- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с РАС 8
1.2 Методы коррекционно-педагогической работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с РАС 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
2.1 Диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с РАС 26
2.2 Программа коррекционно-педагогической работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с РАС 30
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Фрагмент для ознакомления
активность и общение. Только в результате совместных усилий педагога и родителей станут возможны преобразования в эмоционально-волевой сфере аутичных людей.После реализации разработанного комплекса с использованием сказкотерапии была проведена повторная диагностика.Из полученных результатов следует, что испытуемые стали более общительными. Их напряжённость постепенно снижалась, активность и заинтересованность детей повысилась.Также отмечены изменения в различных видах тревожности (рис.2.5)Рисунок 2.5 - Изменение тревожности детей-аутистов после проведения формирующего экспериментаИз рисунка видно, что общая тревожность детей-аутистов снизилась на 9% по сравнению с первоначальным уровнем(рис.2.6).Рисунок 2.6. Динамика уровня тревожности детей с РАС после проведения коррекционно-развивающей работыПосле этого нами было вновь проведена диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы. При этом установлено, что произошли заметные изменения. 10% испытуемых показали высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы, 60% человек – средний уровень, 30% человек – низкий (рис.2.7).Рисунок 2.7. – Диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы после проведения коррекционно-развивающей работыТаким образом, занятия детей с РАС с использованием сказкотерапииблагоприятно сказались на их эмоционально-волевой сфере: способствовали снижению тревожности, повышению самооценки, а также развитию коммуникативных качеств.Выводы по главе 2Для оценки эмоционально-волевой сферы дошкольников с РАС нами использованы следующие методики: диагностика самооценки, Диагностика «Кинестетический набросок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, Шкала тревожности приспособленная Прихожан, созданная по типу «Шкалы социально-ситуативной волнения»Кондаша.Исследование эмоционально-волевой сферы аутистов показало, что участники эксперимента проявляют высокий уровень тревожности. Также у большинства из них низкая самооценка. После проведения формирующего эксперимента нами вновь было проведено исследование эмоционально-волевой сферы детей с РАС. При этом установлено, что произошло снижение уровня тревожности и повышение самооценки, что говорит о благоприятном влиянии проведённых занятий на развитие детей с РАС.ЗаключениеВ последние годы все больше внимания уделяется проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось довольно много литературы, в том числе консультативной, об особенностях психоэмоциональной сферы аутичных людей, нарушениях обучения и воспитания, отклонениях в поведении и общении. Но, тем не менее, многие вопросы остаются до конца не понятыми.Среди всех отклонений в развитии аутизм занимает особое место. Причины этого до сих пор недостаточно исследованы, а методы преодоления негативных последствий аутизма адекватно не определены. Во многом это связано со сложностью проведения экспериментальной работы с аутичными людьми: изучение различных структур их личности может стать для них серьезным стрессором и препятствовать адаптации к окружающей среде.Следует отметить, что среди аутичных людей часто встречаются творчески одаренные дети. Однако особенности их личности могут препятствовать реализации заложенного в них творческого потенциала. Психологам и педагогам необходимо искать инновационные способы диагностики личностного развития аутичных людей.В данной исследовательской работе был проведен анализ теоретических исследований проблемы аутизма у детей. Таким образом, выявляются особенности поведения дошкольников, страдающих аутизмом. У них часто возникают проблемы с общением. Некоторые из них могут вообще не говорить. Аутичные люди часто проявляют агрессию по отношению к окружающим, что мешает им адаптироваться в группе сверстников. В этих условиях педагогуВ предложенной классификации детского аутизма в 1985 году О.С. Никольской учитываются все основные особенности аутизма, которые определены в четыре группы: полная отрешенность от мира, активное отвержение, захваченность аутистическими интересами, чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Следует отметить, что варианты отличаются степенью тяжести и дезадаптации ребенка и возможности его социализации в раннем детском возрасте. В зарубежных странах разработаны подходы к развитию межличностных отношений детей с расстройством аутистического спектра. В отечественной литературе данная проблема остается недостаточно разработанной. Описаны отдельные приемы по коммуникативному развитию, отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков. Остаются актуальными вопросы о содержании психологической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников и включающей использование арт-технологий. может быть очень сложно качественно организовать образовательный процесс, поэтому необходим особый подход к таким детям.Перед началом коррекционно-развивающих занятий мы провели исследование эмоционально-волевой сферы дошкольников с РАС. Исследование показало, что большинство детей с РАС имеют низкую самооценку, а также демонстрируют высокий уровень тревожности.В соответствии с результатами диагностики были выбраны основные направления психологической коррекции коммуникации дошкольников с аутизмом:1. формирование эмоциональной и перцептивной базы, связанной с развитием навыков выраженияэмоций,чувствисообщенияоних2. формирование коммуникативно-деятельной базы, связанной с развитием навыков.В процессе организации занятий на основе сказкотерапии мы создали дружественную атмосферу. Родители также были вовлечены в модельную деятельность. Постепенно дети-аутисты стали проявлять положительные эмоции во время занятий, больше улыбаться и взаимодействовать.Через 3 месяца после начала занятий на основе сказкотерапии вновь было проведено исследование эмоционально-волевой сферы аутичных дошкольников. Оно показало, что уровень тревожности снизился на 9%. Также произошло изменение уровня самооценки: уменьшилось количество аутичных людей, которые демонстрировали низкий уровень и неадекватно завышенный уровень самооценки.В целом занятия на основе сказкотерапии являются благоприятной возможностью для развития эмоционально-волевой сферы аутичных дошкольников, в связи с чем гипотеза данной исследовательской работы была подтверждена.список литературыАльвин Дж. Музыкальная терапия для детей с ранним аутизмом. М.: Теревинф, 2016. - 208 с.Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2016. №1. с.47-54 Аршатская О.О психологической помощи детям дошкольного возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2016. № 8. с. 63-70. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2017. - 222 с.Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., Теревинф, 2017. - 338 с.Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2017. - 240 с.Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический проект, 2017. –784 с.Богдашина О.Н. Аутизм: определение и комплексная диагностика. Донецк: Лебедь, 2016. – 166 с.Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф, 2017. - 280 с.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2018. - 64 с.Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. – 312 с.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство - Пресс, 2017. - 144 с.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2017. - 527 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2018. – 224 с.Зайцева Л.И. Коррекционная программа развития межличностных отношений детей с РАС дошкольного возраста. М., 2018. – 411 с.Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: 2017. - с. 129-131. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2017. -208 с.Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика, 2018. – 76 с.Детская логопсихология: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2018. – 175 с.Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. М.: Академия, 2017. - 143 с.Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2018. - 286 с.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 2016. - 112 с.Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 150 с.Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоциональной сферы. - М.: Теревинф, 2016. - 28 с.Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2016. – 449 с.Коэн Ш. Как жить с аутизмом? - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2018. – 240 с.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Академия, 2016. – 153 с.Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Академия, 2016. – 117 с.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2018. – 318 с.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2017. – 465 с.Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Классикс Стиль, 2017. – 320 с.Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М.: Сигнал, 2017. – 101 с.Морозова С. С. Аутизм: коррекционная деятельность при тяжелых формах. М., Аспект-пресс, 2016. – 412 с.Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Самара: Книга, 2016. – 324 с.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых формах. - М.: Владос, 2017. - 176 с.Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: Дидактика, 2017. – 599 с.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2016. – 112 с.Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2017. – 237 с.Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2018. – 334 с.Фатерс Л., Ланзинд М. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – М., БелАПДИ, 2018. – 240 с.приложениЯПриложение 1План коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на коррекцию эмоционально-волевой сферы на основе сказкотерапии№ п/пЗанятиеЦельРезультат1«Урок доброжелательного общения»Формирование навыков доброжелательного общения и взаимодействия, преодоление вербальной агрессииПовышение эмоциональной вовлечённости в коммуникативную деятельность2Занятие по сказке «Теремок»Формирование эмпатии в процессе выполнения одной задачи, снижение скрытой агрессииРазвитие эмпатии3«По мотивам русских сказок»Снижение физической агрессии, формирование навыков поведения в общественных местахСнижение физической агрессии4«Общение с родными и друзьями»Снижение вербальной агрессии, освоение разных форм обращения к собеседнику, формирование навыков диалога. Снижение вербальной агрессии5«Доктор Айболит»Проведение работы по снижению физической агрессии дошкольниковСнижение физической агрессии6«Золушка и цветик-семицветик»Проведение работы формированию волевых качествРазвитие волевых качеств7Итоговое занятие «Прогулка с героями сказок»Проведение работы по снижению вербальной, физической, косвенной агрессии.Закрепление результатов работы по снижению выявленных индикаторов агрессивностиПриложение 2Содержание занятий на основе сказкотерапииЗанятие 1. «Урок доброжелательного общения»Оборудование: книги сказок, элементы костюмов для реализации театрализованной деятельности, стулья, посуда.ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями Ребята, сейчас я прочитаю для вас интересную сказку «Три медведя». Пожалуйста, послушайте сказку и познакомьтесь с её героямиПрослушивание и анализ сказки «Три медведя»Обсуждение произведения и его героев- Итак, мы с вами познакомились с героями сказки и мультфильма. Ребята, кто из героев вам больше всего понравился? Кого из них Вы хотели бы сыграть?Отвечают на вопросы педагога, выбирают героя, в роли которого хотели бы выступитьПроигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев - Сейчас каждый из Вас выступит в роли того героя, которого он выбрал. Как эти герои вели себя в фильме? Как они разговаривали? Попробуйте передать это, изображая герояИзображают героев сказки:- Авторы- Маша- Медведи: Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.Автор: Жила-была девочка Маша. Однажды она ушла в лес и заблудилась. Там дорога привела её к домику. (Девочка в роли Маши изображает всё происходящее и говорит:- Какой красивый домик! Нужно зайти в него!).Автор 2. На самом деле Маша зашла в домик медведей, но их дома не было. Девочка не растерялась, похлебала из большой, средней и маленькой чашки.Маша: в самой маленькой чашке похлёбка очень вкусная!Автор 3. Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и он ей подошёл.Автор 4. А потом Мша захотела спать и уснула.Автор 1. И вот вернулись медведи. Что же они увидели?М.И. (грозно): Кто хлебал из моей чашки?Н.П. (чуть спокойнее): Кто хлебал из моей чашки?М. (тоненьким голоском): Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?Автор 2. Затем медведи посмотрели на стулья:М.И. (грозно): Кто сидел на моём стуле и сдвинул его?Н.П. Кто сидел на моём стуле и сдвинул его?М. Кто сидел на моём стуле и сломал его?Автор 3. И вдруг медведи увидели спящую Машу. М. Вот она! Держите её!Автор 4. Но Маша увидела медведей и быстро убежала из дома медведей.Импровизация по заданной теме- Ребята, оставайтесь пока теми героями, которых вы сейчас изобразили. Но теперь давайте представим ситуацию: в сказке «Три медведя» Маша решила не убегать от медведей, а вежливо объяснить им, что она заблудилась, проголодалась и устала. Попробуйте показать это.Дети составляют фрагмент новой сказки и изображают это в своих ролях.Рефлексия, анализ результатов.- Ребята, вам понравилась эта игра в героев сказок? Повторим её ещё раз на следующем занятии? Научила ли вас эта игра вежливо общаться?Анализируют результаты занятияЗанятие 2. Театрализованное занятие «Теремок»Оборудование: книги, теремок, элементы костюмов животных.ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями - Ребята, вы знаете сказку «Теремок». Я Вам сейчас её прочитаю. - Вам понравилась сказка? Прослушивание и анализ сказки «Теремок»Обсуждение произведения и его героев- Ребята, перечислите героев сказки.Отвечают на вопросыПроигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев - А теперь давайте так же, как на прошлом занятии, выберем героев, в роли которых вы будете выступать.- Покажите мне, пожалуйста, выбранных Вами героевВыбирают свои роли: мышка-норушка, лягушка-квакушка и др. Выступают в выбранных ролях.Автор 1: Стоит в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:М-н: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Автор 1. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.Автор 2: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:Л-к: Терем-теремок! Кто в тереме живет?М-н: Я, мышка-норушка! А ты кто?Л-к: А я лягушка-квакушка.М-н: Иди ко мне жить! Автор 2. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.Автор 3. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:З-п: Терем-теремок! Кто в тереме живет?М-н: Я, мышка-норушка!Л-к: Я, лягушка-квакушка!М-н: А ты кто?З-п:А я зайчик-побегайчик.Л-к: Иди к нам жить! Автор 4. И вот подошёл к теремку медведь:М: Терем-теремок! Кто в тереме живет?М-н: Я, мышка-норушка.Л-к: Я, лягушка-квакушка.З-п: Я, зайчик-побегайчик.М-н: А ты кто?М: А я медведь косолапый.Л-к, М-н, З-п: Иди к нам жить!Автор 4: Медведь и полез в теремок. А пока лез - развалился теремок.Импровизация по заданной теме- Ребята, а теперь попробуйте сами придумать интересную сказку с вашими героями и показать мне её.Придумывают сюжет, демонстрируют сказкуРефлексия, анализ результатов.- Ребята, всё ли у вас получилось? Вам понравились ваши роли? Научили ли они вас чему-нибудь? Анализируют результаты занятияЗанятие 3. «По мотивам русских сказок»Оборудование: книга русских народных сказок, костюмы.ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями или просмотр мультфильма- Ребята, давайте с вами вспомним сказки «Царевна-лягушка» и «Колобок». Я прочитаю вам ихПрослушивание и анализ сказки «Царевна-лягушка»Прослушивание и анализ сказки «Колобок»Обсуждение произведения и его героев- А теперь назовите своих любимых героев из этих сказок.- Почему они вам понравились? - Отвечают на вопросы педагога, выбирают роли:Царевна-лягушка (выступает в своей роли, объясняет, почему выбрал её)Колобок (выступает в своей роли, объясняет, почему выбрал её)Заяц (выступает в своей роли, объясняет, почему выбрал её)Лиса (выступает в своей роли, объясняет, почему выбрала её)медведь(выступает в своей роли, объясняет, почему выбрал её)Проигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев - Попробуйте ненадолго превратиться в выбранных вами героевВыступают в выбранных роляхИмпровизация по заданной теме- А сейчас, пожалуйста, придумайте свою сказку, в которой встретятся герои сказки «Колобок» и Царевна-лягушка. Покажите эту сказкуПродумывают сюжет, демонстрируют сказкуРефлексия, анализ результатов.- Ребята, Всё ли у вас сегодня получилось? Что стало сложным в вашей роли? Анализируют результатыЗанятие 4. «Общение с родными и друзьями»ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями или просмотр мультфильма- Ребята, сегодня вас ждёт очень интересная сказка, сейчас я прочитаю вам еёПрослушивание и анализ сказки «Красная шапочка»Обсуждение произведения и его героев- Итак, ребята, вы прослушали сказку. Назовите героев, которые вам больше всего понравились. Скажите, какие это герои? Что в них особенного?Выбирают героевПроигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев Вы, наверное, уже догадались, что сейчас мы снова будем играть, и вы ненадолго станете этими персонажамиразыгрывают ролиФрагмент сказки.Автор 1.Жила-была девочка, которую все звали Красная шапочка. Однажды мама отправила её в гости к бабушке, чтобы она передала ей пирожки.Звучит песня из фильма «Красная шапочка». Красная шапочка изображает, как она весело шагает по лесу.Автор 2. Шла-шла Красная шапочка по лесу и вдруг увидела серого волка.В: Красная шапочка, куда ты идёшь?К.Ш: я иду в гости к бабушкеВ: А что ты ей несёшь?К.Ш. я несу бабушке пирожки и горшочек масла.В: а далеко ли живёт твоя бабушка?К.Ш. Далеко. В соседней деревне в домике у края.В: Ладно, ступай.К.Ш (весело и неспеша идёт по лесу, любуясь природой вокруг)В: коварно излагает свои планы.Импровизация по заданной теме- Ребята, а сейчас вам предстоит самим придумать сказку. Представьте, что Красной Шапочке помогали пройти через лес герои других сказок Покажите этоСочиняют сюжет, показывают импровизациюРефлексия, анализ результатов.- Ребята, вы справились со своими ролями? Чему вас это научило?Анализируют результатыЗанятие 5. «Доктор Айболит»Оборудование: костюмы, игрушки, книга К. Чуковского.ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями - Ребята, присаживайтесь поудобнее и слушайте сказку «Доктор Айболит»Прослушивание и анализ сказки «Доктор Айболит»Обсуждение произведения и его героев- Ребята, какие герои вам запомнились больше всего? Почему именно эти герои? Называют запомнившихся героевПроигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев - Ребята представьте себя в роли героев. Покажите ихВыбирают героев, изображают ихАвтор 1. Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечитьсяИ корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит!Автор 2: И пришла к Айболиту лиса:Л. «Ой, меня укусила оса!»Автор 2. И пришёл к Айболиту барбос:Б. «Меня курица клюнула в нос!»Автор 2. И прибежала зайчихаЗ. И закричала: «Ай, ай!Мой зайчик попал под трамвай!Мой зайчик, мой мальчикПопал под трамвай!Айболит: «Не беда!Подавай-ка его сюда!Я пришью ему новые ножки,Он опять побежит по дорожке».Автор 3. И принесли к нему зайку,Такого больного, хромого,И доктор пришил ему ножки.И заинька прыгает снова.Импровизация по заданной теме- А теперь представьте, что доктор Айболит помогает вам лечить животных. Попробуйте придумать сами эту сказку и показать её мне.Придумывают сюжет, изображают новую сказкуРефлексия, анализ результатов.- Ребята, вам было интересно это задание? Всё ли у вас получилось? Анализируют результатыЗанятие 6. «Золушка и цветик-семицветик»ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОзнакомление детей с литературными произведениями - Ребята, пожалуйста, послушайте сказку «Золушка»- Вам понравилась сказка? Теперь послушайте другую сказку – «Цветик-семицветик»Прослушивание и анализ сказки «Золушка»Прослушивание и анализ сказки «Цветик-Семицветик»Обсуждение произведения и его героев- Какие герои вам понравились? Почему?Отвечают на вопросыПроигрывание детьми фрагментов произведения в роли его героев - Попробуйте выступить в роли понравившегося вам герояВыступают в выбранных роляхИмпровизация по заданной теме- А теперь представьте, что Золушка получила цветик-семицветик. Как вы думаете, какие желания она загадает? Придумайте про это сказку и покажите е мнеПридумывают сюжет, показывают сказкуРефлексия, анализ результатов.- Ребята, вам легко удалось выступление в своей роли? Вам понравилось это делать? Что показалось вам сложным?Анализируют результатыЗанятие 7. Итоговое занятие «Прогулка с героями сказок»ЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейОрг.моментНастрой детей на предстоящее занятиеКонцентрация вниманияОбсуждение героев - Ребята, на предыдущих занятиях вы знакомились с самыми разными героями. Давайте их вспомним и назовёмОтвечают на вопросыПроигрывание детьми фрагментов произведений в роли их героев - А теперь попробуем вновь стать этими героями. Но теперь можно выбрать для себя любого персонажа из тех сказок, с которыми мы знакомились. - Итак, выбрали. А теперь немного поиграем. Попробуйте представить, о чём могли бы говорить эти герои, если бы вдруг встретились. Покажите это- давайте, посмотрим, каким получился бы разговор междуКолобком и Красной шапочкойЦаревной-Лебедью и Серым ВолкомЦаревной-лягушкой и Золушкой- Вороной и Иваном ЦаревичемВыступают в выбранных роляхИмпровизация по заданной теме - Ребята, а теперь представьте, что все ваши герои попали в одну сказку. Покажите её мнеПридумывают сюжет, показывают сказкуРефлексия, анализ результатов. - Ребята, давайте подумаем, чему нас научили наши герои? - Что получалось у вас лучше всего? В чём были трудности?Анализируют результаты
1. Альвин Дж. Музыкальная терапия для детей с ранним аутизмом. М.: Теревинф, 2016. - 208 с.
2. Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2016. №1. с.47-54
3. Аршатская О.О психологической помощи детям дошкольного возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2016. № 8. с. 63-70.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2017. - 222 с.
5. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., Теревинф, 2017. - 338 с.
6. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2017. - 240 с.
7. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический проект, 2017. –784 с.
8. Богдашина О.Н. Аутизм: определение и комплексная диагностика. Донецк: Лебедь, 2016. – 166 с.
9. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф, 2017. - 280 с.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2018. - 64 с.
11. Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. – 312 с.
12. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство - Пресс, 2017. - 144 с.
13. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2017. - 527 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2018. – 224 с.
15. Зайцева Л.И. Коррекционная программа развития межличностных отношений детей с РАС дошкольного возраста. М., 2018. – 411 с.
16. Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: 2017. - с. 129-131.
17. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2017. -208 с.
18. Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика, 2018. – 76 с.
19. Детская логопсихология: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2018. – 175 с.
20. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. М.: Академия, 2017. - 143 с.
21. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2018. - 286 с.
22. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 2016. - 112 с.
23. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2016. - 150 с.
24. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоциональной сферы. - М.: Теревинф, 2016. - 28 с.
25. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2016. – 449 с.
26. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2018. – 240 с.
27. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Академия, 2016. – 153 с.
28. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Академия, 2016. – 117 с.
29. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2018. – 318 с.
30. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
31. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.
32. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2017. – 465 с.
33. Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Классикс Стиль, 2017. – 320 с.
34. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М.: Сигнал, 2017. – 101 с.
35. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная деятельность при тяжелых формах. М., Аспект-пресс, 2016. – 412 с.
36. Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Самара: Книга, 2016. – 324 с.
37. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых формах. - М.: Владос, 2017. - 176 с.
38. Никольская О. С. Проблема обучения аутичных детей // Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: Дидактика, 2017. – 599 с.
39. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2016. – 112 с.
40. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2017. – 237 с.
41. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2018. – 334 с.
42. Фатерс Л., Ланзинд М. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – М., БелАПДИ, 2018. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра?
Дети с расстройством аутистического спектра имеют ряд особенностей в эмоционально-волевой сфере и поведении. Они могут испытывать трудности с распознаванием и выражением эмоций, сниженная способность к социальному взаимодействию и эмпатии. Также заметны нарушения в речи и коммуникации, повторяющиеся и ограниченные интересы. Поведение детей с РАС часто предсказуемое и ритуализированное, с ограниченным спектром деятельности.
Какие методы используются для коррекционно-педагогической работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с РАС?
Для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра применяются различные методы и подходы. Один из них - это методика приемов аутогенной тренировки, которая помогает регулировать эмоции и улучшает самоконтроль. Другой метод - использование игровой терапии, которая способствует развитию социальных навыков и поведенческих стратегий. Также важна работа с родителями и учителями для создания поддерживающей и безопасной среды.
Чем отличаются эмоционально-волевая сфера и поведение детей с РАС от эмоционального развития обычных детей?
Эмоционально-волевая сфера и поведение детей с расстройством аутистического спектра могут отличаться от эмоционального развития обычных детей. У детей с РАС могут быть затруднения в распознавании и выражении эмоций, а также в понимании и применении социальных норм и правил. Они могут проявлять повторяющиеся и ограниченные интересы, а также иметь ритуализированное поведение. Обычные дети обычно развиваются и осваивают социальные и эмоциональные навыки в более широком диапазоне.
Какие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра?
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются такие особенности, как ограниченные интересы, нарушения коммуникационных навыков, повторяющиеся движения и ритуалы. Они часто испытывают проблемы с эмоциональной регуляцией и выражением эмоций, а также проявляют ограниченные навыки волевого поведения.
Какие методы коррекционно-педагогической работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с расстройством аутистического спектра?
Методы коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра включают в себя использование специальных программ и техник, таких как АВА-терапия, пиксельная терапия, системный подход и др. Они направлены на развитие навыков саморегуляции, коммуникации, социализации и других волевых функций.
Какие основные теоретико-методологические основы изучения особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра?
Основными теоретико-методологическими основами изучения особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра являются теория аутизма, теория эмоций и воли, психологическая коррекция и развитие детей.
Как психолого-педагогически характеризуются особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра?
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра характеризуются нарушениями эмоциональной регуляции, социальной адаптации, коммуникативных навыков и поведенческого контроля. Они могут проявлять повторяющиеся движения и ритуалы, иметь ограниченные интересы и затруднения в саморегуляции.
Какие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с расстройством аутистического спектра?
Дети с расстройством аутистического спектра обычно имеют проблемы с социальным взаимодействием, ограниченными интересами и стереотипным поведением. Их эмоционально-волевая сфера может быть нарушена, проявляясь в отсутствии эмоциональной реактивности и затруднениях в саморегуляции. Также они могут испытывать трудности в общении и выражении своих эмоций.
Как можно описать психолого-педагогическую характеристику особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра?
Дети с расстройством аутистического спектра могут иметь затруднения в распознавании и интерпретации эмоций других людей, а также в выражении своих собственных эмоций. Они могут проявлять повышенную чувствительность или нечувствительность к различным стимулам. Также они могут иметь ограниченные интересы и занятия, и проявлять стереотипные движения и поведение.
Какие методы коррекционно-педагогической работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с расстройством аутистического спектра?
Для работы с эмоционально-волевой сферой и поведением детей с расстройством аутистического спектра используются различные методы, такие как позитивное воспитание, социальные навыки, методы релаксации и саморегуляции, игровая терапия, арт-терапия и другие коррекционно-педагогические подходы. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и использовать методы, которые помогут ему развить и улучшить свои навыки.
Какие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра встречаются у детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра часто испытывают трудности в управлении своими эмоциями и проявлении своей воли. Они могут иметь ограниченный набор эмоций и трудности в их распознавании у других людей. Также у них часто наблюдается повторяющееся и рутинное поведение, а также сопротивление к изменениям в режиме и распорядке дня.
Какими методами можно корректировать эмоционально-волевую сферу и поведение детей с расстройством аутистического спектра?
Для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройством аутистического спектра могут использоваться различные методы. Один из таких методов - это работа с эмоциями через игровую деятельность. Игры и упражнения, направленные на распознавание эмоций и развитие эмоциональной саморегуляции, могут помочь детям справляться с эмоциональными трудностями. Также важно использование позитивного подхода к управлению поведением ребенка, поощрение желаемого поведения и установление четких правил.