Особенности Российского федерализма
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 19.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы федерализма в России на современном этапе развития
1.1. Понятие и общая характеристика федеративных отношений в России
1.2. Принципы федерализма в современном мире
Глава 2. Механизм реализации основных принципов федерализма в Российской Федерации
2.1. Особенности федерализма в России
2.2. Общие проблемы федерализма Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметы ведения федеральных субъектов закрепляются на законодательном уровне в их уставах и конституциях. И нередко субъекты лоббируют идеи унитаризма. Результатом становятся противоречия законов федеральных субъектов Основному Закону и федеральному законодательству, которое, согласно оценкам российских исследователей, в разное время колеблется от 50 до 80 %.Подразумевается, что отсутствие равноправия в распределении полномочий необходимо устранитьпосредством приведения нормативных актов федеральных субъектов в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством, вместе с тем посредством обращения в Конституционный Суд. Кроме того необходимо уделять особенное вниманиеотсутствию равномерности распределения федерального бюджета между субъектами. Часть из них живут благодаря перераспределению сборов и налогов иных субъектов. Это обуславливает необходимость развивать межбюджетные отношения, одним из инструментов регламентирования которых выступают межбюджетные трансферты.Помимо выравнивания бюджетов территорий они способны компенсировать нижестоящим бюджетам затраты на осуществление национальных проектов, сделать доступнее социальные блага для местных граждан, активизировать экономическое развитие регионов. Теперь необходимо перейти к проблеме, которой мы уже касались: «матрешечный» принцип формирования системы федеральных субъектов. Он выражается в том, что часть субъектов территориально входят в состав иных, однако притом являются самостоятельными. Появляются противоречия. В ст. 5 Основного Законаустановлено равноправие субъектов. Но ст. 66 предполагает вхождение автономного округа в состав края либо области. Из норм Конституции можно сделать вывод, что край либо область, в состав которых вошел автономный округ, в полной мере равны в собственных конституционных правах с этим автономным округом,невзирая на то, что онвыступает их составной частью. Из указанных выше проблем появляется необходимость пересмотра и тщательной переработки на законодательном уровне регламентированияработы органов власти государства и органов власти федеральных субъектов в целях достижения баланса между ними. Недопустимо оставлять без внимания тенденции к обновлению федерализма в России в силу принятых в 2020 году поправок в Конституцию РФ. 9 ноября 2021 года Государственная Думаприняла проект Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» № 1256381 – 7. В заключении первого чтения сказано, что он ориентирован на совершенствование деятельности и организации органов публичной власти в федеральных субъектах, установление системы органов государственной власти федерального субъекта, полномочий данных органов, а вместе с тем общих принципов разделения полномочий между федеральными органами власти, органами власти федерального субъекта и органами местного самоуправления. Согласно состоянию на 8 декабря 2021 г. существует текст законодательного проекта, который подготовлен ко второму чтению с принятием во внимание поправок, которые рекомендованы ответственным комитетом к принятию. Каковы причины принятия данного проекта закона? Невзирая на то, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» действует и на данный момент не утратил силу, но есть большое количество норм, дублирующих нынешнее законодательство, а также норм, которые «перекочевали» в законодательные акты об организации власти в некоторыхрегионах, однако не были отражены в указанном действующем законе. Новый закон включает 11 глав, содержащих 65 статей. Уже первая статья документа соответствует ст. 132 Конституции РФ и гласит, что органы государственной власти, другие органы государства, органы местного самоуправления в их системевключаются в единую систему публичной власти в нашей стране и взаимодействуют для максимально результативногоразрешения задач в интересах граждан, проживающих на соответствующих территориях.В процессенового законопроекта установлено, что значимое место в нем отведено принципу открытости и публичности деятельности органов государства, как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Закон подразумевает обновленную модель организации публичной власти на территориях субъектов. Важнейшие поправки сводятся к таким тезисам. Предлагается создать в каждом субъекте постоянно функционирующий исполнительный орган. Вместе с тем ряд статей посвящается принципу унификации соответствующих моментов с целью их однозначного понимания. К примеру, ввод общих сроков полномочий для главы федерального субъекта, составляющий 5 лет. Но, вопрос о количестве сроков замещения в качестве должностного лица на открытом первом чтении перед Государственной Думой вызвал существенные споры. Проекта предлагает устранить пункт относительно невозможности замещения должностным лицом больше двух сроков подряд и внедрить саморегулированиеэтих сроков непосредственно федеральными субъектами, предусмотренные в их конституциях или уставах. Необходимость предлагаемой мерыобуславливается тем, что избирательное основное право принадлежит народу, способному самому судить о результативности деятельности того либо другого должностного лица и, тем самым, принимать решение о последующей возможности занимать указанную должность. Касаемо законодательной ветви власти, проектом предусматривается увеличение полномочий регионального парламента. Кроме того в законе отражается четкая дифференциация реализациинепрофессиональной и профессиональной деятельности депутатов, что в определенной степени дает возможность противостоять коррупции. С принятием во внимание развития технологий проект Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» предусматривает возможности дистанционного режима деятельности Законодательных Собраний. Предполагается, что с принятием во внимание новшеств, Законодательное собрание того или другого субъекта примет определенные поправки в собственном регламенте. Вместе с тем необходимо обращать внимание на сокращение сроков рассылки Государственной Думы в регионы проектов Федеральных законов по предметам совместного ведения: до первого чтения срок рассмотрения максимум составит 15 дней (взамен 30), а срок внесения поправок также составит 15 дней (взамен 30).Данное предложение тоже привел к дискуссиям со стороны депутатов, к примеру, некоторые усомнились в результативности и тщательности рассмотрения проектов. Раньше уже говорилось о принципе публичности и открытости принимаемых органами власти государства и органами власти федеральных субъектов поправок и решений. В силу этого внимание граждан обращается на большое количество норм по информированию граждан об их деятельности, размещению принимаемых поправок в изданиях, публикации нормативных правовых актов, вместе с тем органов власти, которые не считаются Высшим должностным лицом, не относятся к Законодательному Собранию либо Правительству. Помимо этого, после принятия закона станет необходимо внесение существенных изменений в действующее федеральное законодательство и пересмотр регионального законодательства. Следовательно, актуальные проблемы федерализма обусловлены историческими факторами и тесно связаны со спецификой отечественной государственности. Проблем большое количество и их необходимо решать комплексно. Для наилучшего регламентирования отношений органов власти государства и органов власти субъектов требуется, прежде всего, достичь равновесия их полномочий, которые будут подробным образом пересмотрены и регламентированы в федеральном и региональном законодательстве. Представленный к рассмотрению новый проект Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» закономерно предполагает обновление множества законов и локальных актов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, на основе изучения научной и учебной литературы по рассматриваемой теме можно сделать определенные выводы.В общем смысле конфигурацию государственного устройства можно описать как систему государственной власти по территориям (территориальной или национально-территориальной организации), которая характеризует баланс государства как целого и его составных элементов. Федеративное государство – очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.Федерацией является государство, территория которого включает в себя территории ее членов – субъектов.Все федеральные субъекты выступают государственными образованиями, то есть они наделяются учредительной властью. В типичной федерации внешняя и оборонная политика принадлежит федеральному правительству, образование - региональному, а право налогообложения разделяется между обоими. Потому и федерация, и субъекты ее могут обладать правом издавать законы касаемо соответствующих вопросов.Есть три принципа построения федерации: федерация строится по территориальному принципу; по национальному принципу; по смешанному принципу.Сегодняшнее Российское государство согласно форме государственного устройства является федерацией. Российское государство сегодня – это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. Проблема федерализма в части разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, несмотря на кажущуюся юридическую и фактическую определенность в этих отношениях, сохраняет свою актуальность. С удовлетворением хочется отметить, что существующие проблемы российского государства, связанные с его федеративным устройством, не имеют национальной или националистической окраски. Можно считать, что гарантированные международным и российским законодательством права на национальную самобытность, пользование национальным языком и другие связанные с этим права народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе малых народов, в значительной мере реализованы фактически. Что, конечно, не исключает возможность дальнейшего совершенствования соответствующих норм права.Однако помимо своего глобального характера, связанного ссохранением Российской Федерации как федеративного государства, проблемы федерализма имеют и другие стороны своего проявления. В частности, это проблемы обеспечения единства законодательства и законности на всей территории Российской Федерации, проблемы фактического обеспечения предусмотренного Конституцией РФ единства государственной власти.В общем, невзирая на многообразие федеративных устройств, можно заключить, что данная форма государственного устройства считается эффективной в решении некоторых проблем общего характера: разграничения предметов полномочий и ведения между федерацией и федеральными субъектами, формирование механизма поддержания равновесия интересов внутри федерации; суверенитета; экономической стабильности регионов и условий жизнедеятельности людей, создание единой системы права федеративного государства и механизма осуществления права, сохранение целостности союзного государства и прочее.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.Проект Федерального закона N 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - ст. 22.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. – 1918. -№ 15. - ст.215Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf Заметина Т.В. Вопросы федерализма в «саратовском проекте» Конституции России/Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. №1[96] С. 165-171.Заякин В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал «Молодой ученый». 2020. № 51. С. 79.Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства/ /Л. М. Карапетян. -М.: Издательство «Норма» . 2021. С. 2-6.Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. М., 2019. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2020. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2019. № 1. С. 18-26.Лоскутов Н. В. Особенности российского федерализма / Н. В. Лоскутов // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 5(32). С. 744-747.Маликов М.Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации: Курс лекций / М. Ф. Маликов. — 2-е изд., испр. и доп. — Уфа: ДизайнПресс, 2021. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / М.: Издательство «Юристъ». 2022. 245 с.Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2018. № 4. С. 12-19.Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с.Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с.Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993.Пчелинцева И.В. «Федерация» и «федерализм»: понятия, их определение и понимание / Мир политики и социологии. 2018. № 10. С. 87-96Семин С. В. Ассиметрия субъектов как черта конституционно – правового статуса субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2018. № 1. С. 10-18.Современные проблемы российского федерализма // URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/document_news/2VuQsqKPuj.pdfТадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций. Государство и право. М., 2017. Тадевосян Э.В. О моделировании теории федерализма и проблеме асимметричных федераций/ Государство и право. 2017. № 8. С. 58-68.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / под ред. Л.А. Морозовой. М., 2022. Тищенко В.В. Принцип федерализма: теоретический очерк/ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. №3. С. 111-119.Цветкова О. В. Особенности современной российской модели федерализма // Журнал «ГРАЖДАНИН. ВЫБОРЫ. ВЛАСТЬ». 2019. № 4. С. 64-69.Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2019. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М., 1984. Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 111-121.
2. Проект Федерального закона N 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - ст. 22.
4. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. – 1918. -№ 15. - ст.215
5. Давыденко Е. Л. Федеративное устройство Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). RL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf
6. Заметина Т.В. Вопросы федерализма в «саратовском проекте» Конституции России/Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. №1[96] С. 165-171.
7. Заякин В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал «Молодой ученый». 2020. № 51. С. 79.
8. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства/ /Л. М. Карапетян. -М.: Издательство «Норма» . 2021. С. 2-6.
9. Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. М., 2019.
10. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2020.
11. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования // Юристъ – Правоведъ, 2019. № 1. С. 18-26.
12. Лоскутов Н. В. Особенности российского федерализма / Н. В. Лоскутов // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 5(32). С. 744-747.
13. Маликов М.Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации: Курс лекций / М. Ф. Маликов. — 2-е изд., испр. и доп. — Уфа: ДизайнПресс, 2021.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / М.: Издательство «Юристъ». 2022. 245 с.
15. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма // Мир юридической науки, 2018. № 4. С. 12-19.
16. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с.
17. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с.
18. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
19. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993.
20. Пчелинцева И.В. «Федерация» и «федерализм»: понятия, их определение и понимание / Мир политики и социологии. 2018. № 10. С. 87-96
21. Семин С. В. Ассиметрия субъектов как черта конституционно – правового статуса субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2018. № 1. С. 10-18.
22. Современные проблемы российского федерализма // URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/document_news/2VuQsqKPuj.pdf
23. Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций. Государство и право. М., 2017.
24. Тадевосян Э.В. О моделировании теории федерализма и проблеме асимметричных федераций/ Государство и право. 2017. № 8. С. 58-68.
25. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / под ред. Л.А. Морозовой. М., 2022.
26. Тищенко В.В. Принцип федерализма: теоретический очерк/ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. №3. С. 111-119.
27. Цветкова О. В. Особенности современной российской модели федерализма // Журнал «ГРАЖДАНИН. ВЫБОРЫ. ВЛАСТЬ». 2019. № 4. С. 64-69.
28. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2019.
29. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М., 1984.
30. Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 111-121.
Вопрос-ответ:
Какие особенности федерализма в России отличают его от других стран?
Одной из основных особенностей федерализма в России является то, что Российская Федерация состоит из 85 субъектов, разделенных на два уровня - республики, края, области, города федерального значения и автономные округи. Это делает систему федерализма более сложной и многоуровневой по сравнению с некоторыми другими странами, где федерация состоит из меньшего числа субъектов. Также федерализм в России характеризуется сильной централизацией власти и ограниченными полномочиями субъектов РФ.
Какие принципы федерализма в современном мире соблюдаются в России?
В России соблюдаются несколько принципов федерализма, таких как принцип субсидиарности, согласования, равноправия и дифференциации. Принцип субсидиарности предполагает, что власть должна быть распределена между центром и регионами в соответствии с принципом "там, где лучше знают и могут решить". Принцип согласования подразумевает взаимное согласование и сотрудничество между федеральным центром и региональными органами власти. Принцип равноправия гарантирует равные права и возможности для всех субъектов РФ. Принцип дифференциации предоставляет возможность регионам иметь различные полномочия в зависимости от их потребностей и особенностей.
Какие общие проблемы федерализма существуют в Российской Федерации?
Одной из основных проблем федерализма в России является нарушение равновесия между федеральным центром и региональными органами власти. Централизация власти и ограничение полномочий субъектов РФ создают проблемы в реализации принципов федерализма, таких как принцип субсидиарности и согласования. Также существуют проблемы в финансовом обеспечении регионов, что может приводить к неравенству в развитии субъектов РФ.
Какие принципы федерализма существуют в современном мире?
В современном мире существует несколько принципов федерализма, таких как принцип субсидиарности, принцип автономии, принцип сотрудничества и принцип солидарности.
Какие проблемы существуют в федерализме Российской Федерации?
В федерализме Российской Федерации существуют общие проблемы, такие как недостаточная финансовая автономия регионов, неравномерное развитие федеральных субъектов, проблемы с распределением налоговых доходов и нерешенные вопросы государственной и национальной автономии.
Какие особенности федерализма в России можно выделить?
В России существуют такие особенности федерализма, как существенная концентрация власти в руках федерального центра, проблемы с финансовым равновесием между регионами, неравномерность развития территорий и населения, а также наличие системы вертикали власти.
Какие предметы ведения закрепляются на законодательном уровне в уставах федеральных субъектов в России?
В уставах федеральных субъектов России закрепляются предметы ведения, такие как организация и осуществление внутреннего управления, охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обслуживание и др.
Что означает принцип субсидиарности в федерализме?
Принцип субсидиарности в федерализме означает, что решение политических вопросов должно быть возложено на самый низкий возможный уровень, который способен эффективно решать эти вопросы. То есть решения должны быть принимаемы на ближайшем к обществу уровне, а не на центральном уровне власти.
Какие особенности имеет Российский федерализм?
Российский федерализм имеет свои особенности, которые определяются историческим, географическим, этническим и политическим разнообразием страны. Одна из ключевых особенностей – наличие федеративной структуры государства.