Государственная молодёжная политика в сфере профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 28.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 5
1.1. Основные правовые акты закрепляющих цели, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 5
1.2. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 10
2. Стратегии информатизации в сфере молодежной политики 15
2.1. Проблемные вопросы информационного обеспечения молодежной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 15
2.2. Создание единого информационного пространства субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 19
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

Проект курируется Министерством просвещения Российской Федерации, а также автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды». Можно предположить, что по окончании апробации данная информационная система будет усовершенствована, в том числе в части правовых оснований использования, ее статус будет повышен до уровня федеральной государственной информационной системы, после чего она будет введена в эксплуатацию. Таким образом, будет создано единое информационное пространство работы субъектов системы профилактики. 30 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Из определения молодежной политики, приведенной в ст. 2 Федерального закона № 489-ФЗ, следует понимание законодателем важности проведения в том числе информационно-аналитической работы для ее реализации, а также необходимости взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для проведения молодежной политики. Часть 2 ст. 11 Федерального закона № 489-ФЗ указывает на необходимость создания федеральной государственной автоматизированной информационной системы для информационного обеспечения реализации молодежной политики (далее — АИСМП), а ч. 3 и 4 указанной статьи определяют состав сведений АИСМП и их поставщиков: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики. Эта формулировка позволяет утверждать, что речь идет в первую очередь о тех же субъектах, которые указаны в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ как органы по делам молодежи. В таком случае Федеральный закон № 489-ФЗ вводит для органов по делам молодежи обязанность поставлять информацию в АИСМП. Примечательно, что данная информация может иметь прямое отношение к проводимой этими органами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Таким образом, в дальнейшемнеобходимо предусмотреть как правовую, так и техническую возможность взаимного обмена сведениями между АИСМП и ФГИССП. Продолжение усилий законодателей в сфере молодежной политики нашло отражение в принятии Федерального закона № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». В п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 261-ФЗ закреплено право российского движения детей и молодежи (далее — Движение) создавать собственные информационные системы для достижения целей своей деятельности в порядке, предусмотренном уставом Движения. С учетом ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 261-ФЗ получается, что Движение обязано реализовать вышеуказанное право путем создания автоматизированной информационной системы Движения (далее — АИСД) для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между его участниками. Порядок функционирования АИСД, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в АИСД, должен определяться внутренними документами Движения и не противоречить законодательству. В ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ указано, что учет участников-обучающихся осуществляется в первичных отделениях Движения, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ и (или) образовательных программ среднего профессионального образования, с использованием федеральной государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации. При этом не вполне ясно, подразумевает ли данная норма использование АИСД для вышеназванных целей, поскольку АИСД определена как автоматизированная информационная система, а в рассматриваемой норме речь идет о федеральной государственной информационной системе, определяемой Правительством Российской Федерации. Несмотря на некоторую неясность, в целом можно сказать, что вопросы использования информационных систем нашли в Федеральном законе № 261-ФЗ гораздо более детальное отражение, чем в положениях Федерального закона № 489-ФЗ, несмотря на то, что последний регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Кроме того, необходимо отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых создаются первичные отделения Движения, выполняющие функцию учета участников-обучающихся, являются субъектами системы профилактики. Однако учитывая зафиксированный в ст. 3 Федерального закона № 261-ФЗ принцип добровольности участия в Движении представляется неправомерным рассматривать вопрос об организации информационного взаимодействия между АИСД и ФГИС: образовательные организации, являясь субъектами системы профилактики и одновременно площадками для создания первичных отделений Движения, выполняют различные функции, несмотря на то, что в каждом случае призваны действовать в интересах детей и защиты их прав. План основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 г., утвержденный Распоряжением № 122-р (далее — План основных мероприятий), в малой степени затрагивает вопросы совершенствования информационного взаимодействия субъектов системы профилактики и иных органов, реализующих молодежную политику. Лишь п. 82 разд. V «Защита детей, оставшихся без попечения родителей» Плана основных мероприятий предусмотрена модернизация государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — Государственный банк данных), в том числе с возможностью передачи данных в другие государственные информационные системы с учетом современных информационных технологий. Государственный банк данных в соответствии со ст. 1 Закона является специализированной информационной системой, созданной и используемой для учета и организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Принимая во внимание, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 120-ФЗ о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, органам и учреждениям системы профилактики необходимо незамедлительно информировать органы опеки и попечительства, сведения о таких несовершеннолетних будут первоначально вноситься во ФГИССП. Таким образом, целесообразно регламентировать в нормативно-правовых актах не только возможность передачи сведений из Государственного банка данных в другие государственные информационные системы, как это зафиксировано в Плане основных мероприятий, но и обратную возможность: передачу сведений в Государственный банк данных из ФГИССП. В то же время представляется требующим дальнейшего изучения вопрос о целесообразности поглощения Государственного банка данных путем его интеграции во ФГИССП. Анализ основных нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализацию молодежной политики в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Использование автоматизированных информационных систем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до настоящего времени не предусматривается, однако предпринимаются шаги в направлении создания единого информационного пространства субъектов системы профилактики, которые могут завершиться внедрением ФГИССП. В сфере государственной молодежной политики признается важность скоординированного оперативного взаимодействия реализующих ее органов, а также указывается на необходимость использования автоматизированных информационных систем как одного из условий успешной работы. В целях оптимизации информационного взаимодействия, дальнейшего повышения уровня оперативности и согласованности функционирования государственных органов и их учреждений проведенный анализ позволил предложить создать правовые и технические условия для взаимодействия информационных систем в сфере молодежной политики и в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительно необходимо рассматривать проблемы взаимодействия ФГИССП и ведомственных информационных систем субъектов системы профилактики. Так, исследование показало целесообразность обеспечения возможности двустороннего обмена данными ФГИССП и Государственного банка данных. В то же время вопросы более глубокой интеграции ведомственных систем, их поглощения путем слияния с ФГИССП требуют более детального изучения. Особую категорию анализа представляет информационное обеспечение деятельности общероссийских общественно-государственных движений, которые в настоящее время представлены российским движением детей и молодежи. Возможность взаимодействия общественных и государственных информационных систем требует дополнительной правовой регламентации.ЗаключениеГосударственная политика в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних постоянно развивается, реформируется. Основные направления ее реформирования закреплены в Указе Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», распоряжении Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р утвердившем «Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (далее — Концепция развития системы до 2025 г.) и Концепции Федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения», одобренной Правительственной комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Концепция федерального закона). Названные документы направлены на совершенствование и развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и являются основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в данной области, повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создания условий для успешной социализации (ресоциализации) детей и подростков. Ученые-юристы, занимающиеся проблемами профилактики девиантного поведения детей и защиты из прав, также указывают на необходимость реформирования системы защиты и профилактики правонарушений несовершеннолетних.Поставленные задачи и новые вызовы обусловливают необходимость совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящей работе рассмотреть все вызовы и недостатки названной системы не представляется возможным, поэтому мы ограничимся проблемными вопросами, связанными с деятельностью основного координирующего звена данной системы — Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП, Комиссия).Список использованных источниковТупаев А.В. Стратегии информатизации в сфере молодежной политики: практики современной России // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 201-207.Калугина Д.А., Климова Г.Г. Информатизация реализации государственной молодежной политики в городе Екатеринбург: анализ официальных сайтов админи-страций // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 82-89.Кирилец Н.Г. Использование единого информационного пространства в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне // Цифровая экономика, информационное общество и информационная безопасность: основные социально-экономические аспекты. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2021. С. 97-105.Ковалев Е.Е. Подготовка кадров муниципальных органов управления молодёжной политикой в области информационных технологий // Наука, технологии, инновации для развития экономики и общества. Омск: Многопрофильная Академия непрерывного образования, 2020. С. 19-23.Чабан М.Н. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3. С. 137-139.Сидоренко М.В. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правона-рушений несовершеннолетних в г. Благовещенске // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №. 1. С. 151-154.Луговская А.А., Борисенко О.С. Проблема реализации взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. №. 3. С. 249-254.Винниченко Е.О. Проблемы информационного обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №. 3. С. 98-104.Беженцев А.А. О необходимости внедрения передовых информационных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних // Региональная информатика РИ-2010. 2010. С. 154-155.Беженцев А.А. О применении информационной системы «Автоматизация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Региональная информатика РИ-2014. 2014. С. 173-173.Беженцев А.А. Банки данных по вопросам защиты прав несовершеннолетних и профилактики их преступлений: проблемы эффективного использования // Актуальные вопросы организации и правового регулирования деятельности оперативных подразделений МВД России (посвящается памяти профессора Д.В. Ривмана). 2016. С. 44-48. Беженцев А.А. Инноватизация административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних // Полицейская деятельность. 2017. № 5. С. 9-15.Беженцев А.А. Инноватизаиия правоохранительной административной деятельности линейных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. 2017. С. 69-72.

1. Тупаев А.В. Стратегии информатизации в сфере молодежной политики: практики современной России // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 201-207.
2. Калугина Д.А., Климова Г.Г. Информатизация реализации государственной молодежной политики в городе Екатеринбург: анализ официальных сайтов админи-страций // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 82-89.
3. Кирилец Н.Г. Использование единого информационного пространства в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне // Цифровая экономика, информационное общество и информационная безопасность: основные социально-экономические аспекты. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2021. С. 97-105.
4. Ковалев Е.Е. Подготовка кадров муниципальных органов управления молодёжной политикой в области информационных технологий // Наука, технологии, инновации для развития экономики и общества. Омск: Многопрофильная Академия непрерывного образования, 2020. С. 19-23.
5. Чабан М.Н. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3. С. 137-139.
6. Сидоренко М.В. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правона-рушений несовершеннолетних в г. Благовещенске // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №. 1. С. 151-154.
7. Луговская А.А., Борисенко О.С. Проблема реализации взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. №. 3. С. 249-254.
8. Винниченко Е.О. Проблемы информационного обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №. 3. С. 98-104.
9. Беженцев А.А. О необходимости внедрения передовых информационных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних // Региональная информатика РИ-2010. 2010. С. 154-155.
10. Беженцев А.А. О применении информационной системы «Автоматизация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Региональная информатика РИ-2014. 2014. С. 173-173.
11. Беженцев А.А. Банки данных по вопросам защиты прав несовершеннолетних и профилактики их преступлений: проблемы эффективного использования // Актуальные вопросы организации и правового регулирования деятельности оперативных подразделений МВД России (посвящается памяти профессора Д.В. Ривмана). 2016. С. 44-48.
12. Беженцев А.А. Инноватизация административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних // Полицейская деятельность. 2017. № 5. С. 9-15.
13. Беженцев А.А. Инноватизаиия правоохранительной административной деятельности линейных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. 2017. С. 69-72.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи закрепляются в правовых актах Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основные цели и задачи, закрепленные в правовых актах Российской Федерации, включают превентивную работу с несовершеннолетними, основанную на предупреждении безнадзорности и правонарушений. Также важными целями являются обеспечение социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, создание условий и механизмов для их социальной адаптации, воспитания нравственности и правовой культуры.

Какая система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует в России?

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает широкий спектр мер и механизмов. К ним относятся семейно-ориентированные программы, социально-психологическое сопровождение, воспитательные курсы и тренинги, деятельность общественных организаций и учреждений, сеть учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Какова стратегия информатизации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Стратегия информатизации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает внедрение современных информационных технологий, разработку специализированных программ и баз данных, создание электронных платформ для взаимодействия участников процесса. Это позволяет эффективно собирать и обрабатывать данные, контролировать и координировать деятельность всех участников системы.

Какая общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних характеризуются как проявления неблагополучия в семье и обществе. Это подростки, которые находятся в сложных жизненных ситуациях, не имеют достаточной поддержки и надзора со стороны взрослых. Они могут совершать правонарушения, становиться жертвами насилия, попадать в конфликты со средой. Это серьезная проблема, требующая комплексного подхода и внимания со стороны государства и общества.

Какие основные задачи государственной молодежной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основными задачами государственной молодежной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является создание условий для развития полноценной личности, обеспечение социальной защиты и поддержки молодежи, формирование навыков активной жизненной позиции, способствование повышению социальной ответственности и участия молодежи в общественной жизни.

Какие основные правовые акты регулируют государственную политику Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основными правовыми актами, которые закрепляют цели, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются Конституция РФ, Закон РФ "О государственной молодежной политике", Федеральная программа "Дети России" и другие законодательные акты.

Какая система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует в России?

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России включает в себя широкий спектр мер и институциональную базу. Она включает в себя органы опеки и попечительства, учреждения детского и молодежного правосудия, систему социальных услуг и программ поддержки, работу семейно-родительских комитетов, центров социального обслуживания, а также различные образовательные программы и проекты, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Какая цель государственной молодежной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Целью государственной молодежной политики в данной сфере является предотвращение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для их нормального развития и интеграции в общество.

Какие основные правовые акты закрепляют цели, задачи и направления государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основные правовые акты, закрепляющие цели, задачи и направления государственной политики Российской Федерации в данной сфере, включают Конституцию РФ, Федеральный закон "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", "Концепцию государственной молодежной политики", "Стратегию государственной молодежной политики", а также множество нормативных актов на уровне регионов.

Какая система используется для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используется комплексная система, которая включает в себя различные меры и программы. К ним относятся предупредительная работа с семьями, социальная и психологическая поддержка несовершеннолетних, деятельность образовательных учреждений и дополнительных образовательных программ, а также общественные организации и волонтерские проекты.