Ученический коллектив в отечественной психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1 Понятие коллектива в отечественной психологии……………… 5
Глава 2. Анализ отличия "обычного" коллектива от ученического…… 10
Глава 3 Особенности ученического коллектива………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….... 25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 26
В студенческом коллективе можно выделить две структуры:формальный, представляющий собой дифференцированное единство различных типов начальных коллективов, которое задается извне учителями,неформальный, формирующий связи и взаимоотношения эмоционально-психологического характера (основанные на симпатии, привязанности и т.д.), который возникает спонтанно.Каждый ученик может быть членом одной контактной группы, нескольких групп или не быть членом ни одной.Положение студента в формальных и неформальных структурах может либо совпадать (лидер и хороший друг), либо находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).Общеобразовательная команда не оказывает прямого влияния на каждого человека в отдельности. Такое влияние осуществляется только через начальный коллектив, в котором учащиеся находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:- по времени существования – постоянный или временный;- по характеру деятельности – организованы на основе различных видов деятельности (группы, отряды и т.д.);- по одному виду деятельности (кружки, секции, клубы и т.д.);по месту жительства;- по возрастному составу – ровесники и разновозрастные.Первый этап. Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в образовательном учреждении. Способы укрепления команды. Влияние мастера на команду студентов на различных этапах ее формирования.На первом этапе учитель занимается формальным объединением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин[4 с.166] сравнил такую команду с песчаной россыпью. В конце концов, как песчинки в горсти, детей пока ничто не объединяет. Учитель должен взять на себя организационную функцию, предъявлять требования, устанавливать правила и нормы взаимоотношений, а самое главное — заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе на следующий этап можно судить по тому, как дети принимают требования учителя, подчиняются дисциплине. Горсть песка превращается в "мягкую глину": отношения уже "лепятся", появляются небольшие контактные группы, выделяется актив — инициативная группа детей.Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организационных функций. Преподаватель помогает овладеть управленческими навыками, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить коммуникацию. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но деятельность коллектива не всегда успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он подобен "мерцающему маяку", и учитель, как смотритель маяка, должен заботиться о нем, т.е. брать на себя организационные, коммуникативные и коррекционные функции.На третьем этапе достигается гармоничное сочетание субординации и лидерства, все члены команды проявляют взаимную требовательность, интерес к совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи команды. И взрослые, и дети являются сотрудниками в общем деле. В коллективе существует реальная защищенность личности, создаются условия для самореализации личности.Команда успешно осуществляет свою деятельность. Это "алый парус", который символизирует сбывшуюся мечту и чувство радости. В классификации есть еще один образ-аналогия: такой коллектив является "горящим факелом", потому что он становится примером для других.Все коллективы создают свои собственные традиции. Традиции – это, такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают выработать общие нормы поведения, развивают и украшают коллективную жизнь.А. С. Макаренко назвал перспективным гол, способный увлечь и сплотить команду. Он различал три типа перспектив: близкую, среднюю и отдаленную[5 с.72].Близкая цель основана на личном интересе.Средняя перспектива находится в проекте. Это должно определяться временем и сложностью.Отдаленная цель, отложенная во времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать всю команду. Развитие команды в этих условиях протекает естественным образом.Макаренко выдвинул принцип параллельного действия.Каждый член команды находится под "параллельным" влиянием воспитателя, актива и всей команды. Коллектив может наказать виновных слишком сурово, поэтому А.С. Макаренко советовал осторожно использовать этот принцип.Особенности сформированной команды:1) главное – постоянная жизнерадостность;2) самооценка;3) дружественное единство членов;4) чувство безопасности;Основываясь на анализе своего опыта, А.С. Макаренко определил, что ученический коллектив - это группа детей, объединенных общими целями, имеющими общественно ценный смысл, и совместной деятельностью, организованной для их достижения.Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, лидерства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их равной ответственности перед коллективом. Каждая команда имеет свои собственные органы управления и является частью более общей команды, с которой она связана единством организации. Таким образом, основные характерные черты включают:- наличие социально значимых целей;- их последовательное развитие как условие и механизм постоянного прогресса;-систематическое вовлечение учащихся в различные социальные мероприятия;- надлежащая организация совместных мероприятий;- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;- наличие позитивных традиций и захватывающих перспектив;- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;- развитая критика и самокритичность;- сознательная дисциплина.Выводы по этой главе. Создание и развитие ученического коллектива - многогранная и сложная проблема. В российской психологии и социологии ученический коллектив рассматривается как сфера выявления способностей личности, проявления ее индивидуальности и, наконец, как среда, в которой формируется активный член общества.Группа учеников является частью непосредственного социального окружения, в котором осуществляется повседневная жизнь человека, что во многом определяет его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.Поскольку проблема формирования здорового ученического коллектива актуальна во все времена, написано много книг, разработано множество рекомендаций. За годы работы многие рекомендации, упражнения, методы, технологии были неоднократно протестированы и доказали свою эффективность. Эта глава доказывает, что развитие и создание команды возможно при взаимодействии учителей, психологов, родителей и самих учащихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ научно-методической литературы, разработанный в результате исследования по проблеме исследования "Понятиеученического коллектива в отечественной психологии", убедительно доказывает, что ученический коллектив выступает как важная форма организации образования, как мощный педагогический инструмент.Также в работе было проведено исследование концепции коллектива в отечественной психологии. Проведен сравнительный анализ исследований различных авторов по проблеме понятия студенческого коллектива и проанализированы различия между студенческим коллективом и коллективным коллективом. Развитие и становление личности на современном этапе может и должно успешно осуществляться только в команде и через коллектив, что является одним из важнейших законов образования. Понимая важность этого паттерна, следует иметь в виду следующие два положения.Первый из них заключается в том, что важной целью образования является формирование личности учащейся в духе коллективизма, развитие у нее товарищеских черт и качеств. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если индивид воспитывается в хорошо организованном и социально и духовно здоровом ученическом коллективе.Второе положение связано с тем, что образование не может быть ограничено только личным влиянием учителя на каждого ученика. Оно обязательно должно поддерживаться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и безопасность личности, но и выступает носителем здоровой морали и накапливает богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создать здоровый и сплоченный ученический коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такой команды трудно рассчитывать на высокую эффективность образования, поэтому:- Ученический коллектив является главной основой для накопления детьми положительного социального опыта.- Коллектив, как и любой живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные стадии, распадается, умирает и снова способен к возрождению.- Участие в общешкольных мероприятиях дает всей команде возможность стать более дружелюбной и сплоченной.- Сотрудничество и общение друг с другом играют важную роль, как для самого ребенка, так и для формирования всей команды. Все цели и задачки, поставленные при написании исследования, были выполнены в полном объеме. Работа может быть использована в качестве методического пособия в образовательной и будущей профессиональной деятельности.Литература1. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1990 – 168с.2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. 1989.- 346с.3. Бехтерев В.М. Современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. 11-15 сентября 1995г. – Казань, 1995-150с.4. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива // А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – 166 с.5. Макаренко А.С. "Книга для родителей" Л.: "Лениздат", 1981 72с.6. Макаренко А.С., Педагогические очерки: В 8 т. -М., 1983, 321 с.7. Макаренко А.С. Очерки, т. 4.-М., 1983 234 с.8. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М.: "Академия", 1999. 221 с.9. Петровский А.В. "Возрастная и педагогическая психология" М.: Педагогика, 1975, 309 с.10. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: "Политиздат", 1982. 57 с.11. Петровский В.В., Социальная психология коллектива, М., 1998, 196 с.12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: "Владос" 1999 213 с.13. Социальная психология: учеб.пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987.185с.14. Сухомлинский В.А., Беседа с молодым директором школы, М. 1994.412с15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/д: Издательский дом "Феникс", 1997.59с.16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Международный педагогический. академия, 1995. - 224с.Список интернет-источников1. Лаптева М. Ю. Особенности формирования ученического коллектива в начальной школе [Электронный ресурс] - < http:// www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-77400 > (12.10.2013)2. Сергеев А. А. Роль мастера производственного обучения в формировании студенческого коллектива [Электронный ресурс] - < http:// xreferat.ru/71/3450-1-rol-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-v-formirovanii-uchenicheskogo-kollektiva.html > (21.11.2013)3. Пряникова Е. В. Формирование дружеских отношений между детьми в классе младшего школьного возраста [Электронный ресурс] -
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука. 1989.- 346с.
3. Бехтерев В.М. Современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. 11-15 сентября 1995г. – Казань, 1995-150с.
4. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива // А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – 166 с.
5. Макаренко А.С. "Книга для родителей" Л.: "Лениздат", 1981 72с.
6. Макаренко А.С., Педагогические очерки: В 8 т. -М., 1983, 321 с.
7. Макаренко А.С. Очерки, т. 4.-М., 1983 234 с.
8. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М.: "Академия", 1999. 221 с.
9. Петровский А.В. "Возрастная и педагогическая психология" М.: Педагогика, 1975, 309 с.
10. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: "Политиздат", 1982. 57 с.
11. Петровский В.В., Социальная психология коллектива, М., 1998, 196 с.
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: "Владос" 1999 213 с.
13. Социальная психология: учеб.пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987.185с.
14. Сухомлинский В.А., Беседа с молодым директором школы, М. 1994.412с
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/д: Издательский дом "Феникс", 1997.59с.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Международный педагогический. академия, 1995. - 224с.
Список интернет-источников
1. Лаптева М. Ю. Особенности формирования ученического коллектива в начальной школе [Электронный ресурс] - < http:// www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-77400 > (12.10.2013)
2. Сергеев А. А. Роль мастера производственного обучения в формировании студенческого коллектива [Электронный ресурс] - < http:// xreferat.ru/71/3450-1-rol-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-v-formirovanii-uchenicheskogo-kollektiva.html > (21.11.2013)
3. Пряникова Е. В. Формирование дружеских отношений между детьми в классе младшего школьного возраста [Электронный ресурс] -
Вопрос-ответ:
Что такое ученический коллектив?
Ученический коллектив - это группа учащихся, объединенных общей учебной деятельностью и взаимодействием.
Чем отличается ученический коллектив от обычного коллектива?
Ученический коллектив отличается тем, что его структура определена заранее, в него входят только учащиеся, участвующие в образовательном процессе, и он имеет свои специфические особенности и цели.
Какие особенности есть у ученического коллектива?
Ученический коллектив характеризуется наличием общих целей и задач учебной деятельности, взаимодействием и взаимопомощью между учащимися, а также наличием своей специфической структуры и организации.
В чем заключается особенность студенческого коллектива?
Особенностью студенческого коллектива является то, что в него входят студенты высшего учебного заведения, которые уже имеют более высокий уровень образования и самостоятельности, и их деятельность направлена не только на учебу, но и на саморазвитие и профессиональную подготовку.
Где можно прочитать более подробную информацию по данной теме?
Дополнительную информацию по данной теме можно найти в научных работах и публикациях в области психологии, а также в специальной литературе по педагогике и социологии.
Что такое ученический коллектив в отечественной психологии?
Ученический коллектив в отечественной психологии - это группа учащихся, которая объединена для достижения общих учебных и социально-психологических целей.
Какие особенности ученического коллектива можно выделить?
В ученическом коллективе можно выделить такие особенности как сформированность ученического коллектива, его структура и состав, социальные связи между участниками коллектива, участие в совместной деятельности и развитие общих ценностей.
Как отличается ученический коллектив от обычного коллектива?
Основное отличие ученического коллектива от обычного заключается в том, что ученический коллектив ориентирован на достижение учебных целей и развитие общих навыков обучения, в то время как обычный коллектив может иметь другие цели и задачи.
Каково понятие коллектива в отечественной психологии?
В отечественной психологии понятие "коллектив" относится к группе людей, объединенных общими целями и задачами, взаимодействующих между собой и влияющих друг на друга психологически.
Какую роль играет формальный коллектив в ученическом коллективе?
Формальный коллектив представляет собой дифференцированное единство различных типов начальных коллективов, которое задает структуру и организацию ученического коллектива, определяет роли и обязанности участников коллектива.