Развитие воображения на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 39 39 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 18.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение …………………………………………………...........................3
1. Теоретическая часть исследования
1.1. Понятие «творческое воображение» и его особенности………......6
1.2. Формы проявления воображения дошкольника…………………..12
1.3. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………..21




2. Практическое исследование развития воображения дошкольников посредством изображения сказочно-фантастических сюжетов
2.1. Определение исходного уровня развития творческого воображения………………………………………………………………23

2.2. Практическое исследование развития воображения посредством рисования сказочно-фантастических сюжетов…………………………28
2.3. Итог эффективности использования изобразительного искусства в развитии детей дошкольного возраста………………………………….36
Заключение ………………………………………………………………38
Список использованных источников и литературы …………………..39

Фрагмент для ознакомления

Испытуемый1во время рисования рисунков часто обращался за поддержкой, трудности возникали также при оформлении образов. Дошкольник без творчества использовал элементы, многократно повторял их. На рисунке, где Испытуемый1 дорисовывал фигуры получилось контурное, схематичное изображение,почти без деталей, которые были практически не проработаны. Испытуемый3 выполнял задания очень медленно, во время рисования рисунковмного разпросил помощи. Все рисунки испытуемого – это повторяющиеся схемы отдельных предметов. Выполняя рисунки по диагностике № 2, Вова выполнил изображения строго внутри контуров. Испытуемый4 выполнял задания с большой охотой, свободно переходя от одного изображения к другому, пытался самостоятельно выдвигать новые идеи, но затем потерял интерес и начал копировать. Испытуемый5во время выполнения заданий, неуверенно пытался проявить творческий подход к выполнению задания, в рисунках просматриваются отличительные черты образа, но детали проработаны слабо, иногдаребенокзапрашивал помощь взрослого. Испытуемый7 выполнял задания с удовольствием, выдвигал новые идеи, при этом часто перескакивая с одной фигуры, на другую. Ребёнокиспользовал дополнительные элементы в создании сюжета, давал интересное название рисункам. При анализе рисунка, можно сделать вывод, что задание выполнено, но очень поверхностно. Испытуемый8 с интересом выполнял задания, образы оформлял при поддержке взрослого. Старался самостоятельно проработать детали рисунка, лишь иногда обращаясь за помощью взрослого. Испытуемый использовал в изображении все предложенные фигуры, изображая один объект, но с разнообразными деталями, рисуя два рисунка на один и тот же сюжет. Испытуемый 2 выполнял задания с желанием, легко переходя от одного элемента к другому. Дошкольнику удавалось по персонально выдвигать новые идеи, но все время требовалась поддержка взрослого. Врисунках просматривались отличительные черты. Испытуемый 10 был достаточно активен, свободно переходил от рисунка к рисунку, самостоятельно оформлял образы, но рисунки были однообразны. В целом по группе были получены следующие результаты: у семидесяти процентов (семеро детей) творческое воображение находится на среднем уровне. Низкий уровень творческого воображения обнаружился утридцати процентов (трое детей). Подведя итог первой диагностики, мы обнаружили необходимость в создании комплекса упражнений, направленных на развитие творческого воображения.2.2.Практическое исследование развития воображения посредством рисования сказочно-фантастических сюжетовНа основе результатов подготовительно-диагностического этапа работы для повышения уровня развития творческого воображения у детей нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения. Для этого мы подбирали занятия и упражнения, так или иначе связанные с рисованием сказочно-фантастических сюжетов.Цель данного комплекса: развитие творческого воображения у старших дошколят средствами тематически-направленного рисования. Задачи: 1. Развивать детское творчество и творческое воображение 2. Научить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения 3. Познакомить детей с выразительными свойствами цвета 4. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому 5. Научить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки, способные отразить сказочность изображаемых сюжетов6. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации 7. Способствовать развитию речи и мелкой моторики детей В работе со старшими дошколятами мы опирались на конкретные принципы: 1. Принцип индивидуализации подразумевает под собой учёт возраста, учёт уровня общего состояния ребёнка2. Принцип доступности ориентируется на уровень психологических особенностей ребёнка3. Принцип наглядности диктует необходимость в демонстрации упражнений, этюдов. Моделирование ситуаций подтверждает объяснение и помогает ребёнку выполнять их корректно4. Принцип систематичности и последовательности характеризуется непрерывностью, регулярностью, планомерностью процесса 5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, которые способствуют развитию творческого воображения старших дошколятПсихологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы благодаря поддержке взрослыми их творческих начинаний. Всё это было призвано помочь заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество и в итоге показало положительные результаты. Помимо этого, мы решили усилить работу, используя необычные техники рисования, призванные усилить эффект. Дабы у детей не образовалось шаблона (к примеру, рисовать исключительно на альбомном листе и больше ни на чем), мы использовали листы бумаги разной формы: в форме круга (картонная тарелочка, блюдечко, салфеточка), квадрата (новосойплаток, шкатулочка). Для освоения различных способов рисования мы предоставили широкий спектр самых различных материалов, которые доступны дошкольному возрасту: - листы для рисования разного формата - акварельные и гуашевые краски - кисти разных размеров и форм- масляная пастель - простой карандаш Также мы допустили вероятность, что будут использованы дополнительные средства: салфетки, палитра, поролоновые кусочки, зубная щетка, пластиковый стаканчик, трубочки для коктейлей, свеча, черная плакатная тушь, резиновые (медицинские перчатки), шампунь, прищепка, нитки.Тематикой были выбраны сказочно-фантастические сюжеты, так как подобная тематика позволяет в полной мере раскрыть потенциал фантазии, отходя от привычных образов и позволяя избежать повторения.Определившись с тематикой, методами и желаемыми результатами, мы составили комплексно-тематический план конкретно образовательной деятельности, которая направлена на развитие творческого воображения у детей.Таблица 3 комплексно-тематический план ТемаТехникаПрограммное содержание1. Первичнаядиагностика. Обследованиедетей. тест Торренсаопределить начальный уровень развития творческого воображения, (беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка, способности создавать оригинальные образы) у испытуемых2. «Волшебный цветок»модульное рисование (ватными палочками или пальцами)познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцеграфией или рисованием ватными палочками. Учить детей проявлять фантазию в изображении необычной растительности, свободно сочетать художественные материалы, инструменты и техники. Расширять словарь детей3. «Мир пёстрых листьев»набрызг, смешивание красок для получения их оттенковпознакомить детей с техникой набрызга, теплыми цветами, способами получения их оттенков. Активизировать воображение детей с помощью прослушивания аудиозаписи. Развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей, развивать чувство композиции, восприятие цветов.4. «Жизнь сказочного леса».оттиск листьев деревьев и кустарниковучить детей придумывать и отражать в рисунке образы на основе отпечатков листьев. Активизировать воображение детей с помощью сочинения сказки. Развивать связную речь, моторику пальцев рук5. «Путешествие капелек на сушу»рисование с помощью расчески с использованием техники «по-сырому»продолжать учить рисовать в технике «по-сырому».Активизировать воображение детей с помощью звуков природы. Развивать мелкую моторику рук.6. «Чудесная жар-птица».рисование с помощью отпечатка ладониучить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать птицу, используя разные элементы украшения. Развивать связную речь, придумывая сказку или рассказ.7. 7. «Необычайные превращения кляксы»кляксографияпознакомить с нетрадиционной изобразительной техникой кляксографии. Учить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, «оживлять» необычные формы. Развивать фантазию путем придумывания различных историй. Развивать связную речь8. «Царство морского царя»рисование по мятой бумагеучить детей создавать образ водоема по замыслу. Путем прослушивания звуков моря, морских животных и птиц в аудиозаписи активизировать воображение детей. Развивать мелкую моторику рук9. «Краски волшебницы Радуги»смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов. Рисование оп сырому слою бумагиучить детей основным и дополнительным цветам, показать приемы получения дополнительных цветов путем смешивания основных. Показать приемы рисования по сырому слою бумаги. Активизировать воображение детей при помощи сказки. Расширять словарь детей.10. «Загадочные пушистики»отпечаток поролоновой губкиучить детей использовать фактуру поролоновой губки для изображения шерсти животных. Создавать сказочную ситуацию для развития воображения. Развивать моторику рук, совершенствовать звукопроизношение через подражание голосам животных11. «Утро Дедушки Мороза»рисование свечойучить рисовать свечой, создавая образ покрытых инеем деревьев и кустарников. Создавать соответствующее настроение через прослушивание музыки (Антонио Вивальди «Зима») Расширять словарь детей12. «Золотая рыбка»рисование пластилиномучить рисовать с помощью пластилина. Побуждать ребенка придумывать «свою» сказочную рыбку. Украшать ее декоративными элементами. Активизировать воображение детей с помощью сказки. Развивать связную речь. Материалы и оборудование: картон, пластилин. фломастер13. «В звездном городе»граттажучить рисовать в технике граттажа, создавая яркий образ ночного сказочного города, самостоятельно придумывать содержание рисунка. Развивать связную речь, придумывая историю на основе рисунка14. «Мороз-художник»рисование способом кляксографии с ниточкойучить детей с помощью нитки создавать различные фантазийные узоры. Активизировать воображение детей с помощью сказки. 15. «Волшебные цветы для мамы»рисование манной крупойучить изображать гроздья сирени с помощью манной крупы. Активизировать фантазию с помощью прослушивания аудиозаписи музыкального произведения П. И. Чайковского «Фея сирени». Развивать синестезию путем вдыхания запаха сирени16. Итоговая диагностика. Обследование детей. Методика «Дорисовывание фигур», рисование по замыслутест Торренсаопределить итоговый уровень развития творческого воображения у испытуемыхПроводимая образовательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения детей, была основана тематически на сказочных сюжетах и технически на необычных техниках рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Используя и смешивая различные способы изображения в одном рисунке, испытуемые научились думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. Рисование по сказочно-фантастическим сюжетам не утомляло ребят. У них сохранялась высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, выделенного на выполнение задания. Использование сказочно-фантастических сюжетов в изобразительной деятельности детей помогло раскрыть их творческий потенциал. Дети вели себя свободно, естественно, увлеченно при выполнении творческих заданий, чувствовалиудовольствие от творчества и с радостью придумывали новое, основываясь на заданной теме.2.3. Итог эффективности использования изобразительного искусства в развитии детей дошкольного возрастаЦель данного этапа: провестидиагностику с целью определить итоговый уровень развития творческого воображения у старших дошкольников. Задачи: 1) Проанализировать и обобщить результаты исследования 2) Выявить эффективность или же напротив, неэффективность занятий по развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности После проведения комплекса занятий и упражненийбыло проведено повторное тестирование на определение уровня развития творческого воображения у старших дошкольников, в результате которогобыли получены данные, которые отражены в таблице ниже.Таблица 4 Значения показателей теста (в баллах) подготовительной группы №МаркерОригинальностьРазработанностьГибкостьСреднее ариф.Уровень1Испытуемый12232,3Средний2Испытуемый24222,6Средний3Испытуемый33212Средний4Испытуемый43443,6Средний5Испытуемый54233Средний6Испытуемый63222,3Средний7Испытуемый74243,3Средний8Испытуемый83333Средний9Испытуемый93122Средний10Испытуемый103322,6СреднийСредний балл3,22,32,6СреднийКачественный анализ итоговых результатов диагностики показал, что дети перешли заметно улучшили свой уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности. На низком уровне не находится ни один ребёнок, в отличие от первого этапа, где очень значительный процент испытуемых показывали низкий уровень развития воображения в изобразительной деятельности. Стало проявляться такое качество дошкольников как креативность, появились новые сюжеты и яркие идеи в рисунках, дошколята начали проявлять самостоятельность в ходе работы над рисунком. Все дети находятся уже на среднем и грани с высоким уровне, некоторые из них перешли с низкого уровня. Остальные дети повысили такие показатели, как оригинальность, разработанность. У других детей повысились показатели оригинальность. Как мы видим из результатов итогового диагностического тестирования, особое внимание в ходе нашей практической работы уделялось повышению уровня оригинальности и разработанности различными приемами. Мы видим, что это дало свои результаты, у детей повысился уровень творческого воображения по всем показателям, в отличие от тех результатов, которые были получены в ходе первой диагностики. Опираясь на это, мы можем сделать вывод об эффективности разработанного содержания непосредственно образовательной деятельности в развитии у детей творческого воображения: 1) Результаты детей после проведенной работы повысились, 2) В ходе беседы с детьми, мы установили, что рисование по сказочно-фантастическим сюжетам воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ начале исследования мы поставили себе цель рассмотреть вопрос развития воображения детей на занятиях по сюжетному рисованию.Для того, чтобы достигнуть поставленной цели мырассмотреть специфику и особенности творческой деятельности, рассмотрели формы проявления творческого развития в детском возрасте, определили основные факторы, причины, которые влияют на развитие воображения. А также провели экспериментальное исследование для определения уровня творческого развития детей дошкольного возраста и проверили действенность использования сюжетно-фантастических сюжетов в рисовании и их влияние на развитие творческого воображения у дошкольников.В ходе исследования, мы увидели, с каким воодушевлением и огнем в глазах дети творят, как приятны им сюжеты, что отсылаются к сказкам, чудесам, сюжеты, которые пропитаны волшебством и чудесами. Малыши тяготеют к творчеству, это было доказано во многих исследованиях многими именитыми детскими психологами и методистами. Пусть недостаток жизненного опыта несколько ограничивает богатство детской фантазии, но если педагог направит их, покажет, с помощью сказок, фэнтезийных сюжетов, как можно, то полёт детской фантазии будет уже не остановить. Над развитием детского творческого воображения необходимо работать, и мы убедились в этом наглядно не только из научно-педагогической литературы, но и лично в ходе практической работы непосредственно с дошколятами. На этом цель курсовой работы можно считать однозначно достигнутой.Список использованных источников и литературы1. Бабакова Т. А., Акинина Т.М. – Педагогика и психология высшейшколы методика работы с понятийным аппаратом. — М., Прометей, 2013. 7. Бухсаева Т. А., Лавриненко В. С., Скрыпаль Э. А., Пряничникова О. В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. 8. Выготский Л. С. - Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. 2. Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. - Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. - М., Просвещение, 2011.9. Куликанова, Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / Е. В. Куликанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 106-108. 10. РибоТеодюль. – Творческое воображение. – СПБ.:тип. Ю.Н. Эрлих., 1901.12. Субботина Л.Ю. – Как играть с ребенком. – М.:Академия развития, 2011. 11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по дошкольной психологии. – М.:Просвещение, 1995. 4. Воображение в психологии. [Электронный ресурс]. URL:п.6. Методы развития воображения. [Электронный ресурс]. URL: http://studwood.ru/585132/psihologiya3. Психические процессы, состояния и образования [электронный ресурс]. -https://studref.com/582287/psihologiya/psihicheskie_protsessy_sostoyaniya_obrazovaniya5.Приемы творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL: https://StudFiles.net›preview/6265277/page:12

Список использованных источников и литературы

1. Бабакова Т. А., Акинина Т.М. – Педагогика и психология высшей
школы методика работы с понятийным аппаратом. — М., Прометей, 2013.
7. Бухсаева Т. А., Лавриненко В. С., Скрыпаль Э. А., Пряничникова О. В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста и его значение в жизни человека // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.
8. Выготский Л. С. - Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972.
2. Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. - Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. - М., Просвещение, 2011.
9. Куликанова, Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / Е. В. Куликанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 106-108.
10. Рибо Теодюль. – Творческое воображение. – СПБ.:тип. Ю.Н. Эрлих., 1901.
12. Субботина Л.Ю. – Как играть с ребенком. – М.:Академия развития, 2011.
11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по дошкольной психологии. – М.:Просвещение, 1995.
4. Воображение в психологии. [Электронный ресурс]. URL:п.
6. Методы развития воображения. [Электронный ресурс]. URL: http://studwood.ru/585132/psihologiya
3. Психические процессы, состояния и образования [электронный ресурс]. -https://studref.com/582287/psihologiya/psihicheskie_protsessy_sostoyaniya_obrazovaniya
5. Приемы творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL: https://StudFiles.net›preview/6265277/page:12

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет развитие воображения на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов?

Развитие воображения на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Это помогает развивать творческое мышление и фантазию у детей, а также способствует развитию мелкой моторики и координации движений.

Какие формы проявления воображения можно наблюдать у дошкольников?

У детей дошкольного возраста можно наблюдать различные формы проявления воображения, такие как создание вымышленных персонажей и историй, воссоздание сказочных сюжетов, игра ролей и использование необычных цветов и форм при рисовании.

Как изобразительная деятельность влияет на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста?

Изобразительная деятельность имеет положительное влияние на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста. Она помогает развивать способность детей к самовыражению, созданию новых образов и идей, а также расширяет их представления о внешнем мире.

Какими способами можно развивать воображение детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов?

На занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов можно развивать воображение детей дошкольного возраста различными способами. Например, можно предлагать им рисовать вымышленные существа, придумывать истории к своим рисункам, использовать необычные цвета и формы, а также проводить игры-ролевые игры, где дети могут воплощать свои фантазии.

Какова роль рисования сказочно-фантастических сюжетов в развитии воображения детей дошкольного возраста?

Рисование сказочно-фантастических сюжетов имеет важную роль в развитии воображения детей дошкольного возраста. Это помогает детям расширить свое воображение, развить творческое мышление и способность видеть и представлять необычные и фантастические образы. Такие занятия также помогают развить у детей умение создавать и выражать свои собственные идеи и эмоции.

Какое значение имеет развитие воображения на занятиях по рисованию сказочно фантастических сюжетов?

Развитие воображения на занятиях по рисованию сказочно фантастических сюжетов имеет большое значение для детей. Оно помогает развить творческие способности, расширить кругозор, развить логическое мышление и воображение.

Какие особенности имеет творческое воображение?

Творческое воображение имеет несколько особенностей. Оно позволяет детям создавать новые и оригинальные образы, сочетать разные элементы и идеи, развивать свою фантазию и креативное мышление.

Какие формы проявления воображения есть у дошкольников?

У дошкольников есть разные формы проявления воображения. Они могут придумывать истории, играть в разные роли, строить и создавать свои миры, изображать сказочных и фантастических персонажей.

Как влияет изобразительная деятельность на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста?

Изобразительная деятельность имеет положительное влияние на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста. Она помогает им развивать способность видеть мир в новых цветах и формах, развивать конструктивное мышление и воображение.

Как проходит практическое исследование развития воображения дошкольников посредством изображения сказочно фантастических сюжетов?

В практическом исследовании развития воображения дошкольников посредством изображения сказочно фантастических сюжетов детям предлагаются задания, в которых они должны изобразить свои представления о фантастических мирах и персонажах. После этого происходит анализ и оценка их работ с целью выявления уровня развития воображения.

Какое значение имеет развитие воображения на занятиях по рисованию?

Развитие воображения на занятиях по рисованию имеет большое значение, так как помогает детям развивать свою креативность, воображение и творческие способности. Это способствует формированию у них умения собирать и анализировать разные интересные идеи и выражать их в графической форме.