Формирование элементов учебной деятельность у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 67 67 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 27.05.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ литературы по проблеме формирование учебной деятельности у детей 6
1.2. Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе 20
1.3. Психолого-педагогические условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада 26
1.4. Подготовка детей к обучению в школе, компоненты, их характеристика 36
2.1. Диагностика уровня подготовки ребенка к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности на начальном этапе опытно-поисковой работы 43
2.2. Условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 51
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
Список литературы 67

Фрагмент для ознакомления

Познавательные интересы следует развивать у детей дошкольного возраста по мере активизации их способностей.ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1. Диагностика уровня подготовки ребенка к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности на начальном этапе опытно-поисковой работыЦель опытно-поисковой работы – выявить динамику подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности.Задачи опытно-поисковой работы:Провести диагностику первоначального уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (волевая готовность, формирование элементов учебной деятельности у детей).Подобрать, разработать комплекс заданий по формированию элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада;Провести повторную диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (волевая готовность, формирование элементов учебной деятельности у детей) после формирующего эксперимента.База исследования: В исследовании приняли участие 30 детей старшей дошкольной группы: 13 мальчиков и 17 девочек.Срок опытно-практической работы: с января по май 2023 года.Опытно-практическая работа проводилась в 3 этапа:1 этап: Подготовительный этап:•подбор и анализ теоретических исследований подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности; •разработка методических рекомендаций, направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности;Практический этап:•организация первого замера результатов диагностики уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности детей; •анализ результатов первого диагностического замера; •работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельностис использованием методических разработок; •организация повторного диагностического замера на выявление уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности;Аналитический этап: •обработка и анализ результатов вторичного замера; •сопоставление результатов первого и второго диагностического замера, выявление динамики; •оценка действенности методических разработок, направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельности;Проанализировав теоретические положения формирования элементов учебной деятельности, нами были выявлены следующие компоненты учебной деятельности, которые будут исследованы:способность дошкольников действовать по образцу;умение слушать и выполнять инструкцию;умение оценивать свою работу и работу других детей;умение работать в коллективе сверстников.В качестве диагностического инструментария уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформированности элементов учебной деятельностииспользовались следующие методики:Таблица 3. Диагностический инструментарийЭлемент учебной деятельностиМетодикаИнтеллектуальные элементыспособность дошкольников действовать по образцу;«Домик» (Н.И. Гуткина)умение слушать и выполнять инструкцию;Неинтеллектуальные элементыумение оценивать свою работу и работу других детей;Беседаумение работать в коллективе сверстников.«Лабиринт» (разработанной Е.Е.Кравцовой)мотивация к учебной деятельностиМетодика определения мотивов учения ( М.Р. Гинзбург)Рассмотрим подробно каждую методику.Таблица 4. Протокол Беседыс детьми старшего дошкольного возраста по методике «Домик» Н.И. ГуткинойИмяВопросыкак ты думаешь ты правильно срисовал все детали домика?размеры домика и его частей совпадают с образцом?ты ровно или криво нарисовал окошки двери крышу домика?все линии домика ровные?Всего баллов:Баллывысокий (0-1 незамеченных ошибок)средний (2-3 незамеченных ошибки)низкий (свыше 4 ошибок)Указанные шесть типов сотрудничества по Кравцовой мы рассматривали как параметры уровня сформированности умения работать в коллективе приняв условно три уровня этого умения: высокий; средний; низкий.Результаты исследования были проанализированы по итогу выполнения детьми трех заданий по трем уровнямличностной готовности к школе. Таблица 5. Описание уровней готовности к школедетей дошкольного возрастаУровеньВысокийСреднийНизкийСодержаниедети, показавшие высокий уровень не менее чем по двум заданиям.дети, показавшие средний уровень не менее чем по двум заданиям.дети, показавшие низкий уровень не менее чем по двум заданиям.Диагностика по методике определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург) предполагала предложить детям послушать текст. Далее дети должны были ответить на три вопроса по тексту. Результаты детей по диагностике сформированности учебных мотивов интерпретируются в соответствии со следующими уровнями:высокий уровень - мотив 2 присутствует в обоих существенных выборах;средний уровень - мотив 2 присутствует в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом существенном выборе;низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.Приведем полученные результаты по данным методикам в таблице 6.Таблица 6.Результаты диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаУровень интеллектуальной готовности к школеКоличество детей% от общего числа испытуемыхНизкий уровень723%Средний уровень1550%Высокий уровень827%Таким образом, у испытуемых выявлены все три уровнясформированности элементов учебной деятельности. Согласно результатам диагностики, мы видим, что у испытуемой группы в большем случае выявлен средний уровень сформированности элементов учебной деятельности – 15 детей (50% испытуемых).У 8 детей выявлен средний уровень сформированности элементов учебной деятельности – 27% испытуемых.У 7 детей выявлен низкий уровень сформированности элементов учебной деятельности – 23% испытуемых.Представим результаты диагностики на рисунке 11:Рисунок 11 – Результаты диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаТаблица 7.Результаты диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаУровень не интеллектуальной готовности к школеКоличество детей% от общего числа испытуемыхНизкий уровень723%Средний уровень1550%Высокий уровень827%Таким образом, у испытуемых выявлены все три уровнясформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности. Согласно результатам диагностики, мы видим, что у испытуемой группы в большем случае выявлен средний уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 15 детей (50% испытуемых).У 8 детей выявлен средний уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 27% испытуемых.У 7 детей выявлен низкий уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 23% испытуемых.Проведенная диагностика является доказательством того, что существует необходимость в разработке методических рекомендаций по формированию элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Рассмотрим их в следующем параграфе.2.2. Условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаПроцесс формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководством воспитателей процесс формирования предпосылок учебной деятельности будет проходить наиболее результативно.Каждый педагог должен планировать содержание образовательной деятельности в соответствии с целью и темой занятия.Приведем в пример разработанный нами перспективный план по формированию элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в таблице 8:Таблица 8. Перспективный план по формированию элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возрастаНеделя, месяцТема Цель занятияСодержание образовательной деятельностиосень1 неделя, сентябрь «Овощи» Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения полезности овощей в жизнедеятельности человека.Беседа по теме. Интерактивная игра «Во саду ли, в огороде».2 неделя, сентябрь«Фрукты»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения значения фруктов в жизнедеятельности человека.Беседа по теме. Сюжетно-ролевая игра «Я-фрукт и я полезный».3 неделя, сентябрь«Лес. Грибы. Ягоды»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения лесных плодов.Дидактическая экскурсия в лес с элементами лекции.Беседа по теме.4 неделя, сентябрь«Одежда»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения темы одежды.Беседа по теме. Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»,Игра «Подбери признак», Игра «Назови ласково»,Игра «Разложи по полочкам»5 неделя, октябрь«Обувь»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения значимости обуви в жизни человека.Беседа по теме. Игра «Что из чего?»,Игра «Один - много»,Игра «Два – две»,Игра «Считай и называй»,Игра «Скажи наоборот»6 неделя, октябрь«Осень»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения признаков осени.Экскурсия по осеннему парку. Беседа «Признаки осени»7 неделя, октябрь«Птицы»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения жизнедеятельности птиц.Беседа «Жизнь птиц»,Игра «Назови птицу»,Игра «Угадай по описанию»8 неделя, октябрь«Животные»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения жизнедеятельности животныхБеседа по теме. Дидактическая игра «Чей хвост»Дидактическая игра «Чей малыш»Дидактическая игра «Чья тень»9 неделя, ноябрь«Человек. Части тела»»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения строения организма человека.Беседа по теме.Игра «У кого такие синие глаза?»Игра «Где же наши ручки?»10 неделя, ноябрь«Игрушки»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения роли игрушек в жизни человека.Беседа «Моя любимая игрушка»Сюжетно-ролевая игра на импровизацию «Какова моя роль» с применением игрушек детского сада.11 неделя, ноябрь«Робототехника»Формирование элементов учебной деятельности посредством робототехники.Беседа по теме.Конструирование по образцу.12 неделя, ноябрь«Семья»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения темы семьи.Беседа по теме.Игра «Кто главный?»Игра «Как зовут членов семьи» Игра «Угадай, о ком я говорю».Дидактическая игра «Моя семья - самая…»Игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».зима13 неделя, декабрь«Зима. Зимующие птицы»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения признаков зимы и жизнедеятельности зимующих птиц.Экскурсия по зимнему парку.Беседа «Признаки зимы»Игра «Зимующие или перелетные»14 неделя, декабрь«Дикие животные»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения диких животных и их жизнедеятельности в дикой среде.Беседа по теме. Дидактическая игра«Какие животные спрятались на картинке?»Игра «Назови по порядку»Игра «Кто у кого?»15 неделя, декабрьНовогодний праздник»Формирование элементов учебной деятельности посредством вовлечения детей в трудовую деятельность при подготовке к празднику.Новогодняя елка с интерактивным квизом.16 неделя, январь«Домашние животные»Формирование элементов учебной деятельности посредством создания лепбука по теме «Домашние животные».Беседа по теме.Создание лепбука по теме «Домашние животные».17 неделя, январь«Инструменты»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения инструментов и их полезности в быту.Беседа по теме.Квест «Кузница мастеров»18 неделя, январь«Наш город»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения истории и достопримечательностей родного города.Экскурсия по городу и главным достопримечательностям.19 неделя, февраль«Город картин»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения великих произведений знаменитых художников, их автобиографии.Рассмотрение выставки картин с элементами беседы.20 неделя, февраль«Транспорт. ПДД»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения правил дорожного движения.Игра «Гонка с мячом по кругу»Игра «Быстрая зебра»Игра «Бег сороконожек»Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый»Дидактическая игра «Дорожные знаки»21 неделя, февраль«Профессии»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения полезности овощей в жизнедеятельности человека.Беседа «Кем я хочу стать? Как буду работать?».Игра «Поймай – скажи».Игра «Помощники».Дидактическая игра «Отгадай профессию».Дидактическая игра «Назови одним словом».22 неделя, февраль«День защитника Отечества»Формирование элементов учебной деятельности посредством празднования Дня защитника отечества.Беседа-квест по теме «День Защитника Отечества»весна23 неделя, март «Мамин праздник»Формирование элементов учебной деятельности посредством празднования Международного женского дня.Интерактивная игра-беседа на тему «Международный женский день»24 неделя, март «Весна»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения весенних признаков природы.Экскурсия в весенний парк. Беседа о признаках весны.25 неделя, март«Дом», «Робототехника»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения видов зданий.Беседа по теме.Конструирование по образцу.26 неделя, март«Мебель»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения мебели в жизнедеятельности человека.Игра «Договори»Дидактическая игра «Для чего эта мебель?»Игра «Где должна стоять мебель?»Дидактическая игра «Найди лишнее»27 неделя, апрель«Космос»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения истории покорения космоса.Интерактивный квест «Время первых: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов»28 неделя, апрель«Робототехника: космос»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения космоса.Беседа по теме.Конструирование солнечной системы по образцу.29 неделя, апрель«Продукты»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения темы продуктов и посуды для них.Беседа по теме.Игра «Магазин»Игра «Где живут продукты?»Игра «Чего не хватает?»30 неделя, апрель«Посуда» Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения темы продуктов и посуды для них.Беседа по теме.Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом)Игра «Кто больше слов придумает?»Игра «Ложки и стаканы»Игра «Разбитые чашки»31 неделя, май«Труд людей весной»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения значимости труда в жизни человека.Дидактическая игра «Что за профессия?»Дидактическая игра «Хлопни-топни»Дидактическая игра «Кто где трудится?»Дидактическая игра «Кто что делает?»Дидактическая игра «Исправь ошибки»32 неделя, май«Праздник Победы»Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения полезности овощей в жизнедеятельности человека.Беседа «Великие люди России».Игра «Оружие победы»Игра «Военная профессия»Игра - лото«Каким видом транспорта защищают наши границы?»33 неделя, май«Насекомые. Лето. Полевые цветы».Формирование элементов учебной деятельности посредством изучения летних признаков природы.Беседа по теме.Экскурсия по парку и выделение признаков летней природы.Педагогическое условие формирования у младших дошкольников условий для образовательной деятельности рассматривается как результат целенаправленной подготовки, создания, моделирования, применения элемента содержания, методик, приемов, форм обучения в целях достижения конкретных психологических и педагогических задач. Учитывая накопленный опыт известных учителей, можно выделить ряд необходимой педагогической среды, способной формировать предпосылки учебной деятельности старшего дошкольника. Первым условием является создание атмосферы эмоционально позитивной, которая способствует достижении успеха в различных видах деятельности. Действительно, принятие или непринятие позиции ученика, учебного процесса, умения наладить межличностные отношения с воспитанниками и педагогами напрямую зависит от эмоциональных отношений ребенка к образовательному процессу и субъектов образовательной деятельности.Рекомендации для создания и поддержания учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста:Воспитатели и родители должны проявлять положительное отношения к школе, вызывать положительную эмоцию, обусловленную деловыми отношениями дошкольников со своими родителями;Отсутствие конфликтов, активное участие в жизни коллективов и детских садов в целом, помочь ощутить позитивные эмоции от понимания возможностей достижения успехов в учебном и иных видах деятельности; Итак, процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если воспитатели будут строить образовательно-воспитательный процесс с учетом следующих педагогических условий:- «создание эмоционально-положительной атмосферы, содействующей достижению успеха в разных видах детской деятельности;- организация предметно-развивающей среды, позволяющей формировать представления о школе, заинтересованное отношение к учению;- использование форм, методов и приёмов, способствующих развитию познавательной активности и формированию внутренней позиции школьника;- создание единого воспитательно-образовательного пространства в рамках семьи и детского сада, которое обеспечит формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни;-  проведение комплекса здоровьесберегающих мероприятий для гармоничного роста и развития детей;-создание педагогических ситуаций (учебных, игровых, коммуникативных и др.)» [23].Рассматривания игровую технологию в рамках формирования элементов учебной деятельности детей дошкольного возраста, необходимо рассмотреть требование к учебно-дидактическим играм, которое состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. Согласно нашему предположению, групповые упражнения-игры буду формировать элементы учебной деятельности.2.3. Сравнительный анализ результатов исследованияНами была проведена повторная диагностика сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста после внедрения разработанных нами методических рекомендаций в учебный процесс детского сада.Приведем полученные результаты по данным методикам в таблице 9:Таблица 9.Результаты повторной диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Уровень готовности к школеКоличество детей% от общего числа испытуемыхНизкий уровень413%Средний уровень1240%Высокий уровень1447%Согласно результатам диагностики, мы видим, что у испытуемой группы в большем случае выявлен высокий уровень сформированности элементов учебной деятельности – 14 детей (47 % испытуемых).У 12 детей выявлен средний уровень сформированности элементов учебной деятельности – 40% испытуемых.У 4 детей выявлен низкий уровень сформированности элементов учебной деятельности – 13% испытуемых.Представим результаты диагностики на рисунке 12:Рисунок 11 – Результаты повторной диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаТаблица 10.Результаты повторной диагностики сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Уровень готовности к школеКоличество детей% от общего числа испытуемыхНизкий уровень413%Средний уровень1240%Высокий уровень1447%Согласно результатам диагностики, мы видим, что у испытуемой группы в большем случае выявлен высокий уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 14 детей (47 % испытуемых).У 12 детей выявлен средний уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 40% испытуемых.У 4 детей выявлен низкий уровень сформированности неинтеллектуальных элементов учебной деятельности – 13% испытуемых.Сравним полученные результаты двух диагностик на рисунке 12.Рисунок 12 – Сравнительная диаграммарезультатов первой и повторной диагностики сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаСогласно сравнительной диаграмме, можно увидеть повышение уровней сформированности элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения методических рекомендаций по формированию элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в их образовательный процесс.ЗАКЛЮЧЕНИЕТак как в современном мире существует проблема подготовки детей дошкольного возраста к школьному образованию, то есть принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности, педагогам дошкольных учреждений необходимо вовлекать детей в образовательную деятельность посредством игры.Исходя из этого, воспитателю необходимо применять различные методы и приемы для создания благоприятных условий мотивационной учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Нами были рассмотрены различные стороны формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим, мы пришли к выводу, что формирование элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста тесно связано с проблемой их психологической готовности к обучению в школе. Также мы пришли к выводу, что для полноценного решения проблемы формирования учебной деятельности педагогу нужно создавать дидактические условия формирования учебной деятельности:целеполагание педагогической деятельности;диагностирование первоначального уровня сформированности учебной деятельности детей дошкольного возраста. систематизация педагогической деятельности в соответствии со структурой учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.отбор и создание педагогических средств воспитателя для формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста. анализ образовательного процесса и его результатов по формированию учебной деятельности.Проведя опытно-практическую работу, нами был разработан и апробирован перспективный план по формированию элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план рассчитан на 33 недели – один час в неделю.Проведенная повторная диагностика уровня сформированности элементов учебной деятельности подтвердила гипотезу исследования, а именно: уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к школе будет выше, если у них будут сформированы элементы учебной деятельности, подтвердилась опытно-практическим путем.Разработанный перспективный план, направленный на формирования элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, может быть использован в образовательном процессе детского сада.Список литературыАнаньев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранныепсихологические труды / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 1996. – 384, с.Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 234 с.Богуславская, Л. Н. Готовность ребенка к школе / Л. Н. Богуславская.– К.: Главник, 2011. – 112 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / II. А. Виноградова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГПИ, 2006. — 170 с.Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. – М.:Наука, 1988. – 238 с.Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /П. Я. Гальперин. – М.: Наука, 1985. – 266 с.Годфру, Ж. Что такое психология? / Ж. Годфру; перев. Н. Н.Алинова, ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992. – 370 с.Гончаренко, Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальнаязначимость / Л. В. Гончаренко // Современные проблемы науки и образования.2014. – № 2. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 19.02.2023).Григорьева, Г. Г. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Методика / Г. Г. Григорьева. — М.: Просвещение,2013.Гурченко, В. Дошкольная педагогика / В. Турченко. — М. : Флинта ; НОУ ВПО МПСИ, 2012.Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И.Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.Давыдов, В. В. О понятии развивающее обучение / В. В. Давыдов. –М.: Педагогика, 1995. – 316 с.Ефимова, О. Н. Мотивационная готовность как компонентпсихологической готовности к обучению в школе страших дошкольников / О.Н. Ефимова, И. П. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики, 2006. – № – С. 109-112. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1289/ (дата обращения: 01.03.2013).Зацепина, М. Б. Дети раннего возраста в детском саду / М. Б. Зацепина, С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.Ильясов, И. И, Структура процесса учения / И. И. Ильясов. – М.:Наука, 1986. – 324 с.Исаев, Е. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб, пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.Коломенский, Я. Л.Учителю о психологии детей шестилетнеговозраста [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1998.– 243 с.Корепанова, М. В. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника : монография / М. В. Корепанова. — Волгоград, 2001. — 240 с.Кузнецов, Ю. Ф. Деятельность как психолого-педагогическаякатегория / Ю. Ф. Кузнецов. – Екатеринбург. – URL:https://cyberleninka.ru/article/v/deyatelnost-kak-psihologo-pedagogicheskayakategoriya (дата обращения: 12.03.2023).Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.– М.: Полит. издат., 1975. – 412 с.Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. –М.: Полит.издат., 1971. – 258 с.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова,Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Наука, 1990. – 156 с.Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.:Автокнига, 2012. – 512 с.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия,2001. – 341 с.Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В.Матюхина. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогическихтехнологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации. –Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-145.Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи длядошкольников / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 95 с.Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовностьребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. –256 с.Обухова, Л. Возрастная психология : учебник / Л. Обухова.,2014.Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. — М.: Феникс, 2008.Педагогика раннего возраста : учеб, пособие / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина [и др.] ; под рсд. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. — М.: Академия, 1998.Пичугина, Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. Пичугина, Г. Ай- дашева, С. Ассаулова. — М.: Литературная студия «Научная книга», 2013.Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. –М.: Педагогика, 1986. – 224 с.Пугачев, А. С. Игровая деятельность как средство обученияподрастающего поколения / А. С. Пугачев // Молодой ученый, 2012. – № 11. –С. 474-476.Родина, Т. А. Изобразительная деятельность дошкольников, еезначение в подготовке к школьному обучению / Т. А. Родина. –URL:https://shkola7gnomov.ru/parrents/nasha_ekspertiza/id/izobrazi telnayayatelnost-doshkolnikov-ee-znachenie-v-podgotovke-k-shkolnomu-obucheniyu/ (дата обращения: 09.03.2023).Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб: Владос-пресс, 199. – 720 с.Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М.: ШкольнаяПресса, 2002. – 336 с.Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А.Сухомлинский. – М.: Педагогки, 1989. – 288 с.Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.:Политздат, 1975. – 272 с.Талызина, Н. Ф. Пути и проблема управления познавательнойдеятельностью человека / Н. Ф. Талызина // Теоретические проблемыуправления познавательной деятельностью человека. – М.: Экзамен, 1975. – С.112-116.Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф.Талызина. – М.: Просвещение, 1975. – 224 с.Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб.:Питер, 2001. – 416 с.Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунта- ева. — М.: Академия, 2014.Уткина, Н. Г. Изучение трудных тем по математике в 1-4 класса / Н.Г. Уткина. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.Федеральный государственный образовательный стандартдошкольной образовательной организации // Приказ Министерстваобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. – 568 с.Шадриков, В. Д. Введение в психология: эмоции и чувства / В. Д.Шадриков. – М.: Логос, 2001. – 156 с.Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин.– М.: Тривола, 1994. – 253 с.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос,1999. – 341 с.Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб, пособие / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008.Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведениячеловека / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2000. – 364 с.Якобсон, С. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Якобсон, Е. Соловьева. — М.: ДРОФА, 2006.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 1996. – 384, с.
2. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 234 с.
3. Богуславская, Л. Н. Готовность ребенка к школе / Л. Н. Богуславская. – К.: Главник, 2011. – 112 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
7. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / II. А. Виноградова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГПИ, 2006. — 170 с.
8. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. – М.: Наука, 1988. – 238 с.
9. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.
10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М.: Наука, 1985. – 266 с.
11. Годфру, Ж. Что такое психология? / Ж. Годфру; перев. Н. Н. Алинова, ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992. – 370 с.
12. Гончаренко, Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость / Л. В. Гончаренко // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 2. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 19.02.2023).
13. Григорьева, Г. Г. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Методика / Г. Г. Григорьева. — М.: Просвещение, 2013.
14. Гурченко, В. Дошкольная педагогика / В. Турченко. — М. : Флинта ; НОУ ВПО МПСИ, 2012.
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
16. Давыдов, В. В. О понятии развивающее обучение / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1995. – 316 с.
17. Ефимова, О. Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе страших дошкольников / О.Н. Ефимова, И. П. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики, 2006. – № – С. 109-112. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1289/ (дата обращения: 01.03.2013).
18. Зацепина, М. Б. Дети раннего возраста в детском саду / М. Б. Зацепина, С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
19. Ильясов, И. И, Структура процесса учения / И. И. Ильясов. – М.: Наука, 1986. – 324 с.
20. Исаев, Е. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб, пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
21. Коломенский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1998. – 243 с.
22. Корепанова, М. В. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника : монография / М. В. Корепанова. — Волгоград, 2001. — 240 с.
23. Кузнецов, Ю. Ф. Деятельность как психолого-педагогическая категория / Ю. Ф. Кузнецов. – Екатеринбург. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deyatelnost-kak-psihologo-pedagogicheskayakategoriya (дата обращения: 12.03.2023).
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Полит. издат., 1975. – 412 с.
25. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.: Полит.издат., 1971. – 258 с.
26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Наука, 1990. – 156 с.
27. Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Автокнига, 2012. – 512 с.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2001. – 341 с.
29. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
30. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-145.
31. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 95 с.
32. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
33. Обухова, Л. Возрастная психология : учебник / Л. Обухова., 2014.
34. Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. — М.: Феникс, 2008.
35. Педагогика раннего возраста : учеб, пособие / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина [и др.] ; под рсд. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. — М.: Академия, 1998.
36. Пичугина, Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. Пичугина, Г. Ай- дашева, С. Ассаулова. — М.: Литературная студия «Научная книга», 2013.
37. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. –М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
38. Пугачев, А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А. С. Пугачев // Молодой ученый, 2012. – № 11. – С. 474-476.
39. Родина, Т. А. Изобразительная деятельность дошкольников, ее значение в подготовке к школьному обучению / Т. А. Родина. – URL:https://shkola7gnomov.ru/parrents/nasha_ekspertiza/id/izobrazi telnayayatelnost-doshkolnikov-ee-znachenie-v-podgotovke-k-shkolnomu-obucheniyu/ (дата обращения: 09.03.2023).
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Владос-пресс, 199. – 720 с.
41. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 336 с.
42. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогки, 1989. – 288 с.
43. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Политздат, 1975. – 272 с.
44. Талызина, Н. Ф. Пути и проблема управления познавательной деятельностью человека / Н. Ф. Талызина // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М.: Экзамен, 1975. – С. 112-116.
45. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1975. – 224 с.
46. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
47. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунта- ева. — М.: Академия, 2014.
48. Уткина, Н. Г. Изучение трудных тем по математике в 1-4 класса / Н. Г. Уткина. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной образовательной организации // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
50. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. – 568 с.
51. Шадриков, В. Д. Введение в психология: эмоции и чувства / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2001. – 156 с.
52. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.
53. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 253 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 341 с.
55. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб, пособие / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008.
56. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2000. – 364 с.
57. Якобсон, С. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Якобсон, Е. Соловьева. — М.: ДРОФА, 2006.

Вопрос-ответ:

Какие элементы учебной деятельности формируются у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения?

В старшем дошкольном возрасте дети формируют такие элементы учебной деятельности, как навыки работы с карандашом, ножницами, клеем, знакомство с цифрами и буквами, развитие памяти, внимания, логического мышления, умения слушать и следовать инструкциям.

Какие психолого-педагогические условия способствуют формированию элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

Для успешного формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста необходимы такие условия, как создание развивающей образовательной среды, использование игровых форм обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, организация коллективного и индивидуального пространства для творчества и самостоятельной работы.

Почему формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является важным условием подготовки к обучению в школе?

Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является важным условием подготовки к обучению в школе, так как это помогает развить у них навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе, такие как умение сосредоточиться, слушать и следовать инструкциям, работать с учебными материалами и т.д.

Какие результаты исследований существуют на тему формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

Существует множество исследований на тему формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Одно из таких исследований показало, что раннее формирование элементов учебной деятельности у детей способствует их успешной адаптации в школе и достижению хороших учебных результатов. Другое исследование показало, что игровые формы обучения могут значительно повысить мотивацию и интерес детей к учебе.

Зачем нужно формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста?

Формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста имеет целью подготовку ребенка к успешному обучению в школе, развитие его интеллектуальных и познавательных способностей, а также формирование у него школьных навыков и умений.

Какие элементы учебной деятельности формируются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста формируются такие элементы учебной деятельности, как умение слушать и понимать информацию, развитие речи, логическое мышление, умение сосредоточиться, использование различных материалов и инструментов, а также самостоятельность в выполнении заданий.

Какие психолого-педагогические условия способствуют формированию элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста?

Для успешного формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста необходима организация структурированного образовательного процесса, создание развивающего обучающего окружения, использование игровой и практической деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку и привлечение родителей к образовательному процессу.

Как формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста помогает успешной подготовке к обучению в школе?

Формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста помогает ребенку освоить базовые навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе, такие как самостоятельность, внимание, память, речь, логическое мышление. Это обеспечивает ребенку более легкую адаптацию к школьной среде и повышает его шансы на успех в учебе.

Что показывает анализ литературы по проблеме формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста?

Анализ литературы по проблеме формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста показывает, что это является актуальной и важной задачей, которая влияет на развитие ребенка. Исследования свидетельствуют о том, что формирование учебной деятельности в дошкольном возрасте способствует превосходным результатам в дальнейшей учебе и формированию активной познавательной позиции у ребенка.