Виртуальная экскурсия как способ представления, систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 23 23 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика понятий «чтение» и «читательская самостоятельность» ……...6
2. Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий в школе……………………………………………………………………………..11
3. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроках литературы……………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..23




Фрагмент для ознакомления

Во многом это зависит от уровня профессиональной компетенции учителя. Педагог, заинтересованный в активности учащихся на уроке, будет ставить перед учениками ряд проблемны вопросов, ответы на которые им поможет найти/ сформулировать виртуальная экскурсия, либо в процессе экскурсии (после нее) предлагать учащимся определенные творческие задания. Следует отметить, что для эффективной работы на уроках-виртуальных экскурсиях, ученикам необходимо вести записи: оформлять ключевые тезисы, фиксировать специальные термины, даты, имена и номинации. При этом ученики могут формировать папки, в которые входят интересные факты, важные материалы по проведенной виртуальной экскурсии[13].4. Итоговая беседа.Равно как и начало виртуальной литературной экскурсии финал ее не может быть резким. Всякая экскурсия должна заканчиваться итоговой беседой, в которой учитель вместе с учениками подводит итоги увиденному и услышанному. В связи с этим на заключительном этапе виртуальной экскурсии учитель переходит к систематизации и интерпретации деятельности учащихся. Исходя из вида виртуальной экскурсии, проводится итоговая беседа. Если виртуальная литературная экскурсия была посвящена обзору творческого наследия конкретного писателя, то на заключительном этапе урока целесообразно сформулировать обобщающий вывод и систематизировать ту ценную информацию, которую получили ученики. Учитель помогает учащимся:1) выделить главное из проведенной экскурсии;2) сформулировать впечатления учащихся и аргументировать их точки зрения;3) наметить дальнейшие пути изучения данной темы, выделить приоритетные направления[1].5. Домашнее задание.В качестве самостоятельной домашней работы учитель может предложить ученикам разнообразные виды творческой деятельности – это могут быть варианты написания сочинений, подготовки докладов или проектов, составления альбомов и мини-презентаций по теме проведенной виртуальной литературной экскурсии. Однако, любая информационная технология, используемая в учебном процессе может привести к ряду проблем и трудностей. На сегодняшний день не все школы имеют прямое подключение к сети Интернет, особенно это касается деревенских и сельских школ. Не менее важной проблемой является ограничение компьютерного оборудования в школах – не каждая школа может позволить себе активно использовать в учебном процессе ИКТ-оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные и SMART-доски и др.).Перед учителем стоит задача качественной подготовки обучающего материала для учеников, поэтому педагог может воспользоваться имеющимися в сети Интернет готовыми виртуальными экскурсиями или создать свой уникальный методический продукт. Таким образом, активное применение в современном учебном процессе информационных технологий способствует активизации учащихся на уроках, вовлеченности их в процесс обучения. Виртуальные литературные экскурсии позволяют учащимся познакомиться с культурно-историческим и литературно-художественным наследием страны, не выходя из стен школы. Такая форма организации современного урока литературы представляет собой эффективный способ представления, систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности учащихся все возрастных категорий.ЗаключениеВ данном исследовании рассмотрен вопрос, посвященный специфике изучению виртуальной экскурсии как способа представления, систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности. В ходе анализа разнообразных источников по теме курсовой работы были сформулированы следующие выводы:1. Чтение выступает одним из основных видов речевой деятельности школьника, посредством которого происходит развитие, формирование и становление произношения и понимания самого продукта речи, который проявляется в способности ребенка воспринимать, понимать и осмыслять полученную им информацию. Формирование читательского интереса зависит от такого понятия, как «читательская самостоятельность». Чтение выступает одним из основных видов речевой деятельности младшего школьника, посредством которого происходит развитие, формирование и становление произношения и понимания самого продукта речи, который проявляется в способности ребенка воспринимать, понимать и осмыслять полученную им информацию.2. Виртуальные экскурсии производят на обучающихся сильное эмоциональное впечатление, которое благоприятно сказывается на повышении мотивации к изучению предмета школьного курса. Методически продуманные задания с использованием данной технологии развивают внимание и память школьников.Виртуальная экскурсия выступает инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию. В системе школьного образования виртуальные экскурсии играют огромную роль – посредством таких способов организации учебной деятельности школьники активно включаются в учебный процесс, проявляют свою заинтересованность, что приводит к формированию и становлению всесторонне развитой личности. 3. Активное применение в современном учебном процессе информационных технологий способствует активизации учащихся на уроках, вовлеченности их в процесс обучения. Виртуальные литературные экскурсии позволяют учащимся познакомиться с культурно-историческим и литературно-художественным наследием страны, не выходя из стен школы. Такая форма организации современного урока литературы представляет собой эффективный способ представления, систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности учащихся все возрастных категорий.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.Список использованных источников:Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22-24.Все музеи России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.culture.ru/ (Дата обращения: 07.02.2023)Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения / В. Г. Горецкий // Начальная школа. –2015. – № 8. – С. 47-50.Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина. – М.: Педагогика и современность, 2014. – 60 с.Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка: Уч. пособие для студентов пед. институтов / под ред. М.Т. Баранова. – 4-е изд, доп. – М.: Просвещение, 2019. – 305 с. Каталог музеев – Музеи мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globmuseum.info/category/katalog-muzeev/ (Дата обращения: 07.02.2023)Кислицина Е.Н. Виртуальная экскурсия: технология создания / Е. Н. Кислицина, Д. Ю. Кислицин. – М.: Современная библиотека, 2015. – С. 40-44. Копорулина В.Н. Психологический словарь / автор сост. В. Н. Копорулина. – 2-е изд., доп. – Ростов на Дону, 2017. – 610 с.Кривошеев Н.С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре // Образование и воспитание. – 2017. – № 2. – С. 44-46.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р. Львов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, – 2017. – 280 с.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – 4-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2016. – 322 с.Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. – 3-е изд. – М.: Аркти, 2016. – 125 с.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Уч.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. уч. заведений (по спец. «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – 3-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – С. 114-140.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.Сосновская О.В. Теория и практика читательской деятельности / Под ред. О.В. Сосновской. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 112 с.Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. С. 10-14.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.Черкесова В. Что такое виртуальная экскурсия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoevirtualnaa-ekskursia (Дата обращения: 07.02.2023)GoogleArts&Culture. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/ (Дата обращения: 07.02.2023)


1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
2. Все музеи России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.culture.ru/ (Дата обращения: 07.02.2023)
3. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения / В. Г. Горецкий // Начальная школа. –2015. – № 8. – С. 47-50.
4. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина. – М.: Педагогика и современность, 2014. – 60 с.
5. Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка: Уч. пособие для студентов пед. институтов / под ред. М.Т. Баранова. – 4-е изд, доп. – М.: Просвещение, 2019. – 305 с.
6. Каталог музеев – Музеи мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globmuseum.info/category/katalog-muzeev/ (Дата обращения: 07.02.2023)
7. Кислицина Е.Н. Виртуальная экскурсия: технология создания / Е. Н. Кислицина, Д. Ю. Кислицин. – М.: Современная библиотека, 2015. – С. 40-44.
8. Копорулина В.Н. Психологический словарь / автор сост. В. Н. Копорулина. – 2-е изд., доп. – Ростов на Дону, 2017. – 610 с.
9. Кривошеев Н.С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре // Образование и воспитание. – 2017. – № 2. – С. 44-46.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р. Львов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, – 2017. – 280 с.
11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – 4-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2016. – 322 с.
12. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. – 3-е изд. – М.: Аркти, 2016. – 125 с.
13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
14. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Уч.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. уч. заведений (по спец. «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – 3-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – С. 114-140.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
16. Сосновская О.В. Теория и практика читательской деятельности / Под ред. О.В. Сосновской. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 112 с.
17. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. С. 10-14.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
19. Черкесова В. Что такое виртуальная экскурсия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoevirtualnaa-ekskursia (Дата обращения: 07.02.2023)
20. GoogleArts&Culture. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/ (Дата обращения: 07.02.2023)

Вопрос-ответ:

Что такое виртуальная экскурсия?

Виртуальная экскурсия - это способ представления систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности через использование интерактивных технологий. С помощью виртуальных экскурсий ученики могут путешествовать в виртуальное пространство, осваивать новые знания об окружающем мире и литературных произведениях.

Каким образом виртуальная экскурсия может способствовать развитию читательской самостоятельности?

Виртуальная экскурсия помогает ученикам углубить свои знания о литературных произведениях путем интерактивного изучения мест действия произведения, биографий авторов, исторического контекста и других аспектов текста. Это позволяет им стать более активными и самостоятельными читателями, а также улучшает их навыки критического мышления и анализа.

Как организовываются виртуальные экскурсии в школе?

Виртуальные экскурсии в школе могут быть организованы с помощью компьютеров, интерактивных досок, гарнитур виртуальной реальности и других современных технологий. Ученикам предоставляется доступ к специальным программам или платформам, содержащим интерактивные материалы, которые помогают им исследовать различные аспекты литературы и расширять свои знания.

Как виртуальная экскурсия может быть использована на уроках литературы?

Виртуальная экскурсия может быть использована на уроках литературы как дополнительный инструмент для более глубокого и понятного изучения литературных произведений. Ученики могут исследовать окружение, в котором происходят события произведения, узнать об авторе и его творческом процессе, а также изучить исторический и культурный контекст произведения. Это делает учебный процесс более интересным и позволяет ученикам лучше понять и оценить литературные произведения.

Какие источники использовались при написании статьи?

В статье были использованы различные источники, включая научные статьи, публикации в журналах, учебники и другие авторитетные источники, которые помогли систематизировать информацию и поддержать ее достоверность. Полный список использованных источников приведен в конце статьи.

Что такое виртуальная экскурсия?

Виртуальная экскурсия - это способ представления систематизации и интерпретации результатов читательской деятельности, при котором школьники могут путешествовать в виртуальном пространстве, посещая различные локации и изучая их подробно.

Какие особенности организации и проведения виртуальных экскурсий в школе?

Организация и проведение виртуальных экскурсий в школе имеют ряд особенностей. Во-первых, необходимо иметь доступ к компьютерам или планшетам с подключением к интернету. Во-вторых, нужно подготовить специальные программы или платформы для проведения виртуальных экскурсий. Также важно обучить учителей технической стороне проведения таких экскурсий и обеспечить безопасность детей в виртуальном пространстве.

Как виртуальная экскурсия может быть эффективной формой организации учебного процесса на уроках литературы?

Виртуальная экскурсия на уроках литературы может быть эффективной формой организации учебного процесса, так как она позволяет школьникам визуализировать и представить себе места, описанные в литературных произведениях. Это помогает лучше понять и интерпретировать произведение, вживиться в его атмосферу и локации.

Какова специфика понятий "чтение" и "читательская самостоятельность"?

Чтение - это процесс восприятия и осмысления текста. Читательская самостоятельность - это способность читателя самостоятельно работать с текстом, анализировать его, выделять ключевые моменты и интерпретировать их. Она является важным навыком для развития литературной грамотности.

Какие источники были использованы при написании статьи?

В списке использованных источников статьи, приведенной в конце, можно найти информацию о том, откуда были взяты данные и факты, представленные в статье. Это могут быть научные статьи, исследования, книги и другие авторитетные источники.

Как можно использовать виртуальную экскурсию для систематизации результатов чтения?

Виртуальная экскурсия может быть использована для систематизации результатов чтения путем представления информации в интерактивной форме, где читатели могут исследовать различные аспекты произведения, связанные с его сюжетом, персонажами, мотивами и темами. Они могут перемещаться по виртуальному пространству и изучать детали и артефакты, связанные с произведением, что помогает им лучше усвоить прочитанное и установить связи между различными элементами текста.

Какие особенности организации и проведения виртуальных экскурсий в школе следует учитывать?

При организации и проведении виртуальных экскурсий в школе следует учитывать несколько особенностей. Во-первых, необходимо иметь доступ к компьютерам или другим устройствам с интернет-соединением, чтобы ученики могли принять участие в экскурсии. Во-вторых, необходимо выбрать подходящую платформу или программу для проведения виртуальной экскурсии, которая бы соответствовала целям урока и возрасту учащихся. Наконец, важно обеспечить достаточное количество времени и поддержку для учащихся, чтобы они могли полностью воспользоваться преимуществами виртуальной экскурсии и задать вопросы или обсудить впечатления после ее завершения.