Роль словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 18.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты словесных дидактических игр 5
1.1 Рассмотрение понятия дидактических игр и их особенностей 5
1.2 Изучение роли словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников 10
1.3 Рассмотрение эффективности использования словесных дидактических игр в дошкольном образовании 15
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению и развитию умственного развития дошкольников 18
2.1 Описание показателей используемых методик для диагностики умственного развития дошкольников 18
2.2 Анализ диагностики умственного развития дошкольников 20
2.3 Организация работы по развитию умственного развития дошкольников с помощью словесной дидактической игры 23
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
В методике игр используется также совет Е. И. Тихеевой: перед чтением того или иного стихотворения необходимо познакомить малышей с живым предметом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козой и т. д., т. е. с теми образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.Основная цель словесных игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стихом, добиваться понимания ими значения слов, их правильного произношения.Воспитатель младшей группы направляет ее во время игры, обучает детей. Речь учителя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большие требования должны предъявляться к жестам, мимике.Ладушки Цель игры. Учить детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.Ход игры. Дети сидят в кругу на стульях. Воспитатель принимает такое положение, чтобы все его видели, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладоши».Слова: Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у - полетели! На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!Движения: воспитатель и дети нежно хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Улетели» разводят руки в стороны и кладут на колени. Играя повторно, учитель делает паузу после слов «Где были?» и ждет ответов детей; «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «.Что пили?» - «Бражку». В следующий раз потешку целиком произносят дети вместе с воспитателем.Словесные игры для детей средней группы. Дети среднего дошкольного возраста более активны в своем стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, у них увеличивается словарный запас, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Они могут, например, объединять в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. д.Они начинают понимать простейшие причинно-следственные связи, если сталкиваются с явлениями, знакомыми им по прошлому опыту, а в 4 года уже знают, что бывает и чего не бывает, если рассказать им о знакомых предметах и явлениях. Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает их попытаться найти ответ самостоятельно, наблюдая явления и выполняя действия с различными предметами. Учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр, побуждает к активному речевому общению детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.Воспитатель проводит словесные игры на основе накопленных детьми представлений об окружающей среде. А в средней группе он продолжает вести игру, либо лично участвуя, либо наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще отводится тому или иному ребенку. Первоначально воспитатель может использовать уже знакомые детям младшей группы словесные игры, целью которых было развитие речи, мыслительной и двигательной деятельности, а затем переходить к играм с более сложным заданием.В этом разделе предлагается ряд таких игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-Гуси», «Где были, не скажем…» и т. д. Проводятся игры со всей группой, так и с небольшими группами игроков. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем. Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, смекалку.Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водить, выйдет из комнаты, и мы договоримся, что будем делать. : «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.Учитель делает вид, что пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. - «Дрова пилите». - «Давайте все будем пилить дрова». Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?» он спрашивает. Дети хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилу дров, водитель догадывается: «Вы пилите дрова». Чтобы продолжить игру, выберите другого водителя.Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и т. д. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель следит за тем, чтобы ребенок научился говорить правильно.«Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Миша правильно сказал?» Дети: «Мы рисуем». «Миша, скажи мне правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Миша: «Они рисуют».Словесные игры для детей постарше. Наблюдая за явлениями природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приобщаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) приобретают в меру своих возможностей относительно широкий круг знаний, которые должны лечь в основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.Наряду с расширением круга познания происходят изменения в характере мыслительной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе умственной работы ребенка лежит процесс понимания, в основе которого лежат анализ и синтез. В результате развития мышления анализ становится все более дробным, а синтез - все более обобщенным и точным. Дети хотят понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способность устанавливать и выявлять различные связи, реально существующие между предметами и явлениями и внутри каждого из них.Детям 6-7 лет свойственна большая любознательность, наблюдательность, любознательность, интерес ко всему новому и необычному. Самостоятельно отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам - вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.Разгадывать головоломки, соблюдать определенные правила игры более увлекательно для детей этого возраста, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилий. Главное в умственной деятельности – это желание познавать новое. Больше, чем прежде, приобретают место мотивы конкуренции. У старших дошкольников появляются новые мотивы мыслительной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.Словесные игры, направленные на развитие мышления детей, условно делятся на четыре группы. в. Для каждой группы определены общие умственные задачи. Так, например, известно, что детям легче сравнивать предметы, чем их обобщать и классифицировать, поэтому игры на сравнение предметов предлагаются раньше, чем на классификацию и обобщение. А внутри групп игры располагаются по степени сложности игровых заданий.При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше внимания уделяет индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными. Дети как бы обладают большой самостоятельностью не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.Например, игры, воспитывающие умение различать существительные, основные признаки предметов, явлений.Отгадай-ка. Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; узнавать предмет по описанию.Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они говорили на уроках о знакомых предметах, составляли загадки и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию догадаемся, какой предмет говорит. Выбери себе тему и говори за нее, надо только соблюдать правила игры: когда говоришь о предмете, не смотри на него, чтобы мы сразу не догадались, и говори только о тех предметах которые находятся в комнате».После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, подготовиться к ответу) воспитатель кладет на колени играющему камешек (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем отдает камешек тому, кто угадает. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему игроку для отгадывания.Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время урока и, следовательно, в ней принимают участие все дети группы, то ее продолжительность составит 20-25 минут. В ходе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы усвоить предмет. Он может задать загадчику вопрос: «Где находится этот предмет?» или: «Для чего этот предмет?». Но не следует торопиться с наводящими вопросами. Необходимо дать ребенку возможность запомнить предмет, его основные черты и рассказать о них.Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (ТВ), «Железо, сделанное из веток, стоит на подоконнике, оттуда слышно птичье пение (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяток» (чайник).Таким образом, каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми. Это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстников и стойко переносить неудачи. Праздничность, поддержка, доброта, счастливая атмосфера, счастливая атмосфера, вымыслы и фантазии. Только в этом случае игра будет полезна для умственного развития дошкольников.ЗаключениеВ результате проведенного исследования можно сделать вывод, что использование словесных дидактических игр является эффективным способом обучения и развития дошкольников. Игры способствуют развитию речи, когнитивных и социальных навыков, творческого мышления и мотивации к обучению.Анализ различных подходов к организации словесных дидактических игр показал, что игры должны быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка и использоваться в различных областях знаний. Педагогические цели, которые ставятся перед игрой, должны быть ясно определены, чтобы обеспечить максимальный эффект от использования игр.Эффективность использования словесных дидактических игр в дошкольном образовании подтверждается исследованиями, которые показали, что игры способствуют улучшению качества речи, мышления, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Использование игр может помочь детям с нарушениями развития улучшить свои навыки и достичь лучших результатов в учебе и повседневной жизни.В целом, использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании является эффективным и многообещающим подходом к обучению и развитию детей. Однако, необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и педагогические цели, которые ставятся перед игрой, чтобы обеспечить максимальный эффект от использования игр.Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов и родителей, которые занимаются обучением и развитием дошкольников, а также для исследователей, занимающихся проблемами обучения и развития детей. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь уточнить и расширить наши знания о роли словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников и определить наиболее эффективные подходы к их использованию.Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены особенности словесных дидактических игр и их роль в умственном развитии дошкольников. Были проанализированы различные подходы к организации игр и эффективность их использования в дошкольном образовании.В результате исследования можно сделать вывод, что использование словесных дидактических игр является эффективным способом обучения и развития дошкольников, так как они способствуют развитию речи, когнитивных и социальных навыков, творческого мышления и мотивации к обучению.Также было установлено, что организация игр должна учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и педагогические цели, которые ставятся перед игрой, чтобы обеспечить максимальный эффект от использования игр.Исследование показало, что использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании может повысить качество обучения и развития детей дошкольного возраста. Игры могут быть особенно полезны для детей с нарушениями развития, которые могут испытывать трудности в обучении и развитии.В целом, результаты данной работы могут быть полезными для педагогов и родителей, которые занимаются обучением и развитием дошкольников, а также для исследователей, занимающихся проблемами обучения и развития детей. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь уточнить и расширить наши знания о роли словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников и определить наиболее эффективные подходы к их использованию.Список литературы1. Баранова И.В. Словесные игры и задачи в дошкольном образовании./ Баранова И.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2018, 160 с.2. Герасимова И.В. Словесные дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста./ Герасимова И.В. – М.: Гуманитарный центр, 2019, 124 с.3. Красильникова Н.П. Словесные игры в дошкольном обучении./ Красильникова Н.П. – М.: Просвещение, 2021, 128 с.4. Кузнецова А.С. Словесные игры на занятиях русским языком в детском саду./ Кузнецова А.С. – Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2019, 128 с.5. Кузнецова Т.Н. Игры для развития речи дошкольников./ Кузнецова Т.Н. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020, 80 с.6. Никитина Н.С. Развитие речи дошкольников с помощью словесных игр./ Никитина Н.С. -СПБ, Спутник+, 2018, 112 с.7. Плешакова М.В. Словесные игры на уроках русского языка в дошкольном образовании./ Плешакова М.В. СПБ, Лань, 2019, 112 с.8. Романова Е.А. Опыт использования словесных игр в дошкольном образовании./ Романова Е.А. – М.: Издательство МГПУ, 2017, 88 с.9. Смирнова О.В. Словесные игры в работе с дошкольниками./ Смирнова О.В. –Красноярск.: Красноярский государственный педагогический университет, 2017, 96 с.10. Чернова Т.И. Развивающие словесные игры в дошкольном образовании./ Чернова Т.И. – Екатеринбург: У-Фактория, 2019, 72 с.11. Шендрикова Л.А. Словесные игры в детском саду./ Шендрикова Л.А. – М.: Детство-Пресс, 2019, 96 с.Электронные ресурсы12. Ельмеева, С. М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) / С. М. Ельмеева. // Молодой ученый. - URL: https://moluch.ru/archive/303/68338/ (дата обращения: 15.03.2023).13. Забродоцкая О.Д.Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-umstvennom(дата обращения: 15.03.2023).14. МБДОУ «Детский сад № 2 «Березка» г. Нижний Новгород - URL: https://mbdou2-nn.ru/(дата обращения: 15.03.2023).15.Тест Векслера (или Шкала Векслера). - URL: https://www.dbglab.ru/upload/datadictionary/Векслер.pdf(дата обращения: 15.03.2023).16. Тихеева, Е.И. Родная речь и пути к ее развитию. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009109663 (дата обращения: 19.03.2023).ПриложениеПриложение 1И.Ф. № ЗаданияИтогУровень развития12345678910Олег Н.213221322220среднийТаня И.123212322220среднийВитя С.112323222220среднийЛена М.211222111114низкийСвета Н.223322322321среднийИра П.233323332327высокийЮля.К.222122222219среднийИгорь С.112121111112низкийКатя Я.212322221219среднийЭля В.112112211113низкийТаблица 2 Результаты диагностического исследования по тесту «Сходство» (в баллах)И.Ф. № ЗаданияИтогУровень развития12345678Олег Н.2113222215среднийТаня И.1222221214среднийВитя С.2223222216среднийЛена М.1211121211низкийСвета Н.2222212215среднийИра П.3223222319среднийЮля. К.3222222318среднийИгорь С.111211119низкийКатя Я.2112111110низкийЭля В.2111121110низкийПриложение 2Таблица 3 Результаты диагностического исследования по тесту «Понятливость»И.Ф. № ЗаданияИтогУровень развития123456789101112Олег Н.23212221222223среднийТаня И.22222132222224среднийВитя С.31222122222223среднийЛена М.21112121112116низкийСвета Н.22222212232224среднийИра П.33233233333334высокийЮля. К.22222232222225среднийИгорь С.11111211111113низкийКатя Я22222222222224среднийЭля В.21211111111114низкийТаблица 4 Результаты диагностического исследования уровня развития по методике Д. Векслера (в баллах)Ф.И.«Осведомленность»«Сходство»«Понятливость»итогУровень развитияОлег Н.20152358среднийТаня И.20142458среднийВитя С.20162359среднийВитя С.14111641низкийСвета Н.21152460среднийИра П.27193480высокийЮля. К.19182562среднийИгорь С.1291334низкийКатя Я.19102453среднийЭля В.13101437низкийСредний балл185137220542среднийРис. 1. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по всем методикам опытно-поисковой работы
2. Герасимова И.В. Словесные дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста./ Герасимова И.В. – М.: Гуманитарный центр, 2019, 124 с.
3. Красильникова Н.П. Словесные игры в дошкольном обучении./ Красильникова Н.П. – М.: Просвещение, 2021, 128 с.
4. Кузнецова А.С. Словесные игры на занятиях русским языком в детском саду./ Кузнецова А.С. – Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2019, 128 с.
5. Кузнецова Т.Н. Игры для развития речи дошкольников./ Кузнецова Т.Н. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020, 80 с.
6. Никитина Н.С. Развитие речи дошкольников с помощью словесных игр./ Никитина Н.С. - СПБ, Спутник+, 2018, 112 с.
7. Плешакова М.В. Словесные игры на уроках русского языка в дошкольном образовании./ Плешакова М.В. СПБ, Лань, 2019, 112 с.
8. Романова Е.А. Опыт использования словесных игр в дошкольном образовании./ Романова Е.А. – М.: Издательство МГПУ, 2017, 88 с.
9. Смирнова О.В. Словесные игры в работе с дошкольниками./ Смирнова О.В. – Красноярск.: Красноярский государственный педагогический университет, 2017, 96 с.
10. Чернова Т.И. Развивающие словесные игры в дошкольном образовании./ Чернова Т.И. – Екатеринбург: У-Фактория, 2019, 72 с.
11. Шендрикова Л.А. Словесные игры в детском саду./ Шендрикова Л.А. – М.: Детство-Пресс, 2019, 96 с.
Электронные ресурсы
12. Ельмеева, С. М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) / С. М. Ельмеева. // Молодой ученый. - URL: https://moluch.ru/archive/303/68338/ (дата обращения: 15.03.2023).
13. Забродоцкая О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-umstvennom (дата обращения: 15.03.2023).
14. МБДОУ «Детский сад № 2 «Березка» г. Нижний Новгород - URL: https://mbdou2-nn.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
15.Тест Векслера (или Шкала Векслера). - URL: https://www.dbglab.ru/upload/datadictionary/Векслер.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
16. Тихеева, Е.И. Родная речь и пути к ее развитию. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009109663 (дата обращения: 19.03.2023).
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют словесные дидактические игры?
Словесные дидактические игры отличаются от обычных игр своей целью - они развивают умственные способности ребенка, формируют его речевые навыки и мышление. Такие игры требуют активного участия ребенка, а также развивают его воображение и креативность.
Какую роль играют словесные дидактические игры в умственном развитии дошкольников?
Словесные дидактические игры играют важную роль в умственном развитии дошкольников. Они помогают развивать речь и мышление ребенка, улучшают его коммуникативные навыки. В процессе игры ребенок учится анализировать, сравнивать, классифицировать, а также использовать свою фантазию и творческие способности.
Какова эффективность использования словесных дидактических игр в дошкольном образовании?
Использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании оказывает положительный эффект на умственное развитие детей. Такие игры не только развивают речевые навыки и мышление, но и способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, общения, логического мышления и воображения.
Какие показатели и результаты были получены в результате опытно-поисковой работы по развитию умственного развития дошкольников?
В результате опытно-поисковой работы по развитию умственного развития дошкольников были получены следующие показатели и результаты: улучшение речи и коммуникативных навыков, развитие логического мышления, улучшение способности к анализу и сравнению объектов, формирование навыков сотрудничества и творческого мышления.
Какие задачи решает использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании?
Использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании помогает решить такие задачи, как развитие речи и мышления детей, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения и креативности, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
Какое понятие рассматривается в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматривается понятие словесных дидактических игр и их особенности.
Какова роль словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников?
Роль словесных дидактических игр в умственном развитии дошкольников заключается в их стимуляции и развитии речи, мышления, внимания и памяти, а также в формировании основных представлений о мире.
Какие особенности имеют словесные дидактические игры?
Словесные дидактические игры имеют такие особенности, как коммуникативная направленность, педагогическая организация и структурированность материала, индивидуальный подход к каждому ребенку, активное участие детей и возможность оценки уровня усвоения знаний.
Какова эффективность использования словесных дидактических игр в дошкольном образовании?
Использование словесных дидактических игр в дошкольном образовании является эффективным, поскольку они способствуют развитию речи, мышления, внимания и памяти, а также формированию представлений о мире у детей дошкольного возраста.
Что описывается в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи описывается опытно-поисковая работа по выявлению и развитию умственного развития дошкольников с использованием словесных дидактических игр.
Какие особенности имеют словесные дидактические игры?
Словесные дидактические игры отличаются тем, что используются слова и речь для развития умственных процессов у дошкольников. Они основаны на использовании языковых заданий, включающих игровые элементы, что делает их более интересными для детей.
Какие роли выполняют словесные дидактические игры в умственном развитии дошкольников?
Словесные дидактические игры играют важную роль в умственном развитии дошкольников. Они способствуют развитию словарного запаса, улучшают понимание и использование речи, развивают интеллектуальные способности, учат анализировать и решать задачи, развивают логическое мышление и память.