Система органов государственного финансового контроля, их роль и специфика деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 06.03.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Сущность государственного финансового контроля 5
1.2 Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции 7
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ 11
2.1 Счетная палата как орган государственного финансового контроля 11
2.2 Роль федерального казначейства в системе государственного финансового контроля 16
2.3 Проблемы государственного финансового контроля и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления

Поэтому необходимо продолжать укреплять техническую, технологическую и методологическую поддержку мониторинга как перспективной основы для сбора и обобщения информации, необходимой для совершенствования финансовой системы, а также принятия целенаправленных корректирующих мер.Третьей проблемой, вытекающей из второй проблемы, является изменения требований к профессиональным навыкам специалистов, выполняющих функции контроля.Четвертая проблема связана с региональным аспектом, здесь необходимо провести адаптацию законодательства субъектов РФ в области регулирования финансового контроля к изменениям.Пятая проблема связана с отсутствием методической базы, для этого необходимо ускорить работу по разработке Стандарта Счетной палаты РФ для проведения стратегического аудита.Основными путями совершенствования финансового контроля в Российской Федерации являются следующие.Во-первых, формирование методологических основ финансового контроля, устранение пробелов и неточностей в законодательстве, что также позволило бы получать четкие инструкции в процессе осуществления своей деятельности.Во-вторых, внедрение риск-ориентированного подхода и методов оценки рисков, которые позволили бы снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты и в то же время повысить эффективность надзорной деятельности. В-третьих, использование казначейской системы исполнения бюджета, которая предполагает централизацию управления доходами и расходами.Комплексный финансовый контроль может быть эффективным только при системном подходе.Подход к системе финансового контроля, основанный на функциональной спецификации, позволяет увидеть различные компоненты в рамках общего подразделения, определить основные функциональные цели каждой стороны и на этой основе определить систему финансового контроля государства.Поэтому, прежде всего, для усиления финансового контроля необходимо сократить законодательный пробел.Такие решения могут повысить эффективность контрольно-надзорных органов, тем самым улучшив национальную систему финансового контроля.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонтроль является одной из важнейших функций процесса управления, так как позволяет не только выявлять и устранять недостатки в работе, но и дает стимул к продолжению деятельности. В связи с этим контроль в той или иной форме проявляется во многих сферах и процессах жизни общества. Безусловно, в сфере финансов и бюджетных правоотношений это одна из важных составляющих. В настоящее время одним из важнейших инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.Надежность функционирования финансовой системы базируется на финансовом контроле и осуществляемой государством финансовой политики, способствующей обеспечению финансовой безопасности страны.Основная цель государственного финансового контроля - обеспечение эффективности процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.В связи с последними событиями в мире, вопрос о повышении эффективности бюджетного контроля становится все более актуальным.Государственный финансовый контроль подразделяетсяна внешний и внутренний;предварительный и последующий.Предметом контроля выступает деятельность органов государственной власти и бюджетных учреждений, заключающаяся в управлении вверенными им денежными средствами. Осуществление финансового контроля возможно с помощью государственных и административных органов, кроме того такая ответственность возлагается и на органы специального контроля за проверкой законности и целесообразности действий государства.Главными органами финансового контроля в нашей стране выступают:—Счетная палата;—ЦБ РФ;—Министерство финансов;—Казначейство и т.д.Соблюдение бюджетного законодательства и иных нормативно - правовых актов, которые регулируют движение денежных средств выступает главной целью государственного финансового контроля.Принципы контрольно - ревизионной деятельности схожи с основными принципами аудиторской деятельности - законности, оперативности, объективности, независимости, гласности и т.д. Наряду с этим необходимо выделить и то, что составной частью бюджетного права также является организация и проведение бюджетного контроля общие цели, задачи и принципы финансового контроля, характеристика его форм и методов являются составной частью бюджетного права.Главная цель финансового контроля сводится не только к выявлению нарушений в бюджетных правоотношениях, но и в анализировании деятельности организаций, цель которой - повышение финансовой грамотности и предотвращения ошибок в будущем. Сфера деятельности финансового права заключается в совершенствовании государственными органами нормативно - правовой базы.В работе выявлены проблемы реализации финансового контроля в России и даны предложения по их решению. Разбить многообразие проблем можно на две основные: первый блок проблем - в действующей нормативной правовой базе отсутствуют положения, регламентирующие вопросы организации и осуществления ГФК за расходами программного бюджета, а также закрепляющие полномочия и механизм взаимодействия органов ГФК; не отрегулировано применение мер ответственности к заказчикам и исполнителям целевых программ.Второй блок проблем связан с методическим обеспечением ГФК за расходами бюджета, выделяют отсутствие единой системы специфических стандартов, методических рекомендаций, а также современного классификатора нарушений, применяемых всеми органами ГФК за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ.Сегодня как никогда органы государственной власти РФ должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т.к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О Счетной палате Российской Федерации».Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 14.07.2022) «О Федеральном казначействе»Приказ Федерального казначейства от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности».Булатова, В. Б. Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере как основа экономической безопасности в современных условиях / В. Б. Булатова, Е. Е. Хиртуева // Байкальские экономические чтения - 2021 : Материалы XXV научно-практической конференции, Улан-Удэ, 22 сентября 2021 года – 22 2022 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. – С. 11-15. Бурлака, С. Н. Государственный финансовый контроль как фактор развития экономической безопасности государства / С. Н. Бурлака // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2022. – С. 38-42. Виндижева, А. Х. Государственный финансовый контроль и его роль в государственном регулировании / А. Х. Виндижева, Т. Х. Виндижев // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации об-щества : Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 22 января 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. – С. 53-55. Догадова, И. В. Счетная палата Российской Федерации и ее роль в системе управления общественными финансами / И. В. Догадова // Самоуправление. – 2022. – № 1(129). – С. 209-212. – EDNRИльина, Д. А. Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики / Д. А. Ильина // В мире научных открытий : Материалы VI Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 24–25 мая 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2022. – С. 4815-4818. Джабраилова, А. М. Роль федерального казначейства в системе государственного финансового контроля / А. М. Джабраилова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 03 октября 2022 года. – Москва: Печатный цех, 2022. – С. 253-257. Комиссарова, П. К. Контроль, финансовый контроль, государственный финансовый контроль: соотношение понятий / П. К. Комиссарова, Е. Д. Торопова // Сибирские юридические студенческие чтения : материалы XIX международной научной конференции студентов, Омск, 14 мая 2021 года. – Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический университет", 2022. – С. 253-257. Мечикова, М. Н. Совершенствование государственного финансового контроля в российской Федерации на основе исторического опыта СССР / М. Н. Мечикова, Т. Д. Климачев // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : Материалы ХХIII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 15–16 апреля 2022 года. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. – С. 298-301. Третьякова, С. Н. Система и регулирование внутреннего государственного финансового контроля субъекта Федерации / С. Н. Третьякова, Т. В. Машель // Управление экономикой, системами, процессами : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 11–12 октября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 249-252.Чергеев, М. А. Направления повышения эффективности государственного финансового контроля / М. А. Чергеев // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия : Сборник научных трудов. К 85-летию со дня рождения Абдуллаева РаитаАлядиновича. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 255-260. Честных, А. В. совершенствование государственного финансового контроля / А. В. Честных // Актуальные вопросы финансовой и правовой грамотности в современном обществе : Сборник научных трудов: сборник статей, Москва, 12 ноября 2021 года / Под редакцией А.А. Шестемирова, С.И. Опариной, М.О. Василенко. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 44-48. Шипилова, С. М. Совершенствование системы государственного финансового контроля в РФ: проблемы и направления / С. М. Шипилова, Л. В. Киндяков // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований : Сборник трудов XIХ научно-практической конференции, Миасс, 29 апреля 2022 года. – Миасс: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2022. – С. 58-61. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году – URL: https://ach.gov.ru/reports/?ysclid=ldll4af0ag323636239 (дата обращения 01.02.2023)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О Счетной палате Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 14.07.2022) «О Федеральном казначействе»
5. Приказ Федерального казначейства от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности».
6. Булатова, В. Б. Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере как основа экономической безопасности в современных условиях / В. Б. Булатова, Е. Е. Хиртуева // Байкальские экономические чтения - 2021 : Материалы XXV научно-практической конференции, Улан-Удэ, 22 сентября 2021 года – 22 2022 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. – С. 11-15.
7. Бурлака, С. Н. Государственный финансовый контроль как фактор развития экономической безопасности государства / С. Н. Бурлака // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2022. – С. 38-42.
8. Виндижева, А. Х. Государственный финансовый контроль и его роль в государственном регулировании / А. Х. Виндижева, Т. Х. Виндижев // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации об-щества : Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 22 января 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. – С. 53-55.
9. Догадова, И. В. Счетная палата Российской Федерации и ее роль в системе управления общественными финансами / И. В. Догадова // Самоуправление. – 2022. – № 1(129). – С. 209-212. – EDN R
10. Ильина, Д. А. Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики / Д. А. Ильина // В мире научных открытий : Материалы VI Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 24–25 мая 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2022. – С. 4815-4818.
11. Джабраилова, А. М. Роль федерального казначейства в системе государственного финансового контроля / А. М. Джабраилова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 03 октября 2022 года. – Москва: Печатный цех, 2022. – С. 253-257.
12. Комиссарова, П. К. Контроль, финансовый контроль, государственный финансовый контроль: соотношение понятий / П. К. Комиссарова, Е. Д. Торопова // Сибирские юридические студенческие чтения : материалы XIX международной научной конференции студентов, Омск, 14 мая 2021 года. – Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический университет", 2022. – С. 253-257.
13. Мечикова, М. Н. Совершенствование государственного финансового контроля в российской Федерации на основе исторического опыта СССР / М. Н. Мечикова, Т. Д. Климачев // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : Материалы ХХIII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 15–16 апреля 2022 года. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. – С. 298-301.
14. Третьякова, С. Н. Система и регулирование внутреннего государственного финансового контроля субъекта Федерации / С. Н. Третьякова, Т. В. Машель // Управление экономикой, системами, процессами : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 11–12 октября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 249-252.
15. Чергеев, М. А. Направления повышения эффективности государственного финансового контроля / М. А. Чергеев // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия : Сборник научных трудов. К 85-летию со дня рождения Абдуллаева Раита Алядиновича. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 255-260.
16. Честных, А. В. совершенствование государственного финансового контроля / А. В. Честных // Актуальные вопросы финансовой и правовой грамотности в современном обществе : Сборник научных трудов: сборник статей, Москва, 12 ноября 2021 года / Под редакцией А.А. Шестемирова, С.И. Опариной, М.О. Василенко. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 44-48.
17. Шипилова, С. М. Совершенствование системы государственного финансового контроля в РФ: проблемы и направления / С. М. Шипилова, Л. В. Киндяков // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований : Сборник трудов XIХ научно-практической конференции, Миасс, 29 апреля 2022 года. – Миасс: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2022. – С. 58-61.
18. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году – URL: https://ach.gov.ru/reports/?ysclid=ldll4af0ag323636239 (дата обращения 01.02.2023)

Вопрос-ответ:

Что такое государственный финансовый контроль?

Государственный финансовый контроль - это система мер и инструментов, используемых государством для контроля и надзора за финансовой деятельностью органов власти и бюджетных учреждений, а также для обеспечения эффективного и законного использования государственных финансовых ресурсов.

Какие органы осуществляют государственный финансовый контроль?

Основными органами государственного финансового контроля в России являются Счетная палата и федеральное казначейство. Счетная палата занимается независимым финансовым контролем, проводит аудит государственных финансовых операций и делает рекомендации по улучшению управления государственными финансами. Федеральное казначейство осуществляет контроль за исполнением бюджета, обеспечивает эффективное управление государственными финансами и координацию деятельности органов государственного финансового контроля.

Какую роль играет Счетная палата в системе государственного финансового контроля?

Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля, который осуществляет аудит государственных финансовых операций. Она проверяет законность, эффективность и целевое использование бюджетных средств, а также действенность системы управления государственными финансами. Счетная палата делает рекомендации по улучшению финансового управления и контроля.

Что делает федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля?

Федеральное казначейство осуществляет контроль за исполнением бюджета, обеспечивает эффективное управление государственными финансами и координирует деятельность органов государственного финансового контроля. Оно контролирует получение и расходование государственных средств, осуществляет кассовое обслуживание бюджетных учреждений и обеспечивает исполнение бюджетного процесса в соответствии с законодательством и установленными процедурами.

Какова роль системы органов государственного финансового контроля?

Система органов государственного финансового контроля играет важную роль в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности государственных финансов. Они осуществляют независимый контроль за расходами бюджетных органов и контролируют финансовую деятельность государства в целом.

Какая специфика деятельности органов государственного финансового контроля?

Органы государственного финансового контроля проводят аудит финансовых операций и бухгалтерских документов органов государственной власти, государственных предприятий и учреждений. Они также осуществляют мониторинг эффективности использования государственных средств и доходов.

Какая сущность государственного финансового контроля?

Сущность государственного финансового контроля заключается в осуществлении проверки, контроля и анализа финансовых операций государства. Он направлен на предотвращение коррупции, нецелевого использования средств бюджета и повышение эффективности финансового управления государством.

Какие задачи и функции имеют органы государственного финансового контроля?

Органы государственного финансового контроля имеют задачи и функции проверки и контроля финансовых операций, разработки рекомендаций по улучшению финансового управления, а также анализа и оценки эффективности использования государственных средств.

Какую роль играет Счетная палата в системе государственного финансового контроля?

Счетная палата является одним из органов государственного финансового контроля. Ее главная роль заключается в проведении аудита финансовых операций государственных органов, предприятий и учреждений. Она также составляет аналитические отчеты и делает рекомендации по повышению эффективности финансового управления государства.

Какова роль системы органов государственного финансового контроля?

Система органов государственного финансового контроля играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости и прозрачности государственного сектора. Она направлена на контроль над использованием государственных финансовых ресурсов, предотвращение коррупции, обеспечение эффективности и эффективности расходования бюджетных средств.

Что такое государственный финансовый контроль?

Государственный финансовый контроль - это система мер и процедур, направленных на обеспечение контроля за использованием государственных финансовых ресурсов. Он включает в себя проверку правильности расходования бюджетных средств, контроль за соблюдением законодательства в области финансов и предотвращение злоупотреблений и коррупции.

Какие задачи и функции выполняют органы государственного финансового контроля?

Органы государственного финансового контроля выполняют ряд задач и функций. Они осуществляют проверку и анализ использования государственных финансовых ресурсов, контролируют соблюдение действующего законодательства в области финансов, а также обеспечивают прозрачность и отчетность в финансовых операциях. Они также могут проводить аудиторскую деятельность, расследовать финансовые нарушения и предлагать рекомендации по улучшению системы финансового управления.