Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………. . . 3
Глава 1. Особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1. 1. Особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребёнка в ДОО………………………...…………………………………………. 6
1. 2. Сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения……8
1. 3. Особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания……………………………………………………………………. . 11
Глава 2. Методики социализации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ……………………………..………………………………………………. 16
2. 1. Организация и методы исследования………………………………. . …16
2. 2. Результаты исследования…………………………………………………20
2. 3. Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период социализации в группе временного пребывания…………22
Заключение…………………………………………..…………………………. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИ1Й СПИСОК…………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 37
Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребёнка, вредных привычках, сне, любимой еде, любимой игрушке и др. Воспитатель ДОУ должен быть другом и советчиком в семье. В переходный период ребёнок особенно нуждается в теплом, любящем обращении как дома, так и в ДОУ. Детям часто трудно принять новые микросоциальные ситуации. Они могут улучшать реакцию на эмоциональный фон. Для предотвращения таких реакций детям необходимо оказывать медицинскую, психологическую и педагогическую поддержку в процессе их подготовки и социализации к пребыванию в ДОУ. Данная работа сосредоточена на следующих направлениях:1)подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование перемен для него;2)организация жизни детей в переходный период;3)-контроль за состоянием здоровья детей в переходный период и коррекция возникающих нарушений. В это время у малыша появляется естественная закалка, запас витаминов; Кроме того, дети из уже сформированных групп за лето разошлись, а новому ребёнку легче подружиться, занятия только начинаются, повышения риска заболеваемости пока нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее 6 месяцев. Педиатр должен составить план подготовки и отметить начало деятельности в актуализируемом списке диагнозов. За два месяца до поступления в ДОУ проводят профилактические осмотры детей врачи: офтальмолог, невролог, отоларинголог, ортопед, стоматолог, участковый педиатр и логопед (для детей от 3 лет). В зависимости от симптомов ребёнок должен быть осмотрен другими специалистами. В период подготовки, согласно календарю прививок, иммунизация ребёнка продолжается, но, планируя ее, педиатр должен помнить, что посещение детского сада имеет смысл без лишних слов начать в начале этого месяца после последней прививки. По результатам обследований проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, составляется выписка для детского сада с полной оценкой здоровья, указанием курса смены, рекомендациями на период смены суточного рациона, питания, физкультура и закаливание. Подготовка родителей – важный этап в подготовке ребёнка. В поликлинике и детском саду создается информационный центр для родителей с информацией о документах и анализах, необходимых для поступления; желательно назначать консультации врачей, психологов и педагогов этих центров в определенные дни. Возможна организация родительских конференций на темы «Подготовка детей к поступлению в ДОУ», Родители должны осознавать важность постепенного и раннего перехода (не менее чем за 2-3 недели до поступления) перевода ребёнка на систему дневного пребывания, аналогичную ДОУ, приёма блюд и продуктов, которые там используются для питания. Учитывая значение белков и витаминов в адаптационных реакциях детей, родителям следует обращать внимание на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом изменений за 3-4 недели до поступления в ДОУ рекомендуется увеличить возрастной уровень содержания белка в суточном рационе на 10-15 %, а также необходимо употреблять йодированную соль. Следует акцентировать внимание на необходимости развития у ребёнка навыков самообслуживания: приёма пищи, одевания, пользования горшком, мытья рук и умывания. Для социализации ребёнка в детский коллектив рекомендуется гулять и играть с другими детьми, посещать групповые занятия, участвовать в общедетских мероприятиях. Если ребёнок, поступающий в ДОУ, уже умеет устно общаться, следует посоветовать родителям обратиться к нему по поводу поступления. В этих беседах необходимо подчеркнуть, что родители еще любят ребёнка, а он уже вырос, многому научился и будет идти «работать», помогая им. Возможность посещения ДОУ должна преподноситься как важная составляющая его жизни. Можно читать ребёнку книги о детях в детском саду, играть в детской сад, ходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя запугивать детей и высказывать свои опасения и тревоги. Родителям можно предложить научно-популярную литературу по этой теме. Ребёнок должен быть принят в ДОУ психологом и воспитателем в центре. При этом уточняются сведения об образе жизни, состоянии здоровья, эректильных и поведенческих особенностях ребёнка, уточняются необходимые лечебно-воспитательные мероприятия. Имеет смысл оформление стенда «Помощь в переходе ребёнка в ДОУ», создание индивидуальных памяток для родителей. Во время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться состоянием здоровья поступающего ребёнка. В соответствии с состоянием здоровья врач выполняет определенные врачебные обязанности на переходный период: администрирование, питание, организация дневного сна и др. Воспитателю еще до поступления ребёнка в группу необходимо выяснить, каковы особенности воспитания ребёнка в семье – домашний подход, способы вскармливания и постельный режим использования в семье, узнать, как ребёнок ложится спать, спит, какое желание, как чувства устроены. Так, уже при поступлении ребёнка уточняются факторы риска в биологическом и социальном анамнезе и особенности поведения ребёнка в семье. Вся информация передается воспитателю группы, которую посещает ребёнок, что обеспечивает индивидуальный подход к детям. Количество часов, проводимых с вновь поступившим ребёнком, должно постепенно увеличиваться. В первую неделю он не должен проводить в центре более 3 часов в день, продолжительность пребывания увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, потребуется 2-3 недели, чтобы ребёнок был готов провести 10-12 часов в ДОУ, как и нормальные поведенческие симптомы. В переходный период для ребёнка сохраняются обычные режимы кормления и отхода ко сну. Ни в коем случае нельзя ребёнка кормить или усыплять, чтобы не вызывать и закреплять на длительное время негативное представление о детской среде, с целью предотвращения реакции защиты. Временное сохранение приёмов ознакомления ребёнка, даже если они нарушают правила, установленные в ДОУ, помогает ему легче адаптироваться к новым ситуациям. Иногда сложной ситуацией для ребёнка является большая площадь помещения и оборудование, сильно отличающееся от обычной домашней обстановки. В этом случае ребёнка лучше поместить в более замкнутое пространство, поближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства безопасности. Это также позволяет воспитателю удовлетворить вполне реальную потребность детей в эмоциональном общении со взрослыми в переходный период. Помогает быстро адаптироваться к новой ситуации часто относится к ребёнку с любовью, разрешает играть. В переходный период педагог внимательно следит за поведением ребёнка. Это помогает поддерживать верную адаптацию. Иногда при очень тяжелом эмоциональном состоянии рекомендуется забрать малыша домой на 2-3 дня. Как правило, детям первого и второго года жизни на переходный период лучше назначать схему для младшего возраста. Основными целевыми показателями в конце переходного периода являются крепкий сон, полноценное питание, здоровое эмоциональное состояние, активное поведение ребёнка, нормальная с возрастом прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания детей к новым ситуациям в первую очередь возникает стремление прийти в себя, сон становится труднее нормализоваться, дольше всего сохраняются эмоциональные нарушения. Восстановление желания и сна сразу не обеспечит нормальной прибавки в весе, если малыш будет поддерживать менее эмоциональный тонус. Нормализация всех симптомов свидетельствует о переходе ребёнка в психологический возраст. В то же время на следующей неделе следует более внимательно осмотреть малыша, так как он может быть переведен на нормальный строй, иногда вызывая резкое снижение эмоционального тонуса. При наблюдении за состоянием здоровья малыша в переходный период особое внимание следует уделить носоглотке. Даже незначительное покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа является показанием к изъятию ребёнка на 3-4 день из дошкольного учреждения. На фоне незначительного снижения резистентности организма эти луковицы, проявляющие начало бактериальной и вирусной активности, могут привести к развитию тяжелого респираторного заболевания. Поэтому ребёнку необходима спокойная домашняя обстановка. Естественно, организация жизни ребёнка в переходный период может быть обеспечена только совместными усилиями заведующей, врача, воспитателя и всего персонала, а также родителей. Ребёнок намного быстрее и легче адаптируется, если семья старается сохранить методы воспитания, применяемые в ДОУ. Чем раньше устанавливается единство в дошкольном и семейном учреждении, чем больше ребёнок приближается к своим индивидуальным особенностям, тем быстрее и болезненнее происходит процесс привыкания к новым ситуациям. Поскольку детям трудно приспособиться к изменениям жизненных обстоятельств в раннем возрасте, нельзя допускать частых изменений в составе групп и частых перемещений детей из группы в группу. Перевод детей в другую группу также требует должной организации. Переход к другому воспитателю и в новую группу детей, хотя и не такой резкий, как переход из семьи в дошкольный центр, тем не менее, даже при этом у некоторых детей выявляют нормальные нарушения поведения. Во избежание этого воспитатель при перемещении ребёнка должен сообщить персоналу организации, куда перемещается ребёнок, рассказать о его индивидуальных особенностях и приёмах, давших хорошие результаты в воспитании. Поэтому организация переходной работы с детьми раннего возраста предполагает комплекс мероприятий: мероприятия по подготовке ДОУ к приему новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, ассистентов воспитателей; работа медицинского персонала; семейная работа. Работа должна проводиться планомерно, организованно, при полном сотрудничестве вышеперечисленных лиц. ЗаключениеПоступление в детский сад меняет практически все условия жизни маленького ребёнка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Проведение комплекса лечебно-педагогических мероприятий до поступления ребёнка в ясли и в период социализации в детском учреждении способствует более легкой социализации к новым условиям. Рассмотренные аспекты доказывают, что существует множество условий, влияющих на адаптацию ребёнка раннего возраста в группе временного пребывания. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе зависимости, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Педагог должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь контролировать поведение детей в трудный период их привыкания к условиям детского учреждения. Период социализации – сложное время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому сотрудничество педагога и родителей очень важно. Мы пришли к выводу, что важная роль в период социализации отводится воспитателю, его работе с семьей ребёнка. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с. 46 -51. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду / // Дошкольное воспитание№11. – с. 32-34. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с. Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 2009. - 226 с. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / // Дошкольное воспитание№4. – С. 58-64. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет.сада / ёв и др. – М. : Просвещение,19с. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224 с. Галанов, А. С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / – М. : Школьная Пресса,20с. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 128 с. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 112 с. . Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2012. - 275 с. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания / // Дошкольное воспитание№11. – С. 47-49. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей / // Дошкольное воспитание№9. – С. 71-76. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. И. Ганичева - М.: Академия, 2010. - 408 с. Зубова Г. , Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - с. 66 - 77. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / // Дошкольное воспитание№4. – С. 2-9. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста / Логаш, Л. // Дошкольное воспитание№9. – С. 42-44. Лямина, и развитие детей раннего возраста /.– М. : Просвещение, 19с. Новые подходы к социализации детей раннего возраста / // Дошкольное воспитание№1. – С. 34-36. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты наблюдения:№ПоказателиЭксп. группаКонтр.группа1. Заболеваемость за исследуемый период10302. Гармоничность физич. развития70503. Развитие основных функц. систем80604. Сформированность физической подготовленности80605. Развитие мелкой моторики рук7030ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты опроса:ВопросЭкспериментальная группаКонтрольная группаДаНетЗатрудняюсь ответитьДаНетЗатрудняюсь ответить1. Предпочитает ли ваш ребёнок играть со сверстниками, а не с игрушкой?82822. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребёнка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). 10103. Проявляет ли ваш ребёнок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?4425324. Есть ли у вашего ребёнка потребность во взаимодействии с другими детьми?737125. Как вы думаете, ваш ребёнок осознает, что чувствует ребёнок, с которым он играет?5236226. Бывает ли так, что ваш ребёнок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). 1091Итого44884587
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с. 46 -51.
3. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду / // Дошкольное воспитание№11. – с. 32-34.
4. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с.
5. Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. - М. : Просвещение, 2009. - 226 с.
6. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / // Дошкольное воспитание№4. – С. 58-64.
7. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет. сада / ёв и др. – М. : Просвещение,19с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224 с.
9. Галанов, А. С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / – М. : Школьная Пресса,20с.
10. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М. : ТЦ "Сфера", 2010. - 128 с.
11. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 112 с. . Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2012. - 275 с.
12. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания / // Дошкольное воспитание№11. – С. 47-49.
13. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей / // Дошкольное воспитание№9. – С. 71-76.
14. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с.
15. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2009. - 79 с.
16. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. И. Ганичева - М. : Академия, 2010. - 408 с.
17. Зубова Г. , Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - с. 66 - 77.
18. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / // Дошкольное воспитание№4. – С. 2-9.
19. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста / Логаш, Л. // Дошкольное воспитание№9. – С. 42-44.
20. Лямина, и развитие детей раннего возраста / . – М. : Просвещение, 19с.
21. Новые подходы к социализации детей раннего возраста / // Дошкольное воспитание№1. – С. 34-36.
Вопрос-ответ:
Какие особенности социализации детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания?
Социализация детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания имеет свои особенности. В таких группах дети проводят ограниченное время, поэтому социализация происходит в более интенсивном темпе. Дети быстрее учатся социальным навыкам, таким как общение, совместная игра и уважение к другим. Кроме того, группы кратковременного пребывания также обеспечивают детям возможность взаимодействия с разными педагогами и сверстниками, что расширяет их социальный кругозор и способствует развитию социальных навыков.
Как функционирует группа кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении?
Группа кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении функционирует с учетом особенностей детей раннего возраста. В такой группе обеспечивается баланс между игровой и образовательной деятельностью. Детям предоставляется возможность свободно играть, исследовать окружающий мир, а также они учатся следовать определенным правилам и регламентам. Педагоги в группе кратковременного пребывания сопровождают детей в процессе общения и помогают им развивать социальные навыки.
Каким образом сопровождаются дети дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?
Дети дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания сопровождаются педагогами в процессе общения. Педагоги помогают детям налаживать контакт с другими детьми, учат их общению и взаимодействию. Они также помогают детям разрешать конфликты и учат их уважению к другим. В целом, сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания направлено на развитие их социальных навыков и способствует успешной социализации.
Каким образом группа кратковременного пребывания способствует социализации ребенка раннего дошкольного возраста?
Группа кратковременного пребывания предоставляет ребенку возможность общения с другими детьми своего возраста, что способствует развитию его социальных навыков и умений. Здесь ребенок участвует в различных играх и занятиях, где он учится сотрудничать, делиться, слушать других и выражать свои мысли и чувства. Таким образом, группа кратковременного пребывания помогает ребенку освоить социальные нормы и правила поведения.
Какие особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении?
В группе кратковременного пребывания ребенок обычно находится на неполный рабочий день, что отличается от полноценной дневной группы. Это может влиять на организацию образовательного процесса, поскольку время, отведенное для занятий и игр, может быть ограничено. Кроме того, в группе кратковременного пребывания обычно находится меньшее количество детей, что может повлиять на динамику социализации и взаимодействия.
Как сопровождаются дети дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?
Дети дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания сопровождаются педагогами, которые создают условия для комфортного и безопасного общения. Педагоги помогают детям научиться эффективно общаться, разрешать конфликты и сотрудничать друг с другом. Они также обеспечивают поддержку и помощь детям в процессе социализации и адаптации в группе.
Какие особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания описываются в психолого-педагогической литературе?
Психолого-педагогическая литература описывает, что дети раннего возраста в группе временного пребывания активно взаимодействуют друг с другом и с педагогами. Они развивают навыки социального взаимодействия, общения и совместной деятельности. Дети учатся эмоциональной регуляции, выражению своих чувств и пониманию чувств других людей. Важное значение имеет игра, в которой дети могут учиться сотрудничать, делиться, решать конфликты и следовать правилам.
Какие особенности социализации детей раннего возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания в детском дошкольном учреждении. Авторы обсуждают особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребенка, сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения и различные аспекты социализации.
Какую роль играют группы кратковременного пребывания в социализации детей раннего возраста?
Группы кратковременного пребывания играют важную роль в процессе социализации детей раннего возраста. Они предоставляют детям возможность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в структурированной среде, развивать социальные навыки и учиться адаптироваться к коллективу. Эти группы также способствуют развитию коммуникативных и когнитивных способностей детей и помогают им осваивать нормы и правила поведения в обществе.
Какова роль сопровождения детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?
Сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания имеет важное значение. Взрослые педагоги и сотрудники дошкольного учреждения играют роль медиаторов во взаимодействии между детьми, оказывая помощь в разрешении конфликтов, поощряя позитивное общение и способствуя развитию социальных навыков. Сопровождение включает в себя не только взаимодействие в группе, но и индивидуальную работу с каждым ребенком для помощи в адаптации, развитии коммуникативных навыков и установлении эмоциональной связи.