Проект "Школа рекламы книги" в системе литературного образования обучающихся 5 классов
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 09.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Основы организации проектной деятельности в системе литературного образования обучающихся 5 классов 6
1.1. Методические традиции как организация проектной деятельности в системе литературного образования обучающихся 5 классов 6
1.2. Специфика проекта по учебному предмету «Литература» 11
Выводы по I главе 16
Глава II. Проект «Школа рекламы книги» как средство формирования нового имиджа чтения 17
2.1. Цель и задачи проекта «Школа рекламы книги» 17
2.2. Структура проекта и варианты учебно-познавательной деятельности обучающихся 5 классов в рамках образовательных модулей 18
2.3. Авторская программа реализации проекта «Школа рекламы книги» 25
Выводы по II главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 33
2. Какому событию посвящено стихотворение? 3. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано? 4. От чьего лица ведётся рассказ? 5. Как вы думаете, что этим достигается? 6. Как вы понимаете строки? «− Не будь на то Господня воля, / Не отдали Москвы!.. / − Уж мы пойдём ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За родину свою!.. / − Полковник наш рождён был хватом: / Слуга царю, отец солдатам...» 7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте? «Изведал враг в тот день немало, / Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!..»8. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста». Стоит отметить, что в разделе «Размышляем о прочитанном» есть специальные поля для отправки письменных ответов. Это позволяет не просто провести фронтальный опрос, а узнать мнение каждого обучающегося. Ответы школьников, как и результаты прохождения теста, отправляются на электронную почту преподавателя (Приложение 1).Таким образом, раздел «Размышляем о прочитанном» может развить критическое мышление обучающихся и их навыки анализа художественного произведения. Благодаря вопросам, содержащимся в этом разделе, обучающиеся учатся работать с текстом, что способствует формированию соответствующих умений. Кроме того, раздел предоставляет возможность школьникам выйти на более высокий уровень размышлений о произведении.Раздел «Практика» используется при закреплении изученного в разделе «Теория» материала. В задании «Соотнеси картинку со словом» даны военные термины и их определения. Обучающимся необходимо подобрать к ним соответствующую картинку (Приложение 2). С помощью раздела электронного учебника «Виртуальная экскурсия» можно организовать как домашнюю работу, так и работу на уроке. Здесь содержится онлайн-тур по музею-заповеднику «Бородинское поле»: https://www.borodino.ru/wp-content/uploads/3d_summer/. Этот раздел знакомит обучающихся с музеем-заповедником и способствует их военно-патриотическому воспитанию. Кроме того, если школьникам доведется посетить музей-заповедник в реальной жизни, то они уже будут знать, что их ждет на экскурсии, и могут заранее выбрать то, что им больше всего интересно, расставить приоритеты. Это позволит более полно погрузиться в атмосферу Бородино. После того, как обучающиеся посетили онлайн-тур и познакомились с музеем-заповедником, они приступают к выполнению творческого задания, которое состоит в том, чтобы на материале предыдущих этапов разработать эффективную рекламу для стихотворения «Бородино». Это конкурсное задание, которое может быть выполнено в различных номинациях: - изобразительное искусство- информационный буклет- литературное творчество- видеопрезентация.Таким образом, разработанный нами проект по литературе можно использовать для организации урочной и внеурочной деятельности. 2.3. Авторская программа реализации проекта «Школа рекламы книги»С целью установления эффективности использования разработанного проекта по литературе в практике школьного образования нами были проведены 3 урока в экспериментальном классе 5 «А». В классе 5 «А» обучается 25 детей, из них 10 мальчиков и 15 девочек. В классе 7 обучающихся имеют высокий уровень успеваемости по всем предметам, остальные – средний уровень успеваемости. На первом уроке обучающиеся экспериментального 5 «А» класса посмотрели подготовленное нами видео и поэтапно познакомились с теоретический информацией. Для закрепления изученного материала школьникам было предложено выполнить задание из раздела «Практика» − «Соотнеси картинку со словом». После этого произошло знакомство с текстом стихотворения. Дома обучающиеся выполнили задания из раздела «Размышляем о прочитанном». Следующий урок начался с выполнения с раздела проекта «Виртуальная экскурсия»: сперва они посетили виртуальную экскурсию, а затем выполнили задания из этого раздела: «Определи значение предмета», «Соотнесите рода войск и их описание» и исторический квиз «Бородино». В конце урока был проведен анализ стихотворения. Работа была организована в виде беседы, обучающиеся размышляли над проблемными вопросами и отвечали на них. Приведем эти вопросы здесь: 1. Актуально ли сегодня стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Почему? 2. Как Вы думаете, чем может гордиться русский народ? Поразмышляйте над этим вопросом на материале стихотворения. 3. Почему М.Ю. Лермонтов посвятил стихотворение Бородинскому сражению? 4. Как вы считаете, сможет ли «нынешнее племя» защитить Родину в случае необходимости? Домашнее задание к следующему уроку − выучить «Бородино» наизусть, ответить на вопросиз раздела «Размышляем о прочитанном»: «Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста». Все обучающиеся успешно нашли черты характера солдата в тексте произведения; их ответы автоматически поступили на электронную почту учителя. После реализации проеткта нами было организовано анкетирование среди обучающихся экспериментального 5 «А» класса. 1. Вам понравилось участие в проекте? (Да / Нет) 2. Проект помог лучше усвоить тему? (Да / Нет) 3. Какой из разделов проекта Вам понравился больше всего? − теория; − размышляем о прочитанном; − практика; − виртуальная экскурсия. Почему? 4. Как, по Вашему мнению, лучше использовать проект? − при объяснении нового материала; − при закреплении изученного материала на уроке; − для самостоятельной подготовки по предмету; − для контроля знаний; − иное (укажите). 5.Какие плюсы, по Вашему мнению, есть в использовании проекта? − возможность воспроизводить аудио- и видеофайлы; − урок становится интереснее; − учебный материал лучше усваивается; − плюсов нет. Результаты показали, что всем обучающимся, участвовавшим в опросе, понравился урок с использованием проектной деятельности. Те же 100% респондентов указали на то, что проект помог лучше усвоить тему. На вопрос «Какой из разделов проекта Вам понравился больше всего?» большинство обучающихся отметили раздел «Виртуальная экскурсия в Бородино» (68%). Второе место с результатом 56% поделили между собой разделы «Теория», «Размышляем о прочитанном» и «Практика».88% респондентов согласились с тем, что лучше использовать проект для самостоятельной подготовки по предмету. 56% опрошенных обучающихся выбрали варианты «при объяснении нового материала» и «при закреплении изученного материала на уроке».При ответе на вопрос «Какие плюсы, по Вашему мнению, есть в использовании проекта?» большинство респондентов (88%) посчитало, что использование проекта делает урок интереснее. 68% обучающихся выбрали вариант «возможность воспроизводить аудио- и видеофайлы», 56% − за вариант «учебный материал лучше усваивается».Исходя из результатов опроса и тестирования, мы можем сделать вывод, что использование проектной деятельности на уроках литературы способствовало повышению уровня знаний экспериментального класса. Таким образом, использование проекта позволило обучающимся самим открыть новые знания, а учителю − направить их деятельность в правильное русло. Поэтому разработанный проект по литературе можно считать эффективным средством реализации системно-деятельностного подхода.Выводы по II главеВ рамках данного исследования был разработан проект для обучающихся 5 класса, который включил в себя следующие разделы:1. «Теория». 2. «Размышляем о прочитанном». 3. «Практика». 4. «Виртуальная экскурсия». 5. «Творческое задание». После реализации разработанного проекта было проведено анкетирование пятиклассников. Обучающиеся отметили, что проект помог им эффективно изучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», проанализировать его. Больше всего обучающимся понравился раздел «Виртуальная экскурсия». При этом они отметили, что проект имеет существенное значение для их самостоятельной работы.ЗаключениеОзнакомившись и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что эта тема актуальна в настоящее время, так как в 5 классе введение проектной деятельности содействует формированию познавательных УУД младших школьников. Проектная деятельность учит школьников планированию, анализу, контролю собственной деятельности, а также дает нужные знания, умения и навыки овладения способами и различными приемами создания уникальных изделий, развивает творческие способности обучающихся. Активное участие пятиклассников в проектной деятельности по литературе стимулирует творчество обучающихся, побуждает их самостоятельному исследованию информации. Это делает использование данного метода по-особенному привлекательным для формирования познавательных УУД.Проведя анализ литературы по теме исследования, установлено, что понятие проектной деятельности рассматривается как особая форма мышления, которая отражает предметы в их существенных признаках. В свою очередь формируемые познавательные УУД отражают определенные формы и отношения действительности содержания объектов, абстрагированные от реальной ситуации. В рамках данного исследования был разработан проект по литературе «Школа рекламы книги». В рамках реализации проекта обучающиеся прошли ряд последовательных этапов:1. «Теория». 2. «Размышляем о прочитанном». 3. «Практика». 4. «Виртуальная экскурсия». 5. «Творческое задание».Таким образом, в ходе исследования выполнены все поставленные задачи. Цель работы достигнута.Список использованных источниковАнаньев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Анненков П. В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М.: Современник, 1984. – 476 сБахтин М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин. – М.: Контекст, 1974. – С. 203- 212Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Белинский, В. Г. Повести, изданные Александром Пушкиным / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Собр. соч. в 9 т. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1976. – С. 139-140Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. – М.: Просвещение,1971. – 294 с.Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит. лит., 2018. 490 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Кон-текст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2019. 686 с.Ветловская В. Е. Творчество Гоголя сквозь призму проблемы народности // Русская литература. 2018. № 2. С. 3-24.Волоконская Т. А. Кузнец Вакула в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" как образ "порогового человека" // Известия Саратов-скогоуниверситета. Новая серия. Серия "Филология. Журналистика". 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 26-28.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Гоголь Н. В. Ночь перед рождеством // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Худ. лит., 2016. Т. 1. С. 97-138.Гоголь Н.В. Сочинения. М.:Государственное издательство художественной литературы, 2019. — 603 с.Гольденберг А. Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и мета-текст // Филологические науки. 2017. № 1. С. 13-23.Гофман Э. Т. А. Приключение в ночь под Новый год // Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Худож. лит., 2017 Т. 1. С. 263-293.Горбунов А.М.: Панорама веков: зарубежная художественная литература от первоначала до ХХ ст. – М., 2015, 280 с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М.: Наука., 2003.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Збарский И. Внеклассная работа п⩇ творчеству А.С. Пушкина // Пушкин в школе: Пособие для учителя. / Составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1978. – С. 260-273.Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс] –URL: https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac/Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019–53 с. –(Стандарты второго поколения)ПриложенияПриложение 1Форма для отправки письменных ответовПриложение 2Задание «Соотнеси картинку со словом»
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Анненков П. В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М.: Современник, 1984. – 476 с
4. Бахтин М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин. – М.: Контекст, 1974. – С. 203- 212
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
6. Белинский, В. Г. Повести, изданные Александром Пушкиным / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Собр. соч. в 9 т. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1976. – С. 139-140
7. Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. – М.: Просвещение,1971. – 294 с.
8. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит. лит., 2018. 490 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
10. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
11. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
12. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Кон-текст. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2019. 686 с.
13. Ветловская В. Е. Творчество Гоголя сквозь призму проблемы народности // Русская литература. 2018. № 2. С. 3-24.
14. Волоконская Т. А. Кузнец Вакула в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" как образ "порогового человека" // Известия Саратов-ского университета. Новая серия. Серия "Филология. Журналистика". 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 26-28.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
16. Гоголь Н. В. Ночь перед рождеством // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Худ. лит., 2016. Т. 1. С. 97-138.
17. Гоголь Н.В. Сочинения. М.:Государственное издательство художественной литературы, 2019. — 603 с.
18. Гольденберг А. Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и мета-текст // Филологические науки. 2017. № 1. С. 13-23.
19. Гофман Э. Т. А. Приключение в ночь под Новый год // Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Худож. лит., 2017 Т. 1. С. 263-293.
20. Горбунов А.М.: Панорама веков: зарубежная художественная литература от первоначала до ХХ ст. – М., 2015, 280 с.
21. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
22. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
23. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
24. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
25. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
26. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М.: Наука., 2003.
27. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
28. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
29. Збарский И. Внеклассная работа п⩇ творчеству А.С. Пушкина // Пушкин в школе: Пособие для учителя. / Составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1978. – С. 260-273.
30. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
31. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
32. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac/
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019–53 с. –(Стандарты второго поколения)
Вопрос-ответ:
Какие основы организации проектной деятельности рассматриваются в первой главе?
В первой главе рассматриваются методические традиции, связанные с организацией проектной деятельности в системе литературного образования обучающихся 5 классов.
Чем отличается проект по учебному предмету "Литература" от других проектов?
Проект "Школа рекламы книги" имеет специфику по учебному предмету "Литература". Он направлен на формирование нового имиджа чтения и активного общения вокруг литературы.
Какие выводы можно сделать по первой главе?
По первой главе можно сделать вывод, что существуют методические традиции, которые помогают организовывать проектную деятельность в системе литературного образования обучающихся 5 классов.
Что представляет собой проект "Школа рекламы книги"?
Проект "Школа рекламы книги" представляет собой систему, которая помогает формировать новый имидж чтения и активного общения вокруг литературы для обучающихся 5 классов.
Что изучается во второй главе проекта?
Во второй главе проекта изучается проект "Школа рекламы книги" как средство формирования нового имиджа чтения и активного общения вокруг литературы.
Какая цель у проекта "Школа рекламы книги"?
Целью проекта "Школа рекламы книги" является формирование нового имиджа чтения у обучающихся 5 классов.
Что включает в себя организация проектной деятельности в системе литературного образования?
Организация проектной деятельности в системе литературного образования включает в себя методические традиции, специфику проекта по учебному предмету "Литература" и другие аспекты, которые обеспечивают эффективность проекта.
Какие методические традиции используются в организации проектной деятельности в системе литературного образования?
В организации проектной деятельности в системе литературного образования используются методические традиции, которые помогают стимулировать интерес к чтению, развивать творческие способности учеников, определять роли и функции участников проекта и т.д.
В чем специфика проекта по учебному предмету "Литература"?
Специфика проекта по учебному предмету "Литература" заключается в том, что он направлен на развитие у учеников навыков и умений анализировать литературные произведения, рассуждать о прочитанном, формировать собственное отношение к литературе и ее ценностям.