Моделирование направлений развития рынка дизельного топлива России в условиях ресурсных ограничений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные экономические отношения
  • 73 73 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 29.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 7
1. Методические основы анализа рынка дизельного топлива. Подходы эконометрического моделирования как инструмента анализа рынка 12
1.1. Методические основы анализа рынка дизельного топлива 12
1.2. Подходы эконометрического моделирования как инструмента анализа рынка 17
1.3. Целеполагание моделирования изменений на рынке дизельного топлива 21
2. Эконометрическое моделирование параметров российского рынка дизельного топлива 25
2.1. Обзор статистических данных российского рынка дизельного топлива в условиях ресурсных ограничений 25
2.2. Описание выбранной эконометрической модели 36
2.3. Применение выбранной эконометрической модели 43
3. План развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг. 49
3.1. Тенденции развития рынка дизельного топлива в России 49
3.2. Моделирование развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг. 58
3.3. Риск-факторное нивелирование негативных тенденций развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг. 65
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение 73


Фрагмент для ознакомления

Повышение цен на дизельное топливо может отразиться на цене транспортных услуг и товаров, которые зависят от цены на топливо. Обратная ситуация, резкий рост курса рубля, может снизить цены на дизельное топливо. Это связано с тем, что стоимость импортных компонентов и оборудования снижается, что позволяет снизить производственные издержки и, следовательно, цену на дизельное топливо. Таким образом, курс рубля к доллару и евро играет важную роль в формировании цен на дизельное топливо в России и может сильно влиять на состояние рынка.Объемы внутреннего спроса на дизельное топливо в России - это важный фактор, влияющий на рынок дизельного топлива в стране. Размер внутреннего спроса зависит от ряда факторов, включая уровень экономического развития, динамику национального автопарка и его потребности в топливе, а также от социально-экономических условий в регионах страны. Увеличение объемов внутреннего спроса на дизельное топливо может привести к увеличению его цены на рынке. В то же время, снижение спроса может привести к сокращению объемов производства и увеличению запасов нефтеперерабатывающих предприятий. Кроме того, сокращение объемов внутреннего спроса на дизельное топливо может привести к снижению загрязнения окружающей среды и улучшению экологической ситуации в стране. В России объемы внутреннего спроса на дизельное топливо зависят от различных факторов, таких как транспортный сектор, сельское хозяйство, промышленность и другие.Размеры акцизов на дизельное топливо и налогов на его производство являются важным фактором, влияющим на цены на дизельное топливо в России. Акцизы на дизельное топливо являются одним из наиболее важных источников доходов для государства, они начисляются на каждый литр проданного дизельного топлива. В России размеры акцизов на дизельное топливо определяются федеральным законодательством. Размеры акцизов зависят от объема дизельного топлива, произведенного предприятием, и применяемой налоговой ставки.Кроме того, на производство дизельного топлива в России также начисляются налоги. Основной налог на производство дизельного топлива - это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Размер НДПИ определяется в процентах от доходов от продажи дизельного топлива и зависит от нескольких факторов, таких как объем добычи и цена на дизельное топливо.Таким образом, размеры акцизов на дизельное топливо и налогов на его производство могут значительно влиять на цены на дизельное топливо в России. При увеличении этих налогов цены на дизельное топливо также могут увеличиться, что может оказать негативное влияние на экономику и жизнь граждан.Технические требования к качеству дизельного топлива устанавливаются государственными стандартами. В России данный стандарт называется «Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному топливу». Он определяет минимально необходимые требования к качеству дизельного топлива, которые должны быть соблюдены производителями и поставщиками. В стандарте установлены ограничения на содержание серы и других загрязняющих веществ, которые могут негативно влиять на эксплуатационные характеристики двигателей и окружающую среду. Также в стандарте указаны требования к октановому числу, плотности, температуре застывания, вязкости, термической стабильности и другим параметрам. Соблюдение требований к качеству дизельного топлива является важным фактором для эффективной работы автомобилей, сокращения их износа и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Кроме того, соответствие дизельного топлива стандартам является обязательным условием для его продажи и использования в России.Импортозамещение является одним из приоритетных направлений экономической политики России. В условиях санкционной политики, которая влияет на импорт нефтепродуктов в Россию, особенно важным становится наращивание производства и выпуска дизельного топлива внутри страны.Одним из факторов, влияющих на импортозамещение, являются технические требования к качеству дизельного топлива, которые устанавливаются в России. Необходимо соблюдать нормы по содержанию серы и других примесей, чтобы производить топливо, соответствующее международным и национальным стандартам качества.Также важную роль играет размер налогов на производство дизельного топлива. В условиях импортозамещения и роста производства внутри страны, государство может поддерживать производителей с помощью льготных налоговых режимов и других мер поддержки, что может способствовать росту внутреннего спроса на дизельное топливо[24].Кроме того, на рынке дизельного топлива может происходить конкуренция между внутренними производителями и импортерами. В условиях санкционной политики, усиления импортозамещения и роста производства внутри страны, важно учитывать конкуренцию на рынке и национальные интересы.Таким образом, импортозамещение на рынке дизельного топлива в условиях санкционной политики является актуальной темой, которая может влиять на динамику рынка в ближайшие годы.Экологические требования и стандарты на выхлопные газы от дизельных двигателей являются важным фактором, влияющим на параметры российского рынка дизельного топлива. На мировом уровне существует ряд нормативных актов, устанавливающих ограничения на уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. В Европе, например, существует норма Euro-6, которая устанавливает предельные значения содержания оксидов азота (NOx), углеводородов (СН) и твердых частиц (PM) в выхлопных газах. В России действуют стандарты, схожие с европейскими - ГОСТ Р 41.21-2014 и ГОСТ Р 52368-2005.Высокие экологические стандарты на выхлопные газы приводят к тому, что автопроизводители вынуждены внедрять более совершенные системы очистки выхлопных газов, что может увеличить стоимость производства автомобилей и, следовательно, стоимость потребляемого ими дизельного топлива. Также высокие экологические стандарты могут привести к сокращению объемов производства и потребления дизельного топлива, так как не все производители и потребители могут удовлетворять эти стандарты.Соблюдение экологических требований на выхлопные газы от дизельных двигателей является важным фактором для обеспечения экологической безопасности и здоровья населения, а также для решения экологических проблем на мировом уровне.В связи с ростом мировой экономики и увеличением спроса на энергоносители, можно ожидать роста спроса на дизельное топливо на мировом рынке. Это может привести к росту экспорта дизельного топлива из России. С учетом строгих экологических норм и стандартов во всем мире, можно ожидать улучшения качества дизельного топлива, производимого и продаваемого на российском рынке. Это может способствовать росту оптовых и розничных цен на дизельное топливо. Развитие производственных мощностей и инфраструктуры для дизельного топлива в России может привести к увеличению доли рынка и, следовательно, к росту экспорта и производства дизельного топлива. Политические и экономические факторы, такие как геополитические тенсии, санкции, валютные колебания и цены на нефть, могут существенно повлиять на рынок дизельного топлива. Эти факторы могут влиять на оптовые и розничные цены, а также на экспорт и производство дизельного топлива.Таким образом, важным результатом анализа является определение основного фактора, влияющего на рынок дизельного топлива в условиях ресурсных ограничений. Это позволяет экономическим исследователям и представителям бизнеса принимать более обоснованные решения в своей деятельности и оценивать риски в более точной форме.3.2.Моделирование развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг.За последние три года в России наблюдается устойчивый рост производства топлива дизельного. В 2022 году производство составило 84 727,8 тыс. тонн, что на 5,4% больше, чем в предыдущем году. Особенно значительное увеличение производства было зафиксировано в декабре 2022 года, где объем производства топлива дизельного увеличился на 6,7% к уровню декабря прошлого года и составил 7 850,4 тыс. тонн. Приволжский федеральный округ является лидером производства топлива дизельного в России, его доля составляет около 45,0% от общего объема производства в 2022 году. В период с 2019 по 2022 годы средние цены производителей на топливо дизельное выросли на 22,0%, с 31 658,6 руб./тонн до 38 624,7 руб./тонн. Наибольшее увеличение средних цен производителей зафиксировано в 2022 году, где темп прироста составил 14,8%. Средняя цена производителей на топливо дизельное в 2022 году выросла на 14,8% к уровню прошлого года и составила 38 624,7 руб./тонн. Средняя розничная цена на топливо дизельное в 2022 году также выросла на 9,5% к уровню прошлого года и составила 55,2 руб./шт. В целом, рост производства топлива дизельного в России может свидетельствовать о росте потребности в данном виде топлива на внутреннем рынке, что может повлиять на его цену и стоимость в будущем.Таблица содержит прогноз цен на дизельное топливо на период с 2023 по 2027 годы, составленный на основе данных ФАС РФ и Росстата. В таблице представлены начальные цены на дизельное топливо, средний годовой прирост цен и прогнозируемые цены на каждый год прогнозного периода. Также таблица разбита на две части, где первая часть основана на данных ФАС РФ, а вторая часть основана на данных Росстата.Несмотря на то, что прогнозы цен на дизельное топливо в таблицах 3 и 4 различаются, они обе указывают на увеличение цен на протяжении всего прогнозируемого периода. Поэтому, компании и отрасли, связанные с дизельным топливом, должны учитывать эти прогнозы при планировании бизнес-стратегии на ближайшие годы.Таблица 6 - Объединенный прогнозразвития рынка дизельного топлива на период 2023-2027 гг.ГодНачальная цена, руб./тСредний годовой прирост (ФАС РФ), %Прогнозируемая цена (ФАС РФ), руб./тСредний годовой прирост (Росстат), %Прогнозируемая цена (Росстат), руб./т202351,8138.0174,9985.7861.05202451,8138.0181,0235.7864.54202551,8138.0187,5025.7868.21202651,8138.0194,5085.7872.07202751,8138.01102,0975.7876.16Из таблицы видно, что прогнозируемая цена на дизельное топливо по данным ФАС РФ растет в среднем на 8.01% ежегодно, в то время как прогнозируемая цена по данным Росстата увеличивается на 5.78% ежегодно. Таким образом, можно заметить, что прогнозируемая цена на дизельное топливо по данным ФАС РФ значительно выше, чем по данным Росстата на всем прогнозируемом периоде (2023-2027 гг.). Более того, средний годовой прирост цен по данным ФАС РФ также выше, чем по данным Росстата. Эти тенденции могут быть связаны с различными методологиями расчета цен на дизельное топливо и различными факторами, влияющими на ценовую динамику на рынке. Однако в любом случае, можно ожидать роста цен на дизельное топливо в ближайшие годы, вне зависимости от источника прогноза.Рисунок 8 - Объединенный прогнозразвития рынка дизельного топлива на период 2023-2027 гг.Объединенный прогноз развития рынка дизельного топлива на период 2023-2027 гг. показывает, что цены на дизельное топливо по данным ФАС РФ будут расти со среднегодовым приростом 8,01%, что приведет к увеличению цены на 74,998 руб./т в 2023 году до 102,097 руб./т в 2027 году. С другой стороны, согласно данным Росстата, цены на дизельное топливо будут расти со среднегодовым приростом 5,78%, что приведет к увеличению цены на 61.05 руб./т в 2023 году до 76,16 руб./т в 2027 году. Оба прогноза указывают на увеличение цен на дизельное топливо в период с 2023 по 2027 годы, однако прогнозы различаются в уровне цен и скорости их роста. Поэтому, при планировании бизнес-стратегии в отношении дизельного топлива, необходимо учитывать различия в прогнозах развития рынка и выбрать наиболее подходящий сценарий в соответствии с конкретными условиями и потребностями компании.Далее проведем моделирование развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг. с учетом следующих утверждений:Цены на нефть и газ, на основе которых производятся дизельные топлива, могут оставаться стабильными или незначительно расти, поэтому цены на дизельное топливо в целом могут увеличиваться незначительно с каждым годом.Рост цен на дизельное топливо также может быть вызван ростом спроса на данный вид топлива, связанным с увеличением производства и транспортировки грузов в стране.ЦДТэксп может продолжить доминировать на рынке дизельного топлива, поэтому его цены будут расти вместе с общим ростом цен на дизельное топливо.Повышение ставки НДС и акцизов на топливо может повлиять на увеличение цен на дизельное топливо.Рост цен на сырье и материалы, используемые для производства дизельного топлива, может привести к увеличению цен на все виды дизельного топлива, включая ЦДТрт и ТДТм.Общая инфляция может повлиять на увеличение цен на все виды топлива, включая дизельное топливо.Таблица 7 –Моделирование развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг.Показатель20232024202520262027Дизельное топливоЦДТэксп70 00073 50076 50079 00082 000ЦДТрт8009001 0001 1001 200ТДТм4045505560ФДТ*5 0005 0005 0005 0005 000Оптовая цена реализации в России ДТ класса 556 00057 50059 00061 50064 000Оптовая цена реализации ДТ класса 558 50060 50062 00064 50067 000Цены на нефть и газ играют важную роль в формировании цен на дизельное топливо, так как именно из нефти и газа производятся основные компоненты топлива. Если цены на нефть и газ не будут сильно колебаться, то и цены на дизельное топливо не будут сильно меняться.На мировом рынке цены на нефть и газ могут колебаться из-за различных факторов, таких как спрос и предложение на рынке, уровень производства, геополитическая ситуация и др. Однако, в последние годы на мировых рынках цены на нефть и газ оставались относительно стабильными, без существенных скачков вверх или вниз.Поэтому, при условии стабильности цен на нефть и газ, цены на дизельное топливо в целом могут увеличиваться незначительно с каждым годом, связано это с инфляцией, увеличением затрат на производство и распределительную сеть, а также с другими экономическими факторами. Однако, такие изменения обычно будут незначительными и могут не существенно влиять на цены на дизельное топливо.Рост спроса на дизельное топливо может произойти в результате увеличения объемов производства и транспортировки товаров в стране. Если объемы производства и транспортировки грузов увеличиваются, то увеличивается и потребность в транспорте, который, в свою очередь, работает на дизельном топливе.Кроме того, в условиях растущего экономического роста страны, может увеличиваться потребление топлива в целом, включая дизельное топливо. Это связано с увеличением объемов производства и потребления товаров, а также ростом числа автотранспортных средств, работающих на дизельном топливе.В результате роста спроса на дизельное топливо может возникнуть ситуация, когда спрос превышает предложение, что может привести к росту цен на данное топливо. Таким образом, рост цен на дизельное топливо может быть связан с ростом спроса на него.НДС (налог на добавленную стоимость) и акцизы - это налоги, которые взимаются с продажи и использования топлива. Повышение ставки этих налогов может привести к увеличению затрат на производство, транспортировку и реализацию дизельного топлива. Кроме того, увеличение ставки НДС и акцизов может привести к уменьшению спроса на топливо, что в свою очередь может увеличить цены на дизельное топливо. Таким образом, повышение ставки НДС и акцизов на топливо может значительно повлиять на увеличение цен на дизельное топливо.Производство дизельного топлива включает в себя не только цену на нефть и газ, но и на другие сырьевые материалы и компоненты. Рост цен на эти материалы может привести к увеличению себестоимости производства дизельного топлива, что в свою очередь может привести к росту цен на все виды дизельного топлива, включая ЦДТрт и ТДТм. Кроме того, повышение цен на сырье и материалы также может вызвать снижение спроса на дизельное топливо и переход на более дешевые альтернативы, что может отразиться на конкурентоспособности и прибыльности компаний, производящих дизельное топливо.Общая инфляция может быть определена как общий рост уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда инфляция возрастает, цены на все виды товаров и услуг увеличиваются, в том числе на дизельное топливо.Причиной инфляции может быть рост спроса на товары и услуги при ограниченном предложении, рост стоимости производства товаров и услуг, рост налогов и т.д. Если стоимость производства дизельного топлива увеличивается, из-за увеличения затрат на энергию, транспортировку, сырье и т.д., то стоимость производства дизельного топлива также возрастет, и цены на него могут быть подняты.Инфляция может также привести к уменьшению покупательной способности денег, что значит, что люди будут тратить больше денег на топливо, чем раньше, чтобы получить ту же самую продукцию. Это может повысить спрос на дизельное топливо и также привести к увеличению цен на него.Таким образом, общая инфляция может привести к увеличению цен на все виды топлива, включая дизельное топливо. Далее смоделируем план развития рынка дизельного топлива.План развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг. «Дизель 2027»:1. Увеличение производства дизельного топлива на 10% к 2027 году путем модернизации существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительства новых.2. Внедрение инновационных технологий производства дизельного топлива с целью повышения его качества и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.3. Развитие инфраструктуры для распределения дизельного топлива, в том числе строительство новых нефтебаз и модернизация существующих.4. Увеличение доли экспорта дизельного топлива до 50% к 2027 году.5. Развитие внутреннего рынка дизельного топлива путем увеличения конкуренции на рынке и снижения цен для потребителей.6. Повышение эффективности использования дизельного топлива путем поощрения использования более экономичных и экологически чистых видов транспорта и машин.7. Развитие экспортного потенциала российского дизельного топлива путем установления партнерских отношений с другими странами и расширения экспортных рынков.8. Усиление контроля за качеством дизельного топлива и соблюдением экологических норм в процессе его производства и использования.Данный план позволит обеспечить стабильный рост рынка дизельного топлива в России в ближайшие годы, улучшить экологическую ситуацию в стране, создать новые рабочие места и повысить экспортный потенциал России. Реализация данных мер позволит обеспечить бесперебойную поставку дизельного топлива в регионы России, что в свою очередь способствует развитию производства и транспортной инфраструктуры. Кроме того, снижение экологической нагрузки и переход на экологически чистые виды топлива является одним3.3. Риск-факторноенивелирование негативных тенденций развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг.Риск-факторное нивелирование негативных тенденций развития рынка дизельного топлива на период 2023-2027 годов может быть реализовано путем реализации следующих мер:1. Разработка и реализация программы по сокращению зависимости от импорта дизельного топлива путем расширения производства национального дизельного топлива. Это может помочь уменьшить зависимость от цен на нефть и газ, что может привести к стабилизации цен на дизельное топливо.2. Укрепление конкуренции на рынке дизельного топлива. Это может быть достигнуто путем создания более благоприятной среды для развития малых и средних предприятий, производящих дизельное топливо, а также путем снижения административных и бюрократических барьеров для вступления на рынок.3. Разработка и реализация программы по совершенствованию технологий производства дизельного топлива. Это может помочь уменьшить затраты на производство дизельного топлива и повысить его качество, что может привести к снижению цен на дизельное топливо.4. Продвижение экологически чистых и энергоэффективных видов транспорта. Это может снизить спрос на дизельное топливо и помочь сократить цены на него.5. Создание специального резерва на случай резкого роста цен на сырье и материалы, используемые для производства дизельного топлива. Это поможет сгладить резкие колебания цен на дизельное топливо.6. Проведение анализа рынка и регулярное мониторингование изменения цен на дизельное топливо, что позволит оперативно реагировать на возможные изменения на рынке и своевременно принимать меры для нивелирования негативных тенденций.Таблица 8 –Риск-факторноенивелирование негативных тенденций развития рынка дизельного топлива на 2023-2027 гг.Меры по нивелированию рисковОписание мерыРазработка и реализация программы по сокращению зависимости от импорта дизельного топлива путем расширения производства национального дизельного топливаСокращение зависимости от цен на нефть и газ, что может привести к стабилизации цен на дизельное топливоУкрепление конкуренции на рынке дизельного топливаСоздание более благоприятной среды для развития малых и средних предприятий, производящих дизельное топливо, а также снижение административных и бюрократических барьеров для вступления на рынокРазработка и реализация программы по совершенствованию технологий производства дизельного топливаСнижение затрат на производство дизельного топлива и повышение его качества, что может привести к снижению цен на дизельное топливоПродвижение экологически чистых и энергоэффективных видов транспортаСнижение спроса на дизельное топливо и помощь сократить цены на негоСоздание специального резерва на случай резкого роста цен на сырье и материалы, используемые для производства дизельного топливаСглаживание резких колебаний цен на дизельное топливоПроведение анализа рынка и регулярное мониторингование изменения цен на дизельное топливоОперативное реагирование на возможные изменения на рынке и своевременное принятие мер для нивелирования негативных тенденцийИз таблицы можно сделать вывод, что существует несколько факторов, которые могут повлиять на развитие рынка дизельного топлива в период с 2023 по 2027 годы. Одним из главных факторов является стабильность цен на нефть и газ, на основе которых производится дизельное топливо. Кроме того, важную роль играет спрос на дизельное топливо, который связан с увеличением производства и транспортировки грузов в стране. Для стабилизации рынка дизельного топлива в период с 2023 по 2027 годы предлагается ряд мер, включающих разработку программы по сокращению зависимости от импорта дизельного топлива, укрепление конкуренции на рынке дизельного топлива, разработку программы по совершенствованию технологий производства дизельного топлива, продвижение экологически чистых и энергоэффективных видов транспорта, создание специального резерва на случай резкого роста цен на сырье и материалы, проведение анализа рынка и регулярное мониторингование изменения цен на дизельное топливо. В целом, эти меры могут помочь уменьшить зависимость от цен на нефть и газ, снизить затраты на производство дизельного топлива и сгладить резкие колебания цен на него.Исходя из представленного плана развития рынка дизельного топлива на период 2023-2027 гг., можно сделать вывод, что использование риск-факторного нивелирования является эффективным инструментом для минимизации негативных тенденций в развитии рынка. Внедрение технологических инноваций и развитие производства более экологически чистых видов топлива позволят уменьшить риски связанные с ухудшением экологической ситуации и наращиванием экологических проблем. Разнообразие производства и расширение ассортимента продукции способствует уменьшению зависимости от определенных поставщиков и снижению риска ущерба от изменения цен на нефтепродукты. Также планируется разработать программу по развитию экспорта дизельного топлива, что позволит снизить риски связанные с изменением спроса на рынке внутри страны. Таким образом, риск-факторное нивелирование в сочетании с различными стратегиями развития рынка дизельного топлива позволят обеспечить устойчивый рост и снизить риски, связанные с нестабильными условиями рынка и внешней среды.ЗаключениеВ данной выпускной квалификационной работе был проведен анализ рынка дизельного топлива в России на основе данных ФАС РФ и Росстата, а также проведено эконометрическое моделирование его параметров. Была определена тенденция на повышение цен на дизельное топливо в период с 2023 по 2027 годы. Был разработан план развития рынка дизельного топлива, который включает в себя ряд мер, направленных на нивелирование рисков и негативных тенденций.В результате анализа и проведенной работы было выявлено, что риск-факторное нивелирование негативных тенденций является эффективным инструментом для смягчения влияния факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие рынка дизельного топлива. Важно отметить, что данный подход является перспективным и может быть применен не только в анализе рынка топлива, но и в других отраслях экономики.Во-первых, планируется увеличить производство дизельного топлива на 10% к 2027 году путем модернизации существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительства новых. Это позволит удовлетворить растущий спрос на дизельное топливо как на внутреннем, так и на экспортном рынках.Во-вторых, внедрение инновационных технологий производства дизельного топлива позволит повысить его качество и снизить вредное воздействие на окружающую среду. Это будет способствовать укреплению позиций российского дизельного топлива на мировых рынках и повышению конкурентоспособности.В-третьих, развитие инфраструктуры для распределения дизельного топлива, включая строительство новых нефтебаз и модернизацию существующих, позволит обеспечить стабильность и надежность поставок топлива как на внутреннем, так и на экспортных рынках.В-четвертых, увеличение доли экспорта дизельного топлива до 50% к 2027 году будет способствовать укреплению экономического потенциала России и повышению ее экспортного потенциала.В-пятых, развитие внутреннего рынка дизельного топлива путем увеличения конкуренции на рынке и снижения цен для потребителей будет способствовать развитию отрасли и повышению уровня жизни населения.В-шестых, повышение эффективности использования дизельного топлива путем поощрения использования более экономичных и экологически чистых видов транспорта и машин будет способствовать уменьшению выбросов вредных веществ и повышению экологической безопасности.Таким образом, данная работа имеет практическую значимость для специалистов и экспертов в области энергетики, а также для представителей правительства, занимающихся разработкой стратегии развития рынка топлива в России.Список использованных источниковПриказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»// Информационная система Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/. (дата обращения: 18.03.2023).Васильева Н.И., Кашуро И.А. Конкурентные преимущества экспорто- и импортоориентированных секторов российской экономики в современных условиях // Россия и современный мир. 2018. № 4 (101).С. 54–63.Городнова Н.В., Крупкин А.В., Роженцов И.С. Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 841-864.Дудин М.Н., Лясников Н.В., Брынцев А.Н. Влияние энергетических войн и геополитики на валютные курсы и цену нефти: эпоха пандемии COVID-19 // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2020. – № 2. – С. 58-68Звягин, Л. С. Математическое моделирование комплексных экономических процессов / Л. С. Звягин. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 23-29.Звягинцев А.И. О контроле хаотичной динамики на валютном рынке // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2349-2366.Краснова М.И., Краснова Т.Л. Методика мониторинга состояния регионального рынка дизельного топлива по уровню развития конкуренции // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 14. – С. 26-37.Лапин А.В «Энергетические войны» и геополитика XX и XXI века // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 2. – С. 32-47. – DOI:https://doi.org/10.33051/2500-2325-2020-2-32-47http://www.market-economy.ru/ (Дата обращения: 18.03.2023).Лешкова А.И., Верховец О.А. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России)// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013.№3.С. 70-77.Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Логинов Е. Л.Применение экономико-математических методов и моделей оптимального планирования в цифровой экономике будущего (ЦЭМИ АН СССР и ЦЭМИ РАН: прогностическая интерпретацияи развитие научного наследия нобелевских лауреатов Л. В. Канторовича и В. В. Леонтьева). —М.: ЦЭМИ РАН, 2022. — 248 сМатематическое и компьютерное моделирование и бизнес-анализ в условиях цифровизации экономики. Сборник научных статей по итогам II Всероссийского научно-практического семинара «Математическое и компьютерное моделирование и бизнес-анализ в условиях цифровизации экономики» (22 апреля 2022 г.). Электронное издание/ ред. кол. –Ю.А. Кузнецов, О.В. Капитанова. – Н. Новгород: ННГУим. Н.И. Лобачевского, 2022. – 192 с.Машунин Ю.К. Теория управления. Математический аппарат управления экономикой. Москва, Логос, 2013. 448 с.Неймарк Ю.И. Математические модели в естествознании и технике. Нижний Новгород: ННГУ, 2004. – 401 с.Низамова А.Ш., Боровских О.Н., Шагиахметова Э.И. Математическое моделирование параметров, влияющих на доступность ипотечного кредитования // Жилищные стратегии. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 147-166.Проскурин А.О. Моделирование и анализ регионального рынка дизельного топлива : на примере Ивановской области : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.13 / Проскурин Александр Олегович; [Место защиты: Иван. гос. хим.-технол. ун-т].- Иваново, 2008.- 115 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/198Степичева О.А. Внешнеполитическая ситуация в Российской Федерации и экономическая безопасность государства // Социально-экономическиеявления и процессы. 2015. Т. 10. № 11. С. 130–134Хайрутдинов И.А., Шалина О.И. Фундаментальные факторы снижения цен на нефть //Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 4 (5). – С. 367-372Chu Y., Li X., Ma T., Zhao D. Optioncompensation, riskymortgagelending, andthefinancialcrisis // J. Corp. Financ. – 2021. – № 70. – p. 1–19..Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за период 01.01.2021- 31.12.2021. https://bash.fas.gov.ru/sites/bash.f.isfb.ru/files/analytic/2022/07/27/analiticheskiy_otchet_2021_dizel.pdf(Дата обращения: 18.03.2023).Анализ рынка дизельного топлива в России - 2022. Показатели и прогнозы https://marketing.rbc.ru/research/issue/72632/(Дата обращения: 18.03.2023).Обзор российского и мирового рынков ГСМ по состоянию на 04.03.2022 Г. http://www.kaicc.ru/sites/default/files/gsm_rf_04.03.2022.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).Производство судовых топлив на НПЗ РФ https://www.mrbunker.ru/images/Bunker/obshee-sobranie/2022/presenration/9_Лобашова_23-24.06.2022.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).Рынок дизельного топлива — рост, тенденции, влияние covid-19 и прогнозы (2023–2028 ГГ.) https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/diesel-as-fuel-market (Дата обращения: 18.03.2023).Рынок топливного процессинга на АЗС России https://www.omt consult.ru/files/otchet_rynok_toplivnogo_processingafinal.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).Bloomberg: низкая себестоимость добычи поможет России выстоять в войне цен на рынке нефти // [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/7961265 (Дата обращения: 18.03.2023).Статистика Федеральной Антимонопольной службы. Электронный ресурс : https://fas.gov.ru/pages/pokazateli-dla-vycheta-akciza (дата обращения 03.04.2023)Данные Федеральной службы статистики. Электронный ресурс : https://rosstat.gov.ru(дата обращения 03.04.2023)ПриложениеТаблица 1 – Показатели рынка дизельного топлива России по данным Федеральной антимонопольной службы [26]Показатель 2019 январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьДизельное топливо            ЦДТэксп51 81354 49254 39655 59655 96050 47651 43051 28353 51552 17651 45052 009ЦДТрт564606616636637573592567599590586606ТДТм232224221818191717212226ФДТ*5 0005 0005 0005 0005 0005 000------Оптовая цена реализации в России ДТ класса 546 79445 55045 25346 33747 29547 04046 81346 13547 31349 22948 16647 165Оптовая цена реализации ДТ класса 5------49 36947 33847 41551 38050 90349 8972020 январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьДизельное топливо            ЦДТэксп49 44345 29137 61229 32631 51637 31740 51641 33237 64139 22441 24245 118ЦДТрт572501350251263340376376328335358416ТДТм252523282116151516141415Оптовая цена реализации в России ДТ класса 546 92045 39744 42442 84345 60347 48647 19643 55542 92845 21145 00144 999Оптовая цена реализации ДТ класса 548 47747 58247 17345 61147 57550 60547 51544 75745 04147 31247 32846 3302021 Январь Февраль  Март Апрель   Май  Июнь  Июль  Август Сентябрь  Октябрь Ноябрь  ДекабрьДизельное топливо            ЦДТэксп48 74053 77355 15755 93557 99360 04961 46259 30663 30670 32968 15264 527ЦДТрт452510527525561597603584634728696651ТДТм171818161616161717181923Оптовая цена реализации в России ДТ класса 546 10646 70148 64649 42349 64751 33551 23550 73249 93453 18255 34254 184Оптовая цена реализации в ДТ класса 547 75348 80851 16851 88253 38356 073------2022январьфевральмартапрельмай июньиюльавгустсентябрьОктябрьНоябрьДекабрьДизельное топливо            ЦДТэксп77 03185 841150 553111 20194 73498 99383 23880 92879 74091 69580 37174 376ЦДТрт7568391 1661 1191 1271 3331 0951 0231 0051 1511 006888ТДТм222435344146504838405074Оптовая цена реализации в России ДТ класса 557 80457 51550 17055 15854 75154 41955 42656 77856 60058 62256 67753 293

1. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»// Информационная система Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/. (дата обращения: 18.03.2023).
2. Васильева Н.И., Кашуро И.А. Конкурентные преимущества экспорто- и импортоориентированных секторов российской экономики в современных условиях // Россия и современный мир. 2018. № 4 (101).С. 54–63.
3. Городнова Н.В., Крупкин А.В., Роженцов И.С. Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 841-864.
4. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Брынцев А.Н. Влияние энергетических войн и геополитики на валютные курсы и цену нефти: эпоха пандемии COVID-19 // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2020. – № 2. – С. 58-68
5. Звягин, Л. С. Математическое моделирование комплексных экономических процессов / Л. С. Звягин. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 23-29.
6. Звягинцев А.И. О контроле хаотичной динамики на валютном рынке // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2349-2366.
7. Краснова М.И., Краснова Т.Л. Методика мониторинга состояния регионального рынка дизельного топлива по уровню развития конкуренции // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 14. – С. 26-37.
8. Лапин А.В «Энергетические войны» и геополитика XX и XXI века // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 2. – С. 32-47. – DOI:https://doi.org/10.33051/2500-2325-2020-2-32-47http://www.market-economy.ru/ (Дата обращения: 18.03.2023).
9. Лешкова А.И., Верховец О.А. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России)// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013.№3.С. 70-77.
10. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Логинов Е. Л.Применение экономико-математических методов и моделей оптимального планирования в цифровой экономике будущего (ЦЭМИ АН СССР и ЦЭМИ РАН: прогностическая интерпретацияи развитие научного наследия нобелевских лауреатов Л. В. Канторовича и В. В. Леонтьева). —М.: ЦЭМИ РАН, 2022. — 248 с
11. Математическое и компьютерное моделирование и бизнес-анализ в условиях цифровизации экономики. Сборник научных статей по итогам II Всероссийского научно-практического семинара «Математическое и компьютерное моделирование и бизнес-анализ в условиях цифровизации экономики» (22 апреля 2022 г.). Электронное издание/ ред. кол. –Ю.А. Кузнецов, О.В. Капитанова. – Н. Новгород: ННГУим. Н.И. Лобачевского, 2022. – 192 с.
12. Машунин Ю.К. Теория управления. Математический аппарат управления экономикой. Москва, Логос, 2013. 448 с.
13. Неймарк Ю.И. Математические модели в естествознании и технике. Нижний Новгород: ННГУ, 2004. – 401 с.
14. Низамова А.Ш., Боровских О.Н., Шагиахметова Э.И. Математическое моделирование параметров, влияющих на доступность ипотечного кредитования // Жилищные стратегии. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 147-166.
15. Проскурин А.О. Моделирование и анализ регионального рынка дизельного топлива : на примере Ивановской области : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.13 / Проскурин Александр Олегович; [Место защиты: Иван. гос. хим.-технол. ун-т].- Иваново, 2008.- 115 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/198
16. Степичева О.А. Внешнеполитическая ситуация в Российской Федерации и экономическая безопасность государства // Социально-экономическиеявления и процессы. 2015. Т. 10. № 11. С. 130–134
17. Хайрутдинов И.А., Шалина О.И. Фундаментальные факторы снижения цен на нефть //Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 4 (5). – С. 367-372
18. Chu Y., Li X., Ma T., Zhao D. Option compensation, risky mortgage lending, and the financial crisis // J. Corp. Financ. – 2021. – № 70. – p. 1–19..
19. Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за период 01.01.2021- 31.12.2021. https://bash.fas.gov.ru/sites/bash.f.isfb.ru/files/analytic/2022/07/27/analiticheskiy_otchet_2021_dizel.pdf(Дата обращения: 18.03.2023).
20. Анализ рынка дизельного топлива в России - 2022. Показатели и прогнозы https://marketing.rbc.ru/research/issue/72632/(Дата обращения: 18.03.2023).
21. Обзор российского и мирового рынков ГСМ по состоянию на 04.03.2022 Г. http://www.kaicc.ru/sites/default/files/gsm_rf_04.03.2022.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).
22. Производство судовых топлив на НПЗ РФ https://www.mrbunker.ru/images/Bunker/obshee-sobranie/2022/presenration/9_Лобашова_23-24.06.2022.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).
23. Рынок дизельного топлива — рост, тенденции, влияние covid-19 и прогнозы (2023–2028 ГГ.) https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/diesel-as-fuel-market (Дата обращения: 18.03.2023).
24. Рынок топливного процессинга на АЗС России https://www.omt consult.ru/files/otchet_rynok_toplivnogo_processingafinal.pdf (Дата обращения: 18.03.2023).
25. Bloomberg: низкая себестоимость добычи поможет России выстоять в войне цен на рынке нефти // [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/7961265 (Дата обращения: 18.03.2023).
26. Статистика Федеральной Антимонопольной службы. Электронный ресурс : https://fas.gov.ru/pages/pokazateli-dla-vycheta-akciza (дата обращения 03.04.2023)
27. Данные Федеральной службы статистики. Электронный ресурс : https://rosstat.gov.ru (дата обращения 03.04.2023)



Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для анализа рынка дизельного топлива?

Для анализа рынка дизельного топлива используются методические подходы эконометрического моделирования. Эти подходы позволяют оценить спрос и предложение на рынке, а также прогнозировать изменения в условиях ресурсных ограничений.

Какие методы используются при эконометрическом моделировании рынка дизельного топлива?

При эконометрическом моделировании рынка дизельного топлива применяются различные методы, такие как множественная регрессия, временные ряды, панельные данные и др. Эти методы позволяют анализировать зависимость между спросом и предложением на рынке и прогнозировать его развитие.

Какие цели моделирования изменений на рынке дизельного топлива?

Цели моделирования изменений на рынке дизельного топлива включают оценку спроса и предложения на рынке, прогнозирование изменений в условиях ресурсных ограничений, определение оптимальной цены и объемов производства, а также разработку стратегий развития рынка.

Как эконометрическое моделирование помогает анализировать рынок дизельного топлива?

Эконометрическое моделирование помогает анализировать рынок дизельного топлива, предсказывать его развитие и оптимизировать управленческие решения внутри данного рынка. С помощью эконометрических моделей можно оценить зависимость спроса и предложения на рынке от различных факторов, таких как цена, доходы населения, конкуренция и др.

Какие параметры российского рынка дизельного топлива могут быть моделированы?

При моделировании российского рынка дизельного топлива могут быть учтены различные параметры, такие как объемы производства и потребления, цены, спрос и предложение, конкуренция, законодательство и др. Это позволяет анализировать и прогнозировать изменения на рынке и принимать обоснованные управленческие решения.

Какие методические основы анализа рынка дизельного топлива в России?

Методические основы анализа рынка дизельного топлива включают подходы эконометрического моделирования, которые используются как инструмент анализа рынка. Это позволяет выявить и проанализировать факторы, влияющие на изменение спроса и предложения дизельного топлива.

Какой подход используется для эконометрического моделирования анализа рынка дизельного топлива в России?

В анализе рынка дизельного топлива в России применяются подходы эконометрического моделирования. Это инструмент, основанный на статистических методах, который позволяет оценить взаимосвязь между различными переменными, такими как цена, спрос, предложение и другие факторы, влияющие на рынок.

Какие цели моделирования изменений на рынке дизельного топлива?

Целью моделирования изменений на рынке дизельного топлива является предсказание и анализ этих изменений. Это позволяет прогнозировать будущие тенденции и выявлять влияющие факторы. Такой анализ помогает принимать решения в сфере энергетики и топливной промышленности в условиях ресурсных ограничений.

В чем заключаются методические основы анализа рынка дизельного топлива?

Методические основы анализа рынка дизельного топлива включают в себя использование эконометрического моделирования, которое позволяет оценить и прогнозировать изменения на рынке. Этот подход основан на статистических методах и позволяет выявить взаимосвязи между различными факторами, влияющими на рыночные тенденции.

Какие подходы используются в эконометрическом моделировании анализа рынка дизельного топлива в России?

В эконометрическом моделировании анализа рынка дизельного топлива в России применяются различные подходы, такие как VAR-модели, гравитационные модели, модели панельных данных и другие. Эти подходы позволяют учесть разные факторы, влияющие на рынок, и проводить более точные прогнозы и анализы.