Система оценивания младших школьников по математике
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Оценка как педагогическое явление 5
1.2 Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы 8
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 12
2.1 Инновационные подходы к оцениванию результатов обучающихся по математике в начальной школе 12
2.2 Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Использует дневник ученика, авторами которого являются Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева и др.;6) «Портфель ученика». Работу с «Портфелем ученика» Людмила Николаевна начинает с детьми с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, сделанные за 4 года обучения в начальной школе;7) анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения. В 3-4 классах в конце каждой четверти Л.Н. Филимонова проводит самоанализ учебной деятельности школьников;8) таблицы. Данный прием особенно эффективен в 4-м классе, считает Л.Н. Филимонова, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся делятся на группы и затем оценивают работу своей группы и других групп.В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников Людмила Николаевна использует следующие формы:1. «Светофор».2. «Говорящие рисунки».4. «Карточка сомнений».5. «Волшебные линеечки».6. «Дерево успехов».7. Листы индивидуальных достижений.Психолого-педагогические исследования показывают, что к окончанию обучения в начальной школе учащиеся класса Людмилы Николаевны, как правило, достигают высокого уровня понятийного мышления, беспристрастно оценивают себя и овладевают приемами оценки своей деятельности. Мониторинг компонентов учебной деятельности показывает формирование основных психологических новообразований: анализа, планирования, рефлексии, самоконтроля и самооценки. Все эти навыки остаются с учениками и в старшей школе.Рассмотрим опыт другого педагога начальных классов - Нурмухаметовой Елены Алексеевны, которая преподает в МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана», г. Тобольск[20].Она считает, что новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой, снизить тревожность, уменьшить невротизацию детей, повысить мотивацию к обучению и позволить отслеживать динамику школьных успехов. Для того чтобы современная школа достигла поставленных целей, она должна последовательно решать свои задачи на всех уровнях образования.В своей практике Елена Алексеевна внедрила комплексную систему оценочных взаимоотношений, сотрудничества ребенка и взрослого в процессе оценивания. Целью данного сотрудничества является развитие у школьников навыков и умений самооценки как важнейшего компонента самообучения.Е.А. Нурмухаметова в своей работе использует следующие виды и формы содержательной оценки:1. Рейтинговая контрольная работа. Эта форма оценивания включает в себя два компонента: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте).2. «Доска достижений». Место для презентации детских работ. Это место для детского творчества или показа детьми своих работ на отведенном пространстве.3. «Карта успеха» работает на успех учащихся, дает возможность дифференцированного взгляда, формирует самостоятельность и ответственность.4. «Лист самоконтроля» предполагает отслеживание развития навыков самоконтроля.5. «Рефлексивная карта ученика». Цели создания «рефлексивной карты»: для педагога — это средство оценки интеллектуальных проявлений ребенка, степени овладения знаниями и умениями; для ребенка «рефлексивная карта» помогает составить представление о конкретных навыках, которые необходимо сформировать.6. «Портфолио». Портфолио успеваемости учащихся начальных классов используется для оценки достижения плановых результатов начального образования, включает следующие материалы: образцы детских работ, материалы систематизированного наблюдения, материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.7. Презентация исследовательских проектов. Сбор результатов проекта в виде газет, рефератов, сборников заданий, сценариев праздников и т.п.8. «Дневник моего роста» также служит для записи результатов, при этом ребенок с помощью цветных карандашей самостоятельно отмечает достигнутые успехи.Также Е.А. Нурмухаметова в своей работе использует следующие приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:1. Лесенка; 2. Волшебная линеечка; 3. Светофор; 4. Символы;5. Балловая оценка.Таким образом, Елена Алексеевна работает по новым стандартам и владеет новой технологией оценивания учебных результатов, правильно фиксирует результаты и учит детей оценивать свою работу.Принимая во внимание опыт преподавателей, можно сделать вывод, что система контроля и оценки учебной работы школьникане может ограничиваться проверкой усвоения знаний и развития умений по конкретному учебному предмету. Она представляет собой более важную общественную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, распознавать ошибки и находить пути их устранения.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонтроль и оценка успеваемости младших школьников является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. На каждом этапе обучения учащемуся необходима оценка как мера стимулирования учащегося и общества как показатель его уровня готовности к самостоятельной деятельности.В более широком смысле под оценкой понимается сравнение с эталоном исследуемого объекта, его категоризация. В узком смысле оценка отражает значение объекта для субъекта, соотношение объекта с целями, потребностями и интересами субъекта. С педагогической точки зрения речь в основном идет об оценке знаний. В педагогической литературе «оценка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может быть выражена в баллах.Оценка планируемых результатов младших школьников считается очень важной составляющей процесса обучения, одной из важных задач педагогической работы учителя. Данный компонент наравне с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержанием, методами, средствами, формами организации) должен отвечать современным условиям общества, педагогической и методической науки, основным ценностям и целям воспитания и обучения в первом звене школы.С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и пятибалльная система цифровых отметок.Подход к системе оценивания достижения планируемых результатов с точки зрения управления образованием для обеспечения (а не только контроля) качества образования обязательно включает как внутреннее, так и внешнее оценивание, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником создаются отношения сотрудничества и понимания. Оценка не является инструментом психологического принуждения, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы определили некоторые способы мониторинга и оценки образовательных результатов и продемонстрировали актуальность данной темы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБеденко, М. В. Математика: Блиц-контроль знаний, 1-е полугодие / М.В. Беденко. - М.: Гостимский А.С., 2019. - 160 c.Белянкова, Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2018. - 330 c.Бобылев, Б.Г. К вопросу о балльно-рейтинговом контроле знаний учеников / Б.Г.Бобылев. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 773 c.Глинская, Н. В. Математика. 3-4 классы. Тестовый контроль знаний / Н.В. Глинская. - М.: Учитель, 2019. - 128 c.Голубь, В. Т. Тематический контроль знаний учащихся / В.Т. Голубь. - М.: Лакоценин С. С., 2019. - 271 c.Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 160 c.Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения / И.С. Гринченко. - М.: Перспектива, 2019. - 132 c.Ершова, А. П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний / А.П. Ершова. - М.: Илекса, 2019. - 112 c.Иванова, Р. Г. Контроль знаний учащихся / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. - М.: Дрофа, 2019. - 208 c.Ивашкина, Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС: моногр. / Л.А. Ивашкина. - М.: Планета, 2019. - 349 c.Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника. Программа. Занятия. Дидактические материалы / В.Н. Карандашев. - М.: Учитель, 2020. - 525 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.Кучер, Т.Ю. Оценивание результатов обучения математике младших школьников / Т.Ю. Кучер. - М.: AccentGraphicsCommunications, 2019. - 180 c.Рохлов, В.С. Контроль знаний учеников начальной школы / В.С. Рохлов. - М.: Илекса, 2018. - 397 c.Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 811 c.Сухарева, Л.С. Как помочь младшему школьнику по математике / Л.С. Сухарева. - М.: Ранок, 2018. - 559 c.Трофимова, А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС. Начальная школа. Комплексно-целевые программы. ФГОС / А.Н. Трофимова. - М.: Учитель, 2020. - 114 c.Шевкин, А.В. Математика — это интересно! Заметки о составлении и решении задач младшими школьниками. Методическое пособие / А.В. Шевкин. - М.: Илекса, 2017. - 757 c.Нурмухаметова, Е. А. Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандартах нового поколения / Е. А. Нурмухаметова. — Текст: непосредственный // Педмастерство. — 2018. — URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/465 (дата обращения: 06.04.2023).Филимонова, Л. Н. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы / Л.Н. Филимонова. — Текст: непосредственный // Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования. — 2015. — URL: http://practice.vspu.ru/477 (дата обращения: 06.04.2023).
1. Беденко, М. В. Математика: Блиц-контроль знаний, 1-е полугодие / М.В. Беденко. - М.: Гостимский А.С., 2019. - 160 c.
2. Белянкова, Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2018. - 330 c.
3. Бобылев, Б.Г. К вопросу о балльно-рейтинговом контроле знаний учеников / Б.Г. Бобылев. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 773 c.
4. Глинская, Н. В. Математика. 3-4 классы. Тестовый контроль знаний / Н.В. Глинская. - М.: Учитель, 2019. - 128 c.
5. Голубь, В. Т. Тематический контроль знаний учащихся / В.Т. Голубь. - М.: Лакоценин С. С., 2019. - 271 c.
6. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 160 c.
7. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения / И.С. Гринченко. - М.: Перспектива, 2019. - 132 c.
8. Ершова, А. П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний / А.П. Ершова. - М.: Илекса, 2019. - 112 c.
9. Иванова, Р. Г. Контроль знаний учащихся / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. - М.: Дрофа, 2019. - 208 c.
10. Ивашкина, Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС: моногр. / Л.А. Ивашкина. - М.: Планета, 2019. - 349 c.
11. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника. Программа. Занятия. Дидактические материалы / В.Н. Карандашев. - М.: Учитель, 2020. - 525 c.
12. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.
13. Кучер, Т.Ю. Оценивание результатов обучения математике младших школьников / Т.Ю. Кучер. - М.: Accent Graphics Communications, 2019. - 180 c.
14. Рохлов, В.С. Контроль знаний учеников начальной школы / В.С. Рохлов. - М.: Илекса, 2018. - 397 c.
15. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 811 c.
16. Сухарева, Л.С. Как помочь младшему школьнику по математике / Л.С. Сухарева. - М.: Ранок, 2018. - 559 c.
17. Трофимова, А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС. Начальная школа. Комплексно-целевые программы. ФГОС / А.Н. Трофимова. - М.: Учитель, 2020. - 114 c.
18. Шевкин, А.В. Математика — это интересно! Заметки о составлении и решении задач младшими школьниками. Методическое пособие / А.В. Шевкин. - М.: Илекса, 2017. - 757 c.
19. Нурмухаметова, Е. А. Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандартах нового поколения / Е. А. Нурмухаметова. — Текст: непосредственный // Педмастерство. — 2018. — URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/465 (дата обращения: 06.04.2023).
20. Филимонова, Л. Н. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы / Л.Н. Филимонова. — Текст: непосредственный // Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования. — 2015. — URL: http://practice.vspu.ru/477 (дата обращения: 06.04.2023).
Вопрос-ответ:
Какая роль играет оценка в учебной деятельности младших школьников?
Оценка играет важную роль в учебной деятельности младших школьников. Она позволяет учащимся оценить свои достижения, понять, где есть проблемы, и работать над ними. Оценка также помогает педагогам анализировать уровень знаний и навыков учащихся и адаптировать образовательный процесс под их потребности.
Какими инновационными подходами можно воспользоваться при оценке результатов обучающихся по математике в начальной школе?
Одним из инновационных подходов к оцениванию результатов обучающихся по математике в начальной школе является использование разных видов оценок, таких как вербальные, символические и графические. Также можно использовать портфолио, в котором учащиеся могут хранить свои работы, проекты и задания, чтобы показать прогресс в обучении. Еще одним подходом является формативное оценивание, которое позволяет учителям и учащимся непосредственно в процессе обучения определять прогресс и корректировать свою работу.
Какие методические особенности существуют при оценивании младших школьников на уроках математики?
Одной из методических особенностей оценивания младших школьников на уроках математики является использование игровых и практических заданий, которые позволяют учащимся лучше усвоить материал и продемонстрировать свои знания. Также важно использовать дифференцированный подход к оцениванию, учитывая разные уровни способностей учащихся. Необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащиеся не боялись ошибаться и были мотивированы к самостоятельной работе.
Какова роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы?
Оценка имеет большую роль в учебной деятельности учащихся начальной школы. Она помогает учащимся ориентироваться в своих достижениях и понимать, что нужно сделать, чтобы улучшить свои знания и навыки. Оценка также дает возможность педагогам оценить результаты обучения и адаптировать учебный процесс под потребности учащихся. Кроме того, оценка может быть источником мотивации для учащихся, поскольку она может служить наградой за их усилия и прогресс в обучении.
Какая роль оценки в учебной деятельности младших школьников?
Оценка играет важную роль в учебной деятельности младших школьников. Она помогает педагогам оценить уровень знаний и навыков учащихся, а также выявить проблемные моменты и потребности каждого ребенка. Оценка также мотивирует учащихся на достижение лучших результатов и создает условия для их развития.
Какие методические особенности существуют при оценивании младших школьников на уроках математики?
При оценивании младших школьников на уроках математики применяются инновационные подходы. Учителя используют разнообразные методы оценки результатов обучения, такие как наблюдение, тестирование, самооценка, работа в группах и индивидуальные проекты. Они стараются создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и могли проявить свои способности и таланты.
Какие теоретические основы лежат в основе оценивания учебной деятельности младших школьников?
Оценка является педагогическим явлением, которое имеет свои теоретические основы. Такие понятия, как зона ближайшего развития, саморегуляция, мотивация и дифференциация, играют важную роль при оценивании учебной деятельности младших школьников. Эти основы помогают педагогам лучше понять индивидуальные потребности и способности каждого ребенка и создать для него оптимальные условия для обучения и развития.
Какие подходы используются при оценивании результатов обучения по математике в начальной школе?
В начальной школе применяются инновационные подходы к оцениванию результатов обучения по математике. Учителя используют различные методы и инструменты, такие как игровые формы работы, интерактивные уроки, использование ИКТ и адаптивных программ, чтобы оценить знания и навыки учащихся. Важно создать условия для активной познавательной деятельности детей и развития их творческого мышления.
Каковы основные принципы системы оценивания младших школьников по математике?
Основными принципами системы оценивания младших школьников по математике являются индивидуальный подход к каждому ученику, учет его интеллектуальных и психологических особенностей, ориентация на развитие учебных умений и навыков, а также активное взаимодействие учителя и обучающихся.