МЕТОДИКА РАБОТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 10.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Историческая справка о развитии понятия «словарные слова» 5
1.2 Значение словарной работы в начальной школе 9
1.3 Общая характеристика понятия «игровые технологии» 11
1.4 Применение игровых технологий при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе. Виды игровых технологий 15
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Этапы организации игровых технологий в начальной школе 20
2.2 Методика применения игровых технологий у младших школьников на уроках русского языка для изучения словарных слов 23
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в процессе подготовки к занятию, где должны быть задействованы игровые технологии, очень важна грамотная и тщательная подготовка педагога к уроку. Следование каждому из этапов увеличивает шансы на то, чтобы поставленная образовательная задача была выполнена, а учащиеся смогли бы получить новые знания, либо закрепить их, в зависимости от типа урока. Рассмотренная выше структура организации игровой деятельности на уроках русского языка в начальной школе может быть применена, в том числе, и для изучения словарных слов. 2.2 Методика применения игровых технологий у младших школьников на уроках русского языка для изучения словарных словДеловая игра «Редакция». Предмет: русский язык, 2 классТип урока: обобщающий.Цель игровой формы – создать положительную мотивацию к урокам русского языка.Тема: «Закрепление пройденного. Безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные».Задачи. I. Образовательные:– Обобщение изученных правил орфографии и закрепление их на письме;– Повторение изученных словарных слов;– Составление предложений и небольших текстов из словарных слов.II. Воспитательные:– Воспитание чувства патриотизма, взаимовыручки, взаимоуважения;– Воспитание уважения и любви к родному языку;– Воспитывать уважение к окружающим, к работе в команде;III. Развивающие:– Развитие речи – письменной и устной, креативности, навыка коллективного общения, самостоятельности мышления;– Развитие коммуникативных умений и навыка работы в команде;– Развитие творческих и креативных способностей учащихся.Средства обучения: проектор, презентация Power-Point.Таблица 1 – Технологическая карта урока с содержанием деловой игры при изучении словарных словЭтап урокаДидактический моментСодержаниеДидактическая задачаУУДI. Организационный моментВступительное слово учителя.Объявление целей и задач.Значение Дня Защитника Отечества.Выпуск газеты, посвященный Дню Защитника.Повторим правописание основных правил орфографии.Добиться осознания вхождения учащимися в пространство учебнойдеятельности. Включить учащихся в учебнуюдеятельность путем вовлечения их в игру-«Редакция».Личностные действияIIАктуализациязнаний и подготовка к игре. Постановка игровой проблемы3.ИнструктажПовторениеДелимся на отделы:Информация по стране.Культура и искусство.Отделписем.Литература.Газета – это образецграмотного слова, образецхудожественногослова.Нам понадобитсяповторить основныеправила орфографии, надкоторыми мы работалипоследнее время Какиеправиланампонадобятся?Появляются критерииотбораматериалавгазету.ПовторитьтеоретическийматериалIII. Обсуждение и решение проблемыРаботавгруппахОтдел информации постранеЗадание: переписать текст,расставить знаки, вставитьпропущенныебуквы,придумать заголовок.Вместе обсудитьправописание.ОтделкультурыиискусстваЗадание: нарисоватьрисунок, посвященныйДню Защитника. Дать кнемутекстовку.ОтделписемЗадание: составить ответавтору письма- ветеранувойны, он одинок, емунужнапомощь.Отдел литературы –отсутствует литработник.Задание каждому отделу:дать вномерфантастический рассказ омальчике – герое СашеХрабром.Лучшийпойдетвномергазеты.Формироватьорфографический навыкУстановитьмежпредметныесвязи.Развиватьхудожественнуюкреативность.,письменнуюречь.Развивать речь,самостоятельноемышление,воспитыватьзаботу остаршемпоколении.Развиватьхудожественнуюфантазию,речь.ПредметныедействияЛичностныедействияIV. Обсуждение и проверка результатовОтбор материалов вгазету.РефлексияРедактор и одинпредставитель от каждогоотдела отбирают лучшиематериалы. Оформляютгазету.Что понравилось сегоднянауроке?Что не понравилось науроке?Что бы вы хотелиизменить.Выставлениеоценок.Формироватьнавыксамоанализа икритичности.Регулятивныеи личностныедействияТаким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный конспект урока с применением игровых технологий можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. В основу была положена деловая игра, в рамках которой обучающиеся при помощи уже известных им словарных слов, должны были составить предложения и небольшие тексты. Проведенный урок можно назвать успешным, в связи с тем, что цель и все задачи в ходе занятия были достигнуты, так же, как и планируемые результаты. Дети активно обсуждали необходимость задействования того или иного словарного слова, в рамках групповой активности корректировали собственные действия и работу своих партнеров по команде.Выводы по второй главеНа основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в процессе подготовки к занятию, где должны быть задействованы игровые технологии, очень важна грамотная и тщательная подготовка педагога к уроку. Следование каждому из этапов увеличивает шансы на то, чтобы поставленная образовательная задача была выполнена, а учащиеся смогли бы получить новые знания, либо закрепить их, в зависимости от типа урока. Рассмотренная выше структура организации игровой деятельности на уроках русского языка в начальной школе может быть применена, в том числе, и для изучения словарных слов. Разработанный в рамках данного исследования конспект урока с применением игровых технологий можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. В основу была положена деловая игра, в рамках которой обучающиеся при помощи уже известных им словарных слов, должны были составить предложения и небольшие тексты. Проведенный урок можно назвать успешным, в связи с тем, что цель и все задачи в ходе занятия были достигнуты, так же, как и планируемые результаты. Дети активно обсуждали необходимость задействования того или иного словарного слова, в рамках групповой активности корректировали собственные действия и работу своих партнеров по команде.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературных источников показал, что под учебно-игровыми технологиями, с одной стороны, понимается совокупность методов, приемов и средств организации образовательного процесса в форме различных дидактических игр с четко поставленной целью и соответствующими задачами, характеризующимися активной учебно-познавательной и воспитательной направленностью, а с другой – эти технологии используются как специфический учебно-методический инструментарий.Что касается обучения предметов в начальной школе, то учебно-игровые технологии представляют определенную последовательность действий и операций учителя, выполняющего отбор информационного, учебно-познавательного материала, осуществляет проектирование, организацию и подготовку дидактической игры, обеспечивает включение всех учащихся в коллективную учебно-игровую деятельность, непосредственно проводит игру, контролирует ход, анализирует конечные результаты и подводит итоги ее проведения. Установлено, что учебно-игровая технология способствует активизации и повышению эффективности обучения школьных предметов в начальных классах.Педагогические возможности учебно-игровых технологий (поддержание интереса к учебному предмету, создание в классе благоприятной эмоциональной атмосферы повышенной увлечённости, рост познавательной активности учащихся, повышение самооценки, проявление творческих способностей и волевых усилий, формирование навыков самостоятельной работы, создание творческой атмосферы решений, улучшение взаимоотношений в ученическом коллективе на основе коллективизма и т.п.) повышают эффективность образовательного процесса независимо от содержания и особенностей обучения школьных предметов. Для младшего школьного возраста учебно-игровые технологии становятся своеобразной сензитивной формой освоения окружающей действительности.Проведянаблюдение,проанализировавдостигнутыерезультатыприизучениисловарныхсловрусскогоязыка, можно убедится вцелесообразностииспользования игровыхтехнологийнаурокахрусскогоязыкаинеобходимостивведенияихвобразовательныйпроцесс.Онинетолькоспособствуютулучшениюкачествазнаниймладшегошкольника,ноизатрагиваютнеменееважнуюсторонуеголичности:эмоциональныйвнутренниймир.Ведьученикнетолькоучится,онещёирадуетсясвоимуспехам,стремитсяпознатьновоесинтересом.На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в процессе подготовки к занятию, где должны быть задействованы игровые технологии, очень важна грамотная и тщательная подготовка педагога к уроку. Следование каждому из этапов увеличивает шансы на то, чтобы поставленная образовательная задача была выполнена, а учащиеся смогли бы получить новые знания, либо закрепить их, в зависимости от типа урока. Рассмотренная выше структура организации игровой деятельности на уроках русского языка в начальной школе может быть применена, в том числе, и для изучения словарных слов. Разработанный в рамках данного исследования конспект урока с применением игровых технологий можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. В основу была положена деловая игра, в рамках которой обучающиеся при помощи уже известных им словарных слов, должны были составить предложения и небольшие тексты. Проведенный урок можно назвать успешным, в связи с тем, что цель и все задачи в ходе занятия были достигнуты, так же, как и планируемые результаты. Дети активно обсуждали необходимость задействования того или иного словарного слова, в рамках групповой активности корректировали собственные действия и работу своих партнеров по команде.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии обучения/ В.П. Беспалько. – М., 1989.Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление?/ А.В.Боровских// Педагогика. – 2015. - №7 – С.51.Газман, О.С. [и др.] В школу - с игрой. / О.С. Газман – М., 2018. Занько, С.Ф. [и др.] Игра и ученье / С.Ф. Занько. – М., 2016. Изучение словарных слов URL: https://pedsovet.su/load/238-1-0-5238Использование игровых приемов при изучении словарных слов URL: http://prezentacya.ru/publ/konspekty_urokov/russkij_jazyk/ispolzovanie_igrovykh_tekhnologij_pri_izuchenii_slovarnykhslov/9-1-0-96Кабанова, Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков/ Л. В. Кабанова// Начальная школа – 2010.–№1. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/ Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: «Просвещение», 1987.Малахова Ю.В. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы / Ю.В. Малахова // Вестник научных конференций. – 2015. – №2-5(2). – С.89-91. Минкин, Е.М. От игры к знаниям/ Е.М. Минкин – М., 2016.  Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя/ Е.М. Минскин –2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 1987 Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – 2016 – с 110-123.Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе/ О.В. Муромцева// Молодой ученый. – 2019. - № 10.Пряженцова, Н. А. Игровые технологии на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации младших школьников / Н. А. Пряженцова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2021 года. Том Часть 1. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2021. – С. 280-286Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – М., 2000.Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании/ Н.В. Самоукина.– М.: Народное образование, 2016. Толковый словарь С.И.Ожегова.Учебник: «Русский язык», автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина( 1-4 класс) Учебник:» Русский язык», автор В.Г.Горецкий ( 1-4 класс)Хасанов Н. Использование игровых элементов на уроках русского языка / Н. Хасанов// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2012. – С.174-180.Шепель, В.М. Особенности педагогической технологии/ В.М. Шепель. – М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры/ С.А. Шмаков. – М., 1994.Щекина, Д. А. Использование игровых технологий в процессе обучения русскому языку и литературе в школе / Д. А. Щекина // Modern Science. – 2021. – № 12-2. – С. 307-311. – EDN DOHVEA.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии обучения/ В.П. Беспалько. – М., 1989.
3. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление?/ А.В.Боровских// Педагогика. – 2015. - №7 – С.51.
4. Газман, О.С. [и др.] В школу - с игрой. / О.С. Газман – М., 2018.
5. Занько, С.Ф. [и др.] Игра и ученье / С.Ф. Занько. – М., 2016.
6. Изучение словарных слов URL: https://pedsovet.su/load/238-1-0-5238
7. Использование игровых приемов при изучении словарных слов URL: http://prezentacya.ru/publ/konspekty_urokov/russkij_jazyk/ispolzovanie_igrovykh_tekhnologij_pri_izuchenii_slovarnykhslov/9-1-0-96
8. Кабанова, Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков/ Л. В. Кабанова// Начальная школа – 2010.–№1.
9. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/ Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: «Просвещение», 1987.
10. Малахова Ю.В. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы / Ю.В. Малахова // Вестник научных конференций. – 2015. – №2-5(2). – С.89-91.
11. Минкин, Е.М. От игры к знаниям/ Е.М. Минкин – М., 2016.
12. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя/ Е.М. Минскин –2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 1987
13. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – 2016 – с 110-123.
14. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе/ О.В. Муромцева// Молодой ученый. – 2019. - № 10.
15. Пряженцова, Н. А. Игровые технологии на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации младших школьников / Н. А. Пряженцова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2021 года. Том Часть 1. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2021. – С. 280-286
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – М., 2000.
17. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании/ Н.В. Самоукина.– М.: Народное образование, 2016.
18. Толковый словарь С.И.Ожегова.
19. Учебник: «Русский язык», автор Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина( 1-4 класс)
20. Учебник:» Русский язык», автор В.Г.Горецкий ( 1-4 класс)
21. Хасанов Н. Использование игровых элементов на уроках русского языка / Н. Хасанов// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2012. – С.174-180.
22. Шепель, В.М. Особенности педагогической технологии/ В.М. Шепель. – М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.
23. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры/ С.А. Шмаков. – М., 1994.
24. Щекина, Д. А. Использование игровых технологий в процессе обучения русскому языку и литературе в школе / Д. А. Щекина // Modern Science. – 2021. – № 12-2. – С. 307-311. – EDN DOHVEA.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать игровые технологии при изучении словарных слов на уроках русского языка?

Использование игровых технологий на уроках русского языка позволяет сделать процесс изучения интересным и увлекательным для учащихся. Игры мотивируют детей активно участвовать, развивают их лексический запас и способности к общению на русском языке.

Какие исторические предпосылки есть для использования игровых технологий в изучении словарных слов в начальной школе?

Использование игровых технологий в образовательном процессе имеет давнюю историю. В начале XX века появление педагогики игры включило использование игр как инструмента обучения. Эта идея распространилась и на изучение русского языка в начальной школе, где игровые технологии позволяют детям легко и эффективно запоминать и использовать словарные слова.

Какое значение имеет словарная работа в начальной школе?

Словарная работа имеет огромное значение в начальной школе, так как она является основой для развития речи и расширения лексического запаса учащихся. Правильное использование словарных слов позволяет детям легче выражать свои мысли и понимать тексты на русском языке.

Что означает понятие "игровые технологии"?

Игровые технологии в образовании - это методы и приемы, основанные на использовании игровых элементов и игровой ситуации для достижения образовательных целей. Они позволяют учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом и развивать свои когнитивные и коммуникативные навыки.

Какие преимущества имеет применение игровых технологий при изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе?

Применение игровых технологий при изучении словарных слов позволяет детям легче и быстрее запоминать новые слова, развивает их воображение, логическое мышление и способности к общению на русском языке. Игры также создают положительную атмосферу в классе и мотивируют детей к активному обучению.

Какая тема рассматривается в статье?

Тема статьи - "Методика работы при использовании игровых технологий для изучения словарных слов на уроках русского языка в начальной школе".

Каково значение словарной работы в начальной школе?

Значение словарной работы в начальной школе заключается в формировании у детей навыков работы со словарем, расширении словарного запаса, развитии лексической грамотности и умения пользоваться словарной помощью при чтении и письме.

Что понимается под игровыми технологиями?

Игровые технологии - это специально созданные игровые формы и методы, которые используются в образовательном процессе для повышения мотивации, активности и интереса учащихся к изучаемому материалу.

Какие игровые технологии могут быть применены при изучении словарных слов на уроках русского языка?

При изучении словарных слов на уроках русского языка в начальной школе могут быть применены следующие игровые технологии: игры-путешествия, игры-ассоциации, игры-загадки, игры-упражнения, игры-соревнования и другие.

Какова историческая справка о развитии понятия словарные слова?

Историческая справка о развитии понятия словарные слова в данной статье не рассматривается.

Какие методики работы используются при использовании игровых технологий для изучения словарных слов на уроках русского языка в начальной школе?

На уроках русского языка в начальной школе используются различные методики работы с использованием игровых технологий для изучения словарных слов. Одна из таких методик - игровые задания, которые помогают учащимся запомнить и закрепить новые слова. Например, это может быть игра "Найди пару", где ученики должны найти соответствующие слова или картинки с изображением определенных слов. Еще одна методика - игровая деятельность, которая включает в себя различные игры и упражнения, например, составление предложений из слов, составление рассказов, игра в слова и т.д. Эти игровые задания и упражнения позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения и лучше запомнить изучаемые слова.