Методика обучения учащихся изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 20.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические особенности обучения учащихся изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры 4
1.1 История возникновения методов обучения рисованию 5
1.2 Сущность изобразительной грамоты при обучении школьников 10
Глава 2. Методические особенности обучения учащихся изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры 16
2.1 Подготовка учителя к уроку рисования с натуры 16
2.2 Организация урока по рисованию с натуры 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 31
Одним из важных условий успеха в познании детьми законов изобразительного искусства является правильно подобранная визуализация: предметы, модели, фотоматериалы, изображающие действительность, искусственное освещение, таблицы, репродукции, детские рисунки и детские работы [11].2. Анализ натуры, объекта следует начинать с эстетического восприятия, полюбоваться формой предмета, выявить связь утилитарного и декоративно-конструктивного предмета, дать образное сравнение. При анализе группы предметов, натюрморта определить его тему, рассказать о предметах.Поскольку анализ натуры часто проводится одновременно с анализом хода работ с натуры, т.е. этапов рисования, последующий анализ строится по схеме: композиция, соразмерность частей или предметов, конструктивное построение предмета или предметов с учетом перспективы, тональных отношений и моделирования в тональных или цветовых отношениях и моделирования формы в цвете, обобщение изображения на листе. Анализ хода работы обычно сопровождается педагогическим рисунком на доске [4].3. Анализ техники, языка и материала изображения. Если предстоит работать в традиционном материале или технике, то достаточно напомнить правила работы в этом материале. Если материал новый, неизвестен детям и техника работы с ним сложна, то перед самостоятельной работой с натуры следует сделать «пробу» материала, выполнить ряд упражнений на выработку навыков работы с новым материалами, новыми инструментами. Язык изображения также может быть новым, когда используются традиционные материалы. Например, новый материал: перо, тушь и старый язык — штрих, или старый материал — карандаш и новый язык образов — точка [6].4. Анализ задания. В конце каждого объяснения учителя, прежде чем дети приступят к самостоятельной работе, необходимо точно сформулировать задачу и ее объем. Дать представление о качестве работы на каждом этапе, если необходимо работать несколько уроков.5. Самостоятельная работа учащихся. Во время работы учащихся обращать внимание на правильный выбор композиции, расположения и размера изображения на листе. Это нужно делать индивидуально с каждым. Общим может быть обращение внимания детей на натуру, так как дети забывают о ней и рисуют по памяти, искажая тем самым пропорции и отношения между предметами [5].6. Анализ детских работ, их оценка. Можно разобрать детские работы перед всем классом, выложить на доску рядом с натурой несколько работ, сравнить, насколько рисунки похожи на натуру. Оценивать может весь класс. Чтобы не было обид, начинать такое оценивание нужно с желающих выставить свои работы для сравнения. Целесообразно проводить индивидуальную оценку работы детей в их присутствии и начинать оценку любой работы с анализа лучшего, чего добился ребенок, а затем делать замечания в виде пожеланий с предложением завершить рисунок [11].Выделяют следующие критерии оценки учебного рисунка с натуры [18]:1. Сходство графического образа с изображаемой натурой, т.е. передача количественных и качественных характеристик предмета (группы): пропорциональность, соразмерность, соответствие тональных и цветовых отношений.2. Композиция рисунка, т.е. выбор положения листа, вертикального или горизонтального, пропорциональности изображения и листа, размещения изображения на листе, главного и второстепенного в изображении.3. Уровень графических навыков и умений в материале, в технике.4. Собственное отношение к работе - субъективный критерий оценки. Отношение к собственной изобразительной деятельности проявляется в аккуратности и в законченности работы. Следует уделять внимание оценке и росту навыков и способностей каждого ученика.Критерии оценки творческого рисунка по представлению (на основе восприятия натуры) будут существенно различаться в первом пункте, так сложно определить схожесть с тем, что вы не знаете. Тогда критерий выразительности - яркая характеристика художественного образа через типизацию, обобщение, преувеличение (нарушение пропорций) – становится ведущим в оценки такого рисунка с натуры [9].Обучение рисованию с натуры в школьной жизни приводит к развитию интеллектуальных навыков и учит правильно оценивать форму предметов, влияние перспективы, теорию теней, цветоведение и анатомию.Рисование с натуры имеет большое значение для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления. Развивая пространственное и образное мышление, работая с натуры, ребенок по-новому видит и воспринимает окружающий мир и по-новому отражает его в своих рисунках[8].Чтобы активизировать творческую деятельность, каждый ребенок должен рисовать осознанно, чтобы механическое копирование натуры было невозможным, применять творческое использование научных знаний из области перспективы, теории теней; рационально использовать материал для рисования и возможности его тона и фактуры[11].Для наглядности можно использовать наглядные пособия с примерами заданий и таблицы с пошаговым выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей, задавая ключевые вопросы.Оборудование кабинета: доска, магнитная доска, пластина из оргстекла, шкафы для хранения репродукций и таблиц, экран, подставки для дисплеев, осветительные приборы, подставки под натуру, мел, краски и др.Наглядные пособия: примеры заданий, рисование с натуры[10].Таким образом, правильная организация учебно-воспитательного процесса - основной залог успешного выполнения образовательных и воспитательных задач рисования с натуры. ЗаключениеИзобразительное искусство как учебный предмет дает школьникам знания об элементарных основах изобразительного искусства, что играет важную роль в развитии изобразительной грамоты. Умение видеть разнообразие форм и красок в окружающей действительности, видеть красоту в различных ее проявлениях и в определенной мере воспроизводить эту красоту способствует развитию художественных способностей, формированию эстетического вкуса школьников.Рисование с натуры, как никакой другой предмет, обеспечивает активное внимание учащихся к предмету, к анализу его строения. Обучение рисованию с натуры в школе развивает умственные способности. На занятиях по рисованию необходимо учить детей правильно судить о форме предметов на основе данных линейной перспективы, теории теней, цветоведения и анатомии. Детям свойственны интерес и внимание при рассмотрении и анализе формы предметов, они легко замечают даже мельчайшие детали и нюансы. Это помогает научиться правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.На уроках рисования с натуры, ученик не должен придумывать, сочинять. Он должен своими чувствами реагировать на то, что его волнует в определенной натуре, но грамотно выразить это в своем рисунке. Развивая пространственное и образное мышление, работая с натуры, ребенок по-новому видит и воспринимает окружающий мир и по-новому отражает его в своих рисунках. Расширяя академический кругозор ученика, он может более смело и уверенно использовать имеющиеся знания, навыки и умения.Основой правильной организации уроков является методика обучения, то есть особенности работы учителя с учениками. Большое значение имеют методы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи всего учебного процесса. Современная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят учащихся с природой и действительностью.Работа учителя — это, по сути, живая творческая деятельность. Учитель обязан проявлять творческий подход к своему предмету, потому что он имеет дело с реальными людьми и не имеет права, и не должен работать по шаблону. Технологии требуют от учителя живого, эмоционального и творческого подхода к делу. Даже если педагог находит удачный педагогический метод, он каждый раз вынужден творчески разнообразить его.Таким образом, преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует особой методики обучения. Все методы обучения должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения учащийся должен приобретать знания, умения и навыки в единой последовательной системе.Список использованных источниковАбрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы / М.А. Абрамова. - М.: Владос, 2020. - 128 c.Александрова, А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд. Система преподавания уроков ИЗО по программе Б. М. Неменского. 1-4 классы / А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. - М.: Учитель, 2019. - 945 c.Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2021. - 304 c.Джуринский, А. Н. История педагогики и образования. В 2 частях. Часть 2. ХХ-ХХI века. Учебник / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2021. - 284 c.Емельянова, Т.А. Большая книга рисования. Для детей и взрослых / Т.А. Емельянова. - М.: Астрель, 2018. - 564 c.Кравченко, А. И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 c.Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 686 c.Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2019. - 319 c.Мазовецкая, В.В. Простые уроки рисования для начинающих / В.В. Мазовецкая. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 341 c.Николаидис, К. Новый учебник по рисованию / К. Николаидис. - М.: Попурри, 2021. - 208 c.Орлова, Д. Школа рисования. Основы рисунка. Графика и пастель (+ DVD-ROM) / Д. Орлова. - М.: Ленинградское издательство, 2019. - 136 c.Павлова, О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / О.В. Павлова, др.. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 834 c.Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 c.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Часть 1. Основы рисунка. 5 - 8 классы / Н.М. Сокольникова. - М.: Титул, 2019. - 355 c.Сонхайм, К. Художественная мастерская. Графика / К. Сонхайм. - М.: Питер, 2018. - 144 c.Тимохович, А.Н. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом (+ CD-ROM) / А.Н. Тимохович. - М.: Приор, 2018. - 335 c.Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 321 c.Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество (проблемы руководства изобразительным творчеством детей) / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2019. - 272 c.Эдвардс, Б. Ты - художник! / Бетти Эдвардс. - М.: Попурри, 2018. - 256 c.Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.ПриложениеПлан - конспект урока на тему:«Рисунок гипсовой вазы с драпировкой».Тема: «Рисунок гипсовой вазы с драпировкой». Цели и задачи:1) ознакомить учеников с заданиями декларации.2) закрепить знания методической последовательности построения симметричной формы в одной плоскости.3) развивать у учащихся композиционное мышление, глазомер, чувство меры и пластичность линии.4) сохранять ответственный подход к работе, эстетичный подход к натуре и творческий подход к задаче.Оснащение: гипсовая ваза на фоне фиолетовой плиссированной занавески, боковая подсветка, рефлекс хорошо виден. Рисунки учеников предыдущих классов.План урока:1. Приветствие.2. Разъяснение темы.3. Практикум учеников.4. Подведение.5. Конец урока.Ход урока.Сегодня мы начинаем работу над созданием изображения, которое необходимо для выставки. В этой работе вы сначала должны показать знания, навыки и умения построить симметричную форму на плоскости.В течение нескольких уроков вам нужно будет построить вазу на плоскости и раскрыть ее структуру в процессе построения; из каких частей она состоит, как части соединены. Ваза круглая у основания. Необходимо показать, как круги выглядят относительно друг друга и по отношению к линии горизонта. Постарайтесь как можно точнее передать форму вазы. Также по рисунку необходимо сделать складки драпировки.Не забудьте показать плавность в рисунке, т.е. проработайте передний план более четко и тщательно скопируйте границы - дальние.Постарайтесь серьезно отнестись к этой задаче и покажите, на что вы способны.И сегодня на уроке нужно закомпоноватьрисунок, набросать форму вазы, определить основные пропорции вазы (высота к ширине) и ее отдельные элементы.Все выбрали вертикальное положение формата. Почему? (поскольку установка больше по высоте). Подскажите, в какую простую геометрическую форму можно заключить вазу? (прямоугольник). Верно. Обозначив положение вазы в плоскости листа, сначала отметьте ее ширину на глаз, а затем проверьте визированием.Круглые вазы получаются вращением вокруг своей оси. Поэтому второй этап построения — это начертание оси симметрии. Обозначив на осевой линии расположение основных частей вазы, слегка тонкой, еле заметной линией, набросаем контур вазы, линию стола.Какие простые формы у вазы? (конус, цилиндр, полусфера).Вы умеете строить эти простые тела, но сегодня ваша задача - объединить их в одно целое. Но сначала проверьте пропорции каждой части по отношению к самой вазе и между собой. Тщательно измеряйте и сравнивайте. Найдя точное расположение каждого элемента на оси, определите его ширину и постоянно сравнивайте ее с частями и вазой в целом. После этого мы можем легко доработать форму вазы.Наметьте отверстие каждого круга, являющегося частью вазы, и положение его горизонтальной оси. Помните, что поверхность вазы, ближайшая к зрителю, оптически больше, чем та, которая находится дальше.После того, как вы наметили положение кругов и ширину их отверстия, продолжайте их построение, всегда представляя, что вы рисуете не овал, а лежащий круг.Все ясно? Вопросы?Теперь очертите формат в правом верхнем углу листа и создайте на нем эскиз рисунка постановки. Соблюдайте порядок, в котором определяются общие пропорции прямоугольника, определяются ось, положение основных элементов, их пропорции и конструкция складок.Учащиеся рисуют в углу листа небольшой рисунок размером 5 x 7 см и повторяют метод создания и редактирования рисунка. Преподаватель следит за ходом работы и следит за соблюдением последовательности. 7-10 минутОтлично сработано! Наносим его на эскиз, повторяем то, что делали для чего, и теперь приступаем к выполнению чертежа в большом формате.(ученики начинают строительство, а инструктор наблюдает за каждым шагом с личным руководством и советами.)Еще раз проверьте себя во время построения, измеряя и сравнивая. Итак, сегодня мы хорошо поработали, мы сделали свою работу. В домашних условиях: делать эскизы и зарисовки сложных предметов домашнего обихода (бутылок, графинов, кувшинов и т. д.). 2-4 шт.Заканчиваем урок и готовимся к следующему уроку.Результат: В конце урока ученики должны правильно расположить вазу на листе бумаги, набросать ее общую форму, определить положение оси и частей вазы, их пропорциональные пропорции.
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы / М.А. Абрамова. - М.: Владос, 2020. - 128 c.
2. Александрова, А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд. Система преподавания уроков ИЗО по программе Б. М. Неменского. 1-4 классы / А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. - М.: Учитель, 2019. - 945 c.
3. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2021. - 304 c.
4. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования. В 2 частях. Часть 2. ХХ-ХХI века. Учебник / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2021. - 284 c.
5. Емельянова, Т.А. Большая книга рисования. Для детей и взрослых / Т.А. Емельянова. - М.: Астрель, 2018. - 564 c.
6. Кравченко, А. И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 c.
7. Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 686 c.
8. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2019. - 319 c.
9. Мазовецкая, В.В. Простые уроки рисования для начинающих / В.В. Мазовецкая. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 341 c.
10. Николаидис, К. Новый учебник по рисованию / К. Николаидис. - М.: Попурри, 2021. - 208 c.
11. Орлова, Д. Школа рисования. Основы рисунка. Графика и пастель (+ DVD-ROM) / Д. Орлова. - М.: Ленинградское издательство, 2019. - 136 c.
12. Павлова, О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / О.В. Павлова, др.. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 834 c.
13. Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 c.
14. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Часть 1. Основы рисунка. 5 - 8 классы / Н.М. Сокольникова. - М.: Титул, 2019. - 355 c.
15. Сонхайм, К. Художественная мастерская. Графика / К. Сонхайм. - М.: Питер, 2018. - 144 c.
16. Тимохович, А.Н. Самоучитель по рисованию. Шаг за шагом (+ CD-ROM) / А.Н. Тимохович. - М.: Приор, 2018. - 335 c.
17. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 321 c.
18. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество (проблемы руководства изобразительным творчеством детей) / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2019. - 272 c.
19. Эдвардс, Б. Ты - художник! / Бетти Эдвардс. - М.: Попурри, 2018. - 256 c.
20. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
Вопрос-ответ:
Какие основные методические особенности обучения изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры?
Основные методические особенности обучения изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры включают подготовку учителя к уроку, организацию урока, выбор материалов и инструментов, использование методов и приемов, контроль и оценку учебной деятельности.
Какова история возникновения методов обучения рисованию?
История возникновения методов обучения рисованию начинается с появления первых школ изобразительного искусства. В разные эпохи различные методики обучения были разработаны и применялись в школах и академиях искусств.
Что такое изобразительная грамота и как она связана с обучением школьников рисованию?
Изобразительная грамота - это набор навыков и умений, необходимых для умелого и выразительного изображения предметов и объектов мира. При обучении рисованию, школьники развивают свою изобразительную грамоту, учатся передавать форму, цвет, пропорции и объемность объектов на бумаге или других поверхностях.
Как должен готовиться учитель к уроку рисования с натуры?
Учитель должен заранее изучить тему урока, подготовить материалы и инструменты, а также определить цели и задачи урока. Он также должен быть готов к возможным трудностям или вопросам со стороны учеников и иметь план действий на случай возникновения проблем.
Как организовать урок по рисованию с натуры?
Урок по рисованию с натуры можно организовать путем выбора подходящего места для занятий на открытом воздухе, подготовки моделей или предметов для наблюдения. Также можно использовать различные задания, упражнения и демонстрации для стимулирования творческого процесса учащихся.
Какая методика используется для обучения учащихся изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры?
Для обучения учащихся изобразительной грамоте на уроках рисования с натуры используется определенная методика, которая включает в себя подготовку учителя к уроку, организацию урока и различные методические приемы для развития учеников.
Какова история возникновения методов обучения рисованию?
История возникновения методов обучения рисованию берет свое начало с появления первых школ изобразительного искусства. С течением времени развивались различные подходы к обучению рисованию, и появились новые методики, учитывающие особенности развития детей и их потребности в обучении.
Какова сущность изобразительной грамоты при обучении школьников?
Сущность изобразительной грамоты при обучении школьников заключается в развитии у них навыков и умений в области изобразительного искусства. Это включает в себя обучение композиции, цветовой гамме, перспективе и другим аспектам рисования.
Как проводится подготовка учителя к уроку рисования с натуры?
Подготовка учителя к уроку рисования с натуры включает изучение теоретических основ изобразительного искусства, ознакомление с методиками обучения, выбор необходимых материалов и подготовку урока с учетом возрастных особенностей учащихся и темы занятия.