Влияние компьютера на здоровье младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияние компьютера на здоровье младших школьников 5
1.1 Особенности компьютерной зависимости у младших школьников 5
1.2 Основные вредные факторы влияния компьютера на здоровье младших школьников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние компьютера на здоровье младших школьников 14
2.1 Результаты диагностики влияние компьютера на здоровье младших школьников 14
2.2 Программа по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 17
2.3 Итоги реализации программы профилактики компьютерной зависимости у младших школьников 21
Заключение 23
Список используемых источников 25
Приложение 27
1, 2, 3)[12]. После внедрения программы были проведены повторные испытания, показавшие изменение уровня зависимости в меньшую сторону.Результаты представлены в таблице 7 (приложение 6)[12] (процентное изменение) и показали значительное снижение числа компьютерно-зависимых учащихся. После реализации всех этапов профилактической программы высокозависимых учащихся не выявлено, со средней степенью осталось 2 детей из 4, с низкой степенью осталось 5,5 из 6 детей, избавившихся от зависимости, т.е. без зависимости увеличилось с 8 до 13.После практической проверки программы была проведена новая диагностика, результаты которой показали, что процент выбравших вариант «игра на компьютере» уменьшился с 25 до 5. Наиболее популярные занятия, которые обучающиеся выбирали для прогулки с друзьями, просмотр телевизора, посещение спортивных кружков и секций, пассивный отдых, прослушивание музыки. Вариант «играть на компьютере» выбрал один ребенок, цифры и проценты представлены в таблице 8 (приложение 6)[12].Добиться положительных результатов стало возможным благодаря многим вещам, в том числе: с помощью Классного объединения ученики стали дружнее, у них появилось больше общих интересов, помимо школьных занятий, дети стали чаще собираться на общие прогулки. Несколько детей открыли в себе новые таланты благодаря организованным занятиям и решили записаться в творческие кружки и спортивные секции.Таким образом, тема компьютерной зависимости очень сплотила коллектив, обучающиеся стали отслеживать время, проведенное за компьютером, стараться выполнять его, напоминать окружающим, что компьютер может приносить не только удовольствие и азартные игры, но и реальную угрозу здоровью.ЗаключениеТаким образом, изучение особенностей компьютерной деятельности учащихся начальных классов позволяет сделать вывод о том, что современное школьное образование не дает им навыков безопасной работы дома.компьютер не культивируется родителями детей, что является важной задачей профилактики нарушений здоровья детей.Можно сделать вывод, что утомление от занятий ПК в основном проявляется выраженными нарушениями зрения, а также головными болями, быстрой утомляемостью и болями в спине, нарушениями сна.Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, в основном выделяется несколько факторов риска:- проблемы, связанные с электромагнитным излучением;- проблемы зрения;- проблемы, связанные с мышцами и суставами;- проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств;- проблемы питания.Таким образом, в каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. С эмоциональной точки зрения -в возрасте, когда основные нервные реакции организма человека на различные внешние раздражители сформированы и закреплены, негативная информация и импульсы, переполняющие Интернет, могут нанести непоправимый вред детской психике. Кроме того, многочасовое нахождение перед монитором повышает раздражительность маленького человека, в то же время, делая его апатичным к развлечениям и занятиям вне компьютера. Более того, будучи свободным в виртуальном общении, ребенок часто не может наладить контакт со сверстниками в реальной жизни.Компьютерная зависимость – это пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех других видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость чаще встречается у детей и подростков, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости само по себе является не время, проведенное за компьютером, а концентрация всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других занятий.В результате педагогического эксперимента установлено, что благодаря организации воспитательной деятельности, направленной на профилактику компьютерной зависимости, младшие школьники в меньшей степени зависят от компьютерных игр. Основой структуры деятельности является правильная организация досуга младших школьников (в том числе различных внеклассных занятий). Как часть разработки оптимальная программа профилактики зависимости от компьютера, проведена диагностическая работа, на основании которой составлен план внеурочной деятельности (досуг) младших школьников. Эффективность профилактической программы была подтверждена дополнительным тестированием обучающихся.Список используемых источников1. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.2. Гуревич П. С. Психология и педагогика./ Гуревич П. С. - М.: Юрайт, 2019. 430 с.3. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина. // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 394-396.4. Коджаспирова Г. М. Педагогика./ Коджаспирова Г. М. - М.: Юрайт, 2019. 720 с.5. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии./ Крысько В. Г. - М.: Юрайт, 2019. 472 с.6. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика./ Кузнецов В. В. - М.: Юрайт, 2019. 156 с.7. Нежебицкая И. А. Влияние виртуальной реальности на подростков / И. А. Нежебицкая. // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 259-262.8. Фаталиева Н. М. Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков / Н. М. Фаталиева. // Молодой ученый. - 2017. - № 14.1 (148.1). - С. 24-26.Электронные ресурсы9. Артюнина Г.П. Влияние компьютера на здоровье школьника. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera (дата обращения 24.02.2023)10. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004892222 (дата обращения 24.02.2023)11. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zavisimost (дата обращения 24.02.2023)12. МАОУ «Гимназия № 13 – URL: http://www.sch13.nnov.ru/ (дата обращения 24.02.2023)13. Степанова М.И. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zanyatost (дата обращения 24.02.2023)14. Тест для младших школьников на определение компьютерной зависимости О.Л. Кутуевой. – URL: https://wellemo.com/quiz/take/1ed76dec-d56a-654c-8f30-cb5232723b4a/ru/ (дата обращения 24.02.2023) 15. Тест С.А. Кулакова. – URL: https://agrott.68edu.ru/besopas/7.pdf (дата обращения 24.02.2023)16. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002967464 (дата обращения 24.02.2023)ПриложениеПриложение 1Таблица 1 - Результаты опроса родителей (по тесту С.А. Кулакова «Выявление компьютерной зависимости)Уровень компьютерной зависимостиКоличество обучающихся% от общего числа обучающихсяЗависимость отсутствует315Слабая зависимость733Средняя зависимость630Сильная зависимость420Рисунок 1 - Результаты опроса родителей (по тесту С.А. Кулакова Выявление компьютерной зависимости)Приложение 2Таблица 2 - Индивидуальные результаты тестирования обучающихся по выявлению уровня компьютерной зависимости (тест О.Л. Кутуевой)ОбучающийсяКоличество набранных балловУровень компьютерной зависимостиИрина У.13 балловСлабая зависимостьОлег С.16 балловСлабая зависимостьВадим М.18 балловСлабая зависимостьИгорь Н.14 балловСлабая зависимостьДмитрий А.20 балловСильная зависимостьТимур П.12 балловЗависимость отсутствуетТатьяна О.9 балловЗависимость отсутствуетВаня Т.14 балловСлабая зависимостьОля Т.8 балловЗависимость отсутствуетПетр Н.9 балловЗависимость отсутствуетКатя Ч.10 балловЗависимость отсутствуетКостя В.11 балловЗависимость отсутствуетКатя Л.12 балловЗависимость отсутствуетВадим С.22 баллаСильная зависимостьАня Г.13 балловСлабая зависимостьЛена П.13 балловСлабая зависимостьСвета Д.12 балловЗависимость отсутствуетВера Н.16 балловСлабая зависимостьВиктор Б.14 балловСлабая зависимостьБоря Т.13 балловСлабая зависимостьРисунок 2 - Групповые результаты тестирования по выявлению уровня компьютерной зависимости (тест О.Л. Кутуевой)Приложение 3Рисунок 3 - Степень компьютерной зависимости среди мальчиков и девочек исследуемой группыРисунок 4 - Развитие болевых ощущений в позвоночнике и руке в зависимости от длительности работы на ПК (в часах в неделю)Рисунок 5 - Признаки нарушений зрения и центральной нервной системы зависимости от длительности работы на ПК (в часах в неделю)Приложение 4Таблица 3 - Групповые результаты тестирования по выявлению уровня компьютерной зависимости (тест О.Л. Кутуевой)Уровень компьютерной зависимостиКоличество обучающихся% от общего числа обучающихсяЗависимость отсутствует840Слабая зависимость1050Сильная зависимость210Таблица 4 - Популярные виды досуговой деятельности среди девочекВид досуговой деятельностиКоличество человек выбравших этот вариант% от общего числа опрашиваемыхПрогулки с друзьями337,5%Посещение кружков, спортивных секций225%Просмотр TV, DVD112,5%Пассивный отдых112,5%Компьютерные игры112,5%Прослушивание популярной музыки00%Чтение книг, журналов00%Посещение кинотеатров00%Посещение музеев00%Таблица 5 - Популярные виды досуговой деятельности среди мальчиковВид досуговой деятельностиКоличество человек выбравших этот вариант% от общего числа опрашиваемыхКомпьютерные игры433,3%Прогулки с друзьями325%Просмотр TV, DVD216,6%Пассивный отдых18,3%Посещение кружков, спортивных секций18,3%Прослушивание популярной музыки18,3%Чтение книг, журналов00%Посещение кинотеатров00%Посещение музеев00%Приложение 5Таблица 6 - План работы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников путем их вовлечения в активную досуговую деятельность№ планируемого мероприятияНазвание мероприятия/содержание мероприятияСроки проведения мероприятия1Диагностические мероприятия: анкетирование на родительском собрании (тест С.А. Кулакова), тестирование детей (тест О.Л. Кутуевой), наблюдение за учащимися во время учебной и внеурочной деятельности, индивидуальные беседы и опросы участников образовательного процесса, анализ учебной документацииСентябрь2Организация работы родительского клуба. Тематическая презентация на родительском собрании «В мире гаджетов, как защитить своего ребенка» Разработка собственной памятки для родителей на тему «Безопасный компьютер для детей». Тематическая беседа на педагогическом (методическом) совете школы «Аддиктивное поведение у детей, причины возникновения». Тематический классный час для школьников "Компьютер - добро или зло?". Октябрь3Подготовка класса к мероприятию «Осенний бал талантов» Практический семинар для педагогов и родителей «Здоровый образ жизни». Работа родительского клуба. Беседы на темы «Как влияет компьютер на здоровье ребенка», «Значение игры в жизни ребенка».Ноябрь4Подготовка Новогоднего концерта для первоклассников, по мотивам сказки «Снежная королева», на новый лад, Декабрь5День здоровья, спортивные мероприятия (веселые старты, лыжная гонка) на свежем воздухе, команды: дети+родители, объединяющие поколения.Январь6Школа организовала встречу с руководителями местных творческих студий и коллективов. Тематическое выступление на Педагогическом совете на тему: «Компьютерная зависимость. Психологический аспект». Работа родительского клуба. Беседа на тему «Одиночество у детей, причины возникновения и развития». Творческое задание проектная деятельность «Хобби или занятие всей жизни».Январь-Февраль7Обсуждения: «Ответственность и безответственность. Что означают эти слова?»; «Красивое и некрасивое в нашей жизни»; «Как найти свое место в жизни?».Февраль8Праздник для мам и бабушек, класс разбивается на группы (танцевальные, вокальные, театральные, творческие) и готовят мероприятие к 8 Марта.Март9Совместный просмотр и обсуждение фильма «Паутина». Конкурс плакатов, рисунков, слоганов учащихся «Жизнь в реальной жизни». Отчет на педагогическом совете школы о результатах программы первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости. Работа родительского клуба. Психологический тренинг для детей и родителей «Связующая нить».Апрель10Творческие конкурсы, направленные на осознание семейных ценностей: «Моя семья»; «Загляните в семейный альбом».Апрель11Творческие семейные выставки в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Стендовая выставка «Вклад моей семьи в победу»; Создание вообще классного клипа «Бессмертный полк»Май12Подведение итогов года, награждение детей и родителей за активное участие в творческой жизни класса. Заключительная диагностика и анализ мониторинга полученных данных.МайПриложение 6Таблица 7 - Групповые результаты тестирования по выявлению уровня компьютерной зависимости на разных этапах реализации программыУровень компьютерной зависимостиРезультаты тестирования на начальном этапе реализации программыРезультаты тестирования после реализации программыКоличество обучающихся% от общего числа обучающихсяКоличество обучающихся% от общего числа обучающихсяЗависимость отсутствует8401365Слабая зависимость630525Средняя зависимость420210Сильная зависимость2100-Таблица 8 - Популярные виды досуговой деятельности среди младших школьников тестируемой группыВиды досуговой деятельностиКоличество обучающихся% от общего кол-ваВиды досуговой деятельностиКоличество обучающихся% от общего кол-ваДевочкиМальчикиПрогулки с друзьями337,5%Прогулки с друзьями433,3%Посещение кружков и спортивных секций225%Просмотр ТВ, DVD325%Пассивный отдых112,5%Посещение кружков и спортивных секций325%Прослушивание музыки112,5%Игра в компьютерные игры18,3%Просмотр ТВ, DVD112,5%Прослушивание музыки18,3%
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.
2. Гуревич П. С. Психология и педагогика./ Гуревич П. С. - М.: Юрайт, 2019. 430 с.
3. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина. // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 394-396.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика./ Коджаспирова Г. М. - М.: Юрайт, 2019. 720 с.
5. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии./ Крысько В. Г. - М.: Юрайт, 2019. 472 с.
6. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика./ Кузнецов В. В. - М.: Юрайт, 2019. 156 с.
7. Нежебицкая И. А. Влияние виртуальной реальности на подростков / И. А. Нежебицкая. // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 259-262.
8. Фаталиева Н. М. Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков / Н. М. Фаталиева. // Молодой ученый. - 2017. - № 14.1 (148.1). - С. 24-26.
Электронные ресурсы
9. Артюнина Г.П. Влияние компьютера на здоровье школьника. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera (дата обращения 24.02.2023)
10. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004892222 (дата обращения 24.02.2023)
11. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zavisimost (дата обращения 24.02.2023)
12. МАОУ «Гимназия № 13 – URL: http://www.sch13.nnov.ru/ (дата обращения 24.02.2023)
13. Степанова М.И. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zanyatost (дата обращения 24.02.2023)
14. Тест для младших школьников на определение компьютерной зависимости О.Л. Кутуевой. – URL: https://wellemo.com/quiz/take/1ed76dec-d56a-654c-8f30-cb5232723b4a/ru/ (дата обращения 24.02.2023)
15. Тест С.А. Кулакова. – URL: https://agrott.68edu.ru/besopas/7.pdf (дата обращения 24.02.2023)
16. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002967464 (дата обращения 24.02.2023)
Вопрос-ответ:
Каким образом компьютера влияет на здоровье младших школьников?
Компьютер может негативно влиять на зрение, позвоночник, мышцы и нервную систему младших школьников. Длительное использование компьютера может привести к ослаблению зрения, нарушениям осанки, проблемам с позвоночником, повышенному напряжению мышц и развитию компьютерной зависимости.
Какие основные вредные факторы влияют на здоровье младших школьников при использовании компьютера?
Основные вредные факторы включают длительное напряжение глаз, неправильную осанку и сидение, неправильную организацию рабочего места, малоподвижный образ жизни, несбалансированный рацион питания, а также возможное развитие компьютерной зависимости.
Какие особенности компьютерной зависимости у младших школьников?
У младших школьников компьютерная зависимость может проявляться в виде чрезмерной увлеченности компьютерными играми или соцсетями, невозможности контролировать время, проведенное на компьютере, отсутствии интереса к другим видам активности, снижении успеваемости и социальной адаптации.
Какие результаты диагностики показывают влияние компьютера на здоровье младших школьников?
Диагностика может показать нарушения зрения, проблемы с позвоночником, нервно-мышечным аппаратом, а также указать на возможное развитие компьютерной зависимости. Результаты диагностики могут быть основой для разработки программы по профилактике и коррекции здоровья младших школьников в контексте использования компьютера.
Существует ли программа по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Да, существуют программы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников. Такие программы включают в себя различные мероприятия, направленные на организацию здорового образа жизни, контроль над временем, проведенным на компьютере, а также на развитие других интересов и навыков у детей.
Какое влияние компьютера оказывает на здоровье младших школьников?
Компьютер может негативно влиять на здоровье младших школьников, приводя к развитию различных проблем, таких как утомляемость глаз, нарушение осанки, проблемы со сном и повышенная нервозность.
Какие особенности компьютерной зависимости у младших школьников?
Особенности компьютерной зависимости у младших школьников включают частое и продолжительное время, проводимое перед компьютером, затруднение в контроле времени, потребность в постоянном наличии компьютера и отсутствие интереса к другим видам активности.
Какие основные вредные факторы влияют на здоровье младших школьников при использовании компьютера?
Основные вредные факторы влияния компьютера на здоровье младших школьников включают ослабление зрения, развитие сколиоза, нарушение осанки, сухость и раздражение глаз, а также повышенную нервозность и нарушения сна.
Какие результаты были получены в ходе диагностики влияния компьютера на здоровье младших школьников?
Результаты диагностики показали, что длительное время, проводимое перед компьютером, ведет к утомляемости глаз, нарушению осанки, проблемам со сном и повышенной нервозности у младших школьников.
Существует ли программа по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Да, существуют программы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников, которые направлены на развитие других видов активности, установление контроля над временем, проводимым перед компьютером, а также на предоставление информации о вреде, который может причинить компьютерное использование здоровью.
Какое влияние компьютера на здоровье младших школьников?
Компьютер может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье младших школьников. С одной стороны, компьютер может быть полезным инструментом для образования и развития ребенка, однако, с другой стороны, его неправильное использование может привести к различным проблемам со здоровьем.