Эмоциональный интеллект и пути его развития в младшем школьном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 24 24 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 5
1.1. Изучение эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных психологов 5
1.2. Пути развития эмоционального интеллекта у младших школьников 9
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 13
2.1. Этапы и методы исследования 13
2.2. Анализ результатов исследования 14
Выводы по главе 2 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложения 24

Фрагмент для ознакомления

В группу «отверженных» по результатам исследования относится 3,3 % (1 ученик).Полученные результаты могут говорить о том, что больше половины обследуемых младших школьников предпочитают общаться в небольших группах, они поддерживают близкие отношения с несколькими одноклассниками (обычно не больше 3 человек) и не стремятся к взаимодействию с остальными учениками.Для 26,7 % младших школьников, которые относятся к группе «рядовых» характерно взаимодействие с большинством ученического коллектива, они стремятся к хорошим отношениям с одноклассниками, поэтому общаются практически со всеми.К группе «лидеров» по результатам исследования относятся 16,7 % школьников. Остальные ученики считают данных одноклассников сильными, умными, смелыми, талантливыми и т.д. Мнение лидеров считается авторитетным, к ним прислушиваются, с ними хотят общаться, стремятся к взаимодействию. Такие дети заметны среди остальных. Они обычно уверены в себе, любят быть в центре внимания, при этом, достаточно ответственны, потому что остальные дети считают, что могут на них положиться.3,3 % (1 ребёнок) оказались в группе «отверженных», что говорит об отсутствии у данного школьника нормальных отношений с остальными учениками. В классе они ни с кем не общаются, стараются быть отдельно от остальных.Для дальнейшего исследования учителю была предложена анкета, с целью выявления особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников.Полученные результаты анкетирования представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников обследуемой группыСоциометрическая группаСреднее значение (М)Лидеры20,8Рядовые14,5Одиночки5,7Отверженные4Как видно из анализа данных таблицы 2, у младших школьников, имеющих статус лидеров, средний балл сформированности эмоционально-волевых компонентов намного выше, чем у остальных учеников. Наглядно сравнительные результаты исследования сформированности эмоционально-волевой сферы младших школьников обследуемой группы отражены на рисунке 1.Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа показателей сформированности эмоционально-волевой сферы младших школьников обследуемой группыАнализ рисунка 1 показывает, что младшие школьники группы «лидеров» демонстрируют наиболее сформированные компоненты эмоционально-волевой сферы. В то время, как у младших школьников группы «отверженные», наоборот, наблюдаются самые низкие показатели сформированности эмоционально-волевой сферы. При этом, показатели сформированности компонентов эмоционально-волевой сферы младших школьников группы «одиночки» не сильно отличаются от группы «отверженных». Младшие школьники группы «рядовые» имеют средние показатели сформированности эмоционально-волевой сферы.Качественный анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод, что у младших школьников со статусом «лидер» в большей степени сформированы волевые усилия, которые они прикладывают в учёбе: они более самостоятельны при решении учебных задач, обращаются к дополнительным источникам информации, задают вопросы учителю, предпочитают обращаться за помощью к учителю, а не к одноклассникам, показывают высокий интерес к учёбе, посещают дополнительные (добровольные) занятия и демонстрируют высокую концентрацию внимания и высокую учебную работоспособность. Ученики группы «рядовые» также имеют хорошо сформированные волевые усилия, проявляют самостоятельность в учебном процессе, ходят на дополнительные занятия, показывают высокую концентрацию внимания и высокую учебную работоспособность. Но при этом, у них отмечается более низкий интерес к учёбе, снижены показатели взаимодействия с учителем (они предпочитают задавать вопросы одноклассникам, а не учителю).Для младших школьников групп «одиночки» и «отверженные» в большей степени характерна несформированность волевых усилий, низкий интерес к учебному процессу, невысокая самостоятельность в решении учебных задач. Они пропускают занятия, не ходят на дополнительные занятия, не стремятся к взаимодействию с учителем и другими учениками для решения учебных задач. Их концентрация внимания и учебная работоспособность снижены.Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение, что у младших школьников группы «лидеров» компоненты эмоционально-волевой сферы сформированы лучше, чем у остальных учеников, что свидетельствует также о лучшем развитии эмоционального интеллекта.Выводы по главе 2Во второй главе было описано эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников.На первом этапе был определён диагностический материал, с помощью которого выявлены социометрический статус и особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.На втором этапе была реализована диагностика для дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:1. Большая часть младших школьников обследуемой группы имеют социометрический статус «одиночки» (53,3 %), что говорит о стремлении учеников устанавливать взаимодействие с достаточно узким кругом одноклассников (2-3 человека).2. К группе «лидеров» относится 16,7 % обследуемых младших школьников, для которых характерно продуктивное взаимодействие практически со всем учебным коллективом. Остальные ученики стараются общаться с данными детьми и отдают им предпочтение в своих выборах.3. У младших школьников группы «лидеров» в большей степени сформированы компоненты эмоционально-волевой сферы по сравнению с остальными учениками. Такие данные позволяют предположить также о более развитом эмоциональном интеллекте, который оказывает положительное влияние на характер межличностного взаимодействия младших школьников.ЗаключениеВ настоящее время в научных психолого-педагогических исследованиях освещается вопрос изучения эмоционального интеллекта как необходимого компонента успешной социализации и гармоничного развития личности. При этом, под эмоциональным интеллектом в отечественной науке принято понимать способность личности к осознанию эмоций, их интерпретации и умения ими управлять. Саморегуляцию, самосознание, самоконтроль, способность к эмпатии и сформированные социальные навыки также рассматривают как структурные компоненты эмоционального интеллекта.В период младшего школьного возраста происходит формирование самосознания, способности к рефлексии и саморегуляции, умения понимать другого человека, его потребностей, совершенствуется навык «ориентации на другого». В связи с этим, развитие эмоционального интеллекта в данном возрасте выступает актуальной проблемой современной психологии и педагогики.Организованное эмпирическое исследование показало, что большая часть младших школьников предпочитают выстраивать взаимоотношения с малой частью ученического коллектива, дети общаются в малых группах. При этом, есть часть учеников, которые показывают хорошие отношения практически со всем коллективом, выступая при этом для одноклассников примером. Другие младшие школьники стремятся к общению и взаимодействию с такими одноклассниками.С помощью диагностических методик было выявлено, что у младших школьников группы «лидеры» в большей степени сформированы компоненты эмоционально-волевой сферы, что также может свидетельствовать о более развитом эмоциональном интеллекте, который оказывает положительное влияние на социальную успешность.Список использованной литературы

нет

Вопрос-ответ:

Зачем изучать эмоциональный интеллект младших школьников?

Изучение эмоционального интеллекта младших школьников позволяет более глубоко понять особенности их развития и помочь им развивать навыки эмоционального управления. Это важно для формирования их психологического благополучия и социальной адаптации.

Какие пути развития эмоционального интеллекта у младших школьников?

Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников возможно через проведение специальных тренингов и занятий, направленных на обучение навыкам распознавания и управления эмоциями, развитие эмпатии, коммуникативных и проблемно-поисковых умений. Важную роль также играют родители и учителя, которые могут создавать поддерживающую и эмоционально-благоприятную среду.

Какие особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

Младшие школьники начинают формировать свою эмоциональную саморегуляцию и осознание своих эмоций. Они могут становиться более эмоционально выразительными и начинают лучше понимать эмоции других людей. При этом, у них могут быть трудности в контроле эмоций и разрешении конфликтов.

Какие работы отечественных и зарубежных психологов посвящены изучению эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

Среди отечественных психологов интерес к изучению эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте проявляли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков и др. Зарубежные ученые, такие как Дэниэл Гоулман, Питер Сэловей и Джон Майер, также внесли значительный вклад в изучение этой области.

Какие выводы можно сделать по главе про теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

Из главы можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии младших школьников. Знание и понимание его особенностей позволяет эффективно разрабатывать пути его развития, что способствует повышению психологического благополучия и успешной социальной адаптации детей.

Какие теоретические аспекты изучают особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте изучаются различные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта, включая понимание эмоций, умение контролировать эмоции, эмпатию и социальные навыки. Также исследуются факторы, которые влияют на развитие эмоционального интеллекта, такие как родительское воспитание, образовательные программы и окружение.

Какие пути развития эмоционального интеллекта существуют у младших школьников?

У младших школьников существуют различные пути развития эмоционального интеллекта. Один из них - обучение эмоциональной грамотности, включающее в себя умение распознавать и понимать свои эмоции, управлять ими и выражать их адекватно. Другой путь - развитие эмпатии и социальных навыков, таких как умение слушать и понимать других людей, сотрудничать и устанавливать дружеские отношения.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной изучению эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

По главе можно сделать вывод, что изучение особенностей развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте является важной областью исследования. Эмоциональный интеллект влияет на успешность учебы и социальную адаптацию детей. Также глава указывает на необходимость разработки методик и программ для развития эмоционального интеллекта у младших школьников.

Что исследователи изучали в эмпирическом исследовании развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?

В эмпирическом исследовании изучались особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Исследователи анализировали межличностные навыки, способность понимать и управлять эмоциями, уровень эмпатии и социальных навыков у детей данной возрастной группы.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект - это способность понимать, контролировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Это важный аспект развития личности, который позволяет лучше понимать свои чувства и эмоции, а также эффективно взаимодействовать социально.

Как изучается эмоциональный интеллект?

Изучение эмоционального интеллекта проводится как в отечественной, так и зарубежной психологии. В работах психологов исследуются различные аспекты эмоционального интеллекта, такие как распознавание эмоций, управление эмоциями и выражение эмоций. Используются различные методы и инструменты, такие как опросники, наблюдения и эксперименты.