ШУШЛИН ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (СУ ШИЛИНЬ) И ЕГО ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ШКОЛЫ ВОКАЛА

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 17.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. Г. ШУШЛИНА 5
1.1. Музыкальное образование. Работа в Мариинском театре 5
1.2. Эмиграция в Китай 7
1.3. Возвращение в СССР. Преподавание в Московской консерватории имени П. И. Чайковского 9
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУ ШИЛИНЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ 10
2.1. Принципы оперной педагогики 10
2.2. Выдающие ученики по Шанхайской консерватории и их творческие достижения 13
Заключение 17
Литература 19
Фрагмент для ознакомления

Он совмещал эти две работы, а в 1937 году к ним прибавилась работа в провинции Чжэцзян в Музыкальном доме, состоящем из двух отделений – института и аспирантуры. Владимир Шушлин с увлечением отдавался педагогической работе. Кроме того, он стал в Китае первым зарубежным исполнителем, поющим китайские песни на языке оригинала [4]. В 1929 году, будучи студентом музыкального училища, Дин Шандэ регулярно брал уроки вокала, сначала у известного китайского артиста Куньцюй, а позже у русского педагога В. Шушлина и получил дополнительную квалификацию певца. Его исполнение отличалось высоким качеством и позволило Дин Шандэ в дальнейшем выступать в концертных программах в качестве певца и аккомпаниатора в одном лице. По мнению У На, «…занятия Шушлина обогатили его музыкальный опыт, способствовали воспитанию музыкального вкуса, развитию вокального (связанного с дыханием) чувства музыки» [9, с. 39].В.Г. Шушлин также воспитал множество вокальных «звезд» Китая, выдающихся вокальных педагогов: Чжоу Сяоянь (колоратурное сопрано, профессор Шанхайской консерватории), СыИгуй (один из лучших басов в мире), ШэньСян (профессор Пекинской Центральной консерватории), ВэньКэчжэнь (профессор Шанхайской консерватории) и мн. др. Продолжатель педагогических традиций В.Г. Шушлина – «китайский Карузо» ШэньСян. С 1980-х гг. начинается активная интеграция китайского вокального искусства в мировую культуру. Принятые правительством Китая образовательные программы по получению китайскими студентами вокального образования за рубежом дали возможность молодому поколению завоевывать высшие награды на международных конкурсах. Гуан Ян (меццо-сопрано) и Шень Ян (бас-баритон), последователи ученицы В. Шушлина Чжоу Сяоянь,  – победители конкурса в  Кардиффе BBC «Кардиффские голоса». Необходимо отметить, что вокальная школа ШеньСяна уходит своими корнями в русскую школу. В Шанхайской консерватории с 1941 года ШеньСян обучался в классе профессора Владимира Григорьевича Шушлина (1896, Гродно – 1978, Москва) – белорусского педагога, солиста Императорского Мариинского театра. На протяжении всей своей певческой и вокально-педагогической деятельности ШеньСян пропагандировал школу Шушлина, изучал и применял его педагогические принципы, создал учебник для вокалистов «Методика активно-пассивного дыхания».ЛяоЧаньюн (бас-баритон) – победитель Всемирного конкурса оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия» и конкурса им. Королевы Сони (1996), ученик Чжоу Сяоянь; ДильберЮнус (лирико-колоратурное сопрано) была удостоена второй премии и Серебряной медали на Международном конкурсе им. МирьямХелин в Хельсинки (1984); У Би Ся (колоратурное сопрано) – первой премии на Международном конкурсе вокалистов в г. Бильбао (2000), второй премии и Серебряной медали на конкурсе П.И. Чайковского в Москве (2002); обе – последовательницы ученика В. ШушлинаШэньСян [8].Шушлин обращал внимание на то, что среди обычных недостатков большинства молодых певцов имеется недостаточный диапазон, слабая техника, неумение формировать звук, отодвигаемость художественного вкуса, что в комплексе указывает на дефицит вокальной культуры певца. Из записей ШэньСяна можно узнать об ответах на эти вопросы и предложены специальные примеры распевок для разных голосов и систему упражнений для улучшения дикции.Учитывая фонетические особенности китайского языка, которым шушлин досконально овладел, важное значение он придавал работе над артикуляцией. В китайском языке не используется алфавит, а каждое слово при написании изображается иероглифом. Существует около 49 030 иероглифов, количество которых при необходимости может увеличиваться. Исходя из этого, в вокализации разработана фонетическая транскрипция иероглифов. Шушлин считал, что фонетика любой языки напрямую влияет на дикцию, создавая свои национальные особенности и колорит. Четкую дикцию можно выработать в пении на любом иностранном языке, и это становится особенно важным для успешного пения на языке оригинала [7].Одни из его учеников работают солистами в ведущих оперных театрах мира, другие преподают в консерваториях Китая, бережно храня и передавая, как эстафету, приобретённые у Шушлина знания. Преемственность поколений продолжается до нашего времени – на мировых сценах выступают и преподают в высших учебных заведениях ученики учеников В. Шушлина уже в четвертом поколении.ЗаключениеПроведенное исследование показало, что вокальное образование В. Г. Шушлина уходило своими корнями в русскую и итальянскую вокальные школы. Владимир Григорьевич Шушлин – выдающийся русский бас-певец и педагог по вокалу. В 1919 году он окончил вокально-режиссерский факультет Петроградской консерватории, с 1919 по 1924 год был главным артистом Кировского театра. В 1924 году Шушлин присоединился к концертной группе, организованной Ленинградским объединением музыкантов, чтобы выступить в Харбине (Китай). После этого Шушлин остался в Харбине преподавать вокал. С 1930 по 1956 год он 26 лет преподавал вокал в Шанхайском национальном музыкальном колледже (сейчас − Шанхайская консерватория). В 1924 году он первым привез в Китай русское вокальное искусство.Владимир Шушлин был одним из родоначальников методов преподавания пения belcanto в Китае. Со временем развитие китайской вокальной музыки достигло новых высот. И хотя подходы Шушлина постепенно забываются сегодняшними педагогами, в ходе исследований было обнаружено, что многие из педагогических концепций и методов Шушлина все еще имеют значение и прикладную ценность сегодня. Все перечисленные в статье подходы могут эффективно использоваться преподавателями на занятии и сегодня.Нельзя не сказать о том, что Шушлин был одним из первых иностранцев, кто начал исполнять китайские песни. По воспоминаниям музыковеда ЛяоФушу, «исполнение Шушлиным песни «Как же мне не скучать о нем» с чувством безысходности, невозможности прекратить страдания, как раз и было самым подходящим». В Шанхайской консерватории В.Г. Шушлин воспитал плеяду известных китайских певцов таких, как Чжоу Сяоянь, Хуан Юкуй, Лан Юйсю, ШэньСян и др.В заключении хотелось бы отметить, что воспитание в Китае многочисленной когорты певцов мирового уровня, их активное участие и победы в крупнейших международных конкурсах свидетельствуют об эффективности методических принципов Шушлина – ШэньСяна, успешном развитии европейских традиций в китайской вокальной школе и как результат – глобальной интеграции китайского вокального искусства в мировое музыкальное пространство. Профессор Владимир Шушлин воспитал плеяду видных китайских певцов, многие из которых передали его педагогические принципы своим ученикам.В.Г. Шушлин, талант, которого оживает сегодня в новых поколениях его китайских последователей, стремился к равноправию национальных культур, участвующих во взаимообогащающем диалоге. Сегодня продолжателями его плодотворных идей выступают сами певцы и продюсеры, создающие художественное пространство страны, объединяющие разные национальные традиции и легко сочетающее русские и китайские.ЛитератураАлепко,А. В. Музыкальная культура российского зарубежья в Китае в 1920–1931 гг. // А. В. Алепко // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 17 декабря 2021 года / Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры. – Хабаровск: Б. и., 2022. – С. 3–12.Вэй, Я. Вокальное профессиональное образование в Китае в 20-30 годы ХХ века / Я. Вэй // Ценности и смыслы. 2012. – №3 (19). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-kitae-v-20-30-gody-xx-veka (дата обращения: 12.04.2023).Говердовская, Л. Ф. Общественно-политическая и культурная деятельность русской эмиграции в Китае в 1917–1931 гг. [Новое изд.], Перепеч/ Л. Ф. Говердовская. – Москва: Ин-т Дальнего Востока, 2004. – 188 с.Лю, Б. В. Г. Шушлин и вокальное образование в Китае / Б. Лю // Международная научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах». – 2010. – № 12(1). – С. 381–382.Лю, И. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. /И. Лю // Вестник музыкальной науки. 2022. –№ 4. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kulturno-obrazovatelnyh-kanalov-na-razvitie-kitayskogo-vokalnogo-iskusstva-v-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).Руян, Д. Су Шилинь и китайское вокальное музыкальное образование / Д. Руян // Народная музыка. − 2006. − № 8. − С. 55–57.Сун, Я. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая: специальность 17.00.03 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Я. Сун. – Львов, 2016. – 183 с.СыВэй, Д. Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае / Д. СыВэй // Вестник МГУКИ, 2008. – № 2. – С. 232–234.Сян, Ш., Бэньчу, Ц. Методические принципы работы на уроках с певцами / Ш.Сян, Ц. Бэньчу. – Шанхай, 1996. – 87 с.Хань, И. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ века / Хань Ин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2008. – № 3. – С. 57–59.Юй, Ц. Воспоминания Шушлина / Ц. Юй. – Пекин: Народная музыка. – 1996. – 120 с.Чжу, Т. Характеристика педагогического подхода основоположника современного китайского вокального образования Владимира Шушлина / Т. Чжу // Историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Краснодар, 26 мая 2021 года. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культур, 2021. – С. 187–190. Шалаева, А. А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая / А.А. Шалаева // Культура и искусство. – 2020. – № 1. – С. 92–98.Ян, Ч., Климов,В. И. Роль русских музыкантов на ранних этапах становления китайского музыкального исполнительства / Ч. Ян., В. И. Климов // Наука и школа. 2022. –№ 4. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-russkih-muzykantov-na-rannih-etapah-stanovleniya-kitayskogo-muzykalnogo-ispolnitelstva (дата обращения: 12.04.2023).Габель, СтаниславИванович (СтаніславГабель) (1849–1924). – URL: https://www.conservatory.ru/esweb/gabel-stanislav-ivanovich-stanislav-gabel-1849-1924 (дата обращения: 16.05.2023)Русский Харбин (HarbinRussians...Toremember). – URL:https://forum.vgd.ru/post/614/31743/p2805872.htm?ysclid=lhsrts4ysv347971451 (дата обращения: 16.05.2023)

1. Алепко, А. В. Музыкальная культура российского зарубежья в Китае в 1920–1931 гг. // А. В. Алепко // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 17 декабря 2021 года / Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры. – Хабаровск: Б. и., 2022. – С. 3–12.
2. Вэй, Я. Вокальное профессиональное образование в Китае в 20-30 годы ХХ века / Я. Вэй // Ценности и смыслы. 2012. – №3 (19). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-kitae-v-20-30-gody-xx-veka (дата обращения: 12.04.2023).
3. Говердовская, Л. Ф. Общественно-политическая и культурная деятельность русской эмиграции в Китае в 1917–1931 гг. [Новое изд.], Перепеч / Л. Ф. Говердовская. – Москва: Ин-т Дальнего Востока, 2004. – 188 с.
4. Лю, Б. В. Г. Шушлин и вокальное образование в Китае / Б. Лю // Международная научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах». – 2010. – № 12(1). – С. 381–382.
5. Лю, И. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. / И. Лю // Вестник музыкальной науки. 2022. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kulturno-obrazovatelnyh-kanalov-na-razvitie-kitayskogo-vokalnogo-iskusstva-v-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).
6. Руян, Д. Су Шилинь и китайское вокальное музыкальное образование / Д. Руян // Народная музыка. − 2006. − № 8. − С. 55–57.
7. Сун, Я. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая: специальность 17.00.03 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Я. Сун. – Львов, 2016. – 183 с.
8. Сы Вэй, Д. Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае / Д. Сы Вэй // Вестник МГУКИ, 2008. – № 2. – С. 232–234.
9. Сян, Ш., Бэньчу, Ц. Методические принципы работы на уроках с певцами / Ш. Сян, Ц. Бэньчу. – Шанхай, 1996. – 87 с.
10. Хань, И. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ века / Хань Ин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2008. – № 3. – С. 57–59.
11. Юй, Ц. Воспоминания Шушлина / Ц. Юй. – Пекин: Народная музыка. – 1996. – 120 с.
12. Чжу, Т. Характеристика педагогического подхода основоположника современного китайского вокального образования Владимира Шушлина / Т. Чжу // Историко-культурное наследие России и Китая: вопросы изучения, сохранения и развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Краснодар, 26 мая 2021 года. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культур, 2021. – С. 187–190.
13. Шалаева, А. А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая / А.А. Шалаева // Культура и искусство. – 2020. – № 1. – С. 92–98.
14. Ян, Ч., Климов, В. И. Роль русских музыкантов на ранних этапах становления китайского музыкального исполнительства / Ч. Ян., В. И. Климов // Наука и школа. 2022. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-russkih-muzykantov-na-rannih-etapah-stanovleniya-kitayskogo-muzykalnogo-ispolnitelstva (дата обращения: 12.04.2023).
15. Габель, Станислав Иванович (Станіслав Габель) (1849–1924). – URL: https://www.conservatory.ru/esweb/gabel-stanislav-ivanovich-stanislav-gabel-1849-1924 (дата обращения: 16.05.2023)
16. Русский Харбин (Harbin Russians...To remember). – URL: https://forum.vgd.ru/post/614/31743/p2805872.htm?ysclid=lhsrts4ysv347971451 (дата обращения: 16.05.2023)

Вопрос-ответ:

Какое музыкальное образование получил Шушлин?

Шушлин получил музыкальное образование в Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

В каком театре работал Шушлин?

Шушлин работал в Мариинском театре.

Куда эмигрировал Шушлин и почему?

Шушлин эмигрировал в Китай. Он покинул СССР из-за политических преследований.

Чем занимался Шушлин в Китае?

В Китае Шушлин преподавал вокал в Шанхайской консерватории и активно развивал оперное искусство.

Какие принципы оперной педагогики применял Шушлин?

Шушлин в своей оперной педагогике основывался на принципе единства голоса и драматической интерпретации роли.

Какую роль сыграл Шушлин в развитии китайской школы вокала?

Владимир Григорьевич Шушлин внес значительный вклад в становление китайской школы вокала. Он разработал и внедрил новые принципы оперной педагогики, которые оказали большое влияние на обучение и развитие вокалистов в Китае.

Какое музыкальное образование получил Шушлин и где он работал?

Шушлин получил музыкальное образование в России. Он работал в Мариинском театре, где приобрел большой опыт и знания в оперной сфере.

Какие изменения произошли в жизни Шушлина после эмиграции в Китай?

После эмиграции в Китай, Шушлин стал одним из основателей и преподавателей Шанхайской консерватории, где начал активно развивать педагогическую деятельность. Он разработал новые методики обучения вокалу и подготовил множество выдающихся учеников.