Изобразительные средства на уроках истории

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности применения изобразительных средств в обучении 6
1.1 Развитие принципа наглядности в истории педагогики 6
1.2 Классификация изобразительных средств обучения 12
1.3 Значение и роль изобразительных средств в обучении 17
Глава 2. Методические особенности применения изобразительных средств обучения в курсе истории 21
2.1 Использование на уроках истории изобразительных средств обучения 21
2.2 Разработка занятия по истории с применением изобразительных средств 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

Например, открытки, которые не предназначены для отправки по почте, но которые соответствуют общепринятым форматам открыток, также распознаются как открытки[13].Полезно познакомить учеников с историей открыток. Это можно сделать, попросив их прочитать информацию, выбранную учителем, или составив доклад (подготовив сообщение). Филокартия, историческая дисциплина, которая занимается историей открыток, может помочь в таком познавательном процессе. После того, как учащиеся узнают об истории открыток, их различных типах и о том, как они развивались, им будет легче создавать свои собственные. Кроме того, просмотр открыток соответствует «клиповому» мышлению, которое также мотивирует учеников к работе, вдохновляет их на процесс и вызывает эмоциональное восприятие довольно сложной познавательной деятельности[9].Ученикам следует предложить набор исторических открыток, сделанных учителем или старшеклассником, чтобы познакомиться и затем обсудить элементы открытки, особенности исторической открытки. Желательно объяснить учащимся, что на открытке должен быть портрет исторической личности и короткая подпись, характеризующая человека или его деятельность. Дизайн, композиция, выбор материалов - творчество ученика. В целом такие занятия носят познавательный характер: ученики узнают о визуальных образах исторических личностей, узнают об их жизни и работе, изучают источники личного происхождения и т.д. [10].Такая форма работы имеет следующие преимущества[11]:1) вариативность субъектов реализации проекта;2) творческий подход, образность и четкость превращают столь сложную работу по созданию исторической открытки в увлекательное познавательное занятие;3) образность и объем информации, содержащейся на открытке, позволяют лучше хранить сложную и обширную историческую информацию (становятся узнаваемыми памятники культуры и лица исторических персон);4) работа с яркими контрастами материала применительна к работе с текстом, так что это возможность разнообразить деятельность учеников;5) работа с открыткой требует проявления и способствует развитию творческих способностей учащихся (размещение материала, его оформление, выбор шрифтов и других составляющих дизайна открытки).Третья форма наглядности на уроках истории - исторические комиксы (нарисованные рассказы, представляющие интересный синтез литературы и графики; серия изображений, которые помогают создать связное повествование). Как и в литературном произведении, есть главные и второстепенные персонажи-антагонисты. Исторический комикс можно нарисовать, но он должен содержать небольшие подписи. Другими словами, комиксы — этопродукт мышления. Комиксы как наглядный прием можно использовать в 5–7–11 классах[14].Использование комиксов на уроке истории дает несколько преимуществ[18]:1) комиксы позволяют детализировать историческую эпоху. В иллюстративную канвумогут быть вплетены не только исторические личности, но и предметы быта, памятники, ремесла и предметы искусства, что значительно расширяет специализированный исторический спектр учащихся (например, изображение гончара, пчеловода и т.д.).2) разнообразие самих комиксов делает работу с ними интересной для учеников, повышает мотивацию; со стороны учителя позволяет выбрать определенный тип комикса для самых разных исторических материалов.3) комиксы можно использовать на разных этапах урока;Таким образом, предлагаемые наглядные методы с помощью знакомых учащимися изобразительных и эмоциональных средств позволяют научить учеников формулировать задачу, искать информацию по теме, выполнять работу в различных источниках информации, представлять полученные результаты и укреплять междисциплинарные навыки.2.2 Разработка занятия по истории с применением изобразительных средствДля того, чтобы применить принцип наглядности на практике, мы разработали занятие по истории для 11-го класса по теме: «Глобализация и новые вызовы 21 века» (таблица 1). Данное занятие будут сопровождаться презентацией (применение изобразительных средств), это позволит учащимся лучше усваивать материал. Фрагмент из презентации представлен на рисунке 1.Рисунок 1.- Фрагмент из презентации учебного занятияТаблица 1.- Технологическая карта занятия «Глобализация и новые вызовы 21 века»Тема: «Глобализация и новые вызовы 21 века»Класс: 11Тип урока:открытие нового знанияФормы обучения:фронтальная, индивидуальная, групповаяОсновные понятия:глобализация, вызов, угроза.Образовательные ресурсы:Белоусов Л.С., Докучаева О.Н., Смирнов В.П. Всеобщая история. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией Смирнова В.П. - М.: Просвещение, 2009Личностные результаты: 1.Мотивация к посильному и конструктивному участию в общественной жизни;2.Ценностные ориентиры, основанные на идеях гуманизма, единства человечества.Метапредметные результаты:Познавательные: 1. Умение сформулировать учебную задачу с помощью учителя;2.Умение выполнять познавательные задачи на поиск и извлечение необходимой информации по той или иной теме в адаптированных источниках, переводить информацию из одной системы знаков в другую (из текста в таблицу);3.Способность объяснять явления и процессы с научной точки зрения.Коммуникативные: 1.Соблюдение этических норм и правил диалога;2.Общаться и продуктивно взаимодействуйте в процессе;3.Учитывать позиции других участников деятельности;4.Излагайте свою точку зрения четко и точно.Регулятивные: 1.Умение самостоятельно искать информацию2.Умение анализировать реальные социальные ситуации3.Способность выполнять задания по оценке своей успеваемости, корректировать собственное поведение.4.Обладание способностями познавательной рефлексии как осознание выполняемых действий, пределов собственных знаний и незнания, новых познавательных задач и средств их выполнения.Предметные результаты:1.Знать, что такое «глобализация», основные аспекты глобализации; 2.Уметь приводить примеры проявлений глобализации; 3.Уметь отвечать на вопросы, анализировать текст, выделять в тексте существенное, систематизировать и обобщать материал, правильно излагать имеющуюся информацию.Структура (этапы) урокаЭтапДеятельность учителяДеятельность ученикаОрганизационный момент, создание условий для мотивации учащихся.Приветствие учащихся. Создание условий для включения в образовательную деятельность. Уточнение тематических рамок. Организация формулировки темы и постановки цели учащимися.Приветствие учителя.Формулировка темы урока, определение целейАктуализация знаний.Формулировка задания к уроку. Организация беседы на тему «Причины глобальных перемен».Спрашивает у учащихся, почему возникают глобальные перемены.Отвечают на вопросыИзучение нового материала.Ведёт беседу по теме урока, рассказывает учащимся о классификации глобальных проблем 21 века, о римском клубе.Организует работы групп с целью изучения основной проблемы урока. Делит учащихся на группы, предлагает учащимся различные источники (учебник, распечатка) и просит узнать и рассказать о содержании глобальной проблемы. Сопровождает ответы детей презентацией (содержание глобальных проблем), комментирует.Предлагает учащимся рассмотреть две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Спрашивает их точку зрения.Предлагает обратиться к прежним источникам и новому материалу: международным документам, речам ученых и политиков, определить возможные пути решения проблемы. Слушает выступление учащихся, вносит комментарии.Предлагает свои способы решения проблем на слайде.Слушают внимательно учителя, записывают названия глобальных проблем в таблицу.Делятся на группы, каждому учащемуся из группы предоставляется выполнение 1 задания, выполняют задание на листочках. Учащиеся презентуют работу группы, передают слово группе, показывая взаимосвязь глобальных проблем. Аргументируют свой выбор.Знакомятся с двумя точками зрения. Каждый желающий высказывает свою точку зрения.Работают с источниками в группе, 1 член группы озвучивает свое мнение.Слушают мнение учителя.Подведение итогов урокаПодводит итог. Предлагает проверить себя (презентация):Какую вы считаете самой главной и почему? Просит каждому участнику группы поставить оценку.Читает высказывание Л. Брауна.Отвечают на вопросы.Делают вывод по работе на занятии. Дают определение основного понятия урокаОсуществляют рефлексию. Ставят себе оценку.Домашнее заданиеДает домашнее задание на выбор:А)сообщение.Б)мультимедийные презентации по аспектам глобализации.Фиксируют в тетрадь домашнее задание, задают вопросы. Таким образом, разработанное занятие с применением изобразительного средства обучения способствует усвоению ребенком необходимой информации. При использовании педагогом наглядности, необходимо помнить, что наглядность – это одно из средств обучения и его необходимо использовать в рамках допустимого.ЗаключениеСовременная дидактика основана на необходимости обширного оборудования педагогического процесса и предусматривает создание инструментов, ориентированных на разные типы восприятия, разные формы изложения и разные формы организации работы.Обучение - это двусторонняя деятельность. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться по-разному, в зависимости от используемых средств, условий, в которых осуществляется та или иная деятельность, в той или иной конкретной обстановке, в которой она осуществляется.Эффективность учебного процесса зависит, прежде всего, от организации деятельности учеников. Поэтому педагог стремится активизировать эту деятельность.В современной педагогике все больше внимания уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных методов организации и учебных пособий, обеспечивающих более эффективное решение образовательных задач с учетом содержания курса, возрастных особенностей обучающихся, разумного сочетания рационального и эмоционального воспитания и обучения. Одной из важнейших составляющих динамики образовательного процесса, эффективности познавательной деятельности школьников является наглядность.Современные занятияистории уже невозможно представить без использования наглядных средств. Ни один из других предметов не должен быть таким ярким и увлекательным, как история, и в то же время ни один из предметов не предлагает более благоприятного поля для использования визуальных и развлекательных форм обучения, чем история. Поэтому каждый учитель истории должен понимать всю важность наглядных средств, их разнообразие и методыиспользования ихв классе.В настоящее время учитель истории имеет возможность использовать в своей работе множество технических средств обучения и мощный поток наглядной информации. В то же время другие средства и формы наглядности часто отступаютна второй план. Но успеха в освоении знаний можно достичь только при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения.Роль наглядности в обучении любому предмету, в том числе истории, сложно переоценить. Использование различных наглядных средств в классе помогает учащимся развить правильные идеи и представления о многих объектах, явлениях.Хотя типы наглядных средств различаются, все они необходимы учащимся для лучшего понимания учебного материала. Самое главное для учителя истории при использовании наглядности - ее рациональное использование с максимально положительным результатом.Список использованных источниковБердникова, Е.М. Учебно-воспитательная работа по истории в средней школе / Е.М. Бердникова. - М.: Учебно-педагогическое, 2018. - 191 c.Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2019. - 681 c.Влахопулов, Б.А. Методика истории / Б.А. Влахопулов. - Киев: тип. Киев. 2 артели, 1913. – 132 с.Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2021. - 176 c.Герасимов, Т.А. Оборудование уроков истории самодельными наглядными пособиями: Пособие для учителей/ Т.А. Герасимов, Г.Г. Герасимова. - Москва: Учпедгиз, 1962. - 248 с.Гильберт, Д.С. Наглядная история / Д.С. Гильберт, С. Кон-Фоссен. - М.: [не указано], 2018. - 692 c.Гора, П.В.Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе/ П.В. Гора. - Москва: Просвещение, 1971. - 239 с.Звягинцев, Е.А.История в народной школе / Е.А. Звягинцев. - Москва: Изд-во журн. "Нар. учитель", 1913. - 64 с.Звягинцев, Е.А.Принципы внешкольного образования и его живительные силы / Е. А. Звягинцев. - Москва: Мир воспитания, 1918. - 76 с.Кареев, Н.И. Заметки о преподавании истории в средней школе / Н.И. Кареев. - Санкт-Петербург: журн. "Рус. шк.", 1982. - 78 с.Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2019. - 400 c.Кругликов-Гречаный, Л.П. Методика истории / Л.П. Кругликов-Гречаный. - Киев: изд. Л.П. Кругликова-Гречаного, 1911. - 144 с.Покотило, Н.П. Практическое руководство для начинающего преподавателя истории / Н.П. Покотило. - Санкт-Петербург: И.В. Казначеев, 1912. - 459 с.Рассел, Дж.История в школе / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 412 c.Рожков, Н.А.Методика преподавания истории и история девятнадцатого века/ Н.А. Рожков. - Петроград: Отд. подготовки учителей Ком. нар. прос. Союза коммун Сев. обл., 1918. - 268 с.Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории. Часть 1 / А.Т. Степанищев. - М.: Владос, 2020. - 304 c.Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в начальной школе / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. - М.: Владос, 2021. - 256 c.Черниченко, В. И. Методы обучения. История и современные проблемы / В.И. Черниченко. - М.: Вузовская книга, 2019. - 136 c.Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 09.04.2023).Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 09.04.2023).

Список использованных источников


1. Бердникова, Е.М. Учебно-воспитательная работа по истории в средней школе / Е.М. Бердникова. - М.: Учебно-педагогическое, 2018. - 191 c.
2. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2019. - 681 c.
3. Влахопулов, Б.А. Методика истории / Б.А. Влахопулов. - Киев: тип. Киев. 2 артели, 1913. – 132 с.
4. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2021. - 176 c.
5. Герасимов, Т.А. Оборудование уроков истории самодельными наглядными пособиями: Пособие для учителей / Т.А. Герасимов, Г.Г. Герасимова. - Москва: Учпедгиз, 1962. - 248 с.
6. Гильберт, Д.С. Наглядная история / Д.С. Гильберт, С. Кон-Фоссен. - М.: [не указано], 2018. - 692 c.
7. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П.В. Гора. - Москва: Просвещение, 1971. - 239 с.
8. Звягинцев, Е.А. История в народной школе / Е.А. Звягинцев. - Москва: Изд-во журн. "Нар. учитель", 1913. - 64 с.
9. Звягинцев, Е.А. Принципы внешкольного образования и его живительные силы / Е. А. Звягинцев. - Москва: Мир воспитания, 1918. - 76 с.
10. Кареев, Н.И. Заметки о преподавании истории в средней школе / Н.И. Кареев. - Санкт-Петербург: журн. "Рус. шк.", 1982. - 78 с.
11. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2019. - 400 c.
12. Кругликов-Гречаный, Л.П. Методика истории / Л.П. Кругликов-Гречаный. - Киев: изд. Л.П. Кругликова-Гречаного, 1911. - 144 с.
13. Покотило, Н.П. Практическое руководство для начинающего преподавателя истории / Н.П. Покотило. - Санкт-Петербург: И.В. Казначеев, 1912. - 459 с.
14. Рассел, Дж. История в школе / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 412 c.
15. Рожков, Н.А. Методика преподавания истории и история девятнадцатого века / Н.А. Рожков. - Петроград: Отд. подготовки учителей Ком. нар. прос. Союза коммун Сев. обл., 1918. - 268 с.
16. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории. Часть 1 / А.Т. Степанищев. - М.: Владос, 2020. - 304 c.
17. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в начальной школе / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. - М.: Владос, 2021. - 256 c.
18. Черниченко, В. И. Методы обучения. История и современные проблемы / В.И. Черниченко. - М.: Вузовская книга, 2019. - 136 c.
19. Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 09.04.2023).
20. Хабибуллина, Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 47-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 09.04.2023).

Вопрос-ответ:

Какие изобразительные средства применяются на уроках истории?

На уроках истории применяются разные изобразительные средства, такие как иллюстрации, схемы, графики, карты и т.д. Они помогают визуализировать информацию и делают урок более наглядным и интересным для учащихся.

Какие преимущества имеет использование изобразительных средств в обучении?

Использование изобразительных средств в обучении позволяет быстрее и эффективнее усваивать информацию, развивает воображение и творческое мышление учащихся, помогает лучше запоминать материал и делает урок более интересным и запоминающимся.

Какие изобразительные средства можно использовать на уроках истории?

На уроках истории можно использовать разные изобразительные средства, такие как репродукции произведений искусства, иллюстрации к учебникам, схемы, графики, карты, фотографии и даже видеоролики. Это помогает визуализировать информацию и делает урок более наглядным для учеников.

Какое значение и роль имеют изобразительные средства в обучении истории?

Изобразительные средства играют важную роль в обучении истории. Они позволяют наглядно представить материал, отобразить исторические события, архитектурные сооружения, портреты и т.д. Это помогает учащимся лучше понять и запомнить информацию, а также развивает их визуальное восприятие и творческое мышление.

Какие методические особенности применяются при использовании изобразительных средств на уроках истории?

При использовании изобразительных средств на уроках истории необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, выбирать подходящие по содержанию и формату материалы, проводить предварительную работу по их анализу и адаптации, использовать разнообразные интерактивные методы работы с изображениями, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

Как развивается принцип наглядности в истории педагогики?

Принцип наглядности в истории педагогики развивается постепенно. На первом этапе использовались простые изображения и карты, на втором этапе появились модели и визуальные материалы, на третьем этапе применяются компьютерные программы и интерактивные доски. Это позволяет сделать уроки истории более интересными и понятными для учащихся.

Какие изобразительные средства обучения используются на уроках истории?

На уроках истории используются различные изобразительные средства обучения, такие как карты, диаграммы, таблицы, схемы, модели, фотографии, аудио- и видеоматериалы. Это позволяет визуализировать исторические события, лучше запомнить информацию и развить воображение и мышление учащихся.

Каково значение и роль изобразительных средств в обучении истории?

Изобразительные средства имеют большое значение и роль в обучении истории. Они позволяют наглядно представить исторические события, персонажей и места, сделать учебный процесс более интересным и запоминающимся. Использование изобразительных средств также способствует развитию навыков анализа, сравнения, исторического мышления и творческого воображения учащихся.

Как использовать изобразительные средства обучения на уроках истории?

Изобразительные средства обучения могут использоваться на уроках истории различными способами. Например, можно показывать карты и модели, объяснять на них исторические процессы. Также можно использовать диаграммы и таблицы для организации информации и сравнения разных исторических периодов. Фотографии и видеоматериалы могут использоваться для иллюстрации исторических событий и жизни людей. Важно уметь правильно выбирать и применять изобразительные средства для достижения образовательных целей.

Какие изобразительные средства применяются на уроках истории?

На уроках истории могут использоваться различные изобразительные средства, такие как схемы, диаграммы, карты, рисунки, модели и фотографии. Они помогают визуализировать историческую информацию и сделать ее более понятной и запоминающейся для учащихся.