Условия и факторы формирования благоприятного марольно-психологического климата в детском хореографическом коллективе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 35 35 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические факторы и условия формирования благоприятного морально – психологического климата в детском хореографическом коллективе 6
1.1 Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса 6
1.2 Влияние психологического климата группы на развитие личности и хореографических умений ребенка 18
1.3 Формирование благоприятного морально - психологического климата в детском хореографическом коллективе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования благоприятного морально – психологического климата в детском хореографическом коллективе 26
2.1 Диагностика морально – психологического климата в детском хореографическом коллективе 26
2.2 Анализ и интерпритация результатов 28
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают не только общую эстетическую и танцевальную культуру, но и развиваются как личности. Занятия в хореографическом коллективе дают ребенку возможность научиться выносливости, трудолюбию, дисциплине. Дети преодолевают застенчивость, что приводит к здоровой самооценке, учатся много работать для достижения цели, преодолевая маленькие трудности, становятся эмоционально-устойчивыми, формируют навыки общения, благодаря которым выстраиваются здоровые отношения со сверстниками. На все это оказывает непосредственное влияние психологический климат группы, развивая в ребенке нравственные и моральные личностные качества.Таким образом, рассмотрев особенности развития личности и хореографических умений, обучающихся в хореографической студии, мы приходим к выводу, что танцевальное искусство развивает не только хореографические умения, но и способствуют созданию ситуаций успеха и похвалы на занятиях, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся. На занятиях хореографией в коллективе с благоприятным психологическим климатом у ребенка развиваются здоровые отношения с другими детьми и педагогом. Проанализировав проблему психологического климата группы в научной литературе, мы видим, что занятия хореографией для ребенка выступают как средство развития психики и гармонизации человека через творчество, танцевальные движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают ребенка к определенным раздражителям, развивают физически и духовно, и социализируют его. Также следует отметить, что при наличии у ребенка задатков, в благоприятной атмосфере, он будет добиваться успехов и более высоких показателей в группе с более сложной программой, так как будет чувствовать поддержку не только со стороны семьи, но и педагога, и детей – одногруппников. Осознание ребенком, что он смог совместно с группой и учителем преодолеть трудности, научиться новому и стать успешнее ведет к формированию здоровой самооценки, чувства реализованности и удовлетворенности процессом обучения.1.3 Формирование благоприятного морально - психологического климата в детском хореографическом коллективеДля педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности. Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и под защитой, так как не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.Какие же существуют пути, условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе?Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.Чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе. А для этого необходимо соблюдать следующие правила: не унижать, а возвышать личность каждого ученика;не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества;меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;больше дела, меньше слов, памятуя, что только в деятельности формируются положительные качества, нормы и правила поведения учащихся.Для создания благоприятного психологического климата в детском хореографическом коллективе можно использовать разные методические приемы. Участие в мероприятиях, дает возможность ребенку лучше узнать друг друга, прийти на помощь, проявить себя. Это имеет большое значение для развития ребёнка. В концертах коллектива дети учатся осваивать новые для них роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Ребята регулярно принимают участие в спортивных состязаниях ДЮЦ. И не всегда удается быть первыми, помогаем друг другу во время состязаний и после, победе жарко радуемся, а если что-то не получилось не огорчаемся, а идем только вперед. Принимаем активное участие не только в городских концертах, но и в международных конкурсах. Где у ребят есть возможность показать свои творческие способности, и конечно отдохнуть, и узнать, что-то новое, интересное и полезное, что способствует развитию и сплочению коллектива.Глава 2. Эмпирическое исследование формирования благоприятного морально – психологического климата в детском хореографическом коллективе2.1 Диагностика морально – психологического климата в детском хореографическом коллективеДля раскрытия темы нашего исследования мы провели диагностику- наблюдение, в которой основной педагог коллектива отмечал положительные и отрицательные особенности поведения в коллективе (см. Таблицу 1).База исследования – детский хореографический коллектив, состоящий из 16 человек, средний возраст в группе 9-10 лет.Также шкала оценивания включала систему сложения: 1 балл – положительные особенности преобладают, 0 баллов–отрицательные. Чем выше оценка по итогам наблюдения, тем благоприятнее климат в хореографическом коллективе.Таблица 1. Диагностика детского хореографического коллектива.Положительные особенностиОтрицательные особенностиРезультат коллектива1. В коллективе бодрое и жизнерадостное настроениеВ коллективе подавленное настроение, отстраненное поведение12. Отношения доброжелательные, возникают взаимные симпатии, дружбаСозданы группировки, много конфликтов13. Коллектив разделен на группы по интересам, но уважителен по отношению друг к другуВозникновение конфликтов между группами04. Группы объединяются для общего дела, проводят совместно времяНегативное отношение к совместной деятельности, отсутствие желания взаимодействовать05. Чувство сопереживания, эмпатии по отношению к окружающимЗлорадство, зависть06. Одобрение, поддержка вне зависимости от личного общенияКритика, замечания, скрытая агрессия07. Взаимоуважение внутри коллективаОриентирование только на свое мнение08. Сплочение в сложных ситуацияхРазобщение, взаимные обвинения в сложных ситуациях19. Готовы принимать новых участниковНовые члены коллектива испытывают чувство дискомфорта из-за отсутствия положительного внимания со стороны коллектива110. Энергичность коллективаПассивность, нежелание знакомиться с чем-то новым111. Быстрое реагирование на просьбу о помощиОтсутствие желания помогать112. Поддержка всех в коллективе, вне зависимости от времени нахождения в коллективе, сильных и слабых сторон участниковПренебрежительное отношение к новичкам, участникам, у которых не всё получается 113. Участники радуются общим достижениямВыпячивание собственного вклада в работу0Итоги:62.2 Анализ и интерпритация результатовИз проведенной диагностики можно вынести следующие результаты:коллектив готов к творческому процессу, проявляет инициативностьотношения в коллективе преобладают доброжелательные, возникают взаимные симпатии, дружбав коллективе возникают конфликтные ситуации между группамипо интересамгруппы внутри коллектива не готовы взаимодействовать, не отвлекаясь на личные притязанияв коллективе присутствует злорадство, завистьвозможна критика, замечания, скрытая агрессия со стороны участниковстарание высказать свое мнение каждым участникомсплочение в зависимости от сложившихся обстоятельствколлектив открыт для новых участниковэнергичность участников сохраненаучастники готовы оказывать помощь друг другупроявление поддержки вне зависимости от способностей и времени пребывания в коллективежелание показать свою значимость в достижении результата.Результаты диагностики позволяют говорить о том, что в коллективе преобладают положительные особенности морально – психологического климата, но их чуть боле половины, что само по себе является не достаточно благоприятным для дальнейшей работы этого коллектива. С одной стороны коллектив открыт для новых свершений, а с другой – разлад, разбиение на группы, в свою очередь, это показатель того, что коллектив сложно сплотить без дополнительной работы по выявлению точек соприкосновения.Мы можем предложить для улучшения морально- психологического климата в детском хореографическом коллективе: придавать большое значение увлечениям каждого ребёнка, чтобы он мог почувствовать свою значимость и увидеть свои положительные особенности,почувствовать себя комфортно и уверенно. Педагогунеобходимо научиться умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе. Необходимо соблюдениеопределенных правил: не унижать, а возвышать личность каждого ученика;не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся;меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;бодрость и энергия в деятельности формируют положительные качества, нормы и правила поведения участников.ЗаключениеМорально – психологический климат имеет огромное влияние в коллективе, он возникает в процессе трудовой или творческой деятельности. На процесс его возникновения влияют различные условия и факторы, от которых в дальнейшем зависит развитие этого климата, в каком ключе он будет развиваться и будет ли иметь благоприятное воздействие на участников коллектива.Процесс общения в хореографическом коллективе играет особую роль в формировании личности каждого участника. Работая, в большей степени, в детских коллективах, хореографы должны помнить о том, что поддержание благоприятного морально- психологического климата в хореографическом коллективе является одним из важнейших условий личностного формирования ребенка.По результатам эмпирического исследования можно сказать, что в детском коллективе, в котором мы проводили диагностику, преобладают положительные особенности морально – психологического климата, но их чуть боле половины, что само по себе является не достаточно благоприятным для дальнейшей работы этого коллектива. С одной стороны коллектив открыт для новых свершений, а с другой – разлад, разбиение на группы, в свою очередь, это показатель того, что коллектив сложно сплотить без дополнительной работы по выявлению точек соприкосновения.Также мы предложили для улучшения морально- психологического климата в детском хореографическом коллективе: придавать большое значение увлечениям каждого ребёнка, чтобы он мог почувствовать свою значимость и увидеть свои положительные особенности,почувствовать себя комфортно и уверенно. Педагогунеобходимо научиться умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе. Так же были определены объект, предмет цели и задачи исследования.Цель исследования была достигнута, в своей работе мы смогли исследовать и выявить условия и факторы создания благоприятного морально – психологического климата в хореографическом коллективе.В целях исследования был решён ряд задач:анализ научно-методической литературы по педагогике, психологии и хореографии;определение хореографического коллектива как формы организации творческого процесса;влияние морально- психологического климата на развитие хореографического коллектива;определение уровня личностной сформированности участников хореографического коллектива;выявление условий и факторов, способствующих благоприятному развитию морально- психологического климата в хореографическом коллективе;эмпирическое исследование.Практическая значимость работы заключается в том, что результаты нашей работы можно использовать в целях дальнейшего изучения, а также применять диагностику, приведённую в эмпирическом исследовании.Список литературыБаранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам. Дополнительное образование. 2005. № 10. С. 54–56. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвящение, 1979.Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.Карелин, А. А. Психологические тесты. - Москва: Владос, 2001. 248 с. 36 Текст: непосредственный. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса. - Москва: Просвещение, 2013. 34 с. Текст: непосредственный. Сухомлинский В.А. О воспитании./ Сост. И ав. Вступ. Очерков С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982.Ткаченко, Т. С. Народные танцы. – Москва: Искусство, 1975. 12 с. Текст: непосредственный. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе / Т. А. Шкурко. Психологический вестник. 2006. № 4 (6). С. 27.

Список литературы

1. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам. Дополнительное образование. 2005. № 10. С. 54–56.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвящение, 1979.
4. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
7. Карелин, А. А. Психологические тесты. - Москва: Владос, 2001. 248 с. 36 Текст: непосредственный.
8. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса. - Москва: Просвещение, 2013. 34 с. Текст: непосредственный.
9. Сухомлинский В.А. О воспитании./ Сост. И ав. Вступ. Очерков С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982.
10. Ткаченко, Т. С. Народные танцы. – Москва: Искусство, 1975. 12 с. Текст: непосредственный.
11. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе / Т. А. Шкурко. Психологический вестник. 2006. № 4 (6). С. 27.

Вопрос-ответ:

Какие факторы играют роль в формировании благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе?

В формировании благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе играют важную роль такие факторы, как:

Как хореографический коллектив влияет на развитие личности и хореографических умений у детей?

Хореографический коллектив оказывает значительное влияние на развитие личности и хореографических умений у детей. В нем формируются навыки сотрудничества, коммуникации, самодисциплины, а также развивается чувство ритма, координация движений и выразительность.

Какова роль психологического климата группы в хореографическом коллективе?

Психологический климат группы играет крайне важную роль в хореографическом коллективе. Благоприятный климат способствует установлению доверия, содействует развитию коллективной ответственности, снижает конфликтность и создает условия для эффективной работы.

Какие теоретические и методические факторы способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе?

Теоретические и методические факторы, способствующие формированию благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе, включают в себя применение педагогических методов, направленных на развитие личности ребенка, создание условий для самовыражения и самореализации, а также учет индивидуальных особенностей каждого участника коллектива.

Как происходит формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе?

Формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе происходит путем создания доброжелательной атмосферы, установления четких правил и норм поведения, проведения коллективных тренировок и показов, а также активного вовлечения детей в творческий процесс.

В чем заключается роль хореографического коллектива в формировании благоприятного морально-психологического климата у детей?

Хореографический коллектив играет важную роль в формировании благоприятного морально-психологического климата у детей. В коллективе дети учатся работать в команде, развивают свои хореографические умения и получают поддержку и признание от своих товарищей. Такой коллективный подход способствует укреплению самооценки и самоуважения у ребенка, а также развитию его личности.

Какой эффект оказывает психологический климат группы на развитие личности и хореографических умений ребенка?

Психологический климат группы имеет существенное влияние на развитие личности и хореографических умений ребенка. В благоприятной атмосфере, где царит доверие, взаимопонимание и поддержка, ребенок чувствует себя комфортно и свободно для творчества. Такой климат способствует развитию его творческих способностей, улучшает самооценку и мотивацию, а также способствует формированию коллективных навыков и навыков работы в команде.

Какими факторами можно сформировать благоприятный морально-психологический климат в детском хореографическом коллективе?

Существует несколько факторов, которые помогают сформировать благоприятный морально-психологический климат в детском хореографическом коллективе. Важными факторами являются: создание доверительных отношений между ребенком и педагогом, поддержка и поощрение усилий каждого участника коллектива, развитие коллективных норм и ценностей, участие родителей в жизни коллектива и создание условий для самовыражения и самореализации ребенка через танец.

Какие факторы влияют на формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе?

Факторы, которые влияют на формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе, включают организацию творческого процесса в коллективе, влияние психологического климата на развитие личности и хореографических умений ребенка, а также активное формирование благоприятной морально-психологической атмосферы.

Почему важно формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе?

Формирование благоприятного морально-психологического климата в детском хореографическом коллективе имеет значительное значение для развития детей. Это помогает создать условия, в которых каждый ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно и уважаемым. Такой климат способствует развитию личности, формированию хореографических умений, повышению мотивации и самооценке детей.