\ Библейское учение об искупительном догмате
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Библейское учение об искупительном догмате 4
1.1.Определение понятий: искупление, выкуп, умилостивление, жертва, замещение, примирение 4
Глава 2. Учение об искуплении в Ветхом Завете 9
2.1. День искупления 9
2.2. Ветхозаветная система жертвоприношений 9
2.3. Мессианские тексты об Искупителе 14
Заключение 20
Библиографический список использованной литературы 21
таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо?» (Мих.2:7). Дух Господень пребывает на народе Израиля даже в вавилонском пленении. Михей, обличая иудейское священство и князей, утверждает, что им руководит Дух Божий: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (Мих.3:8). Обратимся, пожалуй, к самому известному и самому важному из пророчеств Михея: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (5, 2).Вифлеем, родной город Давида-царя, должен был стать, согласно этому пророчеству, местом рождения сына Давидова (Мф. 1, 1) — потомка Давида, который вновь, как когда-то Его великий и славный предок, будет Владыкою в Израиле. С Вифлеемом, таким образом, были связаны мессианские чаяния еврейского народа. Эти чаяния не ослабели и в эпоху римского господства над Иудеей. Даже, скорее, усилились, поскольку внушали надежду на скорое избавление от ига иноземцев. Иудейская религиозная аристократия, как об этом говорится в Евангелии от Матфея, хорошо знала об этом пророчестве Михея. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Мф. 2, 1), царь Ирод встревожился (Мф. 2, 3). Его тревога легко объяснима: в глазах иудейского народа он не был законным царем. И причин тому было по меньшей мере две. Во-первых, Ирод не был потомком Давида, и вообще происходил не из иудейского, а из идумейского народа. А во-вторых, его власть держалась на силе оружия римлян — завоевателей и поработителей израильского народа. Охваченный тревогой, Ирод собирает всех первосвященников и книжников народных и спрашивает у них: где до́лжно родиться Христу? (Мф. 2, 4). Христу — значит Мессии, Помазаннику, царственному потомку Давида, долгожданному избавителю от власти римлян и от его, Ирода, власти. На вопрос Ирода священники и книжники в один голос отвечают ему, что Мессия должен родиться в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка (Мф. 2, 5). И далее цитируют слова Михея (Мих. 5, 2). Тогда, чтобы избавиться от политического соперника, от претендента на не по праву занятый им иудейский престол, Ирод приказывает избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2, 16). Злой царь напрасно опасался за свой престол — Христос пришел в этот мир не за политической властью. Ирод не знал, что царство Иисуса Христа — не от мира сего (Ин. 18, 36).Слава Вифлеема не в том, что в этом городке, затерянном в Иудейском нагорье, родился когда-то Давид, а в том, что в нем родился Тот, Чье происхождение из начала — Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Блаженный ФеодоритКирский в своем толковании на Книгу пророка Михея так поясняет слова о Вифлееме: «Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, говорит пророк. У тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле — в тебе родится по плоти прежде веков Рожденный от Отца... Сей превечный, в начале сущий у Бога, Бог Слово, и от Бога имеющий происхождение из начала, в тебе, говорит пророк, родится по плоти, тебя, умаленный в тысячах Иудиных город, делая славным и знаменитым». Так и произошло. Кто сегодня не знает Вифлеем? Святоотеческая экзегеза вифлеемского пророчества Михея (Мих. 5, 2) единодушна в своем утверждении: «Здесь говорится о плотском рождении Бога Слова от Девы в Вифлееме».Важны также и пророчества Захарии.Пророк Захария вдохновлял жителей Иерусалима на продолжение работ по восстановлению Храма вместе с пророком Аггеем. Есть цитата: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления» (Зах 12:10). Книга пророка Захарии состоит из следующих частей: пророк призывает совершить покаяние (1:1-6), сообщает о видении ангела среди мирт (1:7-17), четыре всадника (видение) (1:18-21), ангел с землемерной веревкой (2), видение, в котором предстают первосвященник Иисус и Мессия (3), золотой светильник (4), летающий свиток и ефа (мера сыпучих тел) (5), пророк видит четыре колесницы и Мессию в образе Первосвященника (6), Захария пророчествует о новозаветных временах (7-8), предсказания о царстве Мессии (9-11), благодатные дары, подаваемые верующим (12), пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (13-14).В третьей (пророческой) части (главы 9–14) содержатся пророчества о будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о Мессии и Церкви.В этой части полностью отсутствуют имена первосвященника Иисуса и Зоровавеля и указания на время получения пророком откровений. На этом основании библейская критика происхождение 9–14 глав книги приписывает другому пророку, условно называя его Второзахарией.Из мессианских пророчеств особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, например о входе Господнем в Иерусалим (Зах. 9, 9), о предании Его за 30 сребреников и об употреблении этих денег (Зах. 11, 12–13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (Зах. 13, 7).О воскресении Христа пророчествует Оссия.Пророк Оссия жил во второй половине VIIIв до н. э. вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы – г. Самарии ассирийцами.Ос. 1, 10 и 2, 23 – пророчество о новом Израиле – христианах. Отметим, что апостолом Павлом данные стихи приведены в послании к Римлянам (9, 25–26), там говорится о том, что пророчество исполнено, то есть в Церковь Христову пришли не только иудеи, но и язычники. В 6, 1–3 пророком изображается будущее спасение в качестве исцеления и воскресения в третий день. «Оживит нас через два дня, и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его» (Ос. 6, 2). Если рассматривать мессианский смысл пророчества, то здесь, конечно же, говорится о том, что наступит всеобщее духовное воскресение людей, они будут освобождены от рабства благодаря Христу, унаследуют вечную жизнь по воскресении из мертвых, начало данного воскресения духа – это воскресение Самого Христа. О Царстве Мессии наиболее подробно пророчествовал Исайя.Согласно Божественному плану, люди спасутся в Царстве Мессии.Речь идет о благодатном Царстве, где все веруют, как считали пророки, это некое стройное здание веры. Мессия – это и основатель Царства, а также и базис подлинной веры, соответственно, пророки именовали его как Камень, то есть, основание Божественного Царства. Таким образом, с наименованием Мессии мы встречаемся в следующем пророчестве: «Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16). Сион – это гора, на которой находился храм. Пророки указывали, что необходимо обязательно верить в то, что Мессия грядет, а также затем наступит Царство Его. Пророки отмечали, что Мессия придет в наш мир, чтобы основать Царство, частью данного царства станет Израиль, будучи совершенно новым и обновленным. Пророками данное Царство было описано достаточно подробно. В первую очередь, Мессианское царство – это общество, в котором живут духовное обновленные люди. И это не только евреи, но и представители иных народов. Главная особенность данного Царства – это то, что в нем есть благодатные дарования. Это есть новая и преображенная земля, на которой не будет физических бедствий, все будут пребывать в блаженстве, бессмертии, полноте блага. Мессианские времена – это эпоха Нового завета: «ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не вспомню более» (Иер.31:31-34). У пророка Исайи мы читаем о вечности Нового Завета: «Преклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменная милость, обещанная Давиду» (Ис.55:3, Деян.13:34): В книгах пророков Царство Мессии также иногда изображается как высокая гора. И здесь мы сталкиваемся с символикой горы Сион. Откровения Иезекииля также связаны с явлением нового облика Бога, Бога-Спасителя, Который простит человечеству все грехи. Пророк указывает, что понадобится определенное количество времени ради очищения ветхозаветной Церкви от беззакония, посредством разрушения старого Господом будет создано новое. Пророк говорит о наступлении дней, когда каждый человек получит прощение, а земля вступит в эпоху своего расцвета. Этот расцвет пророк сравнивает с садом Едемским (36,35).Здесь также важно заметить, что пороком была введена тема эсхатологической битвы. В конце времен состоится последнее великое сражение между верными и врагами Царства Божия (ср. Откр 19,19). То есть, данное Царство не получат люди праздные, нужно будет приложить определенные усилия. Бог подарит людям Свое прощение, а также будет обитать вместе с ними. Данное пророчество является прообразом евангельского Богоявления. Только посредством Воплощения явится Бог миру. Служение в Храме, согласно мысли пророка, выступает в качестве благоговейного свидетельства о том, что Бог близок, что Он — Огонь попаляющий — будет пребывать в сердце Града.Иезекииль предсказывал, что Св. Дух сыграет важную роль в появлении Нового завета явлении Мессии: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27; 11:19-20). Однако о появлении Нового Завета здесь говорится в достаточно туманной форме.ЗаключениеТаким образом, сам смысл заклятия в Ветхом Завете заключается в покорности Божественной воле и в абсолютном исполнении Божественного закона.В целом, все ветхозаветные жертвы, временные и частичные, выполняли задачу постепенной подготовки народа Израиля и всего человечества к постижению удивительной тайны, эти жертвы являлись предвестником неизбежности Креста и непобедимой силы Воскресения.Ветхий Завет проникнут пророчествами относительно пришествия Мессии Искупителя. Еще до того, как совершилось рождение Христа, пророки предвидели, поскольку их вдохновлял Святой Дух, наступление новой эпохи в истории человечества. В частности, в Ветхом Завете и образе Скинии Иисус Христос предстает в качестве Искупителя, Спасителя человечества, искупляющего его грехи через великие страдания и Крестную смерть. Как гласят Евангелия от Луки и от Матфея, рождение Иисуса - это есть исполнение ветхозаветного пророчества о том, что пришествие Мессии, Сына Божьего и Искупителя грехов людских грядет. Пророческие книги Ветхого Завета содержат указания о том, что наступит благодатное Царство Мессии. Безусловно, данные пророчества были направлены на то, чтобы духовно подготовить людей к пришествию Спасителя, чтобы люди уверовали в Него. Также в этих пророчествах подчеркивается мысль о том, что цель Спасителя – оградить и избавить мир от внутреннего зла, от греха, показать истинный путь к спасению, к Богу. Пришествие Спасителя в мире является знамением преодоления греховной испорченности. Библиографический список использованной литературыБиблия в синодальном переводе // http://www.my-bible.info/biblio/biblija/?ysclid=lf43tz5p1j530254316 (Дата обращения 11.03.2023) Большой библейский словарь /ред. УолтераЭлвелла и Филипа Камфорта. – СПб.: Библия для всех, 2007. Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. – 3-е изд.- СПб.: Мирт, 2013.-1453с. Евангельский словарь Библейского богословия. /ред. Элуэлл У. – СПб.: Библия для всех, 2002. Мак-Грат А. Введение в христианское богословие // https://soteria.ru/s1163/?ysclid=lf43ko4b54685728756 (Дата обращения 11.03.2023) Новый библейский комментарий. Часть третья: Новый завет. – СПб.: Мирт, 2001.Пекота Д. Спасающая работа Христа / Систематическое богословие / Под.ред. Стэнли Хортона. – Спрингфилд, Миссури: Life, 1999.-с.344Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию / Под ред. В.Д.Дерксена.-СПб.: «Логос», 1994. – 437с.Эриксон М. Христианское богословие. – СПб.: Библия для всех, 2002. Юревич Д., прот. Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurevich/messianskie-mesta-vethogo-zaveta-v-ekzegeze-ottsov-tserkvi/ (Дата обращения 11.03.2023)
1. Библия в синодальном переводе // http://www.my-bible.info/biblio/biblija/?ysclid=lf43tz5p1j530254316 (Дата обращения 11.03.2023)
2. Большой библейский словарь /ред. Уолтера Элвелла и Филипа Камфорта. – СПб.: Библия для всех, 2007.
3. Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. – 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2013. - 1453с.
4. Евангельский словарь Библейского богословия. /ред. Элуэлл У. – СПб.: Библия для всех, 2002.
5. Мак-Грат А. Введение в христианское богословие // https://soteria.ru/s1163/?ysclid=lf43ko4b54685728756 (Дата обращения 11.03.2023)
6. Новый библейский комментарий. Часть третья: Новый завет. – СПб.: Мирт, 2001.
7. Пекота Д. Спасающая работа Христа / Систематическое богословие / Под. ред. Стэнли Хортона. – Спрингфилд, Миссури: Life, 1999.-с.344
8. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию / Под ред. В.Д.Дерксена.-СПб.: «Логос», 1994. – 437 с.
9. Эриксон М. Христианское богословие. – СПб.: Библия для всех, 2002.
10. Юревич Д., прот. Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurevich/messianskie-mesta-vethogo-zaveta-v-ekzegeze-ottsov-tserkvi/ (Дата обращения 11.03.2023)
Вопрос-ответ:
Что такое искупление?
Искупление - это процесс или действие, которое приводит к примирению с Богом и освобождению от греха.
Какие понятия связаны с искуплением?
Искупление связано с такими понятиями как выкуп, умилостивление, жертва, замещение и примирение.
Как учение об искуплении было представлено в Ветхом Завете?
Учение об искуплении было представлено через день искупления, жертвоприношения и мессианские тексты об Искупителе.
Что такое день искупления в Ветхом Завете?
День искупления - это особый день, когда высвобождались или искупались от греха и нечистоты через жертвоприношения и обряды.
Какие тексты из Ветхого Завета произнесены о Мессии-Искупителе?
Ветхозаветные тексты пророков содержат пророчества о Мессии-Искупителе, который придет и принесет искупление и спасение для народа.
Что такое искупление?
Искупление - это процесс или действие, которое приводит к освобождению или отпущению от грехов или преступлений. В христианской вере это означает, что Христос, поставив себя в жертву за наши грехи, освободил нас от последствий этих грехов и дал возможность восстановить нашу связь с Богом.
Какие понятия связаны с искуплением?
С искуплением связаны такие понятия, как выкуп, умилостивление, жертва, замещение и примирение. Выкуп означает выкупление или выплата, совершаемая для освобождения или освобождения от чего-либо. Умилостивление - это процесс умиротворения или примирения с Богом, который происходит через жертву или исповедь. Жертва - это то, что приносится в жертву, чтобы купить или примириться с Богом. Замещение означает, что кто-то или что-то принимает на себя чью-то вину или ответственность. Примирение предполагает восстановление мирных отношений между Богом и человеком.
Какое учение об искуплении есть в Ветхом Завете?
В Ветхом Завете есть учение об искуплении через день искупления и систему жертвоприношений. День искупления был ежегодным христианским праздником, когда жертва была принесена в жертву за искупление грехов народа. Жертвоприношения также были частью ветхозветной системы искупления, где животное было заколото и кровью жертвы был освящен алтарь. Некоторые тексты Ветхого Завета также содержат пророчества о Искупителе, который придет и совершит окончательное искупление.