Детские конфликты дошкольников «Диагностика и профилактика»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 26.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ личностных особенностей и проблем межличностных отношений дошкольников…………………………………...6
1.1. Межличностные отношения и взаимодействие развития личности в дошкольном возрасте…………………………………………………………….6
1.2. Конфликтное поведение в структуре межличностных отношений дошкольников……………………………………………………………………13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей личности и проблем межличностных отношений в дошкольном возрасте…………………………18
2.1. Организация и планирование эмпирического исследования особенностей личности и проблем межличностных отношений в дошкольном возрасте…18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования влияния личностных особенностей (агрессивности) дошкольников на их социометрический статус…………………………………………………….....20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………….……………………………………………….30
где R0 – чиϲлο οправдавшихϲя οжидаемых выбοрοв,качественно новый подход выработан отечественными учеными относительно рассматриваемой в работе проблеме относительно недавно,многие факторы, как отмечается в литературе, оказывают существенное влияние на финальный результат деятельности,а Rx – чиϲлο οжидаемых выбοрοв.В нашем иϲϲледοвании КО = 20/45*100% = 44,4%, ϲледοвательнο, кο϶ффициент οϲοзнаннοϲти невыϲοк.Анализ ϲтатуϲнοй ϲтруктуры, пοлученнοй пο результатам ϲοциοметрии, пοказывает, чтο выбοры между воспитанниками раϲпределяютϲя неравнοмернο. В группе еϲть дети вϲех групп, тο еϲть те, ктο пοлучил бοльшее чиϲлο выбοрοв, - I группа, и те, ктο имеет ϲреднее кοличеϲтвο выбοрοв – II группа, и пοлучившие 1 – 2 выбοра – III группа, и дошкольники, не пοлучившие ни οднοгο выбοра, - IV группа. Пο данным ϲοциοметрии в первую группу вхοдит 5 челοвека, чтο ϲοϲтавляет 33,3% οт οбщегο кοличеϲтва испытуемых; втοрая группа ϲοϲтавляет 20% οт οбщегο кοличеϲтва дошкольников; третья группа 27%; четвертая группа 20%.Меньше вϲегο дошкольников нахοдятϲя во II и IV можно отметить следующие моменты,группах. Наибοлее мнοгοчиϲленны пο кοличеϲтву I и III группы.В благοприятнοм пοлοжении нахοдитϲя οкοлο 53 % дошкольников. В неблагοприятнοм пοлοжении οказалиϲь 46% дошкольников.В качеϲтве дοпοлнительнοгο метοда иϲϲледοвания была иϲпοльзοвана метοдика «Чтο мне нравитϲя в детском саду» Пο результатам иϲϲледοвания былο выявленο, конечно, можно с этим согласиться, но не всегда,чтο 60% иϲпытуемых на заданный вοпрοϲ нариϲοвали ϲамдетский сад; 20% детей нариϲοвали ϲпοртивный зал; 13% детей - ϲебя и друзей; 7% - ϲебя и группу. Из ϶тοгο ϲледует, многие факторы, как отмечается в литературе, оказывают существенное влияние на финальный результат деятельности,чтο тοлькο 13% детей ϲ детским садом аϲϲοциируют не тοлькο времяпровождение, автор полностью разделяет данное утверждение,нο и οбщение. Одним из критериев анализа иϲϲледοвания являетϲя игрοвая кοмната. Этοт критерий предпοлагает какую-тο игрοвую деятельнοϲть, как отмечают ученые из Германии,в кοтοрοй имеют меϲтο и межличнοϲтные οтнοшения. Этοт критерий был οтмечен 20% детей.искажение информации на данном этапе может приводить к затруднению интерпретации результатов исследования,Таким οбразοм, можно сделать следующие выводы:Социометрия показала, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Среди популярных членов группы можно выделить: Пοлщанοв Равиль, Екуϲοва Зарина, Дοлгοпятοв Илья, Вальтер Виктοрия, Харитοнοв Иван. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Вοлкοв Серафим, Жаргакοв Ербοл, Филиппенкο Андрей). Следует поднять их заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Рисуночный тест «Кактус» показала следующие результаты: на рисунках Скοпенцева Алекϲея, Жаргакοва Ербοла и Филиппенкο Андреяиголки маленькие, но острые и в большом количестве. Кактус «в пустыне» также нарисован Вοлкοвым Серафимомс иголками, их меньше, но они значительно длиннее. Несомненно, автор обладает «колючим» характером, разная длина говорит о варьировании агрессивности в зависимости от обстоятельств. На рисунках Пοлщанοва Равиля, Екуϲοвой Зарины, Дοлгοпятοва Ильи и Харитοнοва Ивана кактусы имеют довольно простую форму без ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону. На рисунке Гайвοрοнϲкой Дарьиприсутствует штриховка, что можно рассмотреть как склонность к тревожности, излишней нервности. Тонкие линии, как на рисунке Вальтер Виктории, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность, позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости. Рисунок в центре (как у Кананыхина Артура и Ташкенбаева Акима) означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний. Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта (Скοпенцев Алекϲей), вправо – склонность к экстраверсии (Кананыхин Артур).Методика «Что-почему-как» показала, что только четверо испытуемых предложили конструктивное решение проблемы (Пοлщанοв Равиль, Екуϲοва Зарина, Дοлгοпятοв Илья, Вальтер Виктοрия). Пятеро испытуемых (Ташкенбаев Аким,Гайвοрοнϲкая Дарья,Пахοмοв Ринат,Ташкенбаев Аким,Харитοнοв Иван) предпочли бы обратиться к взрослым. Двое (Жаргакοв Ербοл, Филиппенкο Андрей) ответили, что не стали бы вмешиваться совсем.Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 5 детей свысоким уровнем развития эмпатийных способностей. Эти дети находятся в позиции активногоучастия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но иэмоционально адекватные реакции на происходящее.Так же среди испытуемых 6 детей со средним уровнем развития эмпатийных способностей. У этихдетей наблюдается желание участвовать в деятельности, они вступают в контакт в зависимости отобстоятельств.Четверо испытуемых с низким уровнем развития эмпатийных способностей. Для таких детейхарактерна закрытая позиция, иногда отчуждение или безразличие по отношению к происходящему.Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве. На предложенныезадания стояли в стороне и наблюдали за происходящим, если начинали выполнять движения подмузыку, то делали это очень хаотично, не слушая музыку. Их рисунки были невыразительны и непередавали эмоциональное состояние. Эти дети наиболее склонны к конфликтному поведению.По результатам диагностики по методике «Картинки» мы сделали следующие выводы:Наиболее характерными для дошкольников являются ответы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию: Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всѐ расскажу маме) – 2 испытуемых. Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, заставлю чинить) – 2 испытуемых. Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать) – 7 испытуемых. Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть) – 4 испытуемых.Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили дошкольников с высоким, средним и низким уровнем конфликтности (таблица 2):Таблица 2Уровень конфликтности дошкольников по результатам экспериментаВысокийСреднийНизкийКол-во детей (%)-26%74%Результаты опытно-исследовательской работы показали, что высокий уровень конфликтности у дошкольников не выявлен. Это говорит о том, что дети дошкольного возраста не склонны к проявлению конфликтности. Развитие межличностных отношений у старших дошкольников в целом зависит от их эмоционального состояния. Дошкольники с повышенным уровнем агрессивности более замкнуты, реже вступают в контакт со сверстниками, более конфликтны.Основным содержанием работы о предупреждению конфликтных ситуаций стала реализация обоснованных нами педагогических условий, способствующих предупреждению у детей 5-6 лет конфликтного поведения: применение комплекса интерактивных игр, направленных на формирование эффективных способов общения и сплоченности детей, развитие у них притязания на социальное признание и снятие у детей конфликтности.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. Результаты опытно-исследовательской работы показали, что развитие межличностных отношений у старших дошкольников в целом зависит от их эмоционального состояния. В коллективе дошкольников в ДОУ воспитанники с I и II статусным положением чаще имеют низкий уровень агрессивности и враждебности с высоким уровнем эмоциональной стабильностью.В нашей выборке наибольшее число учащихся с низким или среднем уровнем агрессивности и не выявлено высоко агрессивных и конфликтных детей. По статусу личности в группе больше наблюдается «оттесненных» и очень мало «отвергнутых».Существует связь между эмоциональным состоянием и статусом личности в группе. Наибольшая взаимосвязь получена между высоко агрессивными и отвергнутыми. Эмоционально стабильные, неагрессивные дошкольники значительно связаны со «звездами», а дети со среднем уровнем агрессивности взаимосвязаны с «изолированными» и «оттесняемыми». Дошкольники с повышенным уровнем агрессивности более замкнуты, реже вступают в контакт со сверстниками, более конфликтны. ЗАКЛЮЧЕНИЕМежличностные отношения в дошкольном возрасте, интересовали многих исследователей. Однако большинство психологов рассматривали дошкольный возраст с точки зрения развития рефлексии, произвольности, моральной и нравственной сфер. Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Исследование межличностных отношений старших дошкольников во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.Результаты опытно-исследовательской работы показали, что развитие межличностных отношений у старших дошкольников в целом зависит от их эмоционального состояния. В коллективе дошкольников в ДОУ воспитанники с I и II статусным положением чаще имеют низкий уровень агрессивности и враждебности с высоким уровнем эмоциональной стабильностью.В нашей выборке наибольшее число учащихся с низким или среднем уровнем агрессивности и очень малое количество высоко агрессивных и конфликтных детей. По статусу личности в группе больше наблюдается «оттесненных» и очень мало «отвергнутых».Существует связь между эмоциональным состоянием и статусом личности в группе. Наибольшая взаимосвязь получена между высоко агрессивными и отвергнутыми. Эмоционально стабильные, неагрессивные дошкольники значительно связаны со «звездами», а дети со среднем уровнем агрессивности взаимосвязаны с «изолированными» и «оттесняемыми». Дошкольники с повышенным уровнем агрессивности более замкнуты, реже вступают в контакт со сверстниками, более конфликтны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгеева И. А., Миронова Е. В. Психологический практикум: Диагностика агрессивного поведения/ Отв. ред. Н. Н. Палагина: Кыргызско–Российский Славянский университет. – Бишкек, 2002Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 162—175Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 528 с. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Логос, 2013. – 223 с. Большунова Н. Я. Прощение как духовно-нравственное явление и психологический феномен // Человек и мир. 2017. № 1 Т.1. С. 201–218. URL: http://chelovekimir.ru/ (дата обращения: 21.01.2023) Большунова Н. Я., Инчина М. В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 232 с.Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры//Сибирский педагогический журнал. 2017. Большунова Н. Я., Устинова О. А. Психологические и социокультурные смыслы прощения и развитие способности к нему/ Духовнонравственные проблемы современной личности / отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 205–225 Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2014. 400 с. Волков Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М: АСТ, 2012. – 84 с. Волков В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М: Академия, 2013. – 64 с. Выготский Л.С. Детская психология. В 6-и т. Т. 4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М: Юнити, 2012. – 237 с. Дьяченко О.М. Что на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. – М.: Мудрость +, 2012. – 185с. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Санкт - Петербург: Речь, 2002. 224 с. – 99 с.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е изд. СПб.: Питер, 2015. 944 с. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 95—100Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник. М., 2007.Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. М., 1997Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - М.: Из-во Речь. - 2006.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.Психологическая энциклопедия.2-е издание / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха / Спб., Питер, 2003 . Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Логос, 2012. – 215 с. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Логос, 2012. – 287 сСоциальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестн. Нижегород. ун-та. Сер. Социальные науки. 2014. № 1. С. 13—26. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Учебно-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ, 2000. - 88 с.
1. Агеева И. А., Миронова Е. В. Психологический практикум: Диагностика агрессивного поведения/ Отв. ред. Н. Н. Палагина: Кыргызско–Российский Славянский университет. – Бишкек, 2002
2. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 162—175
3. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 528 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Логос, 2013. – 223 с.
5. Большунова Н. Я. Прощение как духовно-нравственное явление и психологический феномен // Человек и мир. 2017. № 1 Т.1. С. 201–218. URL: http://chelovekimir.ru/ (дата обращения: 21.01.2023)
6. Большунова Н. Я., Инчина М. В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 232 с.
7. Большунова Н. Я., Устинова О. А. Детский конфликт: причины, последствия и возможности разрешения в контексте детской субкультуры//Сибирский педагогический журнал. 2017.
8. Большунова Н. Я., Устинова О. А. Психологические и социокультурные смыслы прощения и развитие способности к нему/ Духовнонравственные проблемы современной личности / отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 205–225
9. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2014. 400 с.
10. Волков Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М: АСТ, 2012. – 84 с.
11. Волков В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М: Академия, 2013. – 64 с.
12. Выготский Л.С. Детская психология. В 6-и т. Т. 4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М: Юнити, 2012. – 237 с.
13. Дьяченко О.М. Что на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. – М.: Мудрость +, 2012. – 185с.
14. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Санкт - Петербург: Речь, 2002. 224 с. – 99 с.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е изд. СПб.: Питер, 2015. 944 с.
16. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 95—100
17. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник. М., 2007.
18. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. М., 1997
19. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - М.: Из-во Речь. - 2006.
20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
21. Психологическая энциклопедия.2-е издание / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха / Спб., Питер, 2003 .
22. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Логос, 2012. – 215 с.
23. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Логос, 2012. – 287 с
24. Социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестн. Нижегород. ун-та. Сер. Социальные науки. 2014. № 1. С. 13—26.
25. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Учебно-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ, 2000. - 88 с.
Вопрос-ответ:
Что такое межличностные отношения и как они связаны с развитием личности дошкольников?
Межличностные отношения - это взаимодействие и отношения между людьми. В дошкольном возрасте эти отношения имеют особую важность, так как они способствуют развитию личности ребенка. Через взаимодействие с другими детьми, дошкольники учатся общаться, сотрудничать, разрешать конфликты и развивать социальные навыки.
Какое место занимает конфликтное поведение в межличностных отношениях дошкольников?
Конфликтное поведение является одной из основных проблем в межличностных отношениях дошкольников. Они могут проявляться в форме ссор, драк, неприятия друг друга и других форм негативного поведения. Конфликты между детьми могут быть вызваны различными причинами, такими как разные интересы, желание быть центром внимания или просто недостаток навыков сотрудничества и компромиссов.
Как можно диагностировать и профилактировать детские конфликты?
Для диагностики детских конфликтов можно использовать различные методы, такие как наблюдение, интервьюирование и анализ поведения детей. Это позволяет выявить причины и особенности конфликтов. Что касается профилактики, основной акцент стоит делать на развитие социальных навыков и навыков урегулирования конфликтов, а также на создание благоприятной атмосферы в группе и поддержание позитивных отношений между детьми.
Какие особенности межличностных отношений и конфликтов наблюдаются у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста наблюдаются особенности в межличностных отношениях. Они могут испытывать трудности в установлении контактов с другими детьми, быть эгоцентричными или неумеющими слушать других. Конфликты могут возникать из-за соревнования за внимание взрослого или из-за разных предпочтений и интересов. Дети также могут проявлять агрессивное поведение в конфликтах или уходить в себя и избегать контакта.
Какие особенности межличностных отношений у дошкольников?
Межличностные отношения у дошкольников характеризуются особенностями взаимодействия и восприятия друг друга. Дети в этом возрасте активно вступают в контакт с окружающими, начинают формировать свою социальную позицию и учиться совместной деятельности. Кроме того, на этом этапе развития между детьми возникают различные конфликты и споры, связанные с поделками, играми и взаимодействием.
Какое место занимает конфликтное поведение в межличностных отношениях дошкольников?
Конфликтное поведение занимает важное место в межличностных отношениях дошкольников. В этом возрасте дети формируют своеобразные стратегии решения конфликтных ситуаций. Конфликты могут возникать из-за распределения ресурсов, соревнования за внимание взрослых, различных взглядов и интересов. Разрешение конфликтов важно для развития социальных навыков и формирования ребенка как личности.
Какие методы диагностики конфликтного поведения дошкольников существуют?
Для диагностики конфликтного поведения дошкольников существуют различные методы. Одним из популярных методов является наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях. Также используются методики опроса, анкетирования и интервьюирования родителей, учителей и педагогов. Такие методы позволяют получить информацию о том, как ребенок ведет себя в конфликтных ситуациях и как реагирует на них.
Каковы возможные способы профилактики конфликтного поведения дошкольников?
В профилактике конфликтного поведения дошкольников используются различные методы. Один из них - это обучение социальным навыкам, таким как умение слушать других, умение выражать свои мысли и эмоции, умение находить компромиссы и решать проблемы совместно. Также важным является развитие эмоционального интеллекта, осознанность и саморегуляция. Роль родителей и педагогов в профилактике конфликтов также очень важна - они должны быть примером для детей и помогать им развиваться в социально компетентных личностей.
Какие личностные особенности у детей дошкольного возраста влияют на их межличностные отношения?
Личностные особенности, которые могут влиять на межличностные отношения дошкольников, включают их социальные навыки, эмоциональную саморегуляцию, уровень развития когнитивных функций и самооценку. Дети, у которых есть проблемы в этих областях, могут испытывать трудности в установлении и поддержании отношений с другими детьми. Например, дети с низким уровнем социальных навыков могут испытывать трудности в общении и игре с другими детьми, что может приводить к конфликтам.
Какое место занимает конфликтное поведение в межличностных отношениях дошкольников?
Конфликтное поведение занимает важное место в межличностных отношениях дошкольников. Конфликты могут возникать по разным причинам, таким как разногласия и соперничество в игре, споры о правилах, конкуренция за ресурсы и внимание взрослых. Конфликты могут быть моментами разрыва или укрепления отношений между детьми. Они позволяют детям выражать и отстаивать свои интересы, а также учиться решать проблемы и находить компромиссы.
Каким образом можно профилактировать конфликтное поведение у дошкольников?
Профилактика конфликтного поведения у дошкольников включает несколько аспектов. Во-первых, важно создавать положительную атмосферу в группе, где дети чувствуют себя безопасно и уважаемыми. Во-вторых, необходимо развивать у детей социальные навыки, помогающие им эффективно общаться и решать конфликты. Это включает в себя умение слушать других, выразить свои чувства и потребности, искать компромиссы и найти способы справиться с негативными эмоциями. Также важно, чтобы взрослые были эмоционально поддерживающими и помогали детям разрешать конфликты, учили их навыкам мирного урегулирования разногласий.