Развитие связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 53 53 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 21.04.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1. Понятие связной монологической речи в психолого-педагогической литературе 8
1.2.Особенности развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 12
1.3. Средства развития связной монологической речи у детей 18
Глава 2. Серия сюжетных картин как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 22
2.1. Понятие и классификация серии сюжетных картин 24
2.2. Возможности серии сюжетных картин в развитии связной монологической речи у детей 27
Глава 3. Опытно-практическая работа по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок 33
3.1. Характеристика базы исследования 33
3.2. Методика педагогического обследования 36
3.3. Описание результатов педагогического обследования 39
3.4. Методические разработки по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 42
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 53

Фрагмент для ознакомления

Опытно-практическая работа проводилась в 3 этапа:Подготовительный этап:подбор и анализ теоретических исследований развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; Практический этап:организация педагогического обследования уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;разработка методических рекомендаций, направленных на развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;Аналитический этап: анализ результатов обследования;Для проведения педагогического обследованиявыбрана формабеседы по выявлению уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В качестве диагностического инструментария уровня развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи использовалась «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Исследование монологической речи детей.Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога»Р.И. Лалаевой. 3.2. Методика педагогического обследованияВ педагогическом обследовании использовалась «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Исследование монологической речи детей. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога» Р.И.Лалаевой[45].Данная методика применялась для выявления уровня развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.Структура методики:Исследование связной монологической речи детей Р.И. Лалаевойпроисходит с опорой на серию сюжетных картинок;Рассмотрим методику подробнее на рисунке 1.Рисунок 11 - Исследование связной монологической речи детей с ОНР с опорой на серию сюжетных картинокРассказ ребенка оценивается в баллах. Согласно баллам, устанавливается уровень смысловой целостности и языкового (связного) оформления. Рассмотрим протокол педагогического обследования развития связной монологической речи детей 5-6 лет с ОНР в таблице 2:Таблица 2. Протокол педагогического обследования развития связной монологической речи детей Смысловая целостность (семантическая оценка)Языковое (связное) оформлениеСоответствие его изображаемой ситуацииНаличие всех смысловых звеньев, их правильная последовательность Характер языкового оформленияГрамматическая правильность предложенийМах кол-во баллов2222Кол-во баллов В соответствии с протоколом педагогического обследования по методике исследования связной монологической речи Р.И. Лалаевой, выдвинуты уровни смысловой целостности текста и языкового оформления текста в таблице 3, а в Приложении 1 представлено описание уровней смысловой целостности текста и языкового оформления текста.Таблица 3. Уровни смысловой целостности текста и языкового оформления текстаСмысловая целостность (семантическая оценка)Языковое (связное) оформлениеКол-во балловУровеньКол-во балловУровень4 баллаI уровень (высокий)4 балла.I уровень (высокий).3 балла.II уровень (выше среднего)3 балла.II уровень (выше среднего).2 балла.III уровень (средний).2 балла.III уровень (средний).1 баллIV уровень (ниже среднего).1 балл.IV уровень (ниже среднего)0 балловV уровень (низкий) – отсутствие рассказа.о баллов.V уровень (низкий)Определим общее количество баллов за выполненное задание и уровнивыполнения задания в целом (Таблица 3): Таблица 3 - Уровни выполнения заданияУровеньРанги уровнейКоличество балловПервый уровеньСамый высокий7-8 балловВторой уровеньВыше среднего5-6 балловТретий уровеньСредний3-4 баллаЧетвертый уровеньНиже среднего1-2 баллаПятый уровеньНизкий0 балловТак, в целом, согласно исследованиям, связная монологическая речь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеет выраженность среднего уровня и ниже среднего уровня развития.3.3. Описание результатов педагогического обследованияПроведя педагогическое обследование 20 детей с общим недоразвитием речи, проанализируемрезультаты. В ходе анализа полученных результатов у детей выявлены разные уровни сформированностимонологической речи. Полученные результаты представим в таблице:Таблица 5 - Результаты исследования респондентов по методике«Исследование монологической речи с опорой на серию сюжетных картинок»УровеньРанги уровнейКоличество детейПервый уровеньСамый высокий 0 детейВторой уровеньВыше среднего1ребенокТретий уровеньСредний8 детейЧетвертый уровеньНиже среднего11 детейПятый уровеньНизкий0 детейВ ходе анализа результатов педагогического обследования была получена развернутая характеристика развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.В целом, можно сказать, что у исследуемой группы связная монологическая речь находится на уровне ниже среднего. У одного ребенка выявлен уровень выше среднего развития связной монологической речи. Это говорит о том, что, в целом, рассказ соответствует сюжетным картинкам. Периодически второстепенные смысловые звенья отсутствовали. Смысловая целостность передана не в полном объеме.Грамматическая сторона рассказа имеет характер эпизодичности и краткости. Но в рассказе преимущественно представлены грамматически правильные предложения.Рассказ детей, показавших средний уровень развития связной монологической речи, в значительной мере соответствовал сюжетным картинкам, имея при этом некоторые искажения смысловых звеньев, а также нарушение последовательности сюжетов. Связующие смысловые части представлены эпизодически и кратко. В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Рассказ преимущественно представлен простыми предложениями.У детей, которые имеют уровень развития монологической речи ниже среднего, отсутствовали некоторые смысловые фрагменты. Также отсутствовала смысловая целостность.Что касаемо языкового оформления, то у детей данной категории рассказ является кратким, а также с преимущественным отсутствием связующих звеньев между предложениями. Предложения построены грамматически неправильно. Представим результаты педагогического обследования на диаграмме:Диаграмма 1 – результаты исследования монологической речиСогласно диаграмме, у 5% исследуемых детей (1 ребенок) выявлен уровень развития связной монологической речи выше среднего.У 40 % исследуемых детей (8 детей) выявлен средний уровень развития связной монологической речи.У 55% исследуемых детей (11 детей) выявлен уровень развития связной монологической речи ниже среднего.Таким образом, у большинства исследуемых детей выражен уровень развития связной монологической речи ниже среднего. Результаты педагогического обследованиясвязной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи говорят о необходимости разработки методических рекомендаций развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи.3.4. Методические разработки по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речиМетодикаобучения детей 5-6 летучитываетособенностипсихического икогнитивногоразвития испецификуязыковыхнарушений, встречающихсяуэтой группы детей.В данном исследовании предлагается комплект, включающий серии сюжетных картинок (Приложение 2, 3, 4, 5), а такжекомплекс упражнений по развитию связной монологической речи детей с общим недоразвитием речипосредством рассказывания по серии сюжетных картин. Каждое упражнение оформлено как вспомогательная карточка воспитателя, которую он может распечатать и использовать в качестве шпаргалки.Представим календарно-тематическое планирование по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в таблице 6:Таблица 6. Календарно-тематическое планирование разработанных занятий по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи№ п/пНаименование занятия№ и название серии сюжетных картинокНазвание упражнения1.«Котенок и щенок»Серия сюжетных картинок 1 (Приложение 2) «Щенок и котенок на рыбалке»Упражнение 1. "Покажи картинку"Упражнение 2. «Разложи картинки»2. «Дружба»Серия сюжетных картинок 2 (Приложение 3) «Девочка с питомцами»Упражнение Упражнение 2. «Разложи картинки»3.«Времена года: зима»Серия сюжетных картинок 3 (Приложение 4) «На горке»Упражнение 4. «Разложи и составь»4.«Овощи»Серия сюжетных картинок 4 (Приложение 5)Упражнение 5. "Продолжи рассказ"5.«Русские народные сказки - Колобок»Серия сюжетных картинок 5 (Приложение 6) «Колобок»Упражнение 6. "Расскажи"6.«Русские народные сказки – Лисичка со скалочкой»Серия сюжетных картинок 6(Приложение 7) «Лисичка со скалочкой»Упражнение 7. "Составь рассказ по картинкам"7.«Русские народные сказки – Смоляной бычок»Серия сюжетных картинок 7(Приложение 8) «Смоляной бычок»Упражнение 8. "Расскажи по памяти"Упражнение 9. "Задай вопрос"8.«Русские народные сказки – Репка»Серия сюжетных картинок 8(Приложение 9) «Репка»Упражнение 9. "Задай вопрос"9.РыбалкаСерия сюжетных картинок 9(Приложение 10) «Рыбалка»Упражнение 10. "Дополни"10.«Как вести себя в лесу»Серия сюжетных картинок 10 (Приложение 11) «Смоляной бычок»Упражнение 3. «Подбери»Рисунок 12. Карточки-упражнения развитию связной монологической речи детей посредством рассказывания по серии сюжетных картинВажным условием реализации данных упражнений на занятии – это эмоциональность воспитателя, с помощью которой он будет поддерживать интересдетей к выполнению упражнений.Количество упражнений на занятииможетопределятьвоспитатель самостоятельно, ноучитываяготовностьдетей.Визуальноерассказывание историй оказываетзначительноевлияние на сенсорное развитиедетей. Посколькутакиесложныепсихическиепроцессы, какмышлениеивоображение,могутразвиватьсятольконаосноверазличныхвидоввосприятияиощущений,точембольшеканаловвосприятияинформациисможетактивизироватьпедагог,тембыстрееонсможетпочувствовать,проанализироватьисистематизироватьпотокинформации,получаемойназанятияхвсодержательномиречевом плане.ЗаключениеИсследовав современные исследования развития связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, формулируются выводы, что именно в возрасте 5-6 лет дети обладают большими возможностями освоения разных типов высказываний. Поэтому, воспитатель детского сада должен способствовать постижению детьми языковых законов на более высокомуровне.Дети с общим недоразвитием речи имеют трудности в овладении системой морфем и грамматического строя, а также отставанием словарного запаса от нормы, что является предпосылкой нарушения связной монологической речи. Проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу, теоретически обоснованаэффективность использования метода рассказывания по серии сюжетных картинокдля​ развития связной монологической речи у детей5-6 лет с общим недоразвитием речи.Таким образом, изучив специфику развития связной монологической речи, разработав методические рекомендации, направленные на развитие связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речипосредством рассказывания по серии сюжетных картинок, была выполнена цель исследования в полном объеме.Гипотезаисследования подтвердила наше предположение о том, что применение метода рассказывания по серии сюжетных картинок способствуют эффективному развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные нами педагогические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством рассказывания по серии сюжетных картинок, могут быть использованы в дошкольном образовательном учреждении.Список литературыАлексеева,М.М.Методикаразвитияречииобучения родному языкудошкольников :учеб.пособие [Текст] / М.М. Алексеева,Б.И. Яшина.–М. :Академия, 2000. –400 с.Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие [Текст] / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 сБолотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38. Бордич, А.М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / А.М. Бордич. – М. : Просвещение, 1984. – 288 с. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006 – 158 с.Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1996. – 420 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Академический проект, 2014. – 458 с. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] А.Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с. Голиусова, Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников [Текст] / Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова // Молодой ученый. – 2017. – №36. – С. 83-86.Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР / В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.Довгань, Г.И. Формирование рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.И. Довгань // Сборник тезисов XIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых : Сборник тезисов, Москва, 25–26 апреля 2016 года. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2016. – С. 57-60. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи [Текст] / Н.Л. Ерастов. – Ярославль: 2013. – 183 с.Емельянова, И.Д. Развитие и коррекция речи современных детей в условиях дошкольных образовательных учреждений разных видов [Текст] / И.Д. Емельянова, Л.Н. Ефименкова // Мир образования– образование в мире. – 2011. – № 2. – С. 85–91.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М. : Педагогика, 2015. – 356 с.Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. – М.: Педагогика, 2014. – 299 с.Жукова, Н.С. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : ИНФРА – М, 2015. – 341 с.Жулина, Е.В., Голованова И.Н. Методика изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования серий сенсорных сюжетных картинок. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Симферополь, 2019. - С. 175-179. Жулина, Е.В. Значение серии сюжетных картин в коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, А.С. Тюрикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 117-121. Кондрашина, О.Е.Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov (Дата обращения: 15.01.2023).Кравцов, Г.Г. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г. Кравцов. – М. : Знание 2010. – 77 с. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 713 с.Смирнова, Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин [Текст] / Е.А. Смирнова // Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. С. 106 – 116.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 360 с. Тишина Л.А. Специфика восприятия и понимания причинно-следственных связей младшими школьниками с трудностями в обучении // II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (г. Москва, 1–2 ноября). – 2021. – С. 352–357.Ушакова, О.С.Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №1. – С. 5 – 6.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с. Коротовских, Т.В. Развитие связной речи как одна из главных проблем современного дошкольника / Т.В. Коротовских, А.Г. Гуриенкова, Л.А. Коробкова // Перспективы науки. – 2022. – № 4(151). – С. 76-80. Семенова, Е.В. Виды и особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте / Е.В. Семенова // Молодёжь, наука, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 апреля 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 132-134. Титова, О. А. Средства развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня / О. А. Титова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2-2(37). – С. 143-146. . Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Папка 1. Демонстрационный материал. Развитие связной речи на материале сказок «Шишка», «Спасли ежа». – М.: СФЕРА, 2017. – 16 л. Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Папка 2. Демонстрационный материал. Развитие связной речи на материале сказок «Пчёлы», «День рождения». – М.: СФЕРА, 2017. – 16 л.Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 162.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие [Текст] / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с
3. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38.
4. Бордич, А.М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / А.М. Бордич. – М. : Просвещение, 1984. – 288 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006 – 158 с.
6. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1996. – 420 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Академический проект, 2014. – 458 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] А.Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
10. Голиусова, Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников [Текст] / Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова // Молодой ученый. – 2017. – №36. – С. 83-86.
11. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР / В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Довгань, Г.И. Формирование рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.И. Довгань // Сборник тезисов XIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых : Сборник тезисов, Москва, 25–26 апреля 2016 года. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2016. – С. 57-60.
13. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи [Текст] / Н.Л. Ерастов. – Ярославль: 2013. – 183 с.
14. Емельянова, И.Д. Развитие и коррекция речи современных детей в условиях дошкольных образовательных учреждений разных видов [Текст] / И.Д. Емельянова, Л.Н. Ефименкова // Мир образования– образование в мире. – 2011. – № 2. – С. 85–91.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М. : Педагогика, 2015. – 356 с.
16. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. – М.: Педагогика, 2014. – 299 с.
17. Жукова, Н.С. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : ИНФРА – М, 2015. – 341 с.
18. Жулина, Е.В., Голованова И.Н. Методика изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования серий сенсорных сюжетных картинок. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Симферополь, 2019. - С. 175-179.
19. Жулина, Е.В. Значение серии сюжетных картин в коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, А.С. Тюрикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 117-121.
20. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov (Дата обращения: 15.01.2023).
21. Кравцов, Г.Г. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г. Кравцов. – М. : Знание 2010. – 77 с.
22. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 713 с.
23. Смирнова, Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин [Текст] / Е.А. Смирнова // Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. С. 106 – 116.
24. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 360 с.
25. Тишина Л.А. Специфика восприятия и понимания причинно-следственных связей младшими школьниками с трудностями в обучении // II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (г. Москва, 1–2 ноября). – 2021. – С. 352–357.
26. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
27. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №1. – С. 5 – 6.
28. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
29. Коротовских, Т.В. Развитие связной речи как одна из главных проблем современного дошкольника / Т.В. Коротовских, А.Г. Гуриенкова, Л.А. Коробкова // Перспективы науки. – 2022. – № 4(151). – С. 76-80.
30. Семенова, Е.В. Виды и особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте / Е.В. Семенова // Молодёжь, наука, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 апреля 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 132-134.
31. Титова, О. А. Средства развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня / О. А. Титова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2021. – № 2-2(37). – С. 143-146.
32. . Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Папка 1. Демонстрационный материал. Развитие связной речи на материале сказок «Шишка», «Спасли ежа». – М.: СФЕРА, 2017. – 16 л.
33. Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Папка 2. Демонстрационный материал. Развитие связной речи на материале сказок «Пчёлы», «День рождения». – М.: СФЕРА, 2017. – 16 л.
34. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
35. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 162.

Вопрос-ответ:

Какая конкретно информация содержится в главе 1 статьи?

Глава 1 статьи "Развитие связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи" содержит информацию о научно-теоретических основах развития связной монологической речи детей этого возраста, а также об особенностях развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Также глава описывает средства развития связной монологической речи у детей.

Какие особенности развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи описывает глава 1?

Глава 1 описывает особенности развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В частности, она обращает внимание на то, что такие дети имеют определенные трудности в развитии связного монологического высказывания, включая проблемы со структурированием речи и сопряженных с этим особенностях недостаточной логичности и последовательности изложения мыслей.

Какие средства развития связной монологической речи у детей описывает глава 1?

Глава 1 описывает средства развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эти средства включают в себя использование серии сюжетных картинок, которые помогают стимулировать речевую деятельность детей и развить у них навыки связного монологического высказывания.

Какие научно-теоретические основы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет описывает глава 1?

Глава 1 статьи описывает научно-теоретические основы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Она рассматривает различные исследования и теоретические работы, касающиеся этой темы, и излагает основные подходы к развитию связной монологической речи у детей.

Что такое связная монологическая речь?

Связная монологическая речь - это устное высказывание одного человека, в котором слова и фразы связаны между собой по смыслу и логике.

Какие особенности развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?

У детей этого возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются проблемы с построением связного и логического высказывания, затруднения в использовании грамматических конструкций и словарного запаса.

Какие средства можно использовать для развития связной монологической речи у детей 5-6 лет?

Для развития связной монологической речи у детей можно использовать различные игры, упражнения и серии сюжетных картинок. Это поможет детям развивать связность и логичность высказывания, а также расширять словарный запас.

Какие понятия связной монологической речи можно найти в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе можно найти понятия, связанные с описанием структуры связной монологической речи, например, последовательность, цельность, связность, логичность и др.

Какие возможности развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи описаны в Главе 2?

В Главе 2 описаны различные методики и упражнения, которые помогают развивать связную монологическую речь у детей с общим недоразвитием речи. Это включает игры ролевого характера, упражнения на развитие словарного запаса и грамматических конструкций, а также работу с сериями сюжетных картинок.