старая тема: Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности современных подростков. Новая тема: Формы проявления агрессии и уровень самооценки современных подростков.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 16.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение форм проявления агрессии и уровня самооценки современных подростков 7
1.1 Изучение самооценки подростков в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Изучение форм проявления агрессии подростков в отечественной и зарубежной литературе 14
1.3 Психологические особенности современных подростков 17
Глава 2. Организация и методы исследования. 25
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования. 25
2.2 Методы и методики исследования 28
2.3 Организация исследования 28
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи форм проявления агрессии и уровня самооценки и современных подростков 29
3.1 Анализ результатов исследования…………………………………29
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………….35
Приложение 39
Важно, чтобы у человека была адекватная самооценка, чтобы он правильно оценил себя, свои возможности и способности, свои недостатки и достоинства, правильно планировал свои поступки и строил взаимоотношения с другими.Таким образом, выявленные прямые пропорциональные взаимосвязи между показателем уровня самооценки и параметрами агрессивности -несдержанность, склонность к прямой вербальной агрессии, обида, раздражение. Наличие данных статистически достоверных взаимосвязей указывает на то, что чем выше уровень самооценки подростка, тем в большей степени для него характерно проявление вспыльчивости, грубости, резкости, выражение негативных чувств в виде криков, угроз, употребление в речи негативных эпитетов, ненормативной лексики, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.Выявленапрямая пропорциональная взаимосвязь показателя самооценки с показателем агрессивности. Следовательно, чем выше уровень самооценки подростков, тем в большей степени для них свойственно проявление агрессивности в поведении.ЗаключениеАнализ литературы показал, что поведение подростка регулируется самооценкой. Самооценку подростка формируют под воздействием оценок окружающих, в первую очередь ближнего взрослого и его сверстников, семьи и в процессе его собственной деятельности и самостоятельного оценивания результатов подростка. Завышение самооценки и склонность к переоцениванию себя могут приводить к конфликтам с окружающими. Она создает чувство обиды, подозрения, агрессии.Наоборот, снижение самооценки личности может вызвать неуверенность, тревогу и привести к безынициативности. Наличие неадекватно высокой самооценки подростков, неправильное представление о себе способствует тому, что подросток часто стремится к конфликту, не признает свою вину и потому не желает делать шаг к согласию и продолжает конфликтовать со своими сверстниками. При этом такие подростки отмечают стремление к унижению, обидеть собеседника в конфликте. В данной работе теоретически и практически установлена взаимосвязь между формами проявления агрессии и уровнем самооценки современных подростков. Задачи, которые были поставлены в начале исследования, решены: проанализировано теоретическое и экспериментальное исследование по теме. Поставленная цель: исследование взаимосвязи между формами проявления агрессии и уровнем самооценки современных подростков – достигнута.Выявлено практически, чем выше уровень самооценки подростка, тем в большей степени для него характерно проявление вспыльчивости, грубости, резкости, выражение негативных чувств в виде криков, угроз, употребление в речи негативных эпитетов, ненормативной лексики, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действияГипотеза исследования о том, что выбор формы проявления агрессии современного подростка зависит от уровня его самооценки, нашла подтверждение.Можно сказать, что тема этой работы актуальна не только для учителя, школьного психолога, родителя, но и вообще сегодняшнему изменяющемуся обществу, которое всегда стремилось к развитию личности, способной к самоутверждению и самоопределению.Следовательно, необходима модель психолого-педагогической коррекции самооценки у подростков, которая позволит достичь положительных результатов в этом направлении.Список использованной литературыАгрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 126 с. — (Серия: Профессиональная практика).АГРЕССИВНОСТЬ, САМООЦЕНКА И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ У ПОДРОСТКОВ / Соловьёва К.С., Ушакова А.В. / Молодежь и медицинская наука в XXI веке. материалы XXIII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием, посвященной 35-летию со дня образования Кировского государственного медицинского университета. Киров, 2022. С. 352-353.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 87 с.Ахметова Г.Ф., Бильданова В.Р. Самооценка и ее выраженность в подростковом возрасте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №1. – С.142 – 149Божович Л. И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1996. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2017, №4. С. 85–92.Жигинас Н. В. Формирование агрессивного поведения девиантных подростков в проблемном социуме // Ped.Rev.. 2015. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-agressivnogo-povedeniya-deviantnyh-podrostkov-v-problemnom-sotsiume (дата обращения: 12.03.2023).Каневская Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №42. – С.7-11.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984. – 343с.Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. – СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.Лабиринты одиночества / Сост. Н.Е. Покровский– М., 1989. – 624 с.Личко А. Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 25 с. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ., - СПб.: Питер Ком, 2003. - 688с.Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33130/Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей // Персональный сайт Пикиной Анастасии. 2015. 13 октября [Электронный ресурс]. http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html Понятие «Агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте/ Цыганова Л.Н.// Вестник Мордовского университета – 2001 - №2.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособ. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. – 96 с.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2005. - 368с.Рахматуллина А.А. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Вестник науки. 2022. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-sovremennyh-podrostkov-vidy-i-metody-preodoleniya (дата обращения: 12.03.2023).Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004-360с. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, – 2008. – 176 с.Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии: Автор. дис. ... д6ра психол. наук: 19.00.04. – СПб.: С.6Петерб. гос. мед. ун6т им. И.П. Павлова, 1997. – 42 с. Сидоренко Ю. В. Психодиагностика и психокоррекция агрессивности девиантных подростков в условиях Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: магистерская диссертация. Томск: ТГПУ, 2015Старков О.В. Криминология. Теория и практика: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 394-397Сурова, Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е. В. Сурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48347/ (дата обращения: 12.03.2023).Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие / А.Л. Тертель. – М. : ТК Велби, Проспект, 2006. – 248 с.Чепелева Л.М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. – 64 с.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.ПриложенияПриложение 1Тест на определение самооценки у подростков по методике Р. В. ОвчаровойЧтобы определить уровень самооценки, подростку предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать».Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.Вопросы теста на самооценку для подростков Р. В. Овчаровой выглядят следующим образом:Мне нравится создавать фантастические проекты.Могу представить себе то, чего не бывает на свете.Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.Мне нравится находить причины своих неудач.Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное. Убедительно могу доказать правоту. Умею сложную задачу разделить на несколько простых. У меня часто рождаются интересные идеи. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:24-32 балла – высокий уровень самооценки;12-24 балла – средний;0-12 баллов – низкий.С детьми, получившими в результате прохождения теста «низкий» или «высокий» результат, должен обязательно поработать школьный психолог, чтобы не совсем адекватная самооценка не повлияла на дальнейшую жизнь подростка.Приложение 2Опросник Басса-Дарки, адаптированный (вар. Г.А. Цукерман)Инструкция к опросникуОтвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.Текст опросника1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.9. Мне кажется, что я могу ударить человека.10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.14. Я думаю, что многие люди не любят меня.15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.20. Если мною пытается кто-то командовать, я поступаю ему наперекор.21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.22. Довольно много людей мне завидует.23. Если я злюсь, я могу выругаться.24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать всё, что о нем думаю.32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.34. В споре я часто повышаю голос.35. Я раздражаюсь из-за мелочей.36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.Обработка результатов:При определении результатов считаются только положительные ответы.Физическая агрессия19172533Косвенная агрессия210182634Раздражительность311192735Негативизм412202836Обидчивость513212937Подозрительность614223038Вербальная агрессия715233139Чувство вины816243240Интерпретация:Построенный график (см. рисунок в конце файла) показывает, какие проявления агрессии характерны для Вас. Если на графике точка расположена выше пунктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения.Физическая агрессия - склонность к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают Вам искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуете нарваться на ответную агрессию.Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. физическая и косвенная агрессия.Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.Вербальная агрессия - за словом в карман Вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.Чувство вины - поздравляю, Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.Приложение 3Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)Назначение теста: диагностика агрессивного поведения.Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.ОписаниетестаАгрессивное поведение — это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников.Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека. Данный опросник является адаптированным вариантом для экспресс-диагностики.Инструкция. Если вы согласны с утверждением (то есть это подходит для описания вашего поведения или состояния), то поставьте «+» в клеточку рядом с номером утверждения. Если не согласны, то ничего ставить не надо.1. Во время спора я часто повышаю голос.2. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я сделаю это, не раздумывая.3. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.4. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.5. Когда я вспоминаю прошлое, порой мне бывает обидно за себя.6. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.7. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.8. Я иногда бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.9. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.10. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.11. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.12. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.13. Я могу от злости порвать тетрадку или бросить книжку.14. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.15. Когда я сердит, то обычно мрачнею и не хочу ни с кем общаться. 16. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.17. У меня часто «чешутся кулаки», и я всегда готов пустить их в ход.18. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.19. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.20. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать.21. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.22. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.23. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.24. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.25. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.27. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.28. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.29. Другие люди мне всегда кажутся более счастливыми и везучими.30. Мне кажется, что я сам виноват в своих проблемах.31. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.32. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, у меня появляется желание причинить ему зло.33. Иногда меня злят улыбающиеся и веселые люди.34. Я думаю, что люди совершают хорошие поступки, потому что им это выгодно.35. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.36. В разговоре с человеком я обычно его перебиваю.37. В детстве я часто дрался.38. На моем столе всегда беспорядок.39. Я не верю людям, которые делают для меня хорошее.40. Я не могу поделиться с другими своими чувствами и переживаниями.Обработка и интерпретация результатов тестаАгрессивное поведение по форме проявления может быть диагностировано по пяти шкалам.1. Вербальная агрессия (ВА) — человек словами выражает свое агрессивное отношение к другому, использует оскорбления, иронию, насмешки.2. Физическая агрессия (ФА) — человек выражает свою агрессию по отношению к другому с применением физической силы.3. Косвенная агрессия (КА) — человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.4. Эмоциональная агрессия (ЭА) — у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к ним.5. Самоагрессия (СА) — человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты, он оказывается беззащитным в агрессивной среде, теряется, падает духом или наносит вред себе.Ключ к тестуФамилия, имя учащегося, класс ВА16111621263136ФА27121722273237КА38131823283338ЭА49141924293439СА510152025303540ВсегоОбработка результатов теста (1 «плюсик» рядом с номером утверждения = 1 балл)1. Суммируются баллы по каждой из пяти шкал (сумма вписывается в последний столбец).Если сумма баллов будет выше 5, это означает высокую степень агрессивности.Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии.Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности.2. Суммируются баллы по всем шкалам.Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.
Наоборот, снижение самооценки личности может вызвать неуверенность, тревогу и привести к безынициативности.
Наличие неадекватно высокой самооценки подростков, неправильное представление о себе способствует тому, что подросток часто стремится к конфликту, не признает свою вину и потому не желает делать шаг к согласию и продолжает конфликтовать со своими сверстниками. При этом такие подростки отмечают стремление к унижению, обидеть собеседника в конфликте.
В данной работе теоретически и практически установлена взаимосвязь между формами проявления агрессии и уровнем самооценки современных подростков.
Задачи, которые были поставлены в начале исследования, решены: проанализировано теоретическое и экспериментальное исследование по теме.
Поставленная цель: исследование взаимосвязи между формами проявления агрессии и уровнем самооценки современных подростков – достигнута.
Выявлено практически, чем выше уровень самооценки подростка, тем в большей степени для него характерно проявление вспыльчивости, грубости, резкости, выражение негативных чувств в виде криков, угроз, употребление в речи негативных эпитетов, ненормативной лексики, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия
Гипотеза исследования о том, что выбор формы проявления агрессии современного подростка зависит от уровня его самооценки, нашла подтверждение.
Можно сказать, что тема этой работы актуальна не только для учителя, школьного психолога, родителя, но и вообще сегодняшнему изменяющемуся обществу, которое всегда стремилось к развитию личности, способной к самоутверждению и самоопределению.
Следовательно, необходима модель психолого-педагогической коррекции самооценки у подростков, которая позволит достичь положительных результатов в этом направлении.