Основные направления библиографической работы муниципальной библиотеки.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 05.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Понятие «Библиографическая деятельность библиотеки»: определение и основные формы работы 4
1.1. Основы библиографической деятельности библиотек 4
1.2. Библиографическая работа с пользователями 8
ГЛАВА 2. Виртуальная библиографическая деятельность библиотек: особенности и основные направления 18
2.1. Основные направления обслуживания удаленных пользователей 18
2.2. Формы библиографической работы в виртуальной среде 21
Заключение 24
Список источников и литературы: 25
Она предполагает интерактивную, фактически живую, помощь библиографа через сайт библиотеки: в режиме реального времени ведется консультирование читателей по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении. При этом библиограф и читатель могут не только общаться через чат, но и совместно обращаться к различным цифровым объектам (поисковым системам, базам данных, цифровым библиотекам), как если бы они действительно находились рядом [13].На сайтах библиотек представлены рубрики «Спроси библиографа», «Виртуальная справка», «Скорая библиографическая помощь» и другие. Виртуальные справочные службы библиотек имеют свою специфику работы. Это связано с количеством и сложностью запросов, сроками их выполнения, полнотой и качеством ответов, возможностями справочно-поискового аппарата (СПА).Библиографы ставят задачу предоставления качественной информации в помощь учебному процессу и повышению уровня образования. Поэтому ответы на тематические запросы пользователей сопровождаются не только списками литературы и ссылками на доступные ресурсы, но и консультациями и рекомендациями по дальнейшему поиску.Деятельность профилированных справочных служб уникальна, за каждой из них стоят возможности библиотеки (специализированный фонд, профессиональный ресурс). Это сервис, зная о котором, и библиотекари, и пользователи разных регионов в режиме самообслуживания могут использовать его потенциал для выполнения запросов процесса СБО.Обязательным элементом электронного сервиса является электронная доставка документов или возможность получения издания по межбиблиотечному абонементу.Например, на сайте ЦГБ им. А.С. Пушкина (г. Челябинск) есть служба «Электронная доставка правовых документов», где пользователь получает текст запрашиваемого официального документа. Воспользовавшись услугой «Электронная доставка правовых документов», можно заказать электронную копию документов, которые имеются в ЦБС и которые в соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ не являются объектами авторских прав, т.е. это официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, законы и другие нормативные акты [14, c.60-61].Виртуальная служба «Задай вопрос юристу» поможет посетителям сайта получить информацию по вопросам юридического характера. После формулировки вопроса в определенные сроки практикующий юрист ответит на него и даст соответствующие разъяснения, опираясь на действующее законодательство РФ. Кроме того, посетитель сможет ознакомиться с вопросами других пользователей и ответами на них. Обслуживание пользователей осуществляется на бесплатной основе.Управление библиографическим информированием в библиотеке полностью переведено в электронный формат: разработан специальный модуль – личный кабинет «Рассылка на новые издания». Он позволяет управлять подписками, вести карточки абонентов, редактировать темы, осуществлять учет и рассылки [7].2.2. Формы библиографической работы в виртуальной средеИспользование современных цифровых технологий позволяет создавать библиографические пособия качественно нового уровня – электронные, предназначенные для распространения в сети Интернет. Это те же самые традиционные рекомендательные и научно-вспомогательные библиографические пособия, но с гиперссылками на тексты, размещенные в общедоступных электронных библиотеках, дающие возможность пользователю сразу получить доступ к полнотекстовому источнику [11].На сайте ЦГПБ им. В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) есть раздел «Маяковка рекомендует», где для пользователей представлены тематические списки, например, «Книги о любви», «Что читают библиотекари». На все произведения представленные в списках есть гиперссылки к тексту издания или возможность забронировать книгу в электронной библиотеке «Литрес».Веблиографические пособия – это особый вид библиографических пособий, в которых отражаются электронные ресурсы (веб-ресурсы), доступные для использования по коммуникационным каналам глобальной сети. Такие пособия – важный источник справочно-библиографического поиска.На сайтах библиотек чаще всего размещается рекомендательная библиография, её элементы присутствуют в разных видовых категориях и формах: книжных списки новинок, виртуальные выставки, библиографическая продукция собственной генерации библиотек [ситников]Современные электронные технологии придали дистанционной визуальной библиографической информации новый импульс. Цифровая визуализация эффективно используется в качестве средства продвижения библиотечного фонда, ресурсов, услуг и библиотеки в целом, а также предоставляет возможность подавать информацию коротко, ярко и динамично.Одной из сравнительно недавно утвердившихся форм работы библиотек являются электронные (виртуальные) книжные выставки. Целью электронной выставки является публичное интернет-информирование пользователей об определенных документах с целью их рекомендации. Задачи электронных выставок разные [6,c.53-54].Электронные выставки могут быть реализованы в разнообразных форматах, это и мультимедийная презентация PowerPoint, и html-документ, и видеоролик. Они имеют в своем арсенале ссылки на сторонние ресурсы, библиографические списки, графические изображения и многие другие дополнительные материалы, которые существенно расширяют их возможности относительно обычной книжной выставки.Выставки могут оказывать содействие в социализации личности, помогают формировать информационную культуру пользователей, повышают уровень их компетентности в какой-либо отрасли знания. Благодаря ЭБВ пользователь может не только подобрать литературу по интересующей его проблеме, но и в лаконичной, удобной для восприятия форме получить основные сведения по нужной теме [6, c.56-57].На сайте МБС г. Апатиты (Мурманская область) представлен раздел виртуальные книжные выставки. В разделе собраны виртуальные (электронные) выставки по разным темам, подготовленные сотрудниками библиотек. На них представлены книги, журналы, презентации, электронные издания, ссылки на интернет-ресурсы. Заинтересовавшие издания можно взять в библиотеках города.Тематические выставки: «Путешествуй по России», «Покорение полюса», «Театр. Люди. Книги» и другие [3].Можно сделать вывод, что удаленное обслуживание пользователей библиотеке активно входит в библиографическую деятельность любой библиотеке. Библиотеки расширяют список форм работы с удаленными пользователями, становятся более клиентоориентированымы и доступными 24/7. Библиографическое обслуживание, выстроенное на основе электронных технологий, позволяет разнообразить традиционные формы работы и внедрять новые виды дистанционного взаимодействия с пользователями.На сегодняшний день имеются все предпосылки рассматривать виртуальное обслуживание пользователей как эффективную библиотечную технологию, способствующую к тому же увеличению рейтинга библиотеки и посещаемости ее сайта, повышению авторитета библиотечных специалистов в обществе.ЗаключениеВ настоящее время работа библиотек претерпевает массу изменений. Библиотека должна меняться вместе с обществом, создавать новые модели обслуживания, внедрять новые идеи. Библиотеки сегодня пользуются правом создавать свой собственный уникальный профильБиблиографическая работа библиотек в настоящее время больше нацелена на работу с информационными ресурсами. Библиотеки приобретают цифровой контент, создают новые информационно-библиографические продукты: путеводители по электронным ресурсам; электронные издания; электронные издания комплексного распространения.Современная система справочно-библиографического обслуживания – это органичное соединение автоматизированного и традиционного библиографического поиска. Интенсивно вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания Интернет, что открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей общества. Сегодня качество информационно-справочного обслуживания напрямую связано с автоматизацией информационно-библиографической деятельности библиотеки через раскрытие и продвижение всех фондов библиотеки через электронные каталоги, виртуальные выставки, индивидуальное и дифференцированное информирование; создание библиотечной информационной продукции, в соответствии с информационными потребностями различных групп читателей и целевого назначения продукции.Приоритетная задача библиографии на современном этапе – поиск, освоение и систематизация информации. Очевидно, что традиционная библиографическая деятельность со временем окончательно переместится в электронную среду, что позволит значительно повысить ее основное качество – оперативность.Список источников и литературы:Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учеб.-практ. пособие / Н.В. Абросимова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2016. – 159 с. – (Азбука библиотечной профессии). – Текст: непосредственный. Библиотечно-информационное обслуживание: учебник / Ю.Ф. Андреева; под ред. М.Я. Дворкиной– Санкт-Петербург: Профессия, 2016. – 240 с.– Текст: непосредственный. Виртуальные книжные выставки. –URL :https://www.apatitylibr.ru/2013-01-09-10-45-41/2013-01-09-10-59-20\(дата обращения: 05.03.2023).ГОСТ Р 7.0.107—2022 «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения»: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное. – Москва: Российский институт стандартизации, 2022. – 23 с.ГОСТ Р 7.0.76-2022 «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения»: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное. – Москва: Российский институт стандартизации, 2022. – 24 с.Инновационные технологии электронного библиотечного обслуживания : учебное пособие / М. Ю. Ваганова, И. Ю. Матвеева, Т. Н. Моковая [и др.] ; под редакцией И. Ю. Матвеева, Л. В. Сокольская. – Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2018.– 96 c. – Текст: непосредственный.Караваева, Е.В. Библиографическая деятельность: пересмотр матрицы / Е.В. Караваева. – Текст: непосредственный // Детская библиотека: прорыв в будущее. – Челябинск,2020. – С.18-24.Левин, Г. Л. Библиографическая деятельность библиотек: теоретический анализ / Г. Л. Левин. – Текст: непосредственный // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71. – № 3. – С. 251-264.Мисина, Н.Н. От базы данных – к электронной библиотеке / Н.Н. Мисина, Н.В. Громова. – Текст: непосредственный // Современная библиотека. – 2021. – №4. – С. 22-27.Нещерет, М. Ю. Цифровая библиография : библиотеки в поисках инновационных инструментов библиографической деятельности / М. Ю. Нещерет. – Текст: непосредственный // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 7. – С. 35–50.Пилипенко, А.С. Современные формы библиотечного обслуживания удаленного пользователя / А.С. Пилипенко. – Текст: непосредственный // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах. Отв. редакторы Н. В. Посохова [и др.]. – Белгород, 2022. –С. 258-261.Решетникова, О. В. Популярная (рекомендательная) библиография в интернет-среде / О. В. Решетникова. – Текст: непосредственный // Библиография и книговедение. – 2022. – № 1. – С. 57–63.Ситникова, Н. П. Векторы развития библиографической деятельности библиотек в цифровой среде: тенденции, возможности и перспективы / Н. П. Ситникова. – Текст: непосредственный // Информационный Бюллетень РБА. – 2022. – № 98. – С. 90-94.Современные тенденции справочно-библиографического обслуживания общедоступных библиотек : учебно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова, И. Ю. Матвеева, Т. М. Рыжкова [и др.] ; под редакцией И. Ю. Матвеева. –Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2018. – 148 c. – Текст: непосредственный.Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с. – Текст: непосредственный.Традиции и новации библиографической работы : метод. рек. / ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» ; сост. Е. Г. Мишенина ; науч. ред.: Е. В. Ясинова, Т. И. Пужановская, Ю. В. Гнедова ; ред.: Е. Г. Мишенина, Е. А. Белова ; отв. за вып.: Е. В. Ясинова ; компьютерная верстка: Ю. И. Борозна. – Симферополь. – 2018. – 52 с. – Текст: непосредственный.
2. Библиотечно-информационное обслуживание: учебник / Ю.Ф. Андреева; под ред. М.Я. Дворкиной– Санкт-Петербург: Профессия, 2016. – 240 с.– Текст: непосредственный.
3. Виртуальные книжные выставки. –URL :https://www.apatitylibr.ru/2013-01-09-10-45-41/2013-01-09-10-59-20\(дата обращения: 05.03.2023).
4. ГОСТ Р 7.0.107—2022 «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения»: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное. – Москва: Российский институт стандартизации, 2022. – 23 с.
5. ГОСТ Р 7.0.76-2022 «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения»: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное. – Москва: Российский институт стандартизации, 2022. – 24 с.
6. Инновационные технологии электронного библиотечного обслуживания : учебное пособие / М. Ю. Ваганова, И. Ю. Матвеева, Т. Н. Моковая [и др.] ; под редакцией И. Ю. Матвеева, Л. В. Сокольская. – Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2018.– 96 c. – Текст: непосредственный.
7. Караваева, Е.В. Библиографическая деятельность: пересмотр матрицы / Е.В. Караваева. – Текст: непосредственный // Детская библиотека: прорыв в будущее. – Челябинск,2020. – С.18-24.
8. Левин, Г. Л. Библиографическая деятельность библиотек: теоретический анализ / Г. Л. Левин. – Текст: непосредственный // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71. – № 3. – С. 251-264.
9. Мисина, Н.Н. От базы данных – к электронной библиотеке / Н.Н. Мисина, Н.В. Громова. – Текст: непосредственный // Современная библиотека. – 2021. – №4. – С. 22-27.
10. Нещерет, М. Ю. Цифровая библиография : библиотеки в поисках инновационных инструментов библиографической деятельности / М. Ю. Нещерет. – Текст: непосредственный // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 7. – С. 35–50.
11. Пилипенко, А.С. Современные формы библиотечного обслуживания удаленного пользователя / А.С. Пилипенко. – Текст: непосредственный // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах. Отв. редакторы Н. В. Посохова [и др.]. – Белгород, 2022. –С. 258-261.
12. Решетникова, О. В. Популярная (рекомендательная) библиография в интернет-среде / О. В. Решетникова. – Текст: непосредственный // Библиография и книговедение. – 2022. – № 1. – С. 57–63.
13. Ситникова, Н. П. Векторы развития библиографической деятельности библиотек в цифровой среде: тенденции, возможности и перспективы / Н. П. Ситникова. – Текст: непосредственный // Информационный Бюллетень РБА. – 2022. – № 98. – С. 90-94.
14. Современные тенденции справочно-библиографического обслуживания общедоступных библиотек : учебно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова, И. Ю. Матвеева, Т. М. Рыжкова [и др.] ; под редакцией И. Ю. Матвеева. –Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2018. – 148 c. – Текст: непосредственный.
15. Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с. – Текст: непосредственный.
16. Традиции и новации библиографической работы : метод. рек. / ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» ; сост. Е. Г. Мишенина ; науч. ред.: Е. В. Ясинова, Т. И. Пужановская, Ю. В. Гнедова ; ред.: Е. Г. Мишенина, Е. А. Белова ; отв. за вып.: Е. В. Ясинова ; компьютерная верстка: Ю. И. Борозна. – Симферополь. – 2018. – 52 с. – Текст: непосредственный.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления библиографической работы муниципальной библиотеки?
Основные направления библиографической работы муниципальной библиотеки включают создание и ведение каталогов и картотек, информационно-библиографическое обслуживание пользователей, проведение библиографических консультаций, подготовку и публикацию библиографических справок и библиографических пособий, а также участие в формировании и популяризации информационных ресурсов.
Какие формы основной библиографической работы муниципальной библиотеки?
Основными формами библиографической работы муниципальной библиотеки являются составление библиографических списков и справок, создание и ведение картотек и каталогов, проведение библиографических консультаций, подготовка информационных бюллетеней и библиографических пособий, а также формирование и популяризация информационных ресурсов.
Как осуществляется библиографическая работа с пользователями?
Библиографическая работа с пользователями осуществляется через предоставление информационно-библиографических услуг, таких как поиск и подбор литературы по интересующим темам, обучение пользованию каталогами и базами данных, консультации по вопросам составления библиографий и прочее.
Какие особенности и основные направления виртуальной библиографической деятельности библиотек?
Основными направлениями виртуальной библиографической деятельности библиотек являются обслуживание удаленных пользователей, предоставление доступа к электронным ресурсам, создание электронных каталогов и баз данных, разработка интернет-ресурсов для получения информации, проведение удаленных библиографических консультаций.
Какие формы библиографической работы используются в виртуальной среде?
В виртуальной среде формы библиографической работы включают создание электронных каталогов и баз данных, разработку интернет-ресурсов, предоставление доступа к электронным ресурсам, проведение удаленных библиографических консультаций и оказание информационно-библиографических услуг через интернет.
Что такое библиографическая деятельность муниципальной библиотеки?
Библиографическая деятельность муниципальной библиотеки - это комплекс мероприятий, связанных с созданием, систематизацией и распространением библиографической информации, которая помогает пользователям находить и получать необходимую литературу и информацию.
Какие основные формы работы включает библиографическая деятельность муниципальной библиотеки?
Основные формы работы включают составление каталогов и библиографических списков, реферативное описание литературы, информационное обслуживание пользователей, проведение библиографических консультаций и т.д. Это помогает организовать доступ к информации и облегчить поиск необходимых материалов.
Какая роль пользователей играет в библиографической работе муниципальной библиотеки?
Пользователи играют важную роль в библиографической работе муниципальной библиотеки, так как они являются основными адресатами библиографических услуг. Муниципальная библиотека обеспечивает своих пользователей различными библиографическими материалами и помогает им находить нужную информацию.
Какие основные направления библиографической работы в виртуальной среде?
Виртуальная библиографическая работа включает такие направления, как создание электронных каталогов и баз данных, разработка интернет-сервисов для поиска и заказа книг, проведение онлайн-консультаций и др. С помощью виртуальной библиографической работы можно обеспечить удаленных пользователей доступом к библиографической информации и литературе.
Какие основные формы библиографической работы в виртуальной среде?
В виртуальной среде основные формы библиографической работы включают создание электронных каталогов с возможностью поиска литературы по различным критериям, предоставление доступа к электронным ресурсам и базам данных, проведение онлайн-консультаций и удаленное информационное обслуживание пользователей.
Какие основные направления библиографической работы муниципальной библиотеки?
Основные направления библиографической работы муниципальной библиотеки включают составление и обновление библиографических списков, каталогов и картотек, проведение библиографических консультаций для пользователей, а также создание и обработка библиографической информации.
Какие формы работы используются при осуществлении библиографической деятельности в библиотеке?
Основными формами работы при осуществлении библиографической деятельности в библиотеке являются составление и публикация библиографических материалов, проведение библиографических квестов и конкурсов, организация выставок библиографических изданий, а также проведение мастер-классов по работе с библиографическими ресурсами.