Формирование художественных умений у детей 6-го года жизни в процессе обучения техникам рисования
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 05.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы изучения развития художественных умений у детей 6-го года жизни в процессе обучения техникам рисования………..
1.1 Методы и приемы обучения детей рисованию старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
1.2 Формирование технических навыков на занятиях по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста………………………………..
2. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………
2.1.Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности………………………………………………………………..
2.2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей………………………………………………….
2.3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей……………………………………….
2.4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами………………………………………………………………..
2.5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Чтобы изменить цвет, берется еще одна миска и поролон.4. Оттиск с печатями от ластика. Средства выражения: пятно, текстура, цвет. Материалы: чаша или пластиковая коробка с подушечкой для штампов из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, отпечатки ластиком (учитель может сделать их сам, вырезав рисунок на ластике ножом или лезвием бритвы). Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к подушечке для штампа с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы изменить цвет, берется еще одна миска и герметик. 5. Трафаретная печать. Средства выражения: пятно, текстура, цвет. Материалы: чаша или пластиковая коробка, в которой находится подушечка для штампов из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, поролоновая подушечка (в середину квадрата кладется шарик из ткани или поролона и завязываются ниткой углы квадрата), трафареты, изготовленные из гофрированного картона или прозрачной пленки.А также: воздушные фломастеры,оттиск пробкой,черно-белый ицветной граттаж (грунтованный лист),набрызг, перышко, точечный рисунок,тканевые изображения, клеевая техника, батик.2.5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.Для изучения развития способностей детей к рисованию была проведена исследовательская работа на базе ДОУ в старшей группе.На первый взгляд, в этой группе нет способных детей, они проявляют интерес и активность, но изредка и нерегулярно. У детей есть интерес, но им не хватает технических навыков. Дети предпочитают рисоватькарандашом и красками.В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы:наблюдение - это древнейший метод познания, научный метод исследования, который не ограничивается простой регистрацией фактов, а научно объясняет причины того или иного явления;эксперимент - это основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность субъекта с целью создания условий для выполнения действий;диагностика и тестирование – подбор заданий и вопросов, которые служат для проведения относительно краткосрочных одноразовых тестов, а также для исправления творческих отклонений.;анализ продуктов деятельности - это один из методов психолога, который изучает детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование и другие продукты детской деятельности;метод исследования личности - это совокупность методов и приемов для изучения психологических проявлений личности человека.Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий по рисованию красками.Целями исследовательской работы являются:- проведение исследования по выявлению художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в технике рисования;- разработка способов развития творческих способностей в области рисования наглядными материалами;- апробация инновационных техник в живописи для развития художественных способностей старшего дошкольного возраста.Критерии были выбраны для оценки уровней развития художественных и креативных способностей в области рисования красками. Основными направлениями изучения художественных и творческих способностей этого произведения являются:1) способность создавать художественный образ, основанный на привлечении накопленного чувственного опыта и преобразовании его с помощью воображения;2) способность к цветовому восприятию окружающего мира, отражению с помощью цветных образов, впечатлений;3) умение рационально применять различные техники и рисовать наглядными материалами с использованием цвета.Приоритетным направлением в диагностике развития способностей к рисованию было умение создавать художественный образ с помощью цвета и использования различных техник рисования.Исследовательская работа состояла из трех этапов:1) заявитель;2) формирующий;3) финал.1-й этап.Констатирующий эксперимент.Цель: определить уровень артистизма и творческих способностей к рисованию с использованием наглядных материалов, разработанных на основе предыдущего опыта.Констатирующий эксперимент проводился в форме занятия со всей группой на тему "Пасмурный весенний день".Содержание программы: закрепить умение работать с красками, свободно применяя технику восковой депиляции; раскрыть навыки рисования гуашью и воском; развить умение создавать художественный образ на основе привлечения ранее накопленного сенсорного опыта с помощью цвета.Во время урока использовались следующие методы: беседа, демонстрация, объяснение, инструкции, напоминание, поощрение, анализ.Видимость также использовалась в виде иллюстраций, изображающих облачную погоду.Положительным моментом урока стало то, что половина детей справилась с поставленной целью.Негативом стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточное развитие художественно-творческих способностей детей.Большинство детей не справились с работой, несмотря на их интерес и активность в выполнении задания. В ходе урока дети попытались создать художественный образ, основанный на привлечении ранее накопленного сенсорного опыта, но цель не была достигнута, из-за того, что дети не знают, как передать задуманный художественный образ с помощью цвета. Результат констатирующего эксперимента обобщен в виде таблицы.№п/пИмяребенкаУвлечен.темой итехникойСпособн.созд. худ.образСпособн.к цвето-воспр.Способн.рацион.применятьтехникиВладениетехникойизображенЗнаниеосновцветовед1Сергей+-++-+2Ирина++-+++3Давид+++--+4Мирон+++-++5Ульяна+-++++6Яна++-+-+7Рита+++-++Эпизод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлечение темой и техникой у детей развито на высоком уровне, умение создавать художественный образ практически у всех отсутствует, как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональное использование методик у детей развито на среднем уровне, за исключением некоторых.2-й этап.Формирующий эксперимент.Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей в возрасте 5-6 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.В ходе формирующего эксперимента использовались индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.Тема: "Весеннее дерево".Содержание программы: закреплять умение рисовать с помощью "тыка"; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовому восприятию окружающего мира, отражению с помощью цветных образов, впечатлений; развивать умение рационально применять различные приемы рисования наглядными материалами.Дети активно и старательно выполняли работу. №п/пИмяребенкаУвлечен.темой итехникойСпособн.созд. худ.образСпособн.к цвето-воспр.Способн.рацион.применятьтехникиВладениетехникойизображенЗнаниеосновцветовед1Сергей++++++2Ирина++-+++3Давид++++++4Мирон++++++5Ульяна++++++6Яна++-+++7Рита++++++Вывод заключительного эксперимента: после проведения цикла занятий с использованием различных техник становится ясно, что у детей, обладающих умением работать с красками и нетрадиционными техниками, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели все еще находятся на низком уровне, но благодаря использованию нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность воспринимать цвета.ЗАКЛЮЧЕНИЕСпособность творить - это специфическая черта человека, которая позволяет не только использовать реальность, но и изменять ее.Проблема развития способностей дошкольников сейчас находится в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в области дошкольного образования, существует множество статей, пособий, сборников игр и упражнений, как о развитии различных психических процессов в этом возрасте, так и о развитии различных видов способностей детей, общая и специальная направленность.Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала внимание российских психологов еще в 40-60-е годы прошлого века. Хорошо известны работы выдающихся российских ученых в этой области: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание проявляющихся и формирующихся в ней способностей, их структуру и условия развития. Только в этом случае важно целенаправленно разрабатывать методику развивающего обучения изобразительной деятельности.Визуальная деятельность - это отражение окружающей среды в виде конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданное изображение (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (когнитивную, эстетическую), поскольку создается для разных целей. Назначение рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – образов и самовыражения - придает деятельности художественно-созидательный характер, определяет специфику направленности и исполнительных действий деятельности. Следовательно, это также определяет специфику способностей к данному виду деятельности.Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, оттенки, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве у ребенка появляется возможность более полно и ярко воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.Для наибольшей эффективности развития артистических и творческих способностей необходимо использовать развлекательные занятия. Цель развлекательных занятий - создать устойчивую мотивацию, желание выразить свое отношение, настроение в образе.Таким образом, развлекательные занятия являются решающим фактором в художественном развитии детей дошкольного возраста.Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий повысился уровень способностей.Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.9. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.15. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.18. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.24. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.27. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
9. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
18. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.
23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
24. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
27. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения развития художественных умений у детей 6 го года жизни существуют?
Изучение развития художественных умений у детей 6 го года жизни основывается на таких теоретических основах, как психология развития, педагогика и теория художественного развития детей. Взаимодействие этих наук позволяет более глубоко понять процесс формирования художественных умений у детей этого возраста.
Какие методы и приемы обучения рисованию применяются с детьми старшего дошкольного возраста?
Для обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы, такие как: игровая деятельность, демонстрация примеров, объяснение правил и техник, постепенное усложнение заданий и поощрение творческого подхода к выполнению работ.
Каким образом формируются технические навыки на занятиях по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста?
Технические навыки на занятиях по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста формируются через постепенное овладение основными приемами и техниками рисования: линия, штрих, пятно, закрашивание, рисование контура и т.д. Педагоги используют различные упражнения и задания для развития мелкой моторики и координации движений руки.
Как развиваются творческие способности детей на занятиях по рисованию?
Творческие способности детей развиваются на занятиях по рисованию путем поощрения и содействия самовыражению и самореализации. Детям предлагаются свободные темы для рисования, задания, которые требуют использования фантазии и воображения. Педагоги стимулируют детей к креативным и оригинальным решениям, ценят индивидуальность каждого ребенка и помогают развивать его художественный потенциал.
Какие старшие дошкольники уже могут обладать художественными умениями?
Старшие дошкольники, уже могут обладать базовыми художественными умениями, такими как правильное держание кисти и карандаша, умение наносить разные линии, пятна, закрашивать, учиться рисовать контуры и объемные формы. Они начинают осознавать цвет, форму, пропорции и пробуют экспериментировать с различными материалами и приемами рисования.
Какими методиками и приемами можно обучать детей старшего дошкольного возраста рисованию?
Для обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию можно использовать различные методики и приемы. Один из таких приемов - поэтапное обучение, когда ребенку показывают основные движения и элементы рисования, затем он повторяет их постепенно и улучшает свои навыки. Также важно использовать игровые и творческие подходы, чтобы дети получали удовольствие от процесса рисования. Например, можно предложить им рисовать свои любимых персонажей или придумывать сюжетные сцены. Еще один метод - повторение и тренировка. Чем больше ребенок занимается рисованием, тем лучше развиваются его навыки и умения.
Какие художественные умения могут формироваться у детей 6-го года жизни в процессе обучения техникам рисования?
Обучение техникам рисования у детей 6-го года жизни может способствовать формированию различных художественных умений. Во-первых, дети научатся контролировать мелкие движения рук и пальцев, что развивает их мелкую моторику. Во-вторых, они смогут усвоить и использовать основные элементы и принципы композиции, такие как равновесие, пропорции и перспектива. Также ребенок будет учиться использовать цвета и оттенки, чтобы передать настроение и эмоции в своих работах. В конечном итоге, обучение техникам рисования может помочь развить творческое мышление и воображение у детей этого возраста.
Какими техническими навыками можно обучать детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию?
На занятиях по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста можно обучать различным техническим навыкам. Во-первых, это навык правильного удержания карандаша или кисти для рисования, чтобы получить точные и аккуратные линии. Во-вторых, можно учить детей применять разные техники рисования, такие как штриховая техника, тушь, акварель и другие. Также важно развивать навыки работы с цветом, такие как смешивание и создание оттенков. Кроме того, ребенку можно показать, как правильно использовать разные материалы для рисования, такие как бумага, карандаши, маркеры или краски.
Какие теоретические основы лежат в основе изучения развития художественных умений у детей 6 го года жизни в процессе обучения техникам рисования?
Изучение развития художественных умений у детей 6 го года жизни в процессе обучения техникам рисования базируется на следующих теоретических основах: психологический подход, развивающий подход, культурологический подход, соционический подход.
Какие методы и приемы используются при обучении детей рисованию в старшем дошкольном возрасте?
При обучении детей рисованию в старшем дошкольном возрасте используются различные методы и приемы, такие как метод образцов, метод наблюдения, метод планомерного обучения, метод систематизации, метод живописи в сочетании с аппликацией и другие.