Этичное поведение в преподавательской деятельности
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 07.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Определение понятия педагогической этики 5
2. Основные категории педагогической этики 10
3. Главные направления педагогической этики 15
4. Про этичное поведение в преподавательской деятельности. Личный опыт. Мысли в слух. …………………………………………………………………...20
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Как показали многие исследования, семейное воспитание оставило глубокий след в формировании морального облика человека. Семья – это основное место, в котором ребенокприобретает соответствующий жизненный опыт и учится базовым морально-нравственным общественным принципам и нормам.Ребенок, приходя в первый класс образовательного учреждения, уже имеет определенный набор ценностных установок, суждений и представлений об этом мире. Задача учителя состоит в том, чтобы выяснить, что из себя представляет ребенок, и какими нравственными критериями он руководствуется в своей жизни. Только имея четкие представления о внутренних мыслительных процессах ученика, педагог сможет разработать и применить к ребенку тот индивидуальный подход, который поможет не только освоить школьнику образовательную программу, но и успешно сосуществовать и воспитываться в новой среде.Поэтому учителю необходимо установить прочный контакт с родителями учащихся и сделать их союзниками по вопросам образования и воспитания их ребенка. Важно, чтобы учителя и родители стали людьми, преследующими взаимный интерес, и их потребность в дружеском общении стала естественной, органичной и послужила основой всей системы нравственных взаимоотношений.Учителя и преподавательский состав.Этика и педагогический имидж учителей являются одним из важных педагогических факторов, которые прямо или косвенно влияют на учащихся через того или иного учителя.У преподавательского состава есть свои специфические обстоятельства, которые также влияют на отношения между их членами, и в конечном счете - на этику и преподавательскую атмосферу школы в целом.В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый учитель может усилить или ослабить образовательные способности другого учителя. Стоит отметить, что в соответствии с концепцией коллективной ответственности за каждого ученика, опыт преподавателя организован для профессионального роста каждого преподавателя и для повышения качества образовательного процесса. Если отношения между людьми в команде создают атмосферу сплоченности и доброй воли, то они благотворно влияют на процесс обучения. Злонамеренные отношения, которые вызывают постоянную напряженность, конфликты и противоборствующие стороны, вынуждают учителей распределять свою образовательную работу, чтобы регулировать свои отношения с коллегами.Педагогический коллектив представляет собой сложное целое, состоящее из общих педагогических задач, состоящее из людей разного возраста и опыта, вкусов и интересов, профессионально-педагогических взглядов, нравственного уровня и интеллекта. Есть семейные и несемейные, интересные и грустные, люди с разным типом нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Чтобы команда таких разных людей работала как единое целое, необходимо координировать усилия всех участников.Наибольшую сложность для молодого педагога представляет необходимость нахождения в постоянной коммуникации с родителями школьника. Для преодоления этих трудностей очень важен психологический настрой учителей, работающих с семьями, понимающих необходимость завоевать доверие родителей и привлечь их в школу путем внимания, тепла и заботы о своих детях. Доверие родителей – это фундамент, на котором учитель можетвыстроить отношения с ребенком и стать авторитетом в его глазах. Он станет сильнее в глазах своих родителей, учеников и коллег, потому что они «открыли» в его учителях его моральные качества, культуру, эрудицию и преданность своей профессии. Умный учитель борется за свой авторитет и ценит его. Учителя размышляют о причинах успеха и неудачи, ошибках и трудностях в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность для достижения лучших результатов.Про этичное поведение в преподавательской деятельности. Личный опыт. Мысли в слух.Хотелось бы поделиться своими мыслями о этичном поведение в преподавательской деятельности (в этом случае в тренерской деятельности).Я с детства занимаюсь хоккеем с мячом в родном городе Королёв, на стадионе Вымпел. И тренировал нас замечательный тренер, тренер с большой буквы, заслуженный мастер спорта СССР, Парыгин Юрий Васильевич. Современной молодёжи и их родителям вряд ли бы понравились такие занятия и такое поведение нашего тренера. Почему, спросите Вы.Сейчас объясню. Дело в том, что в современных реалиях преподавателя (тренера) зажимают в очень тесные рамки. Нельзя ни морально, ни физически воздействовать на воспитанника. Чуть что, сразу же родители раздувают такую панику, что их чадо как-то задели поведение, слова или действие преподавателя (тренера). Сразу все инстанции нужно поднимать на уши. Я этого не понимаю. Наш тренер был очень эмоциональным человеком, отдающим себя всего под чистую. В команде все его очень любили и уважали. Всякое бывало и во время тренировок, и во время игр и соревнований. Например: могло прилететь крепкое словцо, и довольно часто. Обижались ли мы на это? Нисколько. Слова понятно, но иногда и клюшкой прилетало. Не выполнил установку тренера, для лучшего понимания по шлему или по пятой точке получал клюшкой. Конечно легонько, так сказать для бодрости духа, но получали. И никто не плакался, что его ущемляют или ещё что-то. Все всё понимали. Получил втык, значит заслужил. Когда молодец, тогда молодец. И ведь про это не напишут во всех научных статьях, дескать так можно поступать. Этично ли это со стороны науки, нет. Но для меня это поведение не было какой-то дикостью. Я очень благодарен нашему тренеру и рад, что он был в моей жизни. Во многом благодаря ему, я стал тем, кем сейчас являюсь. Он всегда гордился нами. И это самое главное. «У меня всегда ребята хорошие и перспективные»: говорил в одном из интервью Юрий Васильевич.P.S. Памяти заслуженного тренера СССР и России, мастера спорта СССР, Парыгина Юрия Васильевича.ЗаключениеНа протяжении веков гуманистическая педагогика устами своих лучших представителей называла любовь к детям изначальным моральным кодексом. В то же время эмоциональное и ценностное отношение к детям проявляется по-разному. Для Ж.Ж. Руссо (франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения), Л.Толстого (русский писатель и мыслитель), Р. Штайнера (австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор), любить детей означает предоставлять им наибольшую свободу творческого самовыражения в соответствии с их возрастом. И.Г. Песталоцци (швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века) верен этому принципу: «Не только живи ради детей, но и живи с детьми и разделяй все их радости и невзгоды».Что бы ни утверждали сторонники строгого метода в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы и понимания невозможно достичь духовного единства педагогов и детей. Соблюдайте гуманизм в отношении к учащимся, чтобы укрепить их здоровье и создать благоприятные условия для его всестороннего физического развития.Гуманность педагогов проявляется и в неукоснительном соблюдении ими прав и свобод детей.Особенно важно подчеркнуть недопустимость любого насилия в отношении детей: навязывания чужого мнения, унижения личного достоинства и применения телесных наказаний.Спектр нравственных качеств широк и разнообразен. Исследования показали, что подростки и старшеклассники ценят такт, доброту, справедливость, понимание детских проблем, коммуникабельность, доброжелательность, аккуратность и др.Самое главное – это учитель. Но больше всего обучающиеся ценят душевную щедрость, искренность и сердечное отношение. Смысл профессии учителя в том, что учитель вкладывает душу в своих учеников. Трудно отдать душу, и радостно. Это сложно, потому что требует огромного количества умственных и физических сил. Это радует, ведь взамен вы получите такую молодую энергию, которая с лихвой окупает все расходы, все трудности и все мучения.Многие слышали, что настоящим учителем нужно родиться. Это так, если мы говорим о ярком таланте, большом таланте. Но я считаю, что мастером с большой буквы может стать любой педагог, который хочет работать с детьми и передавать им свои знания и опыт.Только в том случае, когда учитель несет ответственность за детей, которых он обучает и воспитывает, стремится к саморазвитию и самовоспитанию и творчески подходит к своей работе, дети будут интересоваться занятиями, и они всегда будут помнить, ценить и уважать своих учителей.Таким образом, цель работы, которая заключалась в том, чтобы доказать необходимостьсоблюдения профессиональной этики педагогом в своей деятельности полностью достигнута. Задачи, поставленные для достижения цели, решены посредством анализа научной литературы по исследуемой проблеме.Список используемой литературыГойхман, Оскар Яковлевич. Основы речевой коммуникации : [Учеб. для вузов, специализирующихся в обл. сервиса] / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; Под ред. О. Я. Гойхмана. - Москва : Изд. дом "ИНФРА-М", 2013. - 269,[2] с. : ил.; 22 см. - (Серия "Высшее образование").; ISBN 5-86225-367-X (В пер.) : Б. ц.Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / [В. Ю. Дорошенко и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 415 с. : ил., портр., табл. - (Золотой фонд российских учебников : ЗФ).; ISBN 978-5-238-01050-2Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- с. ISBNСластенин, Виталий Александрович.Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин ;Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 2014. - 160 с.; 22 см.Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / [А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ]; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. - Москва :Гардарики, 2013. - 493 с.; 22 см. - (Disciplinae : D).; ISBN 5-8297-0030-1Этика : учеб. для студентов филос. фак. вузов / [А. А. Гусейнов и др.] ; под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. - Москва :Гардарики, 2016. - 493 с.; 22 см. - (Disciplinae).; ISBN 5-8297-0030-1 : 3000Андреев, Валентин Иванович.Педагогическаяэтика :Инновац. курс. для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2013 (Ризограф Центра инновац. технологий). - 272 с. : табл.; 21 см.; ISBN 5-93962-016-7 (в обл.)Белухин, Дмитрий Алексеевич.Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Д. А. Белухин ; Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2016. - 307 с.; 22 см.; ISBN 5-89502-959-0Маркова, Аэлита Капитоновна.Психология труда учителя : Кн. для учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 2012. - 190,[3] с.; 20 см. - (ПНШ. Психологическая наука-школе).; ISBN 5-09-003639-Х : Б. ц.Актуальные вопросы современной педагогики [Текст] : Международная заочная научная конференция (г. Уфа, июнь 2011 г.) / [отв. ред.: О. А. Шульга]. - Уфа : Лето, 2011. - 135 с. : ил., табл.; 29 см. - (Молодой ученый).; ISBN 978-5-87308-037-3
2. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / [В. Ю. Дорошенко и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2010. - 415 с. : ил., портр., табл. - (Золотой фонд российских учебников : ЗФ).; ISBN 978-5-238-01050-2
3. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- с. ISBN
4. Сластенин, Виталий Александрович. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин ; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 2014. - 160 с.; 22 см.
5. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / [А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ]; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. - Москва : Гардарики, 2013. - 493 с.; 22 см. - (Disciplinae : D).; ISBN 5-8297-0030-1
6. Этика : учеб. для студентов филос. фак. вузов / [А. А. Гусейнов и др.] ; под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. - Москва : Гардарики, 2016. - 493 с.; 22 см. - (Disciplinae).; ISBN 5-8297-0030-1 : 3000
7. Андреев, Валентин Иванович.Педагогическая этика : Инновац. курс. для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2013 (Ризограф Центра инновац. технологий). - 272 с. : табл.; 21 см.; ISBN 5-93962-016-7 (в обл.)
8. Белухин, Дмитрий Алексеевич. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Д. А. Белухин ; Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2016. - 307 с.; 22 см.; ISBN 5-89502-959-0
9. Маркова, Аэлита Капитоновна. Психология труда учителя : Кн. для учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 2012. - 190,[3] с.; 20 см. - (ПНШ. Психологическая наука-школе).; ISBN 5-09-003639-Х : Б. ц.
10. Актуальные вопросы современной педагогики [Текст] : Международная заочная научная конференция (г. Уфа, июнь 2011 г.) / [отв. ред.: О. А. Шульга]. - Уфа : Лето, 2011. - 135 с. : ил., табл.; 29 см. - (Молодой ученый).; ISBN 978-5-87308-037-3
Вопрос-ответ:
Что такое педагогическая этика?
Педагогическая этика - это область этики, которая изучает нравственные принципы и ценности, связанные с преподавательской деятельностью. Она помогает определить этические стандарты поведения преподавателей и указывает на то, как соблюдать правила профессиональной этики в образовательном процессе.
Какие основные категории включает педагогическая этика?
Основными категориями педагогической этики являются этика образования, этика взаимодействия с учащимися и родителями, этика профессионального развития и самосовершенствования, этика научной деятельности и этика отношений с коллегами. Каждая из этих категорий имеет свои особенности и требует соблюдения определенных норм и правил поведения.
Какие главные направления есть в педагогической этике?
В педагогической этике выделяются следующие главные направления: этика преподавания и организации учебного процесса, этика взаимодействия с учениками и родителями, этика профессионального развития и самосовершенствования, этика отношений с коллегами и этика научной деятельности. Каждое из этих направлений имеет свои принципы и нормы, которые помогают преподавателям вести себя этично и ответственно в процессе обучения.
Какой личный опыт можно привести в пример в контексте этичного поведения в преподавательской деятельности?
В контексте этичного поведения в преподавательской деятельности можно привести личный опыт, связанный с установлением доверительных отношений с учениками, справедливым оцениванием и поддержкой студентов, уважительным отношением к их мнению и правам. Также можно упомянуть о важности соблюдения конфиденциальности и этических норм при работе с родителями и коллегами.
Что такое педагогическая этика?
Педагогическая этика - это область этики, которая изучает моральные принципы, ценности и нормы, связанные с преподавательской деятельностью, экспериментальной педагогикой, воспитанием и образованием.
Какие основные категории включает педагогическая этика?
Основные категории педагогической этики включают цели и задачи педагогической деятельности, принципы и нормы этического поведения преподавателя, взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также вопросы учебных программ и методик.
Какие главные направления можно выделить в педагогической этике?
В педагогической этике выделяются различные направления, включающие этику образования, этику воспитания, этику научно-педагогической деятельности, этику межличностных отношений в педагогическом процессе и другие.
Какое место занимает этичное поведение в преподавательской деятельности?
Этичное поведение является одной из основных составляющих преподавательской деятельности. Оно означает соблюдение этических норм и принципов, уважение прав и достоинства учащихся, ответственность перед образовательным процессом и стремление к формированию моральных ценностей и навыков у учащихся.
Какими личными опытами можно поделиться насчет этичного поведения в преподавательской деятельности?
Я могу рассказать о своем опыте соблюдения этических принципов во время преподавания. Например, я всегда стараюсь уважать мнение и идеи своих учащихся, не оскорблять их и не допускать дискриминации. Также я придерживаюсь норм делового общения и сохраняю конфиденциальность информации, полученной от учащихся. Этичное поведение важно для создания доброжелательной и эффективной образовательной среды.
Что такое педагогическая этика?
Педагогическая этика - это область этики, которая изучает нравственные принципы, правила и ценности, относящиеся к преподавательской деятельности.