Коррупция и борьба с ней в системе государственного управления
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 07.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основа проявления коррупции в современной России……………………………………………………...
1.1 История российской коррупции …………………….…………...
1.2 Сущность и виды коррупции в современной России ………….
1.3 Современные коррупционные технологии …………………...…
Глава 2 Анализ выполнения Минфином России мероприятий
по предупреждению коррупции…………………………………………
2.1 Основной план противодействию коррупции …………………….
2.2 Предупреждение коррупции в органах исполнительной власти.
Глава 3 Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти ……………………………………………………………………..
3.1 Механизм профилактики коррупционных проявлений ………..…
3.2 Пути совершенствования правовых механизмов
противодействия коррупции…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….....
Список используемой литературы………………………..………….....
Это приводит к снижению активности населения ввопросах противодействия коррупции. К рассмотрению обращений должныпривлекаться все заинтересованные органы и организации, необходимодобиваться оперативного решения поставленных вопросов в правовом поле,отслеживать рассмотрение любого, поступившего обращения до конца. Аесли в ходе рассмотрения обращений выявляются факты коррупции, нанарушителей должен быть обрушен весь имеющийся функциональныйпотенциал.Глава 3Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти3.1 Механизм профилактики коррупционных проявленийМетоды борьбы с коррупцией в органах власти включают политикоидеологические, политико-административные и политико-нормативные механизмы борьбы с коррупцией в органах государственной власти и в органах местного самоуправления. Данные механизмы, прежде всего, отличаются динамической характеристикой регулирования государством той сферы, где поддерживается необходимый и достаточный уровень безопасности при осуществлении реформирование в области реализации политики противодействия коррупции.Применительно к Российской Федерации следовало бы устранить монополию государства в области административно-разрешительной работы и делегировать частично либо полностью полномочия, связанные с предоставлением государственных услуг, хозяйствующим субъектам, частным и юридическим лицам.Сегодня очевидна необходимость оптимизирования штата и численностицентрального аппарата как органов федеральной, так и региональной исполнительной власти. Численность чиновников должна быть определена в зависимости от тех полномочий, которые возложены на конкретный орган государственной власти.Также следует регламентировать на уровне должностных регламентовпринципы продвижения чиновников по служебной лестнице. Следует урегулировать вопрос использования административно-правовых механизмов касательно кадрового резерва. Аналогичные мероприятия необходимопровести в отношении кадровой ротации в системе государственной службы вРоссии. Этот аспект очень важен по той причине, что очень часто в государственном резерве на выдвижение числятся одни лица, а в итоге назначается другие, в особенности это касается руководящих должностей государственнойслужбы. В этом случае резерв будет являть собой по большому счёту фикцию ипрофанацию. В данном случае возникновения коррупции просто неизбежно.Характеризуя элементы механизма по профилактике коррупционныхпроявлений в рамках, установленных административным правом, следует отметить, что в систему государственной службы России необходимо внедрять этические стандарты поведения чиновников и процедуры принятия ими важныхрешений и действий. Этические нормы и правила создали бы препятствия коррупционным проявлениям и помешали бы государственному служащему принимать такие решения, которые были бы направлены на достижения его частного корыстного интереса.Сейчас в стране следует в рамках административного законодательстваурегулировать аспекты деятельности государственных чиновников, связанные стак называемыми коррупционными рисками. В связи, с чем целесообразно создать реестр государственный должностей, связанных с рисками коррупции. Втом числе необходимо ужесточить контроль административного характера загосударственными служащими, занимающими соответствующие должности,осуществлять и плановую, и внеплановую кадровую ротацию. Изложенное вравной мере относится к гражданской, военной и правоохранительной государственной службе.Необходимо активно переработать и дополнить всю законодательную базу, которая касается коррупционных проявлений.Административное законодательство Российской Федерации на перспективу совершенствования средств и методов, направленных на профилактику коррупции в государственной службе, должно учитывать зарубежный опыт противодействия коррупционным проявлениям. Данный опыт следует использовать и вмеждународно-правовых договорах и конвенциях, преследующих цель борьбы скоррупционными правонарушениями и с коррупцией.Реализация эффективных средств и методов требует наличия квалифицированных кадров. Как следствие, возникает и другой вопрос о создании либопреобразовании системы органов правопорядка, цель которых заключается впротиводействии коррупции. В обозримой перспективе следует определить перечень функций и полномочий для органов, деятельность которых имеет особый характер. К таким органам относятся, в том числе ФСБ РФ, ФТС РФ, МВДРФ. Их следует наделить полномочиями по профилактике коррупционныхправонарушений. Следует разрешить вопросы наличествующей неразберихи и разобщенности между ведомствами. При этом, может быть, возникнетнеобходимость в создании особой самостоятельной государственной службыили иного органа по противодействию коррупции.3.2 Пути совершенствования правовых механизмовпротиводействия коррупцииВ настоящее время уровень коррупции в Российской Федерации таков,что не позволяет компетентным органам справиться с обозначенной проблемойв рамках скромного правоохранительного бюджета. Для противодействия коррупции органы прокуратуры помимо предоставленных процессуальных и надзорных полномочий должны использовать весь арсенал информационных ресурсов и технологий различных органов государственной власти и управления,укреплять межведомственное взаимодействие, а также международное сотрудничество в рассматриваемой сфере.Вполне очевидно, что сегодня проблема коррупции находится вцентре внимания всех без исключения государственных институтов, кроме того, решением этой проблемы занимаются и представители гражданского общества. Однако, несмотря на это, каких-либо реальных сдвигов в решении этойпроблемы пока не наблюдается. Отчасти такое положение вещей обусловлено иотсутствием надлежащего взаимодействия между прокуратурой и целым рядомзаинтересованных федеральных органов исполнительной власти.Решение обозначенной проблемы видится в разработке соответствующегорегламента взаимодействия ряда заинтересованных субъектов, которое будет направлено на противодействие коррупции.Помимо межведомственноговзаимодействия в сфере противодействия коррупции прокуратуре необходиморазвивать международное сотрудничество в этой сфере. Определенные позитивные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, Генеральная прокуратура Российской Федерации представляет нашу страну в международной антикоррупционной организации ГРЕКО (Группа государство против коррупции). Не менееважным представляет взаимодействие прокуратуры с институтами гражданскогообщества, независимыми экспертами, которые занимаются изучением проблемыкоррупции. Анализ деятельности ряда общественных институтов, которые занимаются исследованием проблемы коррупции, ее динамики, форм проявления,показывает, что государство в целом и в лице прокуратуры в частности практически не использует их научный и методический потенциал.Взаимодействие прокуратуры с институтами гражданского общества, которые занимаются изучением проблемы коррупции, могло бы происходить, например, при подготовке методических рекомендаций по вопросам реализациизаконодательства о противодействии коррупции. Кроме того, институты гражданского общества могли бы предоставлять прокуратуре научные исследования, в которых освещались бы наиболее коррупциогенные сферы государственного управления, а также высоко рисковые с точки зрения коррупции сферыхозяйственной деятельности.Как уже отмечалось ранее, важным направлением в деле организации деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции в настоящеевремя является взаимодействие с заинтересованными правоохранительными иконтрольными органами. В этой связи имеется объективная необходимость принять совместный приказ о взаимодействии Прокуратуры, МВД России, ФСБРоссии, ФНС России, ФТС России по вопросам реализации законодательства опротиводействии коррупции, а также о контроле, за соответствием расходов лиц,замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.Особоевнимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время следует, по нашему мнению, уделить выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Помимо этого прокуратуре при получении соответствующей информации необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, связанных снарушением ограничений, которые установлены в отношении гражданина, замещающего должность на государственной или муниципальной службе, призаключении им трудового или гражданско-правового договора.ЗаключениеМасштабы коррупции, как раковой опухоли, увеличиваются с каждым годом в России, всё больше превращая ее в парадоксально «нормальное» для общества явление.При этом она оказывает однозначно негативное влияние на экономику нашей страны,тормозит ее социальное, политическое, культурное развитие. Коррупция представляетсобой угрозу для всех институтов гражданского общества, ущемляет граждан в их правахи подрывает основные принципы демократии.Причин коррупции в России много. Первой является морально-нравственнаяущербность государственного аппарата. Пока в самом «ядре» государства процветаетбеззаконие, простые граждане будут нарушать нравственные устои и законодательныенормы. Второй причиной можно назвать низкий уровень развития гражданскогообщества. У людей нет осознания того, что коррупция негативно влияет на национальнуюэкономику и что данное деяние является преступлением. Люди, уподобляясь друг другу,перешагивают через нравственные ценности и закон, чтобы удовлетворить своипрагматические потребности. Последней и, на наш взгляд, основной причиной являетсянесовершенство законодательства.Методы, которые используются в борьбе с коррупцией, разнообразны.С однойстороны, борьба идет с участниками коррупционных отношений – путем правовогопринуждения. Эффективность таких методов оценивается не однозначно, так как факткоррупционных отношений трудно доказать. В данных отношениях нет потерпевшейстороны, т.е. лиц, пытающихся доказать факт преступления. Также чаще всего обаучастника взаимоотношений пытаются скрыть свое деяние. Именно поэтому несуществует стопроцентной уверенности в успехе разоблачения преступления.С другой стороны, государство пытается предупредить явление коррупции,проводит активнуюантикоррупционнуюполитику,различныекампанииантикоррупционного характера. Основным инструментом борьбы с коррупцией являютсяМожно сделать вывод: пока что в мире не существует идеальной моделипротиводействия коррупции. Искоренить коррупцию вообще, наверно, невозможно, новот снизить её уровень различными методами противодействия представляет возможными необходимым.Российское антикоррупционное законодательство находится в стадии развития, егонужно совершенствовать и укреплять. Также неотъемлемой частью борьбы с коррупцией должна быть её профилактика, так как нет ничего лучше, чем пресечь зло «на корню».Только интеграция всех усилий государственных структур и гражданского обществаможет привести к подрыву первооснов коррупции.Список используемой литературы1. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.2. Абрамова М. В. К вопросу о сущности понятия «коррупционные риски» // Актуальные проблемы российского права. М.: Изд-во МГЮА. 2012. № 4 (25). С. 30.3.Актуальные проблемы противодействия коррупции. Серия: Проблемы национальной безопасности. № 6 (351). 2008. С. 214.Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность / Общественные науки и современность. 2008. № 5. С. 425.Деменьтьева И. А. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти. // Проблемы развития территории. 2012. № 2. С. 47-56.6.Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества /отв. ред.А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсия-новой. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 564 с.7.Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих. М.:ИНФРА-М, 2014. 260 с8.Кузовков Ю. В. История коррупции в России: М.: Анима-Пресс, 2012. 356 с.9.Левин М. Коррупция в России: классификация и динамика / М. Левин, Г. Сатаров // Вопросы экономики. 2012.10.«Мотивы совершения незаконных действий государственными и муниципальными служащими Санкт-Петербурга». Пилотажное исследование. Интервью с 12 экспертами. 2013. Руководитель д. с. н., проф. Н. Л. Захаров. Индекс МНС-13.11.Староверов А. М. Коррупция в России [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org.12.Статистика коррупционной преступности. // Коррупция в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korrossia.ru.13.Центр антикоррупционных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://transparency.org.ru/v-rossii/41-rossiiskikh-biznesmenov-schitaet-chto-korruptciia-etonorma-zhizni.14.http://www. a-komitet.ru› //СМИ о коррупции›10006734/page/.
2. Абрамова М. В. К вопросу о сущности понятия «коррупционные риски» // Актуальные проблемы российского права. М.: Изд-во МГЮА. 2012. № 4 (25). С. 30.
3.Актуальные проблемы противодействия коррупции. Серия: Проблемы национальной безопасности. № 6 (351). 2008. С. 21
4.Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность / Общественные науки и современность. 2008. № 5. С. 42
5.Деменьтьева И. А. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти. // Проблемы развития территории. 2012. № 2. С. 47-56.
6.Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества /отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсия-новой. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 564 с.
7.Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих. М.: ИНФРА-М, 2014. 260 с
8.Кузовков Ю. В. История коррупции в России: М.: Анима-Пресс, 2012. 356 с.
9.Левин М. Коррупция в России: классификация и динамика / М. Левин, Г. Сатаров // Вопросы экономики. 2012.
10.«Мотивы совершения незаконных действий государственными и муниципальными служащими Санкт-Петербурга». Пилотажное исследование. Интервью с 12 экспертами. 2013. Руководитель д. с. н., проф. Н. Л. Захаров. Индекс МНС-13.
11.Староверов А. М. Коррупция в России [Электронный ресурс] URL:
http://ru.wikipedia.org.
12.Статистика коррупционной преступности. // Коррупция в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korrossia.ru.
13.Центр антикоррупционных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transparency.org.ru/v-rossii/41-rossiiskikh-biznesmenov-schitaet-chto-korruptciia-etonorma-zhizni.
14.http://www. a-komitet.ru› //СМИ о коррупции›10006734/page/.
Вопрос-ответ:
Какова история коррупции в России?
История коррупции в России насчитывает десятилетия и связана с разными эпохами и периодами правления. Начиная с времен царской России до современности, коррупция проникала в различные сферы государственного управления: от правительственных структур до судебной системы. Коррупция оказывала негативное влияние на экономику, социальную среду и развитие страны в целом.
Каковы сущность и виды коррупции в современной России?
Сущность коррупции в современной России заключается в злоупотреблении властью и использовании официального положения в своих интересах. Виды коррупции включают в себя взяточничество, мздоимство, нарушения при заключении контрактов, использование административного ресурса, недобросовестную конкуренцию и др. Необходимо отметить, что коррупции присущи как международному, так и национальному уровням России.
Какие современные коррупционные технологии применяются в России?
В современной России используются разнообразные коррупционные технологии. Это может включать использование паразитических бюджетных организаций, скрытые сделки, поддельные контракты, взяточничество, недобросовестную конкуренцию, злоупотребление должностными полномочиями и другие незаконные методы получения выгоды. Эти технологии используются как в сфере государственных закупок, так и в других секторах экономики.
Какие мероприятия по предотвращению коррупции выполняет Минфин России?
Минфин России выполняет ряд мероприятий по борьбе с коррупцией. В их числе - разработка и реализация антикоррупционной политики, проведение служебных проверок на предмет выявления фактов коррупции, сотрудничество с правоохранительными органами для пресечения коррупционных преступлений. Минфин также проводит антикоррупционные тренинги и обучения для своих сотрудников.
Какая история российской коррупции?
История российской коррупции насчитывает несколько столетий. Ответственность за коррупционные деяния всегда бывала незначительной, поэтому данный феномен широко распространился в различных сферах государственного управления.
Какова сущность и виды коррупции в современной России?
Сущность коррупции в современной России заключается в злоупотреблении должностными лицами своим положением с целью получения незаконной выгоды. Виды коррупции включают в себя взяточничество, мошенничество, злоупотребление полномочиями и другие преступные действия.
Какие современные коррупционные технологии существуют?
В современной России используются различные коррупционные технологии, такие как вымогательство, рэкет, присвоение средств из бюджета, лоббирование интересов с использованием взяток, уклонение от уплаты налогов и др.
Как Минфин России выполняет мероприятия по предупреждению коррупции?
Минфин России активно проводит мероприятия по предупреждению коррупции, включая разработку антикоррупционного плана и механизмов контроля, обучение государственных служащих правилам этики, создание отдела по борьбе с коррупцией и т.д.
Какой основной план противодействия коррупции существует?
Основным планом противодействия коррупции является создание эффективной системы контроля, ужесточение ответственности за коррупционные деяния, проведение антикоррупционного образования и культуры, а также сотрудничество с международными организациями в борьбе с коррупцией.