Методика формирования познавательного интереса посредством словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 21.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Историческая справка о развитии понятия «познавательный интерес» 5
1.2 Общая характеристика понятия «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе 8
1.3 Возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников 12
1.4 Словарно-орфографическая работа как средство формирования познавательного интереса младших школьников 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 21
2.1 Методы и приемы формирования познавательного интереса младших школьников посредством словарно-орфографической работы на уроках русского языка 21
2.2 Анализ УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий по формированию познавательного интереса младших школьников 24
2.3 Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности познавательного интереса младших школьников 27
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления

Программа «Школа России» направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;развитие коммуникативных умений;развитие нравственных и эстетических чувств;развитие способностей к творческой деятельности.Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.Мы проанализировали УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, и В.Г. Горецкий с целью выявления формирования познавательного интереса младших школьников.Результаты анализа представлены в таблице 1.Таблица 1 – Анализ УМК Школа РоссииУпражнение1 класс2 класс3 класс4 классЭтап – ЛюбопытствеВсего упражнений154300450576из них:ребусы5753кроссворды71074шарады32--загадки61285Этап – ЛюбознательностьВсего упражнений154300450576из них:лингвистические сказки----задачи-ловушки----этимологические справки---Этап – Ситуативный интересВсего упражнений154300450576из них:проблемный вопрос----задание с недостатком или избытком данных----Из таблицы 1 видно, что в учебниках по русскому языку по программе «Школа России» практически нет заданий, направленных на формирование познавательного интереса к урокам. Из 154 упражнений в учебнике для первого класса лишь 21 упражнение, направлено на развитие любопытства, нет упражнений, направленных на развитие любознательности. В учебнике преобладают репродуктивные задания: спишите, подчеркните, допишите по образцу. Такие виды заданий не способствуют развитию познавательного интереса и направлены лишь на отработку умений. Заданий творческого характера также в этом учебнике практически нет. Такая же картина наблюдается и в учебниках для 2, 3, 4 класса. Здесь опять же преобладают упражнения репродуктивного характера.Исходя из анализа учебно-методического комплекса по русскому языку программ «Школа России», можно сделать вывод, что разработанная на сегодняшний день образовательная программа не направлена на формирование познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка. Работая по программе «Школа России», авторыВ.П. Канакина, В.Г. Горецкий,педагог должен вырабатывать собственную систему упражнений, направленных на формирование познавательного интереса к урокам русского языка, причем эта система должна включать занимательный материал, соответствующий первым трём этапам формирования познавательного интереса. Усвоение учащимися орфографии проблемно-развивающим путем в УМК не предусмотрено: учитель должен самостоятельно выбирать методику преподнесения орфографического правила – либо предлагать обучающимся самим выводить правило из проблемного задания.2.3 Диагностический инструментарий выявления уровнясформированности познавательного интереса младших школьниковАнализ научно-методической литературы, посвященной проблеме диагностики познавательного интереса детей младшего школьного возраста показывает, что существует несколько вариантов методик диагностирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Нами изучены методики диагностирования уровня сформированности познавательного интереса А.А. Горчинской «Диагностика познавательной активности младшего школьника» и Г.И. Щукиной «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся».Диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской[5]Целью является оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.Материал: бланк ответов, анкета. Анкета:1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания? а) да; б) иногда; в) нет. 2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других. 3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало. 4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания. 5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.Критерии оценивания:учащийся ответил на 3-5 вопросов буквой а) – высокий уровень познавательной активности;учащийся ответил на 3-5 вопросов буквой б) – средний уровень познавательной активности;учащийся ответил на 3-5 вопросов буквой в) – низкий уровень познавательной активности;Методика определения уровня познавательной активности обучающихся по Г.И. Щукиной[19]Целью методики является определение уровня познавательной активности обучающихся методов экспертной оценки.В качестве экспертов выступают учитель, психолог и родитель ученика.Оценка ведется по показателям познавательной активности обучающегося по 12-балльной шкале.Показатели уровня познавательной активности учащихся:Внешние показатели Активность: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12. 2. Диалог с педагогом: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Диалог с обучающимся: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12. Выполнение домашнего задания: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Чтение дополнительной литературы: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Внеклассная работа: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Работоспособность: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Самостоятельность в выполнении заданий: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12Успеваемость: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Ожидание конца урока: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Внутренние показатели:Эмоциональное состояние (реакция): 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Открытость: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Быстрота вхождения в учебную ситуацию: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Мотивация: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Внимание: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.Оценка суммируется. Каждый критерий уровня познавательной активности оценивается в интервале:низкий (Н) от 0 до 45; частично активный (ЧА) от 46 до 59;относительно активный (ОА) от 60 до 90;рецепционно-активный (РА) от 91 до 104; исполнительно-активный (ИА) от 105 до 135; рефлексивно-активный (РфА) от 136 до 149 –промежуточный интервал; творческий от 150 до 180. Выводы по второй главеТаким образом, можно сделать следующие выводы:Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе может быть проведено с использованием различных приемов. Примерами таких приемов можно считать синквейн, сочинения от первого лица, рассказ по мере получения новых слов, прием новизны, прием семантизации, прием дианмичности, прием значимости.Из анализа УМК«Школа России», авторы В.П. Канакина,В.Г. Горецкий стало ясно, что в учебнике практически нет заданий, направленных на формирование познавательного интереса к урокам.Нами изучены методики диагностирования уровня сформированности познавательного интереса А.А. Горчинской «Диагностика познавательной активности младшего школьника» и Г.И. Щукиной «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся».ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют нам сделать ряд выводов.Познавательный интерес – это избирательна направленности личности на предметы и явления действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Познавательный интерес крайне важен для успешной учебной деятельности. Даже самый слабый ученик при условии наличия у него познавательного интереса способен продемонстрировать высокие показатели продуктивности своей учебной деятельности.Возрастные особенности младшего школьного возраста состоят в том, что в данном возраста познавательный интерес остается несформированным. Детей пока больше привлекают внешние атрибуты процесса обучения, их социальные аспекты. Познание как ценность пока им не доступно.Словарно-орфографическая работа – это изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных учащимся по значению. Словарно-орфографическая работа является одним из средств формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.Среди методов работы по формированию познавательного интереса у младших школьников выделяются объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод. К приемам работы можно отнести синквейн, сочинения от первого лица, рассказ по мере получения новых слов, прием новизны, прием семантизации, прием дианмичности, прием значимости.ПроанализировавУМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий по формированию познавательного интереса младших школьников мы сделали вывод, что в учебнике практически нет заданий, направленных на формирование познавательного.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВМонографии, учебники, учебные пособияАнтонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.Антонова, Е.С. Русский язык с методикой преподавания: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 1. / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: Академия, 2018. – 270 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Питер, 2008. – 398 с.Выготский Л.С. (1896-1934). Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: ЭКСМО, 2003. – 501 с.Горчинская,А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореферат. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Анастасия Анатольевна Горчинская. – Челябинск, 1999. – 24 с.Дудчик, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Светлана Викторовна Дудчик. – Москва, 2008. – 26 с.Каптерев, П.Ф. (1849-1922). Детская и педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. – М.: Московский психол.-соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 331 с.Лебедева, А.В. Формирование познавательного интереса у младших школьников гимназии: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.01.01 / Анна Владимировна Лебедева. – Москва, 2011. – 23 с. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженский, М.Р. Львов; под рел. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.МирзовевС.С. Педагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / Салим Саидалиевич Мирзоев. – Курган-Тюде, 2011. – 45 с.Морозова, Н.Г. Воспитание познавательного интереса у детей в семье / Н.Г. Морозова. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. – 224 с.Рубинштейн, С.Л. (1889-1960). Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2009. – 705 с.Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Архипова и др.; под ред. Р.Б. Сабактаева. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 335 с.Трифонов, Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: автореферат дис… кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Евгений Николаевич Трифонов. – Тула, 2007. – 23 с.Ушинский, К.Д. (1824-1870). Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – Москва: Изд-во УРАЛ, 2002. – 591 с.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с.Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – Москва: Знание, 1972. – 32 с.Статьи из периодических и продолжающихся изданийБойматова, О.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Бойматова // Europeanresearch, 2021. – №1(38). – С.51-53. Вербицкий, А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде / А.А. Вербицкий // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2014. – №4. – С.40-51.Волкова, С.Л. Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс / С.Л. Волкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – №74-2. – С.96-100.Гребенкина, Т.Н. Приемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка / Т.Н. Гребенкина // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С.182-184. Жданова, Л.У. Развитие познавательного интереса в теории обучения и воспитания / Л.У. Жданова, З.Г. Баширова, Е.В. Шмакова // Paradigmatapoznani, 2015. – №2. – С.87-90. Костаева, Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты / Т.В. Костаева // Проблемы педагогики, 2016. – №5(16). – С.12-16.Костаева, Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема / Т.В. Костаева, Ю.С. Костаева // Наука, образование и культура, 2016. – №5(8). – С.48-51.Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2008. – №3. – С.16-20.Овчинникова, Н.П. Познавательный интерес к истории как средство развития личности старшеклассника / Н.П. Овчинникова, А.В. Панфилова // Вестник науки, 2018. – Т.4. – №8(8). – С.75-78.Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание Умение, 2008. – №3. – С.185-188.Скрыбыкина, О.И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка и литературы / О.И. Скрыбыкина // Молодой ученый, 2014. – №4. – С.1238-1240.Шевченко, С.М. Развитие познавательного интереса на занятиях по технологии / С.М. Шевченко, М.А. Фокина, А.А. Салапаева // Мир науки. Педагогика и психология, 2017. – Т.5. – №6. – С.65-67.Ширяева, О.Г. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий и словарно-орфографической работы / О.Г. Ширяева // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2014. – №2. – С.49-55.Шонин, М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарного знания, 2017. – №1. – С.27-31.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
2. Антонова, Е.С. Русский язык с методикой преподавания: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 1. / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: Академия, 2018. – 270 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Питер, 2008. – 398 с.
4. Выготский Л.С. (1896-1934). Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: ЭКСМО, 2003. – 501 с.
5. Горчинская,А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореферат. дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Анастасия Анатольевна Горчинская. – Челябинск, 1999. – 24 с.
6. Дудчик, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Светлана Викторовна Дудчик. – Москва, 2008. – 26 с.
7. Каптерев, П.Ф. (1849-1922). Детская и педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. – М.: Московский психол.-соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 331 с.
8. Лебедева, А.В. Формирование познавательного интереса у младших школьников гимназии: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.01.01 / Анна Владимировна Лебедева. – Москва, 2011. – 23 с.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
10. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженский, М.Р. Львов; под рел. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
11. Мирзовев С.С. Педагогические условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / Салим Саидалиевич Мирзоев. – Курган-Тюде, 2011. – 45 с.
12. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательного интереса у детей в семье / Н.Г. Морозова. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. – 224 с.
13. Рубинштейн, С.Л. (1889-1960). Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2009. – 705 с.
14. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Архипова и др.; под ред. Р.Б. Сабактаева. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 335 с.
15. Трифонов, Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: автореферат дис… кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Евгений Николаевич Трифонов. – Тула, 2007. – 23 с.
16. Ушинский, К.Д. (1824-1870). Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – Москва: Изд-во УРАЛ, 2002. – 591 с.
17. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.
18. Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с.
19. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – Москва: Знание, 1972. – 32 с.
Статьи из периодических и продолжающихся изданий
20. Бойматова, О.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Бойматова // European research, 2021. – №1(38). – С.51-53.
21. Вербицкий, А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде / А.А. Вербицкий // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2014. – №4. – С.40-51.
22. Волкова, С.Л. Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс / С.Л. Волкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – №74-2. – С.96-100.
23. Гребенкина, Т.Н. Приемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка / Т.Н. Гребенкина // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С.182-184.
24. Жданова, Л.У. Развитие познавательного интереса в теории обучения и воспитания / Л.У. Жданова, З.Г. Баширова, Е.В. Шмакова // Paradigmata poznani, 2015. – №2. – С.87-90.
25. Костаева, Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты / Т.В. Костаева // Проблемы педагогики, 2016. – №5(16). – С.12-16.
26. Костаева, Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема / Т.В. Костаева, Ю.С. Костаева // Наука, образование и культура, 2016. – №5(8). – С.48-51.
27. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2008. – №3. – С.16-20.
28. Овчинникова, Н.П. Познавательный интерес к истории как средство развития личности старшеклассника / Н.П. Овчинникова, А.В. Панфилова // Вестник науки, 2018. – Т.4. – №8(8). – С.75-78.
29. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание Умение, 2008. – №3. – С.185-188.
30. Скрыбыкина, О.И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка и литературы / О.И. Скрыбыкина // Молодой ученый, 2014. – №4. – С.1238-1240.
31. Шевченко, С.М. Развитие познавательного интереса на занятиях по технологии / С.М. Шевченко, М.А. Фокина, А.А. Салапаева // Мир науки. Педагогика и психология, 2017. – Т.5. – №6. – С.65-67.
32. Ширяева, О.Г. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий и словарно-орфографической работы / О.Г. Ширяева // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2014. – №2. – С.49-55.
33. Шонин, М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарного знания, 2017. – №1. – С.27-31.

Вопрос-ответ:

Что такое познавательный интерес?

Познавательный интерес – это способность и желание ученика активно исследовать и познавать мир, проявлять интерес к новым знаниям и умениям.

Какую роль играет словарно-орфографическая работа в формировании познавательного интереса у младших школьников?

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка помогает развивать исследовательскую активность, любознательность и интерес детей к изучению языка, расширению словарного запаса и правильному написанию слов.

Каковы исторические основы понятия познавательный интерес?

Понятие "познавательный интерес" имеет свои истоки в развитии педагогической науки. Сначала оно связывалось с термином "любознательность", а затем приобрело более широкое значение и стало включать в себя желание учащегося познавать, исследовать и узнавать новое.

Каковы общие характеристики понятия познавательный интерес в современной психолого-педагогической литературе?

В современной литературе познавательный интерес рассматривается как активная познавательная потребность, которая побуждает учащихся к поиску новых знаний, умений и навыков. Это непрерывный процесс самостоятельного постижения окружающего мира, проникновение в глубины предмета и деятельности.

Зачем формировать познавательный интерес у младших школьников через словарно-орфографическую работу на уроках русского языка?

Формирование познавательного интереса через словарно-орфографическую работу помогает развить у детей любознательность, активность и интерес к изучению языка. Оно способствует развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса и улучшению навыков правильного написания слов.

Какие основные теоретические основы лежат в основе формирования познавательного интереса у младших школьников?

Теоретическими основами формирования познавательного интереса у младших школьников являются: историческая справка о развитии понятия познавательный интерес, общая характеристика понятия познавательный интерес в современной психолого-педагогической литературе и возрастные особенности формирования познавательного интереса.

Какова историческая справка о развитии понятия "познавательный интерес"?

Историческая справка о развитии понятия "познавательный интерес" представляет собой обзор различных подходов к изучению интереса и его роли в образовательном процессе. В данной статье основное внимание уделено развитию понятия в психолого-педагогической литературе 20-21 веков.

Какова общая характеристика понятия "познавательный интерес" в современной психолого-педагогической литературе?

В современной психолого-педагогической литературе под понятием "познавательный интерес" понимается внутренняя мотивация учащегося к постижению новых знаний и пониманию окружающего мира. Познавательный интерес представляет собой стремление и желание узнать что-то новое, расширить свои знания и навыки.

Какие возрастные особенности отражаются в формировании познавательного интереса у младших школьников?

В возрастное формирование познавательного интереса у младших школьников влияют такие особенности, как развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление), возрастные особенности психического развития, интересы, потребности и мотивы учащихся этого возраста.

Каким образом методика словарно-орфографической работы на уроках русского языка способствует формированию познавательного интереса у школьников?

Методика словарно-орфографической работы на уроках русского языка способствует формированию познавательного интереса у школьников путем активизации их участия в урочной деятельности, обогащения словарного запаса, развития навыков самостоятельной работы с текстом и правильного написания слов. Это вызывает интерес учащихся к изучению русского языка и способствует их познавательной активности.

Какова цель методики формирования познавательного интереса через словарно-орфографическую работу на уроках русского языка?

Целью методики является развитие познавательного интереса младших школьников и стимулирование их активности и любознательности через использование словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

Как изменилось понятие "познавательный интерес" со временем?

Понятие "познавательный интерес" имеет историческую справку и изменилось со временем. Сначала был разработан подход, основанный на формировании интереса к конкретным знаниям, затем понятие стало обобщаться и включать интерес к самому процессу познания, а сейчас понимается как мотивационная сфера, регулирующая деятельность ученика.