Социокультурная коммуникация
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 01.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие коммуникации. Модели коммуникации 4
2.Специфика социокультурной коммуникации 9
3.Социокультурная коммуникация в диалоге культур 15
Заключение 20
Список литературы 21
Но конфликт - одна из форм противоречия, позволяющая системе (в данном случае пространству двух культур) развиваться. Результатом такого развития становится взаимопонимание между культурами (и их индивидуальными представителями). Поэтому язык - не просто средство коммуникации или перебрасывания информации, а важнейший механизм культурного общения. Диалог культур - не однородное наложение смыслов друг на друга, а своеобразный пульсирующий симбиоз смыслов, вживающихся друг в друга, иногда прямо переходящих один в другой на языковом уровне.Основная цель – достижение понимания. Понимание в межкультурной коммуникации основывается на восприятии, формировании отношения и доверии. Соответственно, рассмотрим психологический базис межкультурной коммуникации как целостного процесса. В психологии и психологии массовых и межкультурных коммуникаций восприятие часто выделяется как обособленный психический познавательный процесс, однако данное понимание восприятия является гораздо более узким. Мы будем исходить из того, что перцептивные явления являются более многомерными. Если опираться на теорию В. Н. Носуленко, восприятие формируется под влиянием состояния индивида (в частности, речь идет об установках, внимании, эмоциях и т.д.), психических образований (перцептивного опыта, навыках), и свойств личности (к примеру, речь идет о чертах характера и темпераменте и т. д.). То есть, само восприятие, собственно как и формирование восприятия, отличаются многогранностью, голографичностью. Это актуально и для межкультурной коммуникации. Безусловно, восприятию принадлежит важная роль в аспекте формирования отношения к другому человеку или к чему-то еще, в том числе и к другой культуре. Восприятие и отношение формируются под влиянием множества разных факторов, в том числе, значимости объекта, прошлого опыта воспринимающего, его интересов, личностных качеств, активности, ментальности. Нельзя не сказать о включенности восприятия во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, а это означает, что оно ими обязательно будет обусловлено. Будучи универсальным способом постижения человеком мира, понимание выступает предпосылкой существования в нём человека в силу своей направленности на поиск смысла в предметах и явлениях мира. Социальное бытие во многом определяется целерациональной деятельностью субъекта, поэтому понимание в социальном плане должно рассматриваться, прежде всего, как сознательно-рациональная активность субъекта, заключающаяся в осмыслении им социальных и культурных явлений. Смысл есть то, к чему стремится понимающий субъект, следовательно, смысл является конечной целью всякого понимания. Он достигается посредством интерпретации субъектом предметов и явлений мира с последующим их отражением в форме письменных текстов или устной речи.Социокультурные коммуникативные процессы являются условием и предпосылкой понимания. В структуре социокультурных коммуникаций (коммуникатор - сообщение - канал передачи - реципиент - эффективность канала и передачи) определённая форма коммуникативной деятельности проявляется как следующие отношения:1)субъектно - субъектные (понимание устной человеческой речи);2)субъектно - объектные (понимание документной или письменнойинформации);3)объектно - объектные (понимание машинной речи) и т. д.В субъектно - субъектных отношениях понимание во многом определяется культурой, социальными ролями, статусом общающихся, коммуникационными ситуациями и психологическими особенностями взаимовосприятия коммуникаторов.Понимание является динамической структурой, включающей в себя ряд процессов. Сначала понимаемый объект структурируется в соответствии с представлениями о его целом, затем воспринимаются смыслы отдельных составляющих этого объекта. Доминирующим механизмом понимания является синтез разрозненного на основании сходства. Таким образом, понимание целого складывается из понимания отдельных частей, и отдельные части понимаются как части целого. Такая круговая связь - основа успешного понимания. В зависимости от понимаемого объекта, можно выделить два типа понимания в межкультурной коммуникации. Традиционно герменевтика занимается пониманием и интерпретацией текстов, в том числе инокультурных. Понимание устной речи, т.е. понимание, возникающее в результате устного общения с инокультурным коммуникантом, также часто интерпретируется как понимание текста. Однако при таком подходе не всегда учитываются особенности устной коммуникации, которые представляются важными. Специфика восприятия устной речи связана, в первую очередь, с ситуативным фактором. Также очень важным оказывается психологический настрой на коммуникацию, отсутствие психологического барьера между коммуникантами. При межкультурной коммуникации действие этих факторов усугубляется языковым барьером, страхом потерять свою культурную идентичность и этно- (или культуро-) центристскими установками.Понимание как результат процесса социокультурной коммуникации во многом заключается в развитии, обогащении имеющихся знаний, их углублении, т. е. как в узнавании новых фактов, так и в установлении новых связей между фактами известными. Подход к проблеме эффективности понимания в процессах социокультурной коммуникации предполагает решение двух задач, с которыми сталкивается любая концепция понимания.Речь идёт об объяснении неоднородности понимания и о критериях выбора «ключа» понимания (системы интерпретации). Иначе говоря, надо решить проблему разночтений, различного понимания одного и того же. Как показывают исследования, степень понимания, успешность коммуникации обусловлены не только знаниями (тезаурусами) участников коммуникации и не столько их «общей памятью», сколько общей структурой открытого для них «поля значений», т.е. их знанием об этой «общей памяти» и отношением к ней.ЗаключениеВ ходе определения теоретических подходов к исследованию коммуникаций пришли к выводу о том, что, согласно теориям и концепциям коммуникации, информационное общество меняет саму суть коммуникации и подходы к ее осмыслению. Универсалистская модель коммуникации на современном этапе не способна объяснить многие актуальные проблемы. В частности, следует отказаться от рассмотрения коммуникации с позиции должного, а именно, такие позиции, как идеалы, внутренние цели, нормативные основания коммуникации. В коммуникации в условиях информационного общества огромную роль выполняют случайные факторы. В целом, общество является самовоспроизодящейся самоописываемой системой, которая устанавливает границы между собой и своей средой. Самовоспроизводство системы осуществляется через такие процессы, как системная дифференциация, редукция комплексности, операционная замкнутость и самореференция. Системная дифференциация является воспроизводством различений системы и окружающего мира внутри системы, или, в частном случае, процессом постоянного установления границ между системой и внешней средой. Из понятия коммуникации следует, что конкретные люди – это не часть общества, а часть его окружающей среды. Без социокультурной коммуникации невозможно возникновение социальной системы.Социокультурная коммуникация на современном этапе играет важную роль в диалоге культур. В ситуациях межкультурного взаимодействия нужно учитывать индивидуальные, личностные, психологические особенности партнера, который представляет другую культуру. В межкультурном коммуникативном взаимодействии необходимо учитывать, что представители различных культур имеют совершенно разные представления о тех или иных нормах поведения, традициях. Именно это способствует установлению и достижению понимания.Список литературыАрутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 2012. Барабанщиков, В.А. Системность. Восприятие. Общение/ В. А. Барабанщиков, B.Н. Носуленко. М.: Институт психологии РАН, 2004. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469805Гербнер, Дж. К общей модели коммуникации / Дж. Гербнер // Обзор аудиовизуальной коммуникации. - 1958. - № 4. - С. 171-199.Луман Н. Власть. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5561029/Савельев А.И. Теоретико-методологический обзор моделей политической коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-obzor-modeley-politicheskoy-kommunikatsii?ysclid=l8h35c3eae56143841 Черноситова Т.Л. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-22/52
2. Барабанщиков, В.А. Системность. Восприятие. Общение/ В. А. Барабанщиков, B.Н. Носуленко. М.: Институт психологии РАН, 2004.
3. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
4. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469805
5. Гербнер, Дж. К общей модели коммуникации / Дж. Гербнер // Обзор аудиовизуальной коммуникации. - 1958. - № 4. - С. 171-199.
6. Луман Н. Власть. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5561029/
7. Савельев А.И. Теоретико-методологический обзор моделей политической коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-obzor-modeley-politicheskoy-kommunikatsii?ysclid=l8h35c3eae56143841
8. Черноситова Т.Л. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-22/52
Вопрос-ответ:
Что такое социокультурная коммуникация?
Социокультурная коммуникация - это процесс передачи информации и взаимодействия между представителями различных социокультурных групп.
Какие модели коммуникации существуют?
Существуют различные модели коммуникации, такие как линейная модель, интерактивная модель и транзакционная модель.
В чем особенность социокультурной коммуникации?
Социокультурная коммуникация учитывает особенности культурных контекстов, норм, ценностей и обычаев, которые могут влиять на взаимопонимание и общение между людьми из разных культур.
Какое значение имеет конфликт в социокультурной коммуникации?
Конфликт в социокультурной коммуникации позволяет культурам развиваться и достигать взаимопонимания. Это одна из форм противоречия, которая способствует взаимодействию и сближению культурных групп.
Какую роль играет язык в социокультурной коммуникации?
Язык является не просто средством передачи информации, но и выражением культурных ценностей, норм и идентичности. Он позволяет людям из разных культур взаимодействовать и понимать друг друга.
Какое понятие лежит в основе социокультурной коммуникации?
В основе социокультурной коммуникации лежит понятие коммуникации, которое означает передачу информации и взаимодействие между людьми. Социокультурная коммуникация рассматривает коммуникацию с точки зрения влияния культуры на процесс общения и взаимодействия.
Какие модели коммуникации используются в социокультурной коммуникации?
В социокультурной коммуникации используются различные модели коммуникации, такие как модель Лассуэлла и Шена, модель Халла и Тромпа, модель Хедлунда. Эти модели помогают понять процесс коммуникации в контексте социокультурной среды и учитывать влияние культурных факторов на коммуникацию.
Чем отличается социокультурная коммуникация от обычной коммуникации?
Социокультурная коммуникация отличается от обычной коммуникации тем, что она учитывает культурные особенности и контекст, в котором происходит общение. В социокультурной коммуникации уделяется внимание различиям в ценностях, верованиях, обычаях, образе жизни между культурами и стремятся достичь взаимного понимания и успешного взаимодействия между культурными группами.
Каким образом социокультурная коммуникация способствует взаимопониманию между культурами?
Социокультурная коммуникация способствует взаимопониманию между культурами путем учета и адаптации культурных особенностей при общении. Она учитывает различия в языке, невербальных сигналах, обычаях и стереотипах поведения между культурами. Это позволяет установить контакт и создать атмосферу взаимного доверия и понимания.
Какой вклад в исследование социокультурной коммуникации внесли конфликты между культурами?
Конфликты между культурами внесли значительный вклад в исследование социокультурной коммуникации. Они показали, что конфликт является одной из форм противоречия, которая позволяет развиваться системе и пространству двух культур. Путем анализа и изучения конфликтов можно выявить проблемные моменты и работать над улучшением коммуникации, что приводит к взаимопониманию и снижению напряжения между культурами.
Какое понятие включает в себя коммуникация?
Коммуникация - это процесс передачи информации, идей, мнений и эмоций между людьми или группами людей. Она включает в себя не только языковую коммуникацию, но и невербальные формы общения, такие как мимика, жесты и интонация.
Чем отличается социокультурная коммуникация от обычной коммуникации?
Социокультурная коммуникация основана на совместном использовании и понимании социокультурных норм, ценностей и обычаев. Она учитывает культурные различия и специфику каждого участника коммуникации, что позволяет достичь взаимопонимания и эффективного взаимодействия.