. Интеллект-карты как инновационное средство формирования правовой культуры обучающихся в СПО / Л. И. Мищенко, А. Ю. Мамкин, Е. П. Михайлюков // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2018. – Т. 37. – № 3. – С. 518-526.
20. Наргис Ф. Ш. Технология применения метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы / Ф. Ш. Наргис // Academicresearchineducationalsciences, 2022. – Т. 3. – № 3. – С. 682-692.
21. Неудахина Ю. Н. Использование метода интеллект-карт в школьном образовании / Ю. Н. Неудахина, Я. В. Сидненкова // Научный альманах, 2021. – № 2-2 (76). – С. 113-116.
22. Новикова Е. О. Интеллект-карта как сродство формирования метапредметных результатов на уроках математики в основной школе / Е. О. Новикова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. – Психологические и педагогические науки, 2021. – № 2. – С. 196-204.
23. Панас М. О. Интеллект-карта как средство формирования регулятивных УУД обучающихся 5-7 классов на уроках информатики и ИКТ / М. О. Панас // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. – № 4 (40). – С. 62-66
24. Позднякова Н. А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию / Н. А. Позднякова // Символ науки, 2015. – № 8. – С. 250-254.
25. Пузиновская С. Г. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, или визуализировать учебной информации на уроках информатики / С. Г. Пузиновская, О. А. Счеснович // Информатика в школе, 2022. – № 5 (178). – С. 51-58.
26. Самофалова М. В. Использование ментальных карт в процессе обучения / М. В. Самофалова, Н. В. Суркова // Гуманитарные и социальные науки, 2020. – № 3. – С. 308-315.
27. Сухоруков В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 364 с.
28. Унисихина Г. О. Создание поисково-творческих алгоритмов деятельности младших школьников на основе языковых интеллект-карт / Г. О. Унисихина // Инновационная наука, 2021. – № 1. – С. 134-135.
29. Филина Д. А. Использование интеллект-карт в обучении иностранному языку младших школьников / Д. А. Филина, С. Е. Тупикова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021. – С. 205-212.
30. Хиневич В. И. Использование интеллект-карт для активизации учебно-познавательной деятельности студентов / В. И. Хиневич, В. В. Пакевчик, М. В. Самойлов // Высшее техническое образование, 2019. – Т. 3. – № 2. – С. 39-46.
31. Хошмуратова И. П. Применение интерактивного метода «интеллект-карта» на занятиях русского языка / И. П. Хошмуратова, У. К. Кейлимжаева // Академическая публицистика, 2022. – № 4-2. – С. 213-218.
32. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 254 с.
33. Ястремская Т. В. Использование метода интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста / Т. В. Ястремская, Н. И. Бутова, М. И. Сурманова // Наука через призму времени, 2021. – № 12 (57). – С. 70-72.
Электронные ресурсы
34. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/17/b0801530-a387-11df-9228-0019b9f502d2.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
35. Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-16112022-n-993/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/iii/23/ (дата обращения: 01.02.2023).
Вопрос-ответ:
Какие возможности предоставляют интеллект карты при обучении географии?
Интеллект карты предоставляют широкий спектр возможностей при обучении географии. С их помощью можно визуализировать географическую информацию, сравнивать и анализировать данные, устанавливать взаимосвязи между различными географическими явлениями и процессами. Также интеллект карты позволяют структурировать и организовывать знания, развивают навыки критического мышления и способствуют глубокому осмыслению материала.
Какие специфические особенности имеют интеллект карты?
Интеллект карты имеют ряд специфических особенностей. Во-первых, они представляют информацию в графическом виде, что упрощает ее восприятие и запоминание. Во-вторых, интеллект карты обладают иерархической структурой, что позволяет устанавливать взаимосвязи между элементами и организовывать знания по определенным принципам. В-третьих, интеллект карты являются гибким инструментом, который позволяет изменять и дополнять информацию в процессе обучения.
Каков опыт применения интеллект карт в образовании?
Опыт применения интеллект карт в образовании уже довольно обширен. Интеллект карты применяются не только в географии, но и в других предметах, таких как история, биология, химия и т.д. В образовательном процессе интеллект карты используются для активизации учебной деятельности учащихся, структурирования знаний, развития критического мышления и самостоятельности учеников.
Какие условия необходимы для применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе?
Для успешного применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе необходимо создать соответствующие условия. Во-первых, необходимо обеспечить доступ к компьютерам и программам для создания и работы с интеллект картами. Во-вторых, учитель должен обладать достаточными знаниями и навыками работы с интеллект картами. В-третьих, необходимо предусмотреть достаточное количество времени для работы с интеллект картами в рамках учебного процесса.
Какие возможности предоставляют интеллект карты в обучении географии?
Интеллект карты предоставляют широкий спектр возможностей в обучении географии. Они позволяют структурировать информацию, визуализировать связи между понятиями, а также создавать ассоциативные и логические связи. Используя интеллект карты, ученики могут лучше запоминать материал, развивать свою креативность и аналитические навыки, а также формировать системное мышление.
Какой опыт уже есть по применению интеллект карт в образовании?
Опыт применения интеллект карт в образовании уже достаточно большой. Их активно используют в разных странах для обучения различных предметов, включая географию. Учителя отмечают положительные результаты в обучении с использованием интеллект карт, такие как повышение интереса учащихся к предмету, улучшение усвоения материала и развитие креативности.
Какие условия необходимы для применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе?
Для успешного применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе необходимо обеспечение доступности соответствующего программного обеспечения или онлайн-ресурсов для создания и работы с интеллект картами. Также важно обучить учителей и учеников основным принципам работы с интеллект картами и предоставить достаточное время для их использования в процессе обучения.
Каким образом интеллект карты помогают ученикам изучать географию?
Интеллект карты помогают ученикам изучать географию, предоставляя им возможность организовать информацию и увидеть взаимосвязи между различными географическими объектами. Они помогают ученикам запоминать материал лучше, развивать свою ассоциативную память, аналитические навыки и системное мышление. Также интеллект карты позволяют визуализировать географические процессы и явления, что делает изучение географии более наглядным и интересным.
Какие возможности применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе?
Интеллект карты могут быть использованы в обучении географии в 9 классе для организации и систематизации знаний, создания связей между разными географическими явлениями, анализа и сравнения данных, развития критического мышления и стимулирования творческого подхода к изучению предмета.
Какие условия необходимо создать для применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе?
Для применения интеллект карт в обучении географии в 9 классе необходимо обеспечить наличие компьютеров и программного обеспечения для создания и работы с интеллект картами, обучение учителей методике их использования, а также создание комфортного и стимулирующего обучающую среду в классе.
Какие достижения можно получить при использовании интеллект карт в обучении географии в 9 классе?
Использование интеллект карт в обучении географии в 9 классе может позволить учащимся лучше понять причинно-следственные связи между географическими явлениями, организовать и систематизировать знания, развить навыки анализа и сравнения данных, а также повысить интерес к предмету и мотивацию к изучению географии.