Технология воздействия на массовое сознания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 16 16 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 23.02.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Определение и характеристика понятия «массовое сознание»…………………4
Технологии воздействия на массовое сознание…………………………...…….8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………....15
Фрагмент для ознакомления

Инновационные разработки привели общество к тому, что один человек может генерировать виртуальное, искусственное общественное мнение и распространяя его на реальных интернет-пользователей, влиять на их сознание.Обращаясь к работам других исследователей, можно встретить подход к рассмотрению технологий воздействия на массовое сознание через создание социальных иллюзий. Иллюзии, продуцируемые и транслируемыепосредством СМИ, А. М. Юсупова называет «социальными иллюзиями технологического характера». Под ними она понимает «разновидность манипулятивных технологий, формирование искаженной картины действительности посредствоминтерпретации в СМИ реальных событий с помощью культурных кодов типа мифа и стереотипадля решения конкретных политических задач ивоздействия на общественное мнение».В своем исследовании А. М. Юсупова выделяет следующие технологии манипулятивного воздействия на массовое сознание:внушение(повторение, «эффект Геббельса»);формирование образа врага;эмоциональное заражение (когда человеком начинаютуправлять эмоции, он способен на любые, даже самые безрассудные поступки);одобрение мнимого большинства; создание и тиражирование социальных иллюзий.Таким образом, применительно к глобальной информатизации виды воздействия на массовое сознание можно дифференцировать на: во-первых, традиционное воздействие на массовое сознание с использованием характерных для доинформационного общества технологий, дополненных некоторыми технологиями, апробируемыми преимущественно СМИ информационного общества; во-вторых, современное воздействие, характерное для постиндустриального общества, реализуемое посредством технологий, совершенствуемых и разрабатываемых в рамках компьютеризации, виртуализации, интеллектуализации.Развитие печатных и электронных СМИ, появление их интернет-версий, формирование сетевой журналистики приводят к тому, что традиционные технологии воздействия на массовое сознание модернизируются, становятся гибридными, дополненными интерактивным, мультимедийным элементом, где вербальная составляющая тиражируемой информации усиливается видеорядом и т.п. И затем внушает людям определенные ценностные ориентации, установки, стереотипы.ЗаключениеМассовое сознание – это особый тип общественного сознания, сочетающий в себе совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств и эмоций, разделяемых большими социальными общностями: народами, классами.Признаками или характерными особенностями массового сознания являются: внушаемость, стереотипность мышления, утрата индивидуального сознания, изменчивость, непостоянство, эмоциональность, заразительность.Стремительное развитие постиндустриального общества сделало информацию главной ценностью и главным источником управления всеми процессами. Поэтому на сегодняшний день именно инновационные, компьютерные, виртуальные технологии воздействия на массовое сознание считаются самыми эффективными.Остаются в активном использовании итрадиционные технологии воздействия на массовое сознание: манипулирование, агитация и пропаганда, которые реализуются посредством различных инструментов. Базовые способы манипуляции дополняются и сочетаются с прогрессивными видами технологий – таким образом создаются и используются гибридные технологии влияния.В заключение хочется сказать, что проблема существования массового сознания и влияния на него различными способами не теряет своей актуальности для исследователей-социологов на протяжении нескольких веков. Однако, очевидно, с течением времени технологии воздействия и управления массовым сознанием все более совершенствуются. В результате создается общество, в котором одни группы людей с массовым сознанием воздействуют на другие группы с массовым сознанием.Таким образом, существование массового сознания в обществе – неизбежный феномен любого развитого общества.Список литературыБуркова, Л. В. Основные виды, технологии воздействия на массовое сознание в мире глобальной информатизации / Л. В. Буркова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2018. – №6. – С. 86-90. [Электронный ресурс] :http://www.nauteh-journal.ru/files/3ffef1d8-3f4a-4ceb-860f-ffb3bae50926 (Дата обращения: 24.01.2023).Ворошилова, О. Н., Зуева ,Т. М. Массовое сознание как объект реализации манипулятивного воздействия // Вестник ЗабГУ. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-kak-obekt-realizatsii-manipulyativnogo-vozdeystviya (дата обращения: 24.01.2023).Зотова, И. Массовое сознание и его формирование // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 13.03.2022. URL :https://spravochnick.ru/sociologiya/massovoe_soznanie_i_ego_formirovanie/(дата обращения: 24.01.2023).Кастельс М. Власть коммуникации /Пер. с англ. Н. М. Тылевич. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – 591 с.Лебон, Г. Психология народов и масс /Г. Лебон. – СПб : Макет. – 1995. – 313 с.Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – 2002. – 182 с. [Электронный ресурс] :https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm (Дата обращения: 24.01.2023).Поливаева, Н. П. Теоретические размышления о массовом сознании: можно ли найти сущность? / Н. П. Поливаева. – Власть. 2020. №2. – С. 161-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-razmyshleniya-o-massovom-soznanii-mozhno-li-nayti-suschnost (дата обращения: 24.01.2023).Хабибуллина, З. Н. Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты // З. Н. Хабибуллина. – Социально-гуманитарные знания. – 2019. – №10. С. 167-173. [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-i-elitarnoe-myshlenie-sotsialno-filosofskie-aspekty (дата обращения: 24.01.2023).Юсупова А. М. Журналистика как фактор формирования социальных иллюзий: на примереобщественно-политических изданий Уральского федерального округа: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 Екатеринбург, 2016. 228 л.

1. Буркова, Л. В. Основные виды, технологии воздействия на массовое сознание в мире глобальной информатизации / Л. В. Буркова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2018. – №6. – С. 86-90. [Электронный ресурс] : http://www.nauteh-journal.ru/files/3ffef1d8-3f4a-4ceb-860f-ffb3bae50926 (Дата обращения: 24.01.2023).
2. Ворошилова, О. Н., Зуева ,Т. М. Массовое сознание как объект реализации манипулятивного воздействия // Вестник ЗабГУ. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-kak-obekt-realizatsii-manipulyativnogo-vozdeystviya (дата обращения: 24.01.2023).
3. Зотова, И. Массовое сознание и его формирование // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 13.03.2022. URL : https://spravochnick.ru/sociologiya/massovoe_soznanie_i_ego_formirovanie/ (дата обращения: 24.01.2023).
4. Кастельс М. Власть коммуникации /Пер. с англ. Н. М. Тылевич. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – 591 с.
5. Лебон, Г. Психология народов и масс /Г. Лебон. – СПб : Макет. – 1995. – 313 с.
6. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – 2002. – 182 с. [Электронный ресурс] : https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm (Дата обращения: 24.01.2023).
7. Поливаева, Н. П. Теоретические размышления о массовом сознании: можно ли найти сущность? / Н. П. Поливаева. – Власть. 2020. №2. – С. 161-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-razmyshleniya-o-massovom-soznanii-mozhno-li-nayti-suschnost (дата обращения: 24.01.2023).
8. Хабибуллина, З. Н. Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты // З. Н. Хабибуллина. – Социально-гуманитарные знания. – 2019. – №10. С. 167-173. [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-i-elitarnoe-myshlenie-sotsialno-filosofskie-aspekty (дата обращения: 24.01.2023).
9. Юсупова А. М. Журналистика как фактор формирования социальных иллюзий: на примере общественно-политических изданий Уральского федерального округа: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 Екатеринбург, 2016. 228 л.

Вопрос-ответ:

Что такое массовое сознание?

Массовое сознание - это совокупность взглядов, убеждений, представлений и ценностей, которые являются общими для большого количества людей в обществе. Оно формируется под влиянием различных факторов, таких как СМИ, образование, культура и технологии.

Какие технологии используются для воздействия на массовое сознание?

Существует множество технологий, которые используются для воздействия на массовое сознание. Это включает использование СМИ, маркетинговые методы, психологические методы, политическую пропаганду, а также современные технологии, такие как социальные сети и интернет. Все эти методы направлены на формирование определенных убеждений, мнений и ценностей у массовой аудитории.

Какие инновационные разработки влияют на массовое сознание?

Инновационные разработки, такие как социальные сети и интернет, имеют огромное влияние на массовое сознание. Они позволяют людям получать информацию и общаться с другими пользователями в режиме реального времени. Благодаря этому, один человек может генерировать виртуальное искусственное общественное мнение и распространять его на реальных интернет-пользователей, влияя на их сознание.

Какие факторы формируют массовое сознание?

Массовое сознание формируется под влиянием различных факторов. Одним из основных факторов является СМИ, которые распространяют информацию и формируют общественное мнение. Также на формирование массового сознания влияют образование, культура и социальные и политические условия. Все эти факторы влияют на формирование взглядов, убеждений и ценностей у массовой аудитории.

Какие последствия может иметь воздействие на массовое сознание?

Воздействие на массовое сознание может иметь различные последствия. Оно может приводить к изменению общественного мнения, влиять на политические процессы, формировать новые ценности и убеждения. Также, воздействие на массовое сознание может усиливать стереотипы и предубеждения, а также приводить к манипуляции сознанием людей.

Как можно определить понятие "массовое сознание"?

Массовое сознание - это совокупность установок, представлений и взглядов, характерных для большого количества людей, которые сформировались под воздействием общественных, политических и культурных факторов.

Какие характеристики имеет массовое сознание?

Массовое сознание обладает следующими характеристиками: коллективность, стандартизация, подверженность манипуляциям, воздействие средств массовой информации, формирование общественных стереотипов и предрассудков.

Какие технологии используются для воздействия на массовое сознание?

Для воздействия на массовое сознание используются различные технологии, такие как реклама, пропаганда, психологическое воздействие, манипуляции с помощью средств массовой информации и социальных сетей.

Какая роль новых технологий влияет на массовое сознание?

Новые технологии, такие как интернет и социальные сети, позволяют одному человеку генерировать виртуальное искусственное общественное мнение и распространять его на реальных интернет-пользователей, что позволяет влиять на их сознание.

Какие инновационные разработки привели общество к возможности влиять на массовое сознание через интернет?

Инновационные разработки, такие как алгоритмические системы, искусственный интеллект и аналитические инструменты, позволяют создавать и распространять виртуальное искусственное общественное мнение в интернете, влияя на сознание реальных пользователей.