Организация проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 История развития проектной технологии 6
1.2 Цели и особенности проектного обучения 8
Выводы по первому параграфу 11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1 Виды проектов 13
2.2 Организация проектной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста 15
Выводы по второму параграфу 18
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
3.1 Разработка проекта для детей старшего дошкольного возраста 19
3.2 Методические рекомендации педагогу по организации проектной деятельности в ДОУ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27


Фрагмент для ознакомления

Первый этап – выбор направлений темы проекта (таб. 1).Таблица 1. – Первый этап проекта Что мы знаем о россии?Что мы хотим узнать о россии?Как можно узнать?-очень большая.-это наша страна.-это Родина наша.-много рек, озер.-много людей.- есть Кремль. -символика России.-народы России.-города России.-животные и растительность России.-как появились народные промыслы.-что такое малая Родина?- спросить у мамы, бабушки, воспитателя.-посмотреть телепередачу.-узнать в Интернете.-прочитать в книге, энциклопедии. Второй этап – реализация проекта (таб .2)Таблица 2. - НОД познавательно-речевого циклаМероприятиеЦель«Наша страна Россия»Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств, изучение символики страны«Города России»Ознакомление детей с крупными городами России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), побуждение детей восхищаться красотами российских городов«Народы  России»Ознакомление детей с многонациональным составом населения России, воспитание уважительного, дружелюбного чувства к людям разных национальностей«Русские народные промыслы»Расширение и закрепление представления детей о русских народных промыслах, побуждение детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества, обогащение словаря  словами: хохлома; городецкая, мезенская роспись; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки«Климатические зоны России»Знакомство детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; с животным и растительным миром; формирование в представлении детей образа огромной по территории Родины, воспитание патриотических чувств«Голубые реки России»Расширение представлений детей о природе России, знакомство с названиями крупных рек, с озером Байкал«Моя малая Родина»Ознакомление детей с видами города, с его историей, побуждение детей восхищаться красотой города, воспитание патриотических чувствНОД изобразительного цикла:Рисование на темы: «Красная площадь, «Стены и башни московского Кремля», «Красная книга России», «Книга сказок народов России», «Дом, в котором я живу».Лепка: «Моё любимое животное»; «Дымковские игрушки».Аппликация: «Павлово-Посадские платки», «Широкая Масленица», «Орнаменты для сарафанов и кокошников».Конструирование: изготовление игрушки «кукла-оберег».Игровая деятельность детей:Дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб), гимн», «Укрась кокошник», «Чей хвост, чья голова».Подвижные игры: «Золотые ворота», «Гуси лебеди», «Горелки», «Пятнашки».Чтение художественной литературы:Сказки народов России: «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Кукушка» – ненецкая народная сказка, «Старик-мудрец» – татарская народная сказка, «Как заяц овцу спас» – бурятская народная сказка.Разучивание стихотворений и песен о России, Москве, малой Родине: П. Воронько «Лучше нет родного края», В. Лебедев-Кумач «Москва», С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Пришелец «Наш край».Музыкальная деятельность: разучивание русских народных танцев «Самовар» и «Ложкари», хороводной песни «Моя Сибирь».Третий этап – презентация проектаПрезентовать результаты работы по проекту можно в виде следующих форм:– оформление лэпбуков по темам: «Россия – Родина моя»;– фотовыставка «Достопримечательности города»;– выставка результатов изобразительной и конструктивной деятельности детей;– проведение литературно-музыкального праздника красивой речи «Моя Родина».Таким образом, разработанный проект позволяет сформировать у детей информационно – технологическую компетентность, то есть сформировать умения самостоятельно конструировать свои знания, научить критически мыслить.3.2 Методические рекомендации педагогу по организации проектнойдеятельности в ДОУВ данном параграфе мы разработали методические рекомендации, которые помогут педагогу организовать технологию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Работая над реализацией проекта каждому педагогу, необходимо помнить:1. Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследовании, проявлять инициативу, осознавать, что проект - интересная задача, с которой никто другой не справится.2. Детям должна быть предоставлена ​​свобода выбора.3. Серьезно воспринимайте любые комментарии детей. Хвалите их как можно чаще. Дети должны чувствовать ценность того, что они делают. Такое отношение взрослого является большим стимулом для развития познавательного интереса.4. Будьте добры, интересуйтесь детскими исследованиями. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то не так, что его выводы неверны. Ребенок не должен бояться ошибиться.5. Не злоупотребляйте выражениями «не должны», «не делайте», «нельзя». Их постоянное употребление может привести к прямо противоположному результату взрослых, он более немедленный. Не нужно его ограничивать рамками наших стереотипов.6. Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к проектной деятельности, его любознательность, характерную именно для этого возраста.7. В исследовательский процесс должны быть вовлечены все органы чувств: зрение, обоняние, слух и осязание.8. Помогите ребенку увидеть необычное в обычном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимания, он открывает для себя много неожиданного, нового.9. Работу в рамках проекта нужно вести регулярно, постоянно ставя небольшие задачи.10. Необходимо помнить о личностной направленности, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей старшего дошкольного возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что оно самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный. Поддерживайте в них эту уверенность.11. Работа в рамках проекта включает в себя сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не лидером, стоящим над детьми, а соавтором проекта. Чтобы ваши подопечные это почувствовали, расскажите им о любимых объектах, вспомните истории, связанные с ними.12. Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой над проектом, на основании высказываний и умозаключений ребенка.13. Развивайте творческие способности и воображение: свое и ребенка. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами и искренне им верят. Не переубеждайте их и не ловите на лжи. Может быть, ребенок просто хочет придумать что-то, что сделало бы его объект особенным, непохожим на другие. Попробуйте разрешить ситуацию с юмором.14. Вы можете творчески развить идеи проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания.15. Постарайтесь вовлечь в проект членов семьи ребенка. Опыт работы показывает, что многие родители заинтересовались исследованиями и по собственной инициативе стали помогать сыновьям и дочерям: подсказывали, как выбрать объект, как ухаживать за ним, участвовали в оформлении альбомов. Таким образом, работа в рамках проекта способствует формированию и сохранению семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.Таким образом, роль педагога в организации проектной деятельности – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.Выводы по третьему параграфуПроектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.В подпараграфе 3.1 мы разработали краткосрочный проект по теме: «Россия – Родина моя», который педагог может провести с детьми старшего дошкольного возраста.Разработанный проект позволяет сформировать у детей информационно – технологическую компетентность, то есть сформировать умения самостоятельно конструировать свои знания, научить критически мыслить.Вподпараграфе3.2 мы разработали методические рекомендации, которые помогут педагогу организовать технологию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Роль педагога в организации проектной деятельности – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение теоретических основ обеспечило выявление сущности основной концепции данного исследования. Под проектной деятельностью понимается сочетание различных, базирующихся на существующих в настоящий момент, возникающих в перспективе интересах ребенка видов независимой деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность включает, с одной стороны,сотрудничество со взрослыми, а с другой стороны, регулярно дополняемую самостоятельную деятельность дошкольников.Характерной особенностью проектной деятельности дошкольников является возможность способствовать формированию у детей индивидуальных качеств, которые развиваются только при условии активного участия, за исключением вербализации усвоения. В первую очередь утверждение относится к коллективным проектам, при наличии ограниченного числа членов команды, создающих общий творческий продукт. К вновь развившимся качествам относятся умение сотрудничать, чувствовать себя членом коллектива, принимать и выполнять свои обязанности, нести за них полную ответственность, обсуждать их конкретное выполнение, согласовывать результат своей деятельности с результатами деятельности других членов коллектива, анализировать достигнутые результаты, при необходимости корректировать их, согласовывать свои потребности с потребностями других.В образовательном процессе современных дошкольных учреждений чаще всего реализуются следующие виды проектов:1) исследовательски-творческий;2) ролево–игровые;3) информационно-практическую направленность;4) творческий.Организация проектной деятельности обеспечивает высокий уровень контроля педагогом технологии проектирования, постоянный профессиональный рост и саморазвитие в направлении совершенствования умения продуктивно работать с творческим коллективом, вовлекать участников проекта, мотивировать их к продуктивной деятельности, выполнять свою работу на каждом из своих этапов проекта, соблюдать необходимые инструкции по применению данного метода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.Таким образом, можно сказать, что вопрос изучения организации проектной деятельности дошкольников действительно актуален, а также является предметом интереса многих педагогов-практиков.После проведенной нами работы по затронутой проблеме, можно утверждать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.Белая, К.Ю. Организация проектной деятельности в ДОО. Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2021. - 337 c.Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2019. - 336 c.Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. / Г.Б. Голуб. - М.: Федоров, 2018. - 897 c.Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 160 c.Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л.А. Королева. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 662 c.Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2021. - 304 c.Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2019. - 192 c.Нищева, Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 355 c.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2019. - 216 c.Пяткова, Л.П. Поддержка и развитие детской одарённости. Проектная деятельность. ФГОС ДО / Л.П. Пяткова. - М.: Учитель, 2018. - 527 c.Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность. Практическое пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2021. - 465 c.Сертакова, Н.М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО / Н.М. Сертакова. - М.: Учитель, 2018. - 706 c.Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. - М.: Скрипторий 2018. - 112 c.Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.Сундукова, А. К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова, Е.В. Майгурова. - М.: АРКТИ, 2020. - 104 c.Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 603 c.Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие / Якушева Светлана Дмитриевна. - М.: Форум, 2019. - 158 c.Шурухина, А. И. Проектная деятельность в детском саду / А. И. Шурухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41768/ (дата обращения: 08.04.2023).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
2. Белая, К.Ю. Организация проектной деятельности в ДОО. Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2021. - 337 c.
3. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2019. - 336 c.
4. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. / Г.Б. Голуб. - М.: Федоров, 2018. - 897 c.
5. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 160 c.
6. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л.А. Королева. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 662 c.
7. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.
8. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2021. - 304 c.
9. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2019. - 192 c.
10. Нищева, Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 355 c.
11. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2019. - 216 c.
12. Пяткова, Л.П. Поддержка и развитие детской одарённости. Проектная деятельность. ФГОС ДО / Л.П. Пяткова. - М.: Учитель, 2018. - 527 c.
13. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность. Практическое пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2021. - 465 c.
14. Сертакова, Н.М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО / Н.М. Сертакова. - М.: Учитель, 2018. - 706 c.
15. Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. - М.: Скрипторий 2018. - 112 c.
16. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.
17. Сундукова, А. К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова, Е.В. Майгурова. - М.: АРКТИ, 2020. - 104 c.
18. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 603 c.
19. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие / Якушева Светлана Дмитриевна. - М.: Форум, 2019. - 158 c.
20. Шурухина, А. И. Проектная деятельность в детском саду / А. И. Шурухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41768/ (дата обращения: 08.04.2023).

Вопрос-ответ:

Как развивалась проектная технология?

История развития проектной технологии берет свое начало в 19 веке. Основной вклад в развитие проектной технологии внесли Альберт Ландри и Уильям Килпатрик, которые создали теоретическую базу для организации проектной деятельности.

Какие цели и особенности имеет проектное обучение?

Целью проектного обучения является формирование у детей навыков самостоятельного планирования и выполнения заданий, развитие критического мышления, способности к коллективной работе и решению проблем. Особенностью проектного обучения является активное участие детей в процессе обучения, выбор темы и формат проекта, а также контроль над выполнением проекта.

Какие виды проектов существуют?

Виды проектов могут быть разнообразными. Например, это может быть создание модели чего-либо (замка, моста, дома), проведение исследования по определенной теме, разработка сценария праздника или спектакля, создание книги или альбома и многое другое.

Как проводить проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста?

Для организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо выбрать интересную и актуальную тему проекта, разработать план работы, создать условия для самостоятельной работы детей, организовать презентацию результатов проекта и провести его оценку.

Какие выводы можно сделать по второму параграфу?

Второй параграф статьи описывает методические особенности организации проектной деятельности с детьми в дошкольной организации. Статья указывает на различные виды проектов и основные принципы их организации. Авторы статьи также подчеркивают важность активного участия детей в процессе обучения и развития.

Каковы исторические основы развития проектной технологии в дошкольной образовательной организации?

Развитие проектной технологии в дошкольной образовательной организации имеет свои исторические основы, которые заключаются в поиске новых форм и методов обучения детей. В начале XX века появились первые попытки внедрения проектной технологии в дошкольное образование, но наибольшее развитие она получила во второй половине XX века, благодаря исследованиям и практическим опытом педагогов. Сейчас проектная технология широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Какие цели преследует проектное обучение в дошкольной образовательной организации?

Проектное обучение в дошкольной образовательной организации имеет несколько целей. Одной из главных целей является развитие творческого мышления детей, формирование у них умения инициировать и осуществлять свои проекты. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, социальной активности, самостоятельности и ответственности у детей. Она также помогает развивать у детей исследовательский интерес и познавательную активность.

Какие виды проектов могут быть организованы в дошкольной образовательной организации?

В дошкольной образовательной организации можно организовать различные виды проектов. Например, проекты, связанные с исследовательской и творческой деятельностью детей, проекты по созданию коллективных произведений и выставок, проекты по организации экскурсий и походов, проекты по развитию коммуникативных навыков детей и многие другие. Важно выбирать проекты, которые будут интересны и полезны для развития детей.

Как организовать проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста?

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста требует определенных методических особенностей. Важно учесть интересы и потребности детей, а также создать благоприятную атмосферу для совместной работы. Детям можно предложить выбрать тему проекта, формировать групповые и индивидуальные задания, организовывать презентации и обсуждения результатов работы. Важно помнить о роли педагога - он должен быть активным участником проекта, поддерживать детей и помогать им осуществить свои идеи.

Каковы исторические основы развития проектной технологии в дошкольной образовательной организации?

Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации имеет исторические основы, которые начали развиваться в XX веке. Метод проектов впервые был предложен в ранних 1920-х годах в Германии, а затем и в СССР. В дальнейшем проектная технология развивалась и совершенствовалась в различных странах. В настоящее время она широко применяется в дошкольных образовательных организациях.