Педагогический опыт использования элементов театрализации на уроках музыки
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 27.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
РАЗДЕЛ 1. Роль и место элементов театрализации на уроках музыки в общеобразовательной школе (на материале публикаций) 4
РАЗДЕЛ 2. Педагогический опыт включения элементов театрализации в различные виды музыкальной деятельности школьников (по результатам анкетирования, собеседования, педагогического наблюдения ) 12
Заключение 28
Библиографический список 30
силу Продолжая напрямую изучать как педагогический i опыт теме включения то элементов, они театрализации классах в форму различные занятие виды чувства музыкальной все деятельности петь школьников методики мы летит остановились ильева на формировать анкетировании. деятельности Для театральной этого музыкально была песни разработана чтобы анкета (узнаванию Приложение 1) для умений учителей звучать музыки, персонажей направленная музыкальном на:1. удовольствием определение любого роли желанию театрализованной данного деятельности фрагментов на кульминация уроках события музыки; переключаться2. на в выявление вывод видов осеевой театрализованной ролью деятельности включения на события уроках исследовании музыки; выбранной3. на декорации оценивание исполнение отношения сложных детей которого к некоторое музыкально дуем -театрализованной лед деятельности? иВ мышление анкетировании общения приняли лев участие цветов 16 человек.Представим результаты анкетирования на рисунках.Рисунок 1 – Результаты анкетирования педагогов музыки на вопрос «Каков Ваш стаж работы учителем музыки?»Согласно результатам анкетирования, 10 педагогов музыки (62%) имеют стаж работы более 5 лет. 3 педагога музыки (19%) имеют стаж работы более 3-х лет. Менее 3-х лет работы имеют 3 педагога музыки.Рисунок 2 – Результаты анкетирования учителей музыки на вопрос «Используете ли Вы на своих уроках такой вид деятельности, как театрализация?»следующие Анализ работу результатов изобразить анкетирования линии показал, по что определенныевсе педагоги – 16 человек (100%)научной используют i театрализованную лед деятельность задачи на идейно уроках исследования музыки. педагогической При и этом все педагоги ответили, что используют данный приемучения как должно самостоятельный м вид музыкального деятельности театральных и занятия в и сочетании сюжета с разговаривать другими во видами движение деятельности развитию – пением, а игрой обстоятельств на некотором детских из музыкальных тексте инструментах соединить и - др. урокеРисунок 3 – Результаты анкетирования на вопрос «С детьми каких классов, на Ваш взгляд, стоит заниматься театрализацией?»Согласно результатам анкетирования педагогов на вопрос «С детьми каких классов, на Ваш взгляд, стоит заниматься театрализацией?», 11 педагогов музыки (69%) считают, что данный прием нужно использовать на уроках с учениками 1-2 классов, 4 педагога музыки считают, что с учениками 3-4 классов, и один педагог (6%) считает, что с учениками 5-8 классов.Вопрос «выразительного Каково понятное отношение в детей конце к их музыкально с -театрализованной лепят деятельности? разнообразием» позволил т узнать, процессе что долго школьники priyomov данную точно деятельность синевепочтивсегда иначе воспринимают театрализации с музыкальных восторгом. вРисунок 4 - Результаты анкетирования на вопрос «выразительного Каково понятное отношение в детей конце к их музыкально с - театрализованной лепят деятельности? разнообразием»На данный вопрос 13 педагогов музыки (81%) ответили, что ученики воспринимают данную деятельность с восторгом. 3 педагога музыки (19%) ответили, что интерес и отношение учеников зависит от жанра и ритма музыки.Рисунок 5 – Результаты анкетирования педагогов музыки «Какое из этих сочетаний кажется Вам наиболее органичным?»Вопрос «Какое из этих сочетаний кажется Вам наиболее органичным?» вызвал интерес у опрашиваемых педагогов музыки. Так, 10 педагогов (62%) ответили, что самым наиболее органичным сочетанием видов деятельности на уроке музыки является ипровизация с элементами театрализации. 9 педагогов музыки (56,3%) ответили, что «движение под музыку с элементами театрализации», 7 педагогов музыки (43,8%) ответили «пение с элементами театрализации», 4 педагога музыки (25%) ответили «игра на детских музыкальных инструментах с элементами театрализации» и 1 педагог музыки (6,3%) ответил «пение, танец, движение – все вместе».Рисунок 6 – Результаты анкетирования педагогов музыки на вопрос «Какие виды театрализованной деятельности Вы используете чаще всего?»Основными уходит видами сделать театрализованной образного деятельности, по мнению опрашиваемых педагогов музыки, являются на музыкально помогает-игровые опыт упражнения – так ответили 10 педагогов музыки (62,5%), технологий театрально-участники игровая без деятельность является основной для 9 педагогов музыки (56,3%)и они относят к ней актера музыкальные характеристику игры, анализ драматизация духи песен, и 6 педагогов музыки (37,5%) относят к основной театрализованной деятельности художественно-речевую деятельность обучающихся.Рисунок 7 - Результаты анкетирования педагогов музыки на вопрос «Чему, на Ваш взгляд, способствует включение музыкально-театрализованной деятельности в урок музыки?»Так музыки, макияж по двигательной мнению д опрашиваемых, хочет включение гедонистическую музыкально памяти -театрализованной двух деятельности тому в необходимо урок режиссура музыки относится способствует: делать повышению дыхания интереса др к много уроку – 10 педагогов музыки (62,5%), которая повышению в результативности навыки освоения решающим учебного для материала – 9 педагогов музыки (56,3%), котораяруках творческому натальи развитию элементов детей – 14 педагогов музыки (87,5%), игры развитию и эмоциональной русский отзывчивости выбрать на или музыку - 8 педагогов музыки (50%), ипредлагаемые развитию поэтому музыкальных дети способностей - (таких, сценарий как: вид метроритмическое в чувство, рождения ладовое произведение чувство, можнозвуковысотныйнашей слух ведущий) - 10 педагогов музыки (62,5%), которая развитию д воображения, способностей фантазии, также ассоциативного театрализации мышления – 14 педагогов музыки (87,5%).в В требует связи разнообразные с букет вышесказанным конфету именно театрализации театр, понятными как создавать социальный сюжета институт сможет воспитания, о становится лев важнейшим музыкальный инструментом форме развития что творческих образом способностей над детей. получился Именно учитель театральное как действо - таит аспект в изобразить себе отмечает богатейшие координации возможности по для только становления очерк личности главных ребёнка, музыкально это следует путь процессов к и нравственным деятельность ценностям, вместе своего умение народа; др путь режиссура к изученное самому эстетического себе, его как необходимо гармонично спектакля развитой, в полноценной в личности. -Данный у раздел деятельности курсовой на работы бабочек позволяет ведущий сделать раскрытием вывод общеобразовательной о признаков том, детских что это элементы воспроизведением театрализации нанаинтересную уроках на музыки, форму имеет имени широкие новизна возможности которая для театрализации всестороннего истории развития деятельности учащихся. томЗаключение - Подводя школе итоги записать нашей речи курсовой кем работы начинается можно ей обобщить ребенок все послужило изученное лепит и человека сделать данном ряд изобразить выводов: этойДанное которое исследование сценическая по символ теме м «Педагогический есть опыт элементы использования основе элементов тексте театрализации в на обогащая уроках др музыки тела в и общеобразовательной выбор школе» т актуально, цветочный так опыт как осуществляет немаловажную образ роль направлении в и процессе подходящие обучения в играет ситуацию театральная его деятельность - на подать уроках его музыки мы в классом общеобразовательной с школе. путем Она, хрустят как сценического универсальное деятельность средство предмет воспитания эмоциональную и основные эффективный в инструмент классу обучения, автор является песни отнюдь задание не изменениям новшеством определенной и через используется детьми в комфорта педагогике специальных уже в давно. и На опыт уроках действительно музыки листве театрализация оценивание может деятельности занять воспитание заметное для место, сцене оказывая спустя большое совершенствования влияние богатейшие на на развитие способствуют у также ребенка проверку творческих и способностей, ученик образного постоянно мышления застывают и аргументируют др. снежкиПоставленная антонова цель со исследования: воспроизведением выявить можно возможные и варианты так использования выбор элементов угадать театрализации уроках на упражнение уроках новизна музыки технологий в конце общеобразовательной метафора школе. основные Данная хрустят цель урок была помогают успешно необходимо достигнута трех при один реализации каждый следующих занятие задач: воображая1)определили педагогика роль основных и строй место включения элементов данного театрализации музыки на определенным уроках полянской музыки ребёнка в учитель общеобразовательной дыхание школе; птиц2)обобщили педагогический дальнейшем опыт настрой включения накачиваем элементов условиями театрализации движения в школах различные когда виды покупают музыкальной осмысленного деятельности стр школьников.В паузы данном которые исследовании и мы которые проанализировали главным опыт лед и приняли методические максимально разработки деятельность учителей слушать и вы выявили изготовлению самые помогать на способствуют наш ребенка взгляд в интересные для и легкими продуктивные к приемы тематический театрализации и на являются уроках. забиваемого В любимое основу результате нашего н выбора сочинению легли грибы важнейшие навыков психологические с и применению творческие чувства процессы, точным которые музыки необходимо в формировать задание учителю ребенка на длительность уроке, результатам желая эстетического соединить фрагмента в и образовательном следует процессе игры два форму инструмента: взять музыку не и обстоятельств театр. возрастеРезультаты развитию данной педагогический курсовой осеевой работы слушать способствуют деятельности дальнейшему смысловым исследованию суть для работы решения что данной творческого научной где проблемы. м Список литературыАнтонова, одногоО.информацией В. следовательно Использование организовать приемов выготский театрализации ребенка на завязка уроках конкретного музыки герою и в во воображения внеурочной герою деятельности. свои [Электронный воспитания ресурс конкретном ] // Международный для образовательный близких портал – и Режим их доступа: получился https: его //infourok.в ru товар/doklad-произведения ispolzovanie творческих-priyomov-делает teatralizacii над-na-картин urokah --muzyki-не i ее-vo-финансовый vneurochnoj реквизиту-deyatelnosti-задач i пятнами-5116549.html. не Дата существенно обращения: 31.01.2023г.а Бекина иС.именно И. уровень Музыка элементов и методы движение- его М. школе : Просвещение, 1984 - 146 и с. детьмиБерезина оперы В. и Г., режиссером Детство данное творческой выполняют личности. деревья - СПб.: непременно издательство м Буковского, 1994. - 60с.самостоятельный Выготский педагогикаЛ.дает С. в Воображение положительные и деятельности творчество результате в работа детском упражнение возрасте: формировать Психологический одна очерк. найдите М., 2001.Генкин чтоД.и М. себе Театрализация классе как т творческий память метод д культурно-к просветительской предлагает работы. / определенные Театрализация сб как на творческий данный метод также культурно лесу -просветительной средство работы благодаря / Сб. а науч. а трудов. затем Л. авторская : ЛГИК 1982 г.один Горюнова вЛ.образы В. внимание На с пути элементов к прежде педагогике изучив искусства // получился Музыка м в воспроизведением школе. следует 2008.Ендовицкаядетям Т. где О младших развитии театрализованной творческих анкетирования способностей. атмосферу - Дошкольное свечей воспитание. театрализованная - 1967 №12. стр. 73-75.деятельности Ершов которыеП.репетицию М. является Режиссура портал как лиц практическая тела психология как / П.музыки М. иносказание Ершов. стр М. детям : Искусство,1972.включения Ершова педагогическийА.свои П. действия , Букатовинтуицию В. экстремальных М. ясно Режиссура вокальной урока культуры общения собственным и музыкальном поведения вариант учителя. замысла Пособие детей для как учителя. ситуацию М.: авторах Московский красоту психолого-музыкальное социальный состоит институт, авторское Флинта, где 1998.Заика стала Е. различные В. способствуют Комплекс воображение игр сочетания для пении развития ловкости воображения. предметом - Вопросы просто психологии. режим - 1993 №2. стр. 54-58.прослушать Ильев движенияВ.одной А. как Технология определенной театральной вех педагогики авторская в для формировании уроки и из реализации замысла школьного урока: М.,1993.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. — 224 с.].Казанцева, О.Ю. Использование приёмов театрализации на уроках музыки и во внеурочной деятельности как средство развития музыкальных способностей [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://almanah.su/tpost/pcuc23cpt1-kazantseva-o-yu-ispolzovanie-priyomov-te. Дата обращения: 14.12.2022г.Казимирская, Г.Б. Музыкально - творческая деятельность на уроках музыки [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://for-teacher.ru/edu/muzyka/doc-heyyi21.html Дата обращения: 16.02.2023 г.Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976.Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.Полянская, Н.В. Театрализованная деятельность на уроках музыки как условие интенсификации творческого развития младших школьников [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stat-ia-tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-muzyki-kak-usloviie-intiensifikatsii-tvorchieskogho-razvitiia-mladshikh-shkol-nikov.html Дата обращения: 31.01.2023г.Рябцева, В.В. Театрально - игровая технология на уроках музыки [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/290049-teatralnoigrovaja-tehnologija-na-urokah-muzy. Дата обращения: 29.12.2022г..Халабузарь П., Методика музыкльного воспитания - М., 1989.Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений: М.,1979.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2004.Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Изд. Метафора.2010 – 25 с.Приложение 1.Анкетадля учителей музыкиУважаемые коллеги, в связи с проведением исследования, посвященного проблеме применения элементов театрализации на уроках музыки, просим вас ответить на следующие вопросы.1. Каков Ваш стаж работы учителем музыки?a) Менее 3-х летb) От 3 до 5 летc) Более 5 лет2. Используете ли Вы на своих уроках такой вид деятельности, как театрализация?a) Даb) Нет3. Если да, то как?a) Как самостоятельный вид деятельностиb) В сочетании с другими видами деятельности – пением, игрой на детских музыкальных инструментах и др.)4. С детьми каких классов, на Ваш взгляд, стоит заниматься театрализацией?a) 1–2 классыb) 3–4 классыc) 5–8 классы5. Каково отношение детей к музыкально-театрализованной деятельности?a) Равнодушноеb) Всегда воспринимают с восторгомc) Всё зависит от музыкиd) Свой вариант ответа ____________________________________________________6. Какое из этих сочетаний кажется Вам наиболее органичным? a) Пение с элементами театрализацииb) Движение под музыку с элементами театрализацииc) Игра на детских музыкальных инструментах с элементами театрализацииd) Импровизация с элементами театрализацииe) Свой вариант ответа _____________________________________________________7. Какие виды театрализованной деятельности Вы используете чаще всего?a) Музыкально-игровые упражненияb) Художественно-речевая деятельность (ритмодекламация, речевое музицирование)c) Театрально-игровая деятельность (музыкальные игры, драматизация песен)8. Чему, на Ваш взгляд, способствует включение музыкально-театрализованной деятельности в урок музыки?a) Повышению интереса к урокуb) Повышению результативности освоения учебного материалаc) Творческому развитию детейd) Развитию эмоциональной отзывчивости на музыкуe) Развитию музыкальных способностей (таких, как: метроритмическое чувство, ладовое чувство, звуковысотный слух)f) Развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышленияg) Свой вариант ответа_____________________________________________________Приложение 2.Песня «Бедный ежик» (Муз. Александра Ермолова, сл. В. Осеевой):1.Спит медведь, уснула галка,Сон сморил лису…Я не сплю, мне очень жалкоЁжика в лесу.Я не сплю, мне очень жалкоЁжика в лесу.Припев:Бедный ёжик, бедный ёжикПо ночам не спит,Весь в иголках, лечь не может,Сядет и сидит.Бедный ёжик, бедный ёжикПо ночам не спит, -Весь в иголках, лечь не может,Сядет и сидит.2. На бочок приляжет – колко,Колется спина.Нелегко всю ночь под ёлкойПросидеть без сна.Нелегко всю ночь под ёлкойПросидеть без сна.Припев3. Как себя он спать уложит?Снял бы шубку прочь.Бедный ёжик, бедный ёжик,Чем тебе помочь?Бедный ёжик, бедный ёжик,Чем тебе помочь?Припев (2раза)Задание детям: «Расскажите своими словами историю о бедном ежике. Чтобы получился связанный рассказ, необходимо ответить на следующие вопросы:– где происходят события? (у меня в спальне, в лесу, во сне и др.);– кто участвует в этих событиях? (я, весь класс, ежик, медведь, лиса, галка, ежик, луна, снежинки и др.);– что делают герои? (спят, ходят по небу, кружатся, зевают, ворочаются во сне и т.д.);– кто главный герой и чего он хочет? (ежик и он хочет спать);– что мешает ежику спать? (иголки);– кто хочет помочь ежику уснуть и как? (я хочу помочь ему уснуть, снежинки, медведь, лиса, галка). Все герои выполняют определенные действия, чтобы помочь ежику уснуть: я – поглаживаю его и пою песенку, медведь принес подушку, лиса укрыла одеялом, галка принесла ему игрушку и так можно с детьми нафантазировать действия для каждого героя, направленные на помощь ежику.
1. Антонова, О.В. Использование приемов театрализации на уроках музыки и во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-ispolzovanie-priyomov-teatralizacii-na-urokah-muzyki-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-i-5116549.html дата обращения 31.05.2022
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.
3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИК 1982.
4. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 2008.
5. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. М.: Искусство,1972.
6. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Пособие для учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
7. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: М.,1993.
8. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. — 224 с.].
9. Казанцева, О.Ю. Использование приёмов театрализации на уроках музыки и во внеурочной деятельности как средство развития музыкальных способностей [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://almanah.su/tpost/pcuc23cpt1-kazantseva-o-yu-ispolzovanie-priyomov-te дата обращения 14.06.2022]
10. Казимирская, Г.Б. Музыкально - творческая деятельность на уроках музыки [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://for-teacher.ru/edu/muzyka/doc-heyyi21.html дата обращения 16.04.2022
11. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976.
12. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
13. Полянская, Н.В. Театрализованная деятельность на уроках музыки как условие интенсификации творческого развития младших школьников [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stat-ia-tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-muzyki-kak-usloviie-intiensifikatsii-tvorchieskogho-razvitiia-mladshikh-shkol-nikov.html дата обращения 31.05.2022
14. Рябцева, В.В. Театрально - игровая технология на уроках музыки [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/290049-teatralnoigrovaja-tehnologija-na-urokah-muzy дата обращения 29.04.2022].
15. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений: М.,1979.
16. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2004.
17. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Изд. Метафора.2010 – 25 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль выполняют элементы театрализации на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Элементы театрализации на уроках музыки в общеобразовательной школе играют роль средства активизации учебной деятельности учеников, способствующего более глубокому восприятию и пониманию музыки. Они помогают создать эмоциональную атмосферу на уроке, развивают творческое мышление и художественные способности детей.
Как педагогический опыт использования элементов театрализации на уроках музыки был получен?
Педагогический опыт использования элементов театрализации на уроках музыки был получен путем анкетирования и собеседования педагогического наблюдения. Учителя музыки делились своими наработками и опытом включения элементов театрализации в различные виды музыкальной деятельности школьников.
Какие методы театрализации применяются на уроках музыки в общеобразовательной школе?
На уроках музыки в общеобразовательной школе применяются различные методы театрализации, такие как: игровая импровизация, ролевые игры, драматизация музыкальных произведений, создание спектаклей и музыкальных сказок, использование костюмов и реквизита.
Как театрализация влияет на активность учеников на уроках музыки?
Театрализация на уроках музыки способствует активизации учебной деятельности учеников. Она вызывает их интерес к предмету, мотивирует к активному участию и творческой деятельности, развивает общую и музыкальную культуру, формирует коммуникативные и творческие навыки.
Какие преимущества дает использование элементов театрализации на уроках музыки?
Использование элементов театрализации на уроках музыки дает ряд преимуществ. Во-первых, это помогает стимулировать активность и вовлеченность учеников, создавая интерес к предмету. Во-вторых, это способствует лучшему восприятию и пониманию музыки, развивает музыкальные способности и творческое мышление. В-третьих, это помогает формировать коммуникативные навыки и способности к коллективному творчеству.
Какие элементы театрализации могут использоваться на уроках музыки?
На уроках музыки могут использоваться различные элементы театрализации, такие как ролевые игры, импровизации, театральные постановки, использование костюмов, декораций и световых эффектов.
Какова роль элементов театрализации на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Элементы театрализации на уроках музыки играют важную роль в общеобразовательной школе. Они способствуют активизации учащихся, развивают их творческие способности, помогают лучше понять и интерпретировать музыкальные произведения, создают атмосферу вовлеченности и эмоциональной насыщенности на уроках.
Какими результатами характеризуется педагогический опыт использования элементов театрализации на уроках музыки?
Педагогический опыт использования элементов театрализации на уроках музыки может быть оценен различными показателями. Один из них - улучшение музыкальных навыков учащихся, повышение их интереса к предмету, усвоение музыкальных понятий в процессе практической деятельности. Также можно отметить развитие коммуникативных и творческих навыков, умение работать в коллективе и проявлять самостоятельность.