Развитие цветовосприятия у дошкольников в продуктивной деятельности на занятиях рисованием

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 28.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ 6
1.1 Психологические особенности развития восприятия цвета у дошкольников 6
1.2 Формирование цветовосприятия у дошкольников 8
1.3 Изучение развития восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников 12
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЮ РИСОВАНИЕМ 16
2.1 Исследование уровня развития цветовосприятия в процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста 16
2.2 Комплекс занятий по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста средствами рисования 20
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 23
Выводы по главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления

Каждый слой подвергался сушке. «Осень наступила». Детям предлагалось нарисовать ствол дерева методом рисования по сухой бумаге, затем, после просушки слоя, применить метод разбрызгивания изобразить на нем разноцветные осенние листья.«Снег идет». Детям предлагается нарисовать фон голубого цвета с использованием техники рисования по мокрой бумаге, затем применять крупную соль, которая создает эффект снега. Далее рисуется земля и объекты на ней по желанию ребенка. Это может быть дерево, дом, животное и т.д.«Морозные узоры». Детям предлагалось выполнить фон методов рисования по мокрой бумаге с использование разных оттенков синего цвета посегментно. Затем на полученный фон до его высыхания накладывалась пищевая пленка, немного перемешивалась, чтобы получить морозные узоры.«Лютики, ромашки». Детям предлагается выполнить зеленый фон методом рисования по мокрой бумаге, затем, после его высыхания, нарисовать цветы методов рисования по сухой бумаге.«Воздушные шары». Детям предлагалось смешать краски и основу для мыльных пузырей. Готовилось несколько смесей на группу (8 цветов). Затем предлагалось выдуть пузыри и как только ни становились достаточно большими, прикладывать их к бумаге. В результате получались яркие отпечатки, к которым после высыхания пририсовывалась веревка. «Одуванчики». Детям предлагалось сделать фон луга методов рисования по мокрой бумаге с использованием нескольких цветом зеленого, желтого спектра. Затем на не высохшую основу капались капельки спирта, которые «разгоняли» краску, изображая одуванчики. После высыхания предлагалось дорисовать стебельки.«Море-море, мир безмолвный». Детям предлагалось нарисовать любые морские объекты (рыбы, медузы, водоросли, раковины, камни и т.д.) с помощью светлых или темных восковых мелков. Далее рисунок покрывался акварелью разным цветом посегментно. Таким образом, мы предложили комплекс занятий по рисованию акварелью с использованием различных приемов.2.3 Результатыопытно-экспериментальнойработыРезультат на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 2.Таблица 2Результат на контрольном этапе№Выбор цвета по наглядному образцуРазмещение цветов по наглядному образцуВыбор цвета при назывании его взрослымСамостоятельное называние цветаСумма112111715552161718186931714151763411101415505171518156561518161867715161617648181818187191817181770101411161758111715121357121417181261131612111756141316141760151414151760161516171664171815161766181818161870191717171768201616181565211510111652221415161156231212181557241717171162251617171464261618151564271617151664281713131255Средний результат15,5015,0715,7915,5461,89Как следует из таблицы, средний результат по заданию №1 составил 15,50 баллов. Низкий результат имели 12 детей (43%), средний – 12 детей (43%), высокий результат – 14 детей (14%) (рисунок 5).Рисунок 5– Результат выполнения задания №1, %Средний результат по заданию №2 составил 15,07 баллов. Низкий результат имели 13 детей (46%), средний – 11 детей (39%), высокий результат – 4 детей (14%) (4%) (рисунок 6).Средний результат по заданию №3 составил 15,79 баллов. Низкий результат имели 10 детей (36%), средний – 11 детей (39%), высокий результат – 7 детей (25%) (14%) (рисунок 7).Рисунок 6 – Результат выполнения задания №2, %Рисунок 7 – Результат выполнения задания №3, %Средний результат по заданию №4 составил 10,32 баллов.Низкий результат имели 12 детей (43%), средний – 12 детей (43%), высокий результат – 14 детей (14%) (18%) (рисунок 8).Рисунок 8 – Результат выполнения задания №4, %Средний общий результат составил 41,64 балла.Низкий результат имели 11 детей (39%), средний – 16 детей (57%), высокий результат – 1ребенок (4%) (рисунок 9).Рисунок 9 – Общий результат, %Таким образом, можно говорить об увеличении уровня развития цветовосприятия у детей после занятий по рисованию акварелью.Выводы по главе 2Полученные результаты говорят о том, что начальный уровень развития цветовосприятия у детей 5-6 лет был низким. В результате реализации занятий по рисованию акварелью мы добились, что у 57% детей результат вырос до среднего, у 4% детей – до высокого.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученный результат позволяет сделать следующие выводы:Психологические особенности развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста состоят в том, что оно происходит постепенно по мере формирования, созревания головного мозга.К моменту перехода от дошкольного до младшего школьного возраста дети должны быть знакомы с основными цветами, их оттенками, подбирать их при выполнении различных изделий.Развитие цветовосприятия у дошкольников реализуется за счет различных методов, приемов и средств. При развитии цветовосприятия у дошкольниковв процессе изобразительной деятельности применяются такие методы как сюжетно-изобразительные игры, метод рисования с натуры или прямого наблюдения природы применяется для наглядности обучения, метод вариантности впечатления, метод копирования. Разными авторами предлагаются многочисленные средства, в частности дидактические игры, различные техники рисования, в т.ч. и комбинированные. Уровень развитияцветовосприятия в процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе был низким.Был предложен комплекс занятий по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста средствами рисования. Этот комплекс показал свою высокую эффективность.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВНормативные актыПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 25.02.2023).Книги, печатная периодикаАнуфриева Ю.В. Особенности развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Ю.В. Ануфриева, Ю.В. Сиренко // Мировые тенденции развития науки и техники: пути совершенствования. Материалы X Международной научно-практической конференции. Ч. 2, 2022. – С.63-64. Белозерова Д.С. Развитие навыков цветовосприятия в процессе выполнения пейзажа / Д.С. Белозерова, О.А. Бакиева // Педагогический вестник, 2022. – №22. – С.15-17.БережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с.Боровик Я.И. Изобразительная деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников / Я.И. Боровик // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 2019. – С.72-76. БраньковаО.Н. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием цвета для передачи образа в рисунке / О.Н. Бранькова, М.Г. Сорокина // Наука и образование: новое время, 2019. – №2(31). – С.515-518.Глушкова Д.В. Формирование восприятия цвета и формы у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Глушкова, С.Л. Шалаева // Социальная сфера, управление и образование: поиск новых форматов. Сборник научно-методических статей, 2019. – С.199-202.Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ И.Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 282 с.ИптышеваК.М. Использование элементов инновационных технологий в восприятии цвета детьми старшего дошкольного возраста / К.М. Иптышева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017. – С.35-38.Камина Е.В. Развитие цветовосприятия у дошкольников в процессе ознакомления с художественной техникой «Эбру» (рисование на воде) / Е.В. Камина // Современные технологии в российской и зарубежной системах образования. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, 2020. – С.105-108.КубаревВ.С. Общая психология: ощущение и восприятие как предмет исследования: учебник / В.С. Кубарев. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2022. – 335 с.КуликановаЕ.В. Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста / Е.В. Куликанова // Вопросы дошкольной педагогики, 2022. – №9(57). – С.5-6. Лыкова И.А. ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 16-е изд. – 136 с.Мацкевич Ж.В. Некоторые психолого-педагогические основы восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста / Ж.В. Мацкевич // Юсовский чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материламXX Международной научно-практической конференции, 2020. – С.261-267.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Наука, 2022. – 674 с. НемовР.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов: в 2-х частях. Ч.1. / Р.С. Немов, Е.С. Романова. – М.: Владос, 2021. – 528 с.ПитенкоС.В. Использование дидактических игр в формировании цветовосприятия у детей дошкольного возраста / С.В. Питенко // Январские педагогические чтения, 2020. – №6(18). – С.163-167.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен. — М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. Сапогова Е.Е. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 636 с.СославинаИ.А. Создание условий развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Сославина, Т.Ю. Мартынова, Н.П. Крылова, Е.В. Николаева, Э.Н. Ильина, Э.С. Шарафутдинова // Образование и воспитание, 2022. – №5(41). – С.22-24.Тверитина В.В. Техники изобразительной деятельности в развитии цветовосприятия у дошкольников / В.В. Тверитина // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов V Международной конференции. Т.5, 2019. – С.139-141. Тихонова Е.В. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии / Е.В. Тихонова, В.В. Тверитина // Проектная деятельность как модель образовательного пространства детских школ искусств. Материалы международной очной научно-практической конференции, 2019. – С.184-194.Филиппова К.М. Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных изобразительных техник / К.М. Филиппова, И.П. Золотухина // Вопросы педагогики, 2019. – №11-2. – С.254-260. Харитонова Ю.А. Влияние цифровых технологий на развитие восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством / Ю.А. Харитонова // Наука, образование, инновации; актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ч.2, 2020. – С. 161-163.Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб-метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 25.02.2023).
Книги, печатная периодика
6. Ануфриева Ю.В. Особенности развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Ю.В. Ануфриева, Ю.В. Сиренко // Мировые тенденции развития науки и техники: пути совершенствования. Материалы X Международной научно-практической конференции. Ч. 2, 2022. – С.63-64.
7. Белозерова Д.С. Развитие навыков цветовосприятия в процессе выполнения пейзажа / Д.С. Белозерова, О.А. Бакиева // Педагогический вестник, 2022. – №22. – С.15-17.
8. БережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с.
9. Боровик Я.И. Изобразительная деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников / Я.И. Боровик // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 2019. – С.72-76.
10. БраньковаО.Н. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием цвета для передачи образа в рисунке / О.Н. Бранькова, М.Г. Сорокина // Наука и образование: новое время, 2019. – №2(31). – С.515-518.
11. Глушкова Д.В. Формирование восприятия цвета и формы у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Глушкова, С.Л. Шалаева // Социальная сфера, управление и образование: поиск новых форматов. Сборник научно-методических статей, 2019. – С.199-202.
12. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ И.Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 282 с.
13. ИптышеваК.М. Использование элементов инновационных технологий в восприятии цвета детьми старшего дошкольного возраста / К.М. Иптышева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017. – С.35-38.
14. Камина Е.В. Развитие цветовосприятия у дошкольников в процессе ознакомления с художественной техникой «Эбру» (рисование на воде) / Е.В. Камина // Современные технологии в российской и зарубежной системах образования. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, 2020. – С.105-108.
15. КубаревВ.С. Общая психология: ощущение и восприятие как предмет исследования: учебник / В.С. Кубарев. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2022. – 335 с.
16. КуликановаЕ.В. Развитие цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста / Е.В. Куликанова // Вопросы дошкольной педагогики, 2022. – №9(57). – С.5-6.
17. Лыкова И.А. ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ. Парциальная программа худо¬жественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразитель¬ной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 16-е изд. – 136 с.
18. Мацкевич Ж.В. Некоторые психолого-педагогические основы восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста / Ж.В. Мацкевич // Юсовский чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материламXX Международной научно-практической конференции, 2020. – С.261-267.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Наука, 2022. – 674 с.
20. НемовР.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов: в 2-х частях. Ч.1. / Р.С. Немов, Е.С. Романова. – М.: Владос, 2021. – 528 с.
21. ПитенкоС.В. Использование дидактических игр в формировании цветовосприятия у детей дошкольного возраста / С.В. Питенко // Январские педагогические чтения, 2020. – №6(18). – С.163-167.
22. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен. — М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 636 с.
24. СославинаИ.А. Создание условий развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Сославина, Т.Ю. Мартынова, Н.П. Крылова, Е.В. Николаева, Э.Н. Ильина, Э.С. Шарафутдинова // Образование и воспитание, 2022. – №5(41). – С.22-24.
25. Тверитина В.В. Техники изобразительной деятельности в развитии цветовосприятия у дошкольников / В.В. Тверитина // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов V Международной конференции. Т.5, 2019. – С.139-141.
26. Тихонова Е.В. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии / Е.В. Тихонова, В.В. Тверитина // Проектная деятельность как модель образовательного пространства детских школ искусств. Материалы международной очной научно-практической конференции, 2019. – С.184-194.
27. Филиппова К.М. Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных изобразительных техник / К.М. Филиппова, И.П. Золотухина // Вопросы педагогики, 2019. – №11-2. – С.254-260.
28. Харитонова Ю.А. Влияние цифровых технологий на развитие восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством / Ю.А. Харитонова // Наука, образование, инновации; актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ч.2, 2020. – С. 161-163.
29. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб-метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития восприятия цвета у дошкольников?

Развитие восприятия цвета у дошкольников характеризуется определенными особенностями: главным образом, дошкольники осознают цвета как свойство предметов, а не как самостоятельный объект; в начале дошкольного возраста дети могут неправильно называть цвета или путать их; постепенно, с развитием, они усваивают более точные представления о цветах и их названиях.

Как формируется цветовосприятие у дошкольников?

Формирование цветовосприятия у дошкольников происходит в результате восприятия и опыта. В процессе занятий рисованием, дети имеют возможность наблюдать различные цвета и их сочетания, осознавать их отличия и общие черты. Постепенно, через практику и экспериментирование, дошкольники развивают своё цветовосприятие и улучшают свои навыки работы с цветом.

Как изучается развитие восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников?

Развитие восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников изучается через проведение различных экспериментов и наблюдений. В ходе занятий рисованием, педагоги могут наблюдать, как дети воспринимают цвета, какие сочетания цветов им нравятся, как они выбирают цвет для отображения определенных объектов. Дополнительно, можно использовать специальные тесты и задания для измерения уровня цветовосприятия у детей.

Какие выводы можно сделать по главе о развитии цветовосприятия у дошкольников на занятиях рисованием?

По данным главы, можно сделать вывод, что развитие цветовосприятия у дошкольников на занятиях рисованием является важной и необходимой составляющей их развития. Занятия рисованием способствуют формированию более четкого и точного восприятия цвета, улучшают навыки работы с цветом и способности детей передавать свои эмоции и мысли через художественное творчество.

Какие психологические особенности развития восприятия цвета у дошкольников?

Психологические особенности развития восприятия цвета у дошкольников включают возрастную непостоянность восприятия цвета, поэтапное развитие трехцветного зрения, формирование элементарного цветового восприятия и сознательного анализа цвета.

Как формируется цветовосприятие у дошкольников?

Цветовосприятие у дошкольников формируется постепенно с помощью различных педагогических методов и приемов, включая обучение названию цветов, их сочетаний, восприятие цвета в контрасте с другими цветами и различных объектах.

Как изучается развитие восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников?

Развитие восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников изучается с помощью проведения экспериментальных работ, включающих задания на различение и сопоставление цветов, исполнение рисунков с использованием разных цветов, анализ и интерпретацию полученных результатов.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе можно сделать следующие выводы: психологические особенности развития восприятия цвета у дошкольников включают возрастную непостоянность восприятия цвета, поэтапное развитие трехцветного зрения, формирование элементарного цветового восприятия и сознательного анализа цвета; цветовосприятие у дошкольников формируется постепенно с помощью различных педагогических методов и приемов; развитие восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности у дошкольников изучается с помощью проведения экспериментальных работ.

О чем будет рассказываться во второй главе статьи?

Во второй главе статьи будет рассказываться о опытно-экспериментальной работе по развитию цветовосприятия у дошкольников.

Какие особенности развития восприятия цвета у дошкольников?

У дошкольников восприятие цвета развивается постепенно. В раннем детстве они могут различать основные цвета, а к младшему дошкольному возрасту научаются видеть оттенки и отличать между собой более сложные цвета.

Как формируется цветовосприятие у дошкольников?

Цветовосприятие у дошкольников формируется через активную изобразительную деятельность, в процессе которой они учатся наблюдать за цветами, смешивать их и создавать новые цветовые сочетания.

Как изучается развитие восприятия цвета у детей в процессе изобразительной деятельности?

Изучение развития восприятия цвета у дошкольников происходит путем проведения экспериментальных работ, где дети участвуют в рисовании и смешивании цветов, а затем их восприятие оценивается и анализируется.