Игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ 6
1.1. Понятие об игровом обучении 6
1.2. Возможности применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента 17
2.2. Комплекс игр для организации изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Педагог дает одной команде составить теплый, а другой – холодный пейзаж (натюрморт, портрет, букет и т.д.). Соревнование «Кто больше?». Детям дается альбомный лист с одним мазком краски в центре листа. Краску следует распознать, найти ее на палитре и, добавляя белый и черный цвет, сделать несколько мазков краской более светлого и более темного оттенка. Задание можно усложнить, сделав два мазка контрастного цвета вверху и внизу листа, давая задания составить ряд с переходом от одного цвета в другой.Игра «Городецкая роспись» Детям предлагается фрагмент городецкой росписи и цветные кружки. Следует подобрать цвета, которые могут быть использованы для выполнения росписи. Игра «Петрушка». Детям предлагается силуэт петрушки. Необходимо подобрать контрастные цвета для разных половиной его наряда.Игра «Палитра». Детям предлагается палитра на полосках бумаги и репродукция картины. Следует подобрать палитру под картину.Игра «Угадай-ка». Детям предлагается лист бумаги с цветными пятнами разной формы. Ему следует придумать и дорисовать сюжет.Игра «Найди лишнее». Детям предлагается картина, на которой есть несоответствие по цветам. Следует найти его и заменить на тот цвет, который больше подходит. Например, может быть перепутана последовательность цветов в радуге, нарисована синяя шерсть у медведя или желтый нос у кота.Игра «Смешай цвета». Детям предлагаются предметы в том или ином цветовом решении (цвета должны быть необычные, смешанные). Предлагается подобрать такой же цвет, смешивая имеющиеся в палитре.Игры на развитие композиции, соотношение, формы предметов по величине:Игра «Мой герб». Детям предлагается контур гербов и набор силуэтов, фигур. Следует составить свой герб, корректно выбирая цвета, форму, размеры из предложенного набора.Игра «Скатерть-самобранка». Детям предлагается набор силуэтов, фигур, лист бумаги формата А3. Далее детей делят на команды, завязывают им глаза. По одному участнику пригашается к листам, им освобождают глаза и предлагают в течение 1 минут составить часть орнамента скатерти из предложенных элементов. Далее приглашается следующий ребенок, который также за 1 минуту должен дополнить труд товарища и т.д. Допускается использование красок.Игра «Рыбки». Детям предлагается силуэт аквариума и набор геометрических фигур. Предлагается создать 5 разных рыб. Игра «Чудик». Детям предлагается набора силуэтов, элементы (рожки, глаза, уши, хвосты, лапы и т.д.). Предлагается составить сказочного чудика, у которого есть определенные свойства, например любовь в клубнике, возможность далеко прыгать или быстро бегать, хороший слух и т.д.Игры на развитие чувства перспективы:«Составь пейзаж». Детям предлагается составить пейзаж изсилуэтом домов, деревьев разного размера, размещая их таким образом, чтобы был как ближний, так и дальний план. Пейзаж предлагается дополнить красками.«Найди ошибку». Детям предлагается составная картинка с искаженной перспективой. Путем перемещения элементов следует исправить картинку так, чтобы перспектива был корректной.Таким образом, существует много игр, которые могут применять при обучении изобразительному искусству в начальной школе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках настоящего исследования мы изучили особенности игрового обучения в изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе. Можно с уверенностью говорить о том, что игровые технологии, особенно в случае с детьми младшего школьного имеют большое значение, в т.ч. и при обучении изобразительной деятельности.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Игровые методы обучения – это методы, который в игровой форме способствуют воссозданию ситуации, направленной на усвоение норм, правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением. Игровое обучение позволяет обучающимся проявить активную позицию при обучении, подняться со ступени слушателя, объекта обучения на ступень полноправного участника образовательного процесса, когда педагог и обучающийся представляют собой равноправные субъекты обучения. Игровое обучение нацелено на обучение через активную деятельность. Игры в обучении повышают мотивацию детей, активнее инициируют у низ познавательные процессы.Игровые методы обучения в изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе сегодня применяют активно. Анализ литературы показал, что чаще всего применяют дидактические игры и игры на основе современных компьютерных технологий.Проанализировав уровень развития изобразительной деятельности у обучающихся 7-8 лет мы отметили, что уровень был средний и ниже среднего. Дети не всегда владели различными аспектами изобразительной деятельности, в частности формой, композицией, цветом и др. ее аспектами. Мы предложили серию игр для развития изобразительной деятельности у обучающихся 7-8 лет.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкчеловЕ.О. Новый подход к геймификации в образовании / Е.О. Акчелов, Е.В. Галанина // Векторы расчета: экономика и социум, 2019. – №1(32). – С. 117-132.Алексеева А.З. Геймификация в образовании / А.З. Алексеева, Г.С. Соломонова, Р.Р. Аетдинова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2021. – №4(24). – С. 5-10.БакиеваО.А. Демонстрационное наглядное пособие как средство изучения орнаментального искусства (на примере орнамента сибирских татар) / О.А. Бакиева, Д.Р. Булатова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – №66-3. – С.4-8.БегиеваБ.М. Роль игровой технологии в обучении и воспитании младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – №24(108). – С.12-14.ГалямоваЭ.М. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Першина; под ред. Э.М. Галямова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2021. – 173 с. ГимельштейнЕ.А. Применение инструментов геймификации в образовании / Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годован, Д.В. Стецкая // Бизнес-образование в экономике знаний, 2020. – №3(7). – С. 32-34. Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465. Донскова С.Г. Обучение географии при дистанционном обучении с использованием игровых технологий / С.Г. Донскова // ScienceTime, 2021. – №5(89). – С. 35-38.Дядченко В.В. Компьютерный тренажер – интерактивный помощник в развитии композиционного мышления младших школьников / В.В. Дядченко / Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: теоретико-методологические основы педагогического исследования в профессиональном образовании, современные подходы к обучению. Сборник научных статей. Т.7. – С.86-90.Изобразительное искусство. РЭШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/7/ (дата обращения: 25.02.2023).Калениченко А.Б. Рабочая тетрадь «игры с цветом» для учащихся 1 класса как средство развития цветовосприятия / А.Б. Калиниченко // Наука, образование, инновация: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ч 2 ч. Ч. 2, 2020. – С.173-178.КапкаевЮ.Ш. Геймификация образовательного процесса / Ю.Ш. Капкаев // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №63-2. – С. 213-216.Куприянова Л.В. Дидактические игры по ИЗО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-po-izo-nachalnaya-shkola-1273381.html (дата обращения: 25.02.2023). Макарова И.М. Игровой подход в обучении изобразительному искусству / И.М. Макарова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования, 2019. – №3. – С.38-42Новикова И.В. Интерактивные формы обучения в преподавании изобразительного и декоративного-прикладного искусства / И.В. Новикова // Новая наука: теоретический и практический взгляд, 2016. – №117-2. – С.57-60.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.ПонуркинаА.С. Игровые педагогические технологии как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / А.С. Понуркина, А.Р. Нуриева // Евразийское научное объединение, 2021. – №6-5(76). – С.419-422.Сахнова Е.А. Применение игровых методов в формовании образного восприятия цвета и формы у младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е.А. Сахнова // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С.69-71.Сергеева Т.Н. Дидактические игры на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/03/12/didakticheskie-igry-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 25.02.2023).Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 223 с.Соболева Е.В. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е.В. Соболева, А.Н. Соколова, Н.И. Исупова, Т.Н. Суворова // ScienceforEducationToday, 2017. – Т.7. – №4. – С.7-25.Федорова О.С. Использование игровых технологий в процессе обучения / О.С. Федорова, А.С. Черныш, В.В. Шароглазова // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2017. – №1-1. – С.111-113.Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С.87-90. Ческидова И.Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе / И.Б. Ческидова // Перспективы науки и образования, 2018. – №3(33). – С.248-253.
1. Акчелов Е.О. Новый подход к геймификации в образовании / Е.О. Акчелов, Е.В. Галанина // Векторы расчета: экономика и социум, 2019. – №1(32). – С. 117-132.
2. Алексеева А.З. Геймификация в образовании / А.З. Алексеева, Г.С. Соломонова, Р.Р. Аетдинова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2021. – №4(24). – С. 5-10.
3. Бакиева О.А. Демонстрационное наглядное пособие как средство изучения орнаментального искусства (на примере орнамента сибирских татар) / О.А. Бакиева, Д.Р. Булатова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – №66-3. – С.4-8.
4. Бегиева Б.М. Роль игровой технологии в обучении и воспитании младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – №24(108). – С.12-14.
5. Галямова Э.М. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Першина; под ред. Э.М. Галямова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2021. – 173 с.
6. Гимельштейн Е.А. Применение инструментов геймификации в образовании / Е.А. Гимельштейн, Д.Ф. Годован, Д.В. Стецкая // Бизнес-образование в экономике знаний, 2020. – №3(7). – С. 32-34.
7. Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465.
8. Донскова С.Г. Обучение географии при дистанционном обучении с использованием игровых технологий / С.Г. Донскова // Science Time, 2021. – №5(89). – С. 35-38.
9. Дядченко В.В. Компьютерный тренажер – интерактивный помощник в развитии композиционного мышления младших школьников / В.В. Дядченко / Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: теоретико-методологические основы педагогического исследования в профессиональном образовании, современные подходы к обучению. Сборник научных статей. Т.7. – С.86-90.
10. Изобразительное искусство. РЭШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/7/ (дата обращения: 25.02.2023).
11. Калениченко А.Б. Рабочая тетрадь «игры с цветом» для учащихся 1 класса как средство развития цветовосприятия / А.Б. Калиниченко // Наука, образование, инновация: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ч 2 ч. Ч. 2, 2020. – С.173-178.
12. Капкаев Ю.Ш. Геймификация образовательного процесса / Ю.Ш. Капкаев // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №63-2. – С. 213-216.
13. Куприянова Л.В. Дидактические игры по ИЗО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-po-izo-nachalnaya-shkola-1273381.html (дата обращения: 25.02.2023).
14. Макарова И.М. Игровой подход в обучении изобразительному искусству / И.М. Макарова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования, 2019. – №3. – С.38-42
15. Новикова И.В. Интерактивные формы обучения в преподавании изобразительного и декоративного-прикладного искусства / И.В. Новикова // Новая наука: теоретический и практический взгляд, 2016. – №117-2. – С.57-60.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.
17. Понуркина А.С. Игровые педагогические технологии как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / А.С. Понуркина, А.Р. Нуриева // Евразийское научное объединение, 2021. – №6-5(76). – С.419-422.
18. Сахнова Е.А. Применение игровых методов в формовании образного восприятия цвета и формы у младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е.А. Сахнова // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С.69-71.
19. Сергеева Т.Н. Дидактические игры на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/03/12/didakticheskie-igry-na-urokakh-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 25.02.2023).
20. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
21. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 223 с.
22. Соболева Е.В. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е.В. Соболева, А.Н. Соколова, Н.И. Исупова, Т.Н. Суворова // Science for Education Today, 2017. – Т.7. – №4. – С.7-25.
23. Федорова О.С. Использование игровых технологий в процессе обучения / О.С. Федорова, А.С. Черныш, В.В. Шароглазова // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2017. – №1-1. – С.111-113.
24. Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С.87-90.
25. Ческидова И.Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе / И.Б. Ческидова // Перспективы науки и образования, 2018. – №3(33). – С.248-253.
Вопрос-ответ:
Что такое игровое обучение и как оно связано с изобразительной деятельностью учащихся?
Игровое обучение - это метод обучения, основанный на использовании игровых элементов и принципов. В изобразительной деятельности учащихся игровое обучение может быть применено для стимулирования творческого мышления, развития моторики, формирования навыков работы с различными материалами и инструментами.
Какие возможности предоставляет игровое обучение при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов?
Игровое обучение при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов предоставляет возможность повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету, создать комфортную обстановку для творческого самовыражения, развить навыки сотрудничества и коммуникации, формировать эстетическое восприятие и творческое мышление.
Какие результаты были получены в ходе экспериментального применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе?
В ходе экспериментального применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе были получены положительные результаты. Учащиеся проявили больший интерес к изобразительному искусству, развили свои творческие навыки, улучшили координацию движений и научились работать с различными материалами.
Как игровое обучение способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации у учащихся 1-4 классов?
Игровое обучение в изобразительной деятельности способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации у учащихся 1-4 классов, так как оно предполагает работу в группе, обмен идеями, обсуждение результатов и взаимную помощь. В процессе игрового обучения учащиеся учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и конструктивно сотрудничать.
Что такое игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов?
Игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов представляет собой метод обучения, основанный на использовании игры как средства для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению изобразительного искусства. В ходе игрового обучения учащиеся получают возможность экспериментировать, творить и развивать свои творческие способности.
Какие возможности применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов?
Игровое обучение при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов может быть использовано для развития креативности и воображения учащихся, развития навыков работы с различными художественными материалами, освоения основных художественных приемов и техник, а также для развития общих навыков и навыков сотрудничества.
Какие результаты экспериментально-практического применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся в начальной школе были достигнуты?
Проведенное экспериментально-практическое применение игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся в начальной школе показало положительные результаты. Учащиеся проявили большую заинтересованность и мотивацию к изучению изобразительного искусства, развили свои творческие способности и улучшили навыки работы с различными художественными материалами.
Какие преимущества имеет игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов?
Игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно способствует развитию творческого мышления и креативности учащихся. Во-вторых, оно помогает развить навыки работы с различными художественными материалами. В-третьих, оно способствует развитию общих навыков и навыков сотрудничества.
Какие теоретические аспекты игрового обучения в изобразительной деятельности рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются понятие об игровом обучении и возможности применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов.
Какие возможности применения игрового обучения рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются возможности применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов.
Что понимается под понятием об игровом обучении?
Под понятием об игровом обучении понимается процесс обучения, в котором игра используется как основной метод обучения. В данной статье рассматривается игровое обучение в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов.
Какие результаты экспериментально-практического применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе представлены в статье?
В статье представлены результаты экспериментально-практического применения игрового обучения при организации изобразительной деятельности обучающихся в начальной школе. Детальные результаты можно найти в 2 главе статьи.