Игровая технология на уроке учебной практики при формировании профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Содержание и методика формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда 6
1.1. Место профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда в образовательной программе 6
1.2. Выбор методов профессионального обучения для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда 11
2. Разработка методического инструментария педагога для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда 17
2.1. Возможности игровых технологий при разработке урока учебной практики 17
2.2. Планирование и проектирование занятия по формированию профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда с использованием игровых технологий 23
3. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла 27
3.1.Критерии и уровни сформированности профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда 27
3.2.Разработка критериев оценивания контрольных заданий 28
Выводы 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления

Используемые педагогические технологии: игровые технологии (производственные ситуации, ролевые игры, производственное совещание)Методы обучения: по характеру познавательной деятельности воспроизводящий, объяснительно-иллюстративный. По способу реализации: словесный, диалоговые; наглядный (демонстрация наглядных пособий).Вид контроля полученных знаний: групповой опрос.Используемое оборудование: Мастерская закройная:видеопроектор; экран; доска ученическая; зеркало; ростомер; столы раскройные; манекены портновские; столы утюжильные; утюги электропаровые. Инструменты и материалы: комплект линеек; комплект лекал закройщика; сантиметровая лента; ножницы; иглы; булавки; наперстки; шило; распарыватели; текстильная лупа.Дидактическое обеспечение: Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студ. образоват. учр-ий сред. проф. образования / В.А. Скакун. - М.: Форум; М., 2007Инфра-М, 2007. - 336 с.Методическое оснащение: учебный план,рабочая программа практики.Материально-техническое оснащение: конспект-лекция, методические пособия.Рекомендуемая литература для обучающихся:Основная:Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя. - М.: ФОРУМИНФРА-М, 2019.Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения : учебное пособие / Л. П. Бурцева. - 3-е изд. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 160 с.Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.Люсев, В. Н. Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. Н. Люсев, Т. П. Люсева, Н. Е. Мокиевская, Н. В. Саратовцева. - Пенза :ПензГТУ, 2012. - 411 с.Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения k/74589 с практикумом: Учеб. пособие / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2005. - 288 сДополнительнаяМоделирование и конструирование женской одежды / Бланк А.Ф., Рамина З.М. - М.: Легпромиздат, 2015.Книги, журналы, статьи, справочники и др.Ход проведения занятия:I.Организационная часть (5 мин).Контроль посещаемости и готовности к занятию.Целеполагание совместно со студентами.Объяснение хода и последовательности проведения занятия в игровой форме.II.Изложение нового материала и закрепление знаний с использованием игровых технологий (30минут).План урока:Ознакомление учащихся с учебной мастерской, внутренним распорядком.Расстановка учащихся по рабочим местам. Санитарно-гигиенические нормы и требования к помещениям мастерской и раскройного цеха. Организация рабочего места. Порядок получения и сдачи инструментов и приспособлений. Правила ТБ в учебной мастерской и на рабочих местах. Причины травматизма, виды травм, правила оказания первой помощи.Используемые игровые технологии:Производственные ситуации. После изложения преподавателем теоретического материала по санитарно-гигиеническим нормами и требованиям охраны труда к помещениям раскройного цеха проводится закрепление материала в виде ролевых игр.1 роль – закройщик, исполнитель на рабочем месте2 роль – проверяющий, проверяет соблюдение норм и правил3 роль – арбитр, следит за правильностью ответов, принимает решение, преподаватель или желающий из студентов с хорошим уровнем успеваемости.Элементы урока-соревнованияСтуденты разделяются на группы и оценивают в учебных мастерских состояние рабочих мест закройщика.Задание: Оценить соответствие рабочего места санитарным нормам и правилам ТБ, при этом на обсуждаемом рабочем местенамеренно имеется нарушение норм.Кто сделает это быстрее?Производственное совещаниеСтуденты разделяются на группы и проводят производственное совещание.Задание: Сотрудники цеха должны закупить к открытию ателье инвентарь и оборудование в соответствии с санитарными нормами и требованиями безопасности. III. Завершение урока (5 минут)Оценка знаний студентов путем экспресс-теста из 10 вопросов открытого типа. Время выполнения ограничено 3 минутами. На интерактивной доске преподавателем подготовлены два варианта тестов. Выполнение теста завершается взаимопроверкой с выставлением оценок.Подведение итогов.Выставление оценок.Рефлексия.3.Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла3.1.Критерии и уровни сформированности компетенций по безопасным приемам трудаПри разработке базы контрольных заданий следует руководствоваться критериями.Значимость. Для контроля включают структурные, ключевые, наиболее важные элементы, без которых знания, умения и опыт становятся неполными.Научная достоверность. Включается только то содержание, которое является объективно истинным и поддается некоторой рациональной аргументации.Соответствие содержаниятестовых заданий уровню современного состояния науки. Репрезентативность. В тестовые задания включаются не только значимые элементы содержания, но обращается внимание на полноту и их достаточность для контроля.Открытость и доступность. База тестовых заданий или типичные задания должны быть доступны студентам и другим заинтересованным лицам.Важнейшими достоинствами тестовых заданий являются:экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;возможность проверить обоснованность оценки;уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.Наличие 10 вопросов в тестовом задании открытого типа является текущим контролем усвоения знаний на уроке, тем не менее, стимулирует обучающихся к запоминанию правильных ответов, так как по окончании быстрого тестирования студенты выясняют правильность ответов. Взаимопроверка не позволяет выставить необъективные ответы. Практика показывает, что необъективность оценок сокурсниками бывает крайне маловероятной.Для оценивания результатов профессионального модуля используется экзамен квалификационный, на котором присутствует представитель работодателя в обязательном порядке.При этом оценки выставляются в соответствии с принятыми в организации критериями, предусмотренными программой практики:3.2. Разработка критериев оценивания знаний по результатам практического занятия.При оценке работ обучающихся учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Оценки "отлично" заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.Оценки "хорошо" заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практические задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебного  материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Оценка "неудовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.Оценочные средствапредставляют собой фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения степени сформированности результатов обучения студента по конкретному ПМ, МДК или УД. ВЫВОДЫВ ходе реализации формирующего этапа проведение эксперимента включало в себя определенные этапы:– проведение беседы с обучающимися; – наблюдение и анализ хода работы обучающихся;– помощь в решении возникающих в ходе работы вопросов;– анализ результатов проведённого эксперимента. Беседа с обучающимися проведена в форме консультации, где был проведен опрос (анкетирование), выбрана тема, сформулированы цель, задачи, составлен план работы. Во время проведения учебного занятия осуществлялось формированиеследующих компетенций:Общие: готовность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).Профессиональные: способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2):способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35).По результатам опроса можно сделать следующий вывод. Игровые технологии студентами при проведении занятий учебной практики ранее не использовались.Активные педагогические технологии позволяют провести занятие по безопасности труда в живом ритме при высокой заинтересованности студентов. В то же время цели занятия были достигнуты, студенты усвоили материал, на занятии знания были закреплены. Метод экспресс-тестирования, использованный для текущего контроля позволил оценить текущую успеваемость всех студентов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста/ Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3–15.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы занятия // В.В. Гузеев. – Москва. – 2008. – 274 с.Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.Золин И.Е. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов и качество образования. [Электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnoy-podgotovki-spetsialistov-i-kachestvo-obrazovaniya (Дата обращения 27.02.2023) Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009 г. – 269 с. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И. Кругликов. М.: Академия, 2013. – 320 с.Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 27.02.2023).Моделирование и конструирование женской одежды / Бланк А.Ф., Рамина З.М. - М.: Легпромиздат, 2015.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2007. – 149 с.Подкасистый П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии /П.И.Подкасистый.- М.:Просвящение, 1996. - 56.Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Педагогика. 1999. № 3. -С. 124-126Рахманов, Ф. Г. Применение имитационных виртуальных тренажёров в процессе профессионального обучения / Ф. Г. Рахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1173-1175. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17867/ (дата обращения: 27.02.2023). Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособ. для студ. образовательных уч-ний среднего проф. образования/ В.А. Скакун; рец.: Т.Ю. Ломакина, В.И. Широков. – 2-е изд. – М.: Форум; М.: ИНФРА-М, 2015. – 336 с.Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя. - М.: ФОРУМИНФРА-М, 2019.Электронные ресурсы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» [Электронный ресурс] // http://svpusois.ru/?page_id=26http://www.lekala.info/leko/mn.html

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста/ Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3–15.
3. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
4. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы занятия // В.В. Гузеев. – Москва. – 2008. – 274 с.
5. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.
6. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
7. Золин И.Е. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов и качество образования. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnoy-podgotovki-spetsialistov-i-kachestvo-obrazovaniya (Дата обращения 27.02.2023)
8. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009 г. – 269 с.
9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И. Кругликов. М.: Академия, 2013. – 320 с.
10. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
11. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 27.02.2023).
12. Моделирование и конструирование женской одежды / Бланк А.Ф., Рамина З.М. - М.: Легпромиздат, 2015.
13. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2007. – 149 с.
14. Подкасистый П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии /П.И.Подкасистый.- М.:Просвящение, 1996. - 56.
15. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Педагогика. 1999. № 3. -С. 124-126
16. Рахманов, Ф. Г. Применение имитационных виртуальных тренажёров в процессе профессионального обучения / Ф. Г. Рахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1173-1175. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17867/ (дата обращения: 27.02.2023).
17. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.
18. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособ. для студ. образовательных уч-ний среднего проф. образования/ В.А. Скакун; рец.: Т.Ю. Ломакина, В.И. Широков. – 2-е изд. – М.: Форум; М.: ИНФРА-М, 2015. – 336 с.
19. Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя. - М.: ФОРУМИНФРА-М, 2019.
20. Электронные ресурсы:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» [Электронный ресурс] // http://svpusois.ru/?page_id=26
http://www.lekala.info/leko/mn.html

Вопрос-ответ:

Какую роль игровая технология играет на уроке учебной практики при формировании профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Игровая технология позволяет сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. Она призвана активизировать их учебную деятельность, развивать коммуникационные навыки и формировать профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда.

Каково место профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда в образовательной программе?

Профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда являются важной составляющей образовательной программы. Они помогают студентам осознать необходимость безопасной работы, принять ответственность за свою жизнь и здоровье, а также успешно применять знания и навыки в практической деятельности.

Какие методы профессионального обучения можно использовать для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда можно использовать различные методы профессионального обучения, включая лекции, практические занятия, тренинги, игровые ситуации, симуляции, презентации и др. Важно подбирать методы, которые наиболее эффективно помогут студентам усвоить и применить знания и навыки в реальной практике.

Какие методики можно использовать для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда можно использовать различные методики, такие как моделирование опасных ситуаций, ролевые игры, обучение на рабочих местах, анализ реальных случаев, тренинги внутригруппового взаимодействия, использование специальных компьютерных программ и др. Важно выбирать методики, которые будут наиболее эффективными и подходящими для конкретных образовательных целей и условий.

Какая роль игровой технологии на уроке учебной практики при формировании профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Игровая технология на уроке учебной практики играет важную роль, так как позволяет студентам активно взаимодействовать с материалом и применять знания на практике. Она способствует формированию навыков по соблюдению правил безопасного труда, развитию коммуникативных и творческих способностей студентов.

Какое место занимают профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда в образовательной программе?

Профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда занимают важное место в образовательной программе, поскольку это основа для работы в многих профессиональных сферах. Они помогают студентам развить навыки безопасной работы, снижают риск возникновения профессиональных травм и способствуют соблюдению норм и правил безопасности в процессе работы.

Какие методы профессионального обучения выбираются для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда могут выбираться различные методы профессионального обучения. Это могут быть методы ситуационного моделирования, тренинги, практические занятия, симуляции, обучающие игры и другие интерактивные методы, которые позволяют студентам активно взаимодействовать с материалом и применять полученные знания на практике.

Как разрабатывается методическое пособие для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Разработка методического пособия для формирования профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда включает предварительный анализ требований профессиональной деятельности, определение ключевых знаний и навыков, необходимых для безопасной работы, разработку учебно-методического материала, выбор методов и форм обучения, а также оценку результатов обучения и коррекцию методического пособия при необходимости.

Какая роль игровой технологии в формировании профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Игровая технология играет важную роль в формировании профессиональных компетенций по соблюдению правил безопасного труда. Она позволяет студентам практически применять полученные знания и навыки в условиях, максимально приближенных к реальным. Благодаря игровой технологии студенты смогут лучше понять и оценить возможные опасности на рабочем месте, научиться принимать правильные решения в экстремальных ситуациях и развить навыки предотвращения несчастных случаев.

Какое место занимают профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда в образовательной программе?

Профессиональные компетенции по соблюдению правил безопасного труда занимают важное место в образовательной программе. Обучение студентов обязательным нормам и правилам безопасности помогает им осознать важность безопасного труда, научиться распознавать и предупреждать возможные опасности на рабочем месте. Формирование этих компетенций помогает студентам быть более ответственными и внимательными работниками в будущем.

Какой метод выбрать для профессионального обучения и формирования компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Выбор метода для профессионального обучения и формирования компетенций по соблюдению правил безопасного труда зависит от конкретной ситуации и целей образовательного процесса. Однако, использование игровых технологий и симуляций может быть очень эффективным. Такие методы позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, развивать навыки принятия решений, а также создать условия, максимально приближенные к реальным ситуациям на рабочем месте.

В каких случаях используется игровая технология на уроке учебной практики для формирования компетенций по соблюдению правил безопасного труда?

Игровая технология на уроке учебной практики используется для формирования компетенций по соблюдению правил безопасного труда в случаях, когда необходимо показать действия и последствия нарушения правил безопасности, а также при подготовке к ситуациям, требующим специальной подготовки и быстрого реагирования.