ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 16.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ 6
1.1 Возникновение и развитие батика 6
1.2. Основные техники росписи по ткани 12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО БАТИКА 16
2.1 Художественная роспись ткани в современном интерьере 16
2.2 Выбор композиционного решения панно 18
2.3 Выполнение технологического образца в технике холодного батика 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Приложение А. 27
Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.Декоративное панно представляет собой произведение со сложной композиционной схемой. Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем создания сюжетных композиций.Весь творческий процесс создания композиции можно представить в виде следующих этапов:изучение функционального назначения изделия в предметной среде;возникновение композиционного замысла и его обоснование в эскизе;разработка композиционной схемы рисунка, в которой решаются такие вопросы, как членение плоскости на части, принципиальное размещение основных ритмических элементов, организация доминанты;разработка общего цвета и колористических отношений, при этом определяются ритмический разброс пятен цвета, локальный цвет;сбор дополнительного материала по теме, в виде зарисовок мотивов природы, форм различных мотивов;построение завершенного эскиза композиции на основе композиционной схемы, колористических отношений и собранного конкретного материала;выполнение эскиза композиции в материале.На этапе создания композиционной схемы произведения был рассмотрен вариант выполнения панно, как орнамента из повторяющихся элементов «волн». Такое решение носит стилизованный, декоративный характер (рисунок А.18). Учитывая предназначение панно для детской комнаты такое композиционное решение показалось не интересным и неудовлетворяющим задачам интерьера. Одним из основных принципов композиции является принцип выделения главного элемента, за счет расположения, размера цвета или формы, в этом случае все остальные элементы воспринимаются как второстепенные, и находятся в подчинении у доминантного элемента (рисунок А.19). Такое композиционное решение лучше отвечает задачам детского интерьера, есть доминанта – корабль со множеством мелких деталей, которые будет хотеться изучать и разглядывать ребенку. Такой эскиз подходит для воплощения в технике холодного батика. Ритм волн будет подчеркиваться переплетениями контура резерва.Для реализации был выбран третий вариант композиционного решения (рисунок А.20).Согласно выбранному решению панно имеет достаточно уравновешенную композицию без ярко выраженной доминанты, в процессе создания эскиза было выбрано месторасположение каждого элемента. С точки зрения ритма композиция решена ассиметрично, фигуры хоть и уравновешивают друг друга в определенной степени имеют разную направленность и размер.Важным этапом стало решение и подбор размера панно, так как оно должно располагаться в детской комнате над кроватью, как самый подходящий выбран размер 50×70 см.При выборе цветового решения были рассмотрены разные варианты цветовой гаммы. Решение в теплой, бежевой гамме неуместно в рамках выбранной темы и композиции, оно не подчеркивает композицию, а придает ей стилизованный декоративный характер. Так же был рассмотрен вариант голубо-зеленой цветовой гаммы, что создавало однообразное «холодное» настроение интерьера.Цветовое решение панно продиктовано его назначением – выбрана яркая полноцветная цветовая гамма. Трактовка идеи «моря» выполнена в изображении морских обитателей, как наиболее интересная для разглядывания ребенку. Элементы композиции рыбы, стилизованы и выполнены в нереалистичной манере, имеют большое количество декоративных элементов. Стилизованная морская растительность так же создает атмосферу сказочного необычного мира.2.3 Выполнение технологического образца в технике холодного батикаЭтап 1. Подготовительный На данном этапе был произведен отбор ткани, были рассмотрены такие варианты, как батист, крепдешин, туаль и атлас. Для выполнения интерьерного панно «Море» (рисунок А.20) был выбран недорогой батист, выбор ткани продиктован назначением изделия. Декоративное панно в детской комнате не требует изысканных или утонченных качеств и дорогих материалов. Для облегчения выполнения работы ткань была натянута на раму-подрамник, посредством фиксации кнопками. Ткань натягивается до состояния «барабан», без провисаний. После этого был выполнен эскиз картона и перенесен на ткань, для этого был использован простой карандаш и техника подсвета через стеклянный стол.Этап 2. Работа с резервирующим составом. После переноса рисунка, по контурам был аккуратно нанесен резервирующий состав специальной стеклянной трубочкой с загнутым носиком и шаровидным резервуаром. Выбор пал на готовый резервирующий состав фирмы «ГАММА», трубочка использовалась аналогичной фирмы, так как имеет качественный гладкий срез, что оказывает влияние на готовое изделие. Загнутый конец данной трубочки имеет тонкие стенки, от которых так же, как и от диаметра трубочки зависит ширина линии состава. Согласно композиционному решению, это должна быть достаточно тонкая линия и бесцветная. В ходе выбора эскиза были отвергнуты идеи использования цветного резервирующего состава с колером. После окончания работы с резервирующим составом, трубочка была тщательно промыта бензином для последующего использования. По окончании нанесения резервирующего состава, ткань была тщательно просушена. Была выполнена проверка качество выполненного контура, каждый элемент был поочередно смочен водой, что позволило увидеть разрывы на рисунке. Этап 3. Непосредственная роспись После того как целостность контура проверена, следующим этапом является нанесение красок. Данный этап позволительно считать самым увлекательным и творческим, раскрывающий весь художественный потенциал.Заливка краской производилась кистями, так как была охарактеризована художественными требованиями панно. Кисти использовали мягкие синтетические разных размеров, так же применяют беличьи или колонок. Для создания панно использовались специальные акриловые краски для росписи по ткани, которые состоят из водной основы, красителя и акриловой эмульсии, использовался бренд «Love 2art». Такие краски отличаются быстрым высыханием, и слабой восприимчивостью к свету и влаге после высыхания. В холодном батике наиболее часто встречается дефект – плохой («пробитый») резерв: краситель перетекает с одной части росписи на другую, за контур. Такой дефект, не смотря на проверку возник дважды, мною был промыт элемент с дефектом большим количеством воды и слабым мыльным раствором.Этап 4. Завершающий На данном этапе изделие было высушено, снято с рамы, после чего красочный слой закреплен термически, по средствам проглаживания рисунка утюгом. Для создания панно море был использованы следующие инструменты:Ткань батист (50×70 см) Деревянный подрамник для натягивания ткани и кнопкиКраски по тканиРезервирующий состав и бензин для промывкиСтеклянная трубочка с загнутым носиком КистиПринадлежности для глажения и сушки: утюг Таким образом поэтапно было поэтапно выполнено интерьерное панно «Море» в технике холодного батика (рисунок А.20).В практической части курсовой работы были изучены особенности технологического выполнения росписи по ткани, а также закреплены практические навыки. Идея созданного ранее эскиза нашла свое воплощение в произведении холодного батика.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо введении данной курсовой работы была поставлена цель – создание декоративного панно «Море» в технике холодного батика. Поставленная цель достигалась поэтапно, посредством поставленных в начале исследования задач. В рамках решения первой задачи – была изучена история развития батика на разных территориях. От момента его исторического появления на территориях Индонезии, Индии, Китая и Японии. Так же были изучены исторические предпосылки развития технологии батика на территории России и состояние технологии в ХХв. и в настоящее время. Говоря о историческом развитии технологии батика – он прошел длинный путь развития от древней ремесленной технологии, до промышленного масштаба в ХХ в. Став в настоящее время технологией, благодаря которой создаются единичные, уникальные произведения искусства. Изучение основных видов росписи по ткани позволило выявить специфику горячего и холодного батика, а также узелковой техники, как наиболее древней, особое внимание в процессе изучения было уделено технологии холодного батика, как основной техники для решения поставленной цели и для создания будущего панно. Следующей задачей было проведение предпроектного исследования, в рамках которого была изучена литература по декоративному оформлению интерьеров в ХХ в., и интерьерные произведения современных мастеров. Выявлены основные аспекты развития декоративного батика в рамках дизайна интерьера. Произведения декоративно-прикладного искусства в интерьере и панно батика, всегда создают настроение и убранство интерьера, они могут создаваться как на этапе проектировки помещения, так и вписываться в готовый интерьер. После этого была решена задача разработки композиции и эскиза панно, в технике холодного батика, для этого были рассмотрены три варианта композиционного решения и выбран наиболее подходящий для интерьера детской комнаты. Наиболее удачным стало раскрытие тематики море через композицию с морскими обитателями, заполняющими пространство панно. Выполнение технологического образца и описание данного процесса, было завершающей задачей, поставленной вначале исследования. В рамках решения которой было выделено четыре основных этапа: подготовительный, этап работы с резервирующим составом, роспись и завершающий этап. Процесс работы на каждом этапе был подробно изучен и описан. Таким образом поэтапно в рамках исследовательской работы были решены все поставленные задачи, решение каждой из задач соответствует отдельному параграфу исследовательской работы. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 352 с.Вопросы теории и методики художественного образования: методический сборник работ преподавателей Новосибирского государственного художественного училища/ Новосибирское государственное художественное училище (техникум) // сост. Т.В. Пушкарева. – Вып. 1. – Новосибирск, 2013. – 224 с.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. –М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2006. – 184 с.Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. –М.: Радуга, 2000. – 160 с. Жоголъ Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий – К.: Будiвельник, 1992. – 104 с.Успенская Е. Искусство батика / Пер.– М.: Внешсигма; АСТ, 2001. – 111 с.Кузьменко Н.А, С.Ф. Рашитова.Технологические аспекты горячего батика в декоративной композиции //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2019. – С. 165 – 167.[Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42456259_21156289.pdf(дата обращения 13.04.2023).Пинкус С.Р. Юозас Бальчиконис. – М.: Советский художник, 1974. – 119 с.Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы. пер.с.англ. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 96 с.Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 171 с. Приложение АРисунок А.1. Традиционные мотивы индонезийского батикаРисунок А.2. Индийский батикРисунок А.3. Пример китайской росписи по тканиРисунок А.4. КитагаваУтамароЯпонский батик.«Дама с письмом».Рисунок А.5. Крепдешиновая косынка. СССР 50-ые гг. ХХ в.Рисунок А.6. Узелковый батикРисунок А.7. Лавенсова В. Горячий батик. «Натюрморт с бутылками».Рисунок А.8. Шихирева Т.Горячий батик. «Благовещенье». Левая часть композиции. 2000г.Рисунок А.9. Дорожкина Е.А. «Цветы».Роспись в свободной технике.Рисунок А.10. Гамаюнова О.Холодный батик, шелк«Зима». Центральная часть триптиха. 2006г. Рисунок А.11.Милосердова А.Холодный батик, шелк «Ход вещей. Триптих.» 2007г.Рисунок А.12. Бальчиконис Кястутис. Горячий батик, хлопок. «Праздник на Немане». 1978.Рисунок А.13. Трофимова И.Горячий батик, хлопок.«Египет. Китай. Средневековье. Триптих». 2010г.Рисунок А.14. Косульникова Е.Горячий батик. «Русский Север». 2011г.Рисунок А.15. Кривошей Е. Декоративное панно 2016 г.Рисунок А.16. Соколова Н. Серия «Котознаки» 2015 г. Рисунок А.17. Москалец О. Триптих. «Очарование пионов» 2013 г. Рисунок А.18. Эскиз декоративного панно «Море»Рисунок А.19. Эскиз декоративного панно «Море» с выраженной доминантой в композицииРисунок А.20. Панно «Море»
1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 352 с.
2. Вопросы теории и методики художественного образования: методический сборник работ преподавателей Новосибирского государственного художественного училища/ Новосибирское государственное художественное училище (техникум) // сост. Т.В. Пушкарева. – Вып. 1. – Новосибирск, 2013. – 224 с.
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. учеб. пособие для студентов вузов, обуча¬ющихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
4. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. –М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2006. – 184 с.
5. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. –М.: Радуга, 2000. – 160 с.
6. Жоголъ Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий – К.: Будiвельник, 1992. – 104 с.
7. Успенская Е. Искусство батика / Пер.– М.: Внешсигма; АСТ, 2001. – 111 с.
8. Кузьменко Н.А, С.Ф. Рашитова. Технологические аспекты горячего батика в декоративной композиции // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2019. – С. 165 – 167. [Электронный ресурс]
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42456259_21156289.pdf (дата обращения 13.04.2023).
9. Пинкус С.Р. Юозас Бальчиконис. – М.: Советский художник, 1974. – 119 с.
10. Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы. пер.с.англ. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 96 с.
11. Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 171 с.
Вопрос-ответ:
Что такое декоративное панно?
Декоративное панно - это форма художественной росписи на ткани, предназначенная для украшения интерьера.
Какие виды росписи тканей существуют?
Существуют различные виды росписи тканей, такие как батик, ажурная роспись, аппликация и другие.
Как возник и развивался батик?
Батик - это древний вид росписи тканей, который возник в Азии и развивался на протяжении многих веков.
Какие основные техники росписи по ткани существуют?
Основные техники росписи по ткани включают различные способы нанесения красок, такие как штамповка, нанесение кистью, распыление и др.
Как выбрать композиционное решение для панно?
Выбор композиционного решения для панно зависит от стиля интерьера и желаемого эффекта. Можно экспериментировать с различными формами, цветами и элементами декора.
Что такое декоративное панно?
Декоративное панно – это украшение для интерьера, выполненное из ткани и украшенное различными видами росписи.
Какие основные виды росписи тканей существуют?
Основные виды росписи тканей включают батик, шифоновую роспись, шелковую роспись, аппликацию и др.
Как возник и развивался батик?
Батик возник в Древней Индии и со временем распространился по всему миру. Техника батика предполагает нанесение на ткань рисунка воском, а затем окрашивание ткани в разных цветах.
Какую роль играет холодный батик в современном интерьере?
Холодный батик является одним из видов росписи тканей и может использоваться для создания уникальных декоративных панно, которые станут гармоничным дополнением к современному интерьеру.
Как выбрать композиционное решение для декоративного панно?
Выбор композиционного решения для декоративного панно зависит от индивидуальных предпочтений, стиля интерьера и размеров помещения. Можно использовать абстрактные формы, геометрические узоры или изображения природы и животных.
Что такое декоративное панно?
Декоративное панно - это украшение, которое создается из ткани и может быть использовано для декорирования интерьера.
Какие виды росписи тканей существуют?
Существуют различные виды росписи тканей, включая батик, штамповку, аппликацию и другие.