«Современная бюджетная система Российской Федерации»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.02.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Экономической содержание бюджетной системы государства и ее структура 3
1.1 Экономической содержание бюджетной системы и ее роль 3
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 8
Глава 2. Оценка современного состояния бюджетной системы Российской Федерации 14
2.1 Структура бюджетной системы Российской Федерации 14
2.2 Технические параметры бюджета Российской Федерации 19
2.3 Проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации 23
Заключение 29
Список использованных источников 31


Фрагмент для ознакомления

Можно выделить следующие недостатки системы:- высокая зависимость бюджета России от мировой экономики, в частности от рынка сырья, цен на нефть и газ. В следствие данное сокращает возможность маневрирования расходной части на финансирование направлений, который обеспечивают развитие страны;- система устроена не самым оптимальным образом относительно стимулирования развития таких направления как производственные отрасли, наука, образования. Однако данные направления в долгосрочной перспективе оказали бы влияние на развитие страны;- низкая эффективность расходной части, а именно эффект полезности от вложения в те или иные направления не покрывает доходную часть от их развития;- несовершенство системы межбюджетных взаимоотношений, что в свою очередь затормаживает развитие в регионах, потому как для существенных изменений требуются ресурсы;- бюджетной системе РФ присуща практика частичных, фрагментарных изменений в системе налоговых отношений, что вызывает дополнительные затраты, в частности, у субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отслеживанием этих изменений и внесением определенных корректировок в свою деятельность;- на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Существующая система прогнозирования не отличается высокой достоверностью в оценке долгосрочной перспективы, а добавляя в целом высокую интенсивность развития событий, не поддающихся планированию, прогнозирования в таких условиях становится весомой проблемой для бюджетной системы, потому, как и любая финансовая система, прогнозирование является одним из основополагающих инструментов.В качестве операционного решения данной проблемы – система постоянного внесения правок, однако высокая склонность к изменениям в бюджетном и налогом законодательстве вносит сложности в реальный сектор экономики, что в следствие снижает ее эффективность, а как следствие снижает доходную часть.Помимо методологической проблемы, одной из основных в рамках бюджетной системы, можно выделить проблему повышения показателя инфляции, которое существенно повысило динамику из-за ограничений и санкций со стороны Запада. Данный показатель является ключевым, потому как напрямую влияет на благосостояние граждан страны, а также влияют на динамику доходов и расходов страны, покупательскую способность и т.д.Для решения все обозначенные ранее проблем, можно предложить ряд направлений совершенствования современной бюджетной системы, а именно:- разработка такого бюджета, который бы обеспечивал стабильность и независимость бюджетной системы от внешних факторов, в том числе составление сбалансированного бюджета или использование только внутренних способов финансирования дефицита бюджета;- повышение эффективности расходной части бюджета, за счет перераспределения приоритетов финансирования;-в долгосрочной перспективе, улучшение стратегического и бюджетного планирования, расширение радиуса планирования и повышение надежности будущих прогнозов и планов, основанных на разумной оценке макроэкономических параметров;-необходимость в повышении качества человеческого капитала;-повышение конкурентоспособности отечественной продукции в сравнении с импортной продукцией. Нужно использовать потенциал торговых представительств, усовершенствовать систему экспортного кредитования и страхования, в первую очередь, для продукции высокотехнологичного производства, в области компьютерных технологий, атомных и энергетических отраслей, военной техники и тд.;-разработка и внедрение инструментов стимулирования и поддержки инновационных технологий, а также механизмов их внедрения;-повышение эффективности налоговой системы страны;-расширение самостоятельности, ответственности и свободы действия регионов в масштабах региональных бюджетов;-создание благоприятного инвестиционного климата, ввод налоговых льгот;- развитие наукоемких отраслей промышленности и ускорение процесса развития экономики;- уход от политики «закрывания дыр» в бюджете для более эффективного вложения денежных средств с последующим получением прибыли от вложений;-развитие отраслей легкой и тяжелой промышленности в стране с последующей заменой экспорта сырья на экспорт продукции и, тем самым, выход из категории «сырьевой придаток».Конечно, страна понесет затраты на реформацию и реорганизацию экономической системы, но, без сомнений, эти затраты окупятся и перекроются экономическим ростом и последующим поступлением денежных средств в бюджет государства.В долгосрочном перспективе, бюджет РФ направлен на повышение уровня жизни населения, выполнение обязательств перед гражданами страны, создание условий для поддержания и модернизирования экономики РФ, развития государства, финансирование и поддержание инновационных, наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономикиПо прогнозам отечественных экономистов, к 2030 году нефтегазовый дефицит сократиться до отметки 6% к ВВП, при сохранении долговой нагрузки в 15 % к ВВП [10]. Если цена за баррель нефти удержится на отметке в 60 долларов, то средств Резервного фонда после достижения им нормативной величины в 7% к ВВП хватит для обеспечения действующих расходных статей бюджета на протяжении 2-3 лет. Отсюда видно, что основным источником доходов в бюджет, помимо налоговых, наше государство все - таки видит в нефтегазовых доходах.В результате проведения запланированной политики модернизации и диверсификации национальной экономики должно стать увеличение темпов роста ВВП, который к 2025 году должен возрасти в 2,4 раза, в среднегодовом значении по 6, 3 %. Однако, для достижения таких результатов необходимо опережающее повышение производительности труда в условиях сокращения численности рабочей силы. Дефицит рабочей силы, по логике, должен вызвать увеличение спроса на нее и занятости, которая по прогнозам к 2025 году возрастет на 3-4 %, снизив показатели безработицы соответственно. Политика импортозамещения, введенная в РФ снизит показатели объемов импорта к 15% к 2025 году.В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет до 29% в 2025 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.Подводя итог перспективам развития бюджетной системы РФ, необходимо выделить важнейшую роль налоговой системы и ее модернизации, так как налоговые доходы в бюджет любого уровня являются наикрупнейшей из статей, способной как к стимуляции так и к дестимуляции любой из отраслей экономики, поэтому налоги должны использоваться государством осторожно и обоснованно, дабы не усугублять проблему теневой экономики.Так же, государство разрабатывает множество государственных целевых программ на среднесрочную и долгосрочную перспективы. В государственных программах будут чётко определены все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, так как они являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная программа представляет собой комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей, вследствие чего будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов.Для достижения сбалансированной, мощной и конкурентоспособной экономики нашей стране необходимо задуматься над вопросами повышения ее устойчивости, путем развития производств, усиления курса национальной валюты, реформации и модернизации бюджетного законодательства и налогового законодательства страны, совершенствования структуры экономики, внедрения инновационных технологий, модернизаций в сфере производства, оказания услуг, улучшения инфраструктуры экономики, а так же создания благоприятной платформы для малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности и повышения уровня благосостояния граждан страны. Данные моменты можно осуществить, с помощью грамотного финансирования и правильного подбора человеческих ресурсов, снижения уровня коррупции в стране и повышения ответственности за нарушение бюджетных и налоговых законодательств.ЗаключениеНа основе всего вышеизложенного, можно сделать выводы о современной бюджетной системы России. В результате работы было определено понятие бюджетной системы, раскрыта ее сущность, а также выделены основные принципы. Помимо этого, исследование теории включило в себя характеристику структуры бюджетной системы России. С практической точки зрения была проведена оценка современного состояния бюджетной системы, а также определение основных технических параметров бюджета 2023-2025 гг. Помимо этого, были сформулированы основные проблемы, существующие на сегодняшний день в бюджетной системе, а также обозначены основные направления совершенствования. В результате исследования можно сделать следующие выводы о текущем состояние бюджетной системы. Во-первых, система выработана большим временным периодом, потому работает отточено и без сложностей, вся методология и процессуальные особенности закреплены законодательно, в связи с чем можно отметить высокую эффективность реализации бюджета. Во-вторых, принципы, обозначенные в Бюджетном Кодексе направлены на постоянное повышение эффективности, причем не только непосредственно бюджета, но и функционирования бюджетной системы в целом. Однако не смотря на слажено устроенную систему, в ней присутствуют недостатки, которые в большинстве своем связаны не с функционированием самой системы, а основами бюджетной политики, которая также является элементом системы. А именно высокую зависимость от глобальной экономики, а именно цен и объемов экспорта нефти и газа, что дополняется санкциями и ограничениями России на текущий момент.В связи с этим, в рамках совершенствования бюджетной системы можно выделить такие направления как развития импортозамещения, что в свою очередь приведет к росту доходной части, потому как будет наращено ВВП, которую в свою очередь тесно связано с объемом налоговых доходов. Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что бюджетная система России вполне эффективна, но, как и любая система, требует постоянного совершенства.Список использованных источников1. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ"О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" // КонсультантПлюс2. Алексеева Н.В., Астахова Е.В. сравнение финансовой системы и бюджетного процесса России и зарубежных стран // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 17-21.3. Балтина А.М. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие / А.М. Балтина, Ю.И. Булатова.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. 120 с.4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. 310 с.5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс6. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство государства как основа ведения публичного хозяйства // Финансовое право. 2012. №4. С. 14-21.7. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. 103. с.8. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. 252 с.9. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. 332 с.10. Дадашева А.З. Финансы: Учебник. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 393 с.11. Григорьев А.В. Перспективы и пути развития современной бюджетнойсистемы РФ//E-SCIO. – 2019. - №9 - С.62-72.12. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с.13. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.13. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2019. - 448 с.14. Смирникова Ю.Л. Бюджетно-правовые способы поддержки бизнеса: учебное пособие / Ю.Л. Смирникова.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 64 с.15. Шаров В.Ф., Караев А.К. Устойчивость бюджетной системы и проблемывосстановления роста экономики в России//Вестник финансовогоуниверситета. – 2019. - №5 - С.73-83.16. Цикишева К.А. Перспективы реформирования бюджетной системыРоссийской Федерации//Worldscience: problemsandinnovations. – 2020. -С.114-116

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" // КонсультантПлюс
2. Алексеева Н.В., Астахова Е.В. сравнение финансовой системы и бюджетного процесса России и зарубежных стран // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 17-21.
3. Балтина А.М. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие / А.М. Балтина, Ю.И. Булатова. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. 120 с.
4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. 310 с.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс
6. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство государства как основа ведения публичного хозяйства // Финансовое право. 2012. №4. С. 14-21.
7. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. 103. с.
8. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. 252 с.
9. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. 332 с.
10. Дадашева А.З. Финансы: Учебник. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 393 с.
11. Григорьев А.В. Перспективы и пути развития современной бюджетной системы РФ//E-SCIO. – 2019. - №9 - С.62-72.
12. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с.
13. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
13. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2019. - 448 с.
14. Смирникова Ю.Л. Бюджетно-правовые способы поддержки бизнеса: учебное пособие / Ю.Л. Смирникова. — М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 64 с.
15. Шаров В.Ф., Караев А.К. Устойчивость бюджетной системы и проблемы восстановления роста экономики в России//Вестник финансового университета. – 2019. - №5 - С.73-83.
16. Цикишева К.А. Перспективы реформирования бюджетной системы Российской Федерации//World science: problems and innovations. – 2020. -С.114-116


Вопрос-ответ:

Какая роль имеет бюджетная система в экономике государства?

Бюджетная система является основной экономической системой государства, которая обеспечивает финансовую устойчивость и управление государственными финансами. Она позволяет планировать доходы и расходы, контролировать исполнение бюджета, а также обеспечивает регулирование экономики и социальную сферу.

Какие принципы лежат в основе построения бюджетной системы Российской Федерации?

Основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации включают принципы единообразия, целесообразности, юридичности, прогнозируемости, перспективности, равенства, прозрачности, ответственности и контроля.

Какова структура бюджетной системы Российской Федерации?

Бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет, региональные бюджеты (бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Каждый уровень бюджета имеет свою собственную структуру и функции.

Какие технические параметры бюджета Российской Федерации можно выделить?

Технические параметры бюджета Российской Федерации включают объем доходов и расходов, дефицит/профицит бюджета, структуру доходов и расходов, а также механизм финансирования дефицита.

Какие проблемы и перспективы развития бюджетной системы существуют в Российской Федерации?

Среди проблем бюджетной системы Российской Федерации можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств, недостаток контроля за исполнением бюджета, высокий уровень долговой нагрузки и недостаток механизмов финансирования дефицита. В перспективе необходимо совершенствовать систему бюджетного планирования, усиливать контроль за исполнением бюджета, а также разрабатывать меры по оптимизации расходов и увеличению доходов.

Какие принципы лежат в основе построения бюджетной системы Российской Федерации?

Основными принципами построения бюджетной системы Российской Федерации являются принцип федерализма, принцип единства бюджетов, принцип централизации и принцип децентрализации. Принцип федерализма предполагает разделение полномочий между федеральными и региональными органами власти в сфере бюджетного управления. Принцип единства бюджетов подразумевает объединение всех бюджетов в единый системный комплекс. Принцип централизации предусматривает концентрацию финансовых ресурсов в руках центрального органа власти. Принцип децентрализации, наоборот, предполагает передачу определенных полномочий и финансовых ресурсов региональным органам власти.

Какая структура имеет бюджетная система Российской Федерации?

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет формируется на основе доходов и расходов федерального центра и является основным источником финансирования общедоступных программ и проектов. Региональные и местные бюджеты формируются на основе доходов и расходов соответствующих субъектов и муниципалитетов для финансирования социальных и экономических программ на местном уровне. Бюджеты государственных внебюджетных фондов отвечают за финансирование социального страхования и обеспечение пенсионных выплат.

Какие проблемы существуют в современной бюджетной системе Российской Федерации?

Среди основных проблем современной бюджетной системы Российской Федерации можно выделить неустойчивость и зависимость от цен на нефть и другие природные ресурсы, неэффективное использование бюджетных средств, неравномерное распределение бюджетных инвестиций между регионами, высокий уровень коррупции при формировании и исполнении бюджета, слабость контроля за использованием бюджетных средств. Эти проблемы требуют принятия соответствующих мер для их решения и улучшения эффективности бюджетной системы.

Каково экономическое содержание бюджетной системы Российской Федерации?

Экономическое содержание бюджетной системы Российской Федерации заключается в осуществлении государством финансовых отношений субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан. Бюджетная система регулирует доходы и расходы государства, а также финансовые отношения между разными уровнями власти.