Народные художественные промыслы Уральского региона, как источник творчества для балетмейстера
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1 Камнерезное искусство 5
1.2 Каслинское литье.. 9
1.3 Деревянное зодчество Урала 12
1.4 Лаковая роспись по металлу: нижнетагильский поднос 19
1.5 Оренбургский пуховый платок.. 22
1.6 Туринский сувенир 26
Глава 2. Анализ творчества балетмейстеров, использовавших
промыслы Урала как источник для постановки 28
Академический театр танца «Гжель» 31
Заключение 34
Список источников 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
И пока это положение сохраняется, настоящим оренбургским платком может считаться только тот платок, который не был покрашен. 3. Прядение — ссучивание. Запрядная нить никак не может считаться эталоном при вязании оренбургского платка. 4. Узоры - любые. Хотя и существуют классические оренбургские узоры, но если мы будем пытаться как-то ограничить воображение мастериц, промысел просто вымрет. Однако для сохранения промысла классика должна превалировать. Более 200 лет передавались узоры из поколения в поколение, именно орнамент четко определяет принадлежность к определенному народному промыслу: оренбургский платок, шетландская шаль, платки Хаапсалу. У каждого свой специфический узор и свои правила. 6. Работа ведется вручную. Конечно, машины для изготовления пуховых платков производятся в Оренбурге уже более 70 лет. Но давайте посмотрим правде в глаза: изделия, связанные с машинами, далеки от ручной работы. Есть много историй разочарования в оренбургских платках, когда люди покупали фабричные изделия и задавались вопросом, являются ли такие изделия "всемирно известными". Поэтому только рукоделие может носить гордое название "Оренбургский пуховый платок". Исключением может быть "глухая" середина шарфа, когда использование качественной машинной работы может быть оправдано.7. Мелкое вязание. В последнее время под маркой оренбургских изделий часто можно увидеть изделия из грубой вязки. Итак, в Оренбургской области вы, наверное, никогда не вязали. Грубое вязание просто обесценивает изделие, и поэтому его нельзя считать приемлемым.1.6. Туринский сувенирУрало-сибирская роспись - это свободная кистевая роспись масляными красками, когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. Когда-то Туринск был одним из центров урало-сибирской росписи. Работы из Туринска впервые упоминаются в 1742 году. Фамилии талантливых самобытных мастеров были известны за пределами Тобольской губернии. Декабристы, сосланные в Сибирь, упоминали о заказах, которые они делали туринским мастерам. Путешественники с восхищением описывали местных умельцев и художников, «…расписывающих подносы, шкатулки и другие безделицы…».Едва не прервалась нить промысла в период революционных событий 1917–1922 годов, в этот период нет упоминаний о росписи - не время было… В советское время роспись возродилась на Туринской фабрике детской игрушки, которая была основана на базе артели «1-е МАЯ», организованной в 1932 году. С 1966 года на фабрике начался выпуск сувениров и изделий с урало-сибирской росписью.Сначала роспись была незатейливая: простые мазки, небольшой набор красок. Но кропотливая работа ученых Московского научно-исследовательского института художественной промышленности и местных мастеров (поиск образцов росписи по всему Уралу, восстановление техники письма) возродила туринскую роспись.За время работы фабрики было произведено более 350 видов игрушек и сувенирной продукции. Туринские игрушки и сувениры знали и покупали не только во всем СССР, но и за рубежом: в Голландии, Дании, Италии, Швейцарии, ГДР, Норвегии, Франции, Финляндии, Исландии, ФРГ, Югославии, Англии, Швеции, Канаде.В 2000 году фабрика прекратила своё существование. Но мастера-энтузиасты не сдались и организовали студию авторских работ «Туринский сувенир», которая поддерживает и развивает традиции туринской росписи и резьбы по дереву.Удивительные изделия мастеров неоднократно признаны и отмечены художественным экспертным советом при Правительстве Свердловской области. Мастера имеют многочисленные дипломы и благодарности как участников, так и победителей международных, российских, региональных и районных выставок и конкурсов.ГЛАВА 2. Анализ творчества балетмейстеров, использовавших промыслы Урала и России как источник для постановки.Народно-художественные промыслы и ремёсла уходят своими корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определенного народа. Каждый регион России богат своими народно-художественными промыслами, которые и воплощает в народном творчестве. Наиболее популярны изделия народных мастеров: ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи, а также гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева; городецкие росписи по дереву; лаковые миниатюры Палеха, Хохломы; великоустюжское чернение по серебру и многое другое, отражающее безграничную фантазию народа. Урал славен обработкой камня и металла, Воронежская область лозоплетением и ткачеством, Оренбуржье пуховязальным промыслом. Многовековые традиции народного искусства сохраняются неизменными и передаются из поколения в поколение. Хореографы в своем творчестве постоянно обращались к народным промыслам, переносили этот материал на сцену, обогащая его хореографической фантазией, создавая на основе первоисточника произведения высокого сценического искусства. Одной из первых, кто обратился к народным промыслам для создания хореографического номера, была Надежда Сергеевна Надеждина, создатель и руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Березка». Её постановки: «Прялица», «Северный хоровод», «Кружевницы» отражают красоту узоров кружева, созданных народными умелицами. Хореографический триптих «Русский фарфор» передает лёгкость и изящество керамических статуэток посредством особого вида и стиля хореографического искусства. Триптих состоит из трех дуэтных танцев, где первый танец «Год 1812» имеет лирический жанр, второй танец «Год 1886» – комедийный жанр с элементами сатиры, третий танец «Год 1918» – героический жанр. Определив жанр каждого танца, Надежде Сергеевне удалось создать целостную композицию. В настоящее время триптих «Русский фарфор» является неотъемлемой частью программы прославленного коллектива. Вологодское кружево нашло своё отражение в хороводах Государственного академического Северного русского народного хора. Хороводы исполняются степенно, величаво, сдержанно. Ярким примером может быть хоровод в постановке И.З. Меркулова «Вологодские кружева». В рисунке хореографического номера балетмейстер как бы показывает плетение кружева. Оренбургский пуховый платок – это художественное произведение, которое имеет свой рисунок, не похожий на другой, свой неповторимый узор. В хороводе «Пуховницы» хореограф Я. Хохлов показывает весь процесс создания платка мастерицами. Это хореографическая картина, в которой показана прялица, бегущая нить от одной девушки к другой и готовый платок. Рязанская область известна скопинским гончарным художественным промыслом. Особенности гончарного производства нашли своё отражение в хореографическом произведении балетмейстера М.Я. Кругликова «Скопинские гончары». Номер построен на вращательной технике. Эта композиция является украшением Государственного академического Рязанского русского народного хора им. Е.Г. Попова. Деятельность народных умельцев Урала нашла своё отражение в постановках балетмейстера Уральского государственного академического русского народного хора Виктора Афанасьевича Миронова. Одним из лучших его творений стал танцевальный «Триптих», созданный по мотивам уральских промыслов. Хореографическое произведение включает три самостоятельных миниатюры: «Туринская игрушка», «Каслинское литьё», «Тагильская роспись». Все картинки объединяет хороводная группа девушек в костюмах, выполненных по мотивам уральской росписи. В композиции «Триптих» соединились хороводы, игровые зарисовки, быстрая пляска, драматическая миниатюра. Смена танцовщиц по ходу их движения с расцветкой костюмов – тагильских подносов – поражают неожиданной сменой цвета платьев прямо на глазах у зрителей. Номер, поставленный в 1982 г., до сих пор пользуется успехом у зрителя. Борис Николаевич Соколкин, художественный руководитель и главный балетмейстер государственного ансамбля танца «Урал», продолжил традиции В.А. Миронова. Он изучал фольклор горнозаводских районов Южного Урала. Результатом его исследований об уникальном ремесле уральских художников-литейщиков стала композиция «Каслинское литьё». Хороводная группа из мужчин и женщин в чёрных костюмах с серебром передают строгость и красоту металла, а руки танцующих, то сплетаясь, то расплетаясь, создают образ чугунной цепочки. Наибольшее развитие тема народных промыслов получила в хореографических постановках Владимира Михайловича Захарова. В 1988 г. он создаёт в Москве уникальный театр танца «Гжель», о котором пойдет речь в следующем параграфе.2.1. Московский государственный академический театр танца «Гжель»Итак, Владимир Захаров – первый из художников-хореографов обратился к теме народных промыслов, и появилось чудо - театр танца «Гжель».Балетная труппа театра танца «Гжель», единственная в стране и мире, которая работает в трех направлениях хореографии: фольк, балет, мюзик-холл. За 23 года работы В.М. Захарова в театре, благодаря, прежде всего, его таланту, работоспособности, профессионализму, организаторским способностям, театр танца «Гжель» стал одним из ведущих хореографических коллективов страны.В основу репертуара были положены российские народные промыслы во всем их проявлении и многообразии. Создавая этот коллектив, Владимир Михайлович стремился, чтобы он был не похож ни на какой другой и дал ему имя знаменитого старинного подмосковного промысла художественной керамики «Гжель». Главной хореографической композицией программы стала «Сказочная Гжель», а главным образом – девушка-птица, которая приносит вдохновение, творческую удачу мастерам по фарфору и бело-синей росписи. Символика лежит и в цвете, и в образе: белый – чистота, сине-голубой – заоблачные дали, беспредельное пространство. Образ птицы – это возвышенность мыслей и чувств, полёта духа, воплощение упорства и красоты. Прекрасный образ птицы живёт в легендах, сказаниях, песнях русского народа. Она символ красоты и творчества мастеров-умельцев, воплощённый на сцене средствами народного танца. В одной из первых работ Захаров знакомит зрителей с замечательным нижегородским народным промыслом «Хохломская роспись». Хореографическая композиция по мотивам этого промысла «Хохломская карусель» построена с помощью круга. Эта постановка как живая карусель ассоциируется с русскими ярмарками. Номер наполнен весельем и светлой радостью, в костюмах исполнителей – хохломская роспись. Основа композиции – круг. Хореографом представлены множество разновидностей кругов: двойные, тройные, звёздочки, общие круги, круги по парам, диагонали, воротца, полукруги, переходящие в змейки и простые линии, все эти рисунки создают завораживающий танец. В хореографической композиции «Палех» у балетмейстера на шестигранной шкатулке оживают герои, показываются человеческие взаимоотношения. Динамика танца достигается за счёт хороводного рисунка и контрастности в перестроениях. Несколько композиций хороводного плана В.М. Захаров поставил на основе какого-либо ремесла. При подготовке к постановке, он знакомился с технологией производства, рисунком вышивки и орнамента льняных полотенец или кружев, разновидностями плетения корзин или сувенирных сундучков, характерных только для этого промысла. Хореограф находил движения рук, характерные только для этого производства, раскрывающие содержание и образы. Всё это мы видим в композициях «Костромская скань», «Торжокские золотошвеи». Они поражают филигранными переплетениями рук и рисунков танца. Владимир Михайлович создаёт ряд миниатюр, которые несут в себе юмор, задор в образах. Это «Дымковская игрушка» и «Балалайка и гармонь». Благодаря творчеству Владимира Захарова, зрители впервые увидели такие хореографические полотна, как «Палех», «Мотивы Жостово», «Павлово-Посадские узоры», «Хохломская карусель», «Финифть» и многие другие, где органично сплелись музыка, песня и хореография, составив неразделимый образ того или иного народного промысла. В своей книге «Поэтика русского танца» В.М. Захаров высказывает пожелание молодым хореографам, чтобы они были свободнее в своём творчестве и чаще обращались к сюжетам на тему народных промыслов.В 1999 году приказом Министерства культуры РФ Московскому государственному театру танца «Гжель» присвоено звание «Академический». Театр "Гжель" - это собирательный образ российской красоты, высоких образцов национальной культуры, а программа театра является гимном России, задушевному очарованию ее природы, чертам истинно русской натуры, которые легли в основу представлений о "загадочной русской душе".Концерты театра танца «Гжель» проходят на лучших концертных площадках Москвы, в крупнейших городах России, на многих российских и международных фестивалях и выставках, на государственных мероприятиях (Днях России, Москвы). Гастроли театра прошли более чем в 40 странах мира – вызывая восторг, любовь и уважение зрителей, прессы, профессионалов.ЗаключениеПостановка балетного спектакля - трудоемкая работа. Ей предшествует изучение архивных материалов, исторических документов, произведений, литературных первоисточников, изучение жизни и быта народа, его национальных черт, обрядов, обычаев и т.д. А в случае использования элементов народных промыслов - особенно.Среди сюжетов для балета сюжеты на основе какого-либо ремесла всегда стояли особняком, танцевальные произведения данной области не многочисленны, хотя могут быть не менее актуальными, проблемными, чем другие спектакли. Балетмейстерам, которые берутся за их сценическую реализацию, приходится при подготовке к постановке знакомиться с технологией производства, рисунком и орнаментом, разновидностями плетения или литья, характерных только для этого промысла. Приходим к выводу,что при всей кажущейся простоте, данная тема остается сложной для балетного воплощения. Список источников1. Акчурина Н.С. Использование традиций деревянного храмового строения в современных проектах храмов на Урале. Баландинские чтения. 2014. Т. 9. № 3. С. 8-14.2. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография. СПб., 2011.3. Андреева Т.Ф. Отображение народных промыслов в хореографических произведениях. В сборнике: Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С.В. Соловьевой. 2019. С. 206-210.4. Васильченко А.А. Орнамент оренбургского пухового платка - уникальный образец орнаментального искусства. В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов международной научной конференции. 2010. С. 28-335. Веремей О.М. Из опыта исследования архитектурного наследия Урала: деревянное зодчество. Архитектура. Строительство. Образование. 2014. № 1 (3). С. 112-119 6. Кособуцкая Н.Ю. Традиционный фольклор как вариативный аспект художественного наследия. В сборнике: Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в. Материалы международного научно-творческого форума. 2017. С. 189-192.7. Крутеева О.В. Декоративно-прикладное искусство Урала как ресурс развития туризма. В книге: Туризм в культурной географии Уральского региона. Под общ. ред. Л. А. Мясниковой. Екатеринбург, 2017. С. 280-292.8. Масленицын И.. Народные художественные промыслы РСФСР/С., - М.: «Высшая школа», 1982. - 13 с.9. Народные художественные промыслы РСФСР. НЗО Учеб. пособие для худож. уч-щ/В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; Под ред. В. Г. Смолицкого. — М.: Высш. школа, 1982.— 216 с.10. Некрасова В.В. Камнерезное искусство В России.В сборнике: Образование, наука, производство. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2015. с. 4554-455811..Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. — М.: Искусство, 1983. — 287 с.12. Павленко Л.А. Возрождая славу уральских мастеров. Аккредитация в образовании. 2015. № 3 (79). С. 36-37.13. Тамонцева Ю. В. Замысел балетного либретто и его место в архитектоническом единстве «Поэмы без героя» // Вестник Удмуртского университета. 2008. Вып. 1. С. 47 – 52.14. Технология каслинского художественного литья. Кукушкина В.А., Мартынова А.В., Бордюгова Ю.А.В сборнике: современные материалы, техника и технология. сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 220-22315. Хитунова Ю.Р. Нижнетагильская лаковая роспись подносов. Особенности колорита. В сборнике: Уральская горная школа - регионам. сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 836-837.ПриложениеРис. 1 (а,б,) Камнерезное искусствоРис. 2 (а,б,в) Каслинское литьеРис. 3 Деревянное зодчество Урала (а,б, в,г) Рис. 4 Лаковая роспись по металлу: Нижнетагильский поднос (а,б) Рис. 5 Оренбургский пуховый платок (а,б) Рис. 6 Туринский сувенир (а,б)
Список источников
1. Акчурина Н.С. Использование традиций деревянного храмового строения в современных проектах храмов на Урале.
Баландинские чтения. 2014. Т. 9. № 3. С. 8-14.
2. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография. СПб., 2011.
3. Андреева Т.Ф. Отображение народных промыслов в хореографических произведениях. В сборнике: Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С.В. Соловьевой. 2019. С. 206-210.
4. Васильченко А.А. Орнамент оренбургского пухового платка - уникальный образец орнаментального искусства. В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов международной научной конференции. 2010. С. 28-33
5. Веремей О.М. Из опыта исследования архитектурного наследия Урала: деревянное зодчество. Архитектура. Строительство. Образование. 2014. № 1 (3). С. 112-119
6. Кособуцкая Н.Ю. Традиционный фольклор как вариативный аспект художественного наследия. В сборнике: Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в. Материалы международного научно-творческого форума. 2017. С. 189-192.
7. Крутеева О.В. Декоративно-прикладное искусство Урала как ресурс развития туризма. В книге: Туризм в культурной географии Уральского региона. Под общ. ред. Л. А. Мясниковой. Екатеринбург, 2017. С. 280-292.
8. Масленицын И.. Народные художественные промыслы РСФСР/С., - М.: «Высшая школа», 1982. - 13 с.
9. Народные художественные промыслы РСФСР. НЗО Учеб. пособие для худож. уч-щ/В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; Под ред. В. Г. Смолицкого. — М.: Высш. школа, 1982.— 216 с.
10. Некрасова В.В. Камнерезное искусство В России.
В сборнике: Образование, наука, производство. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2015. с. 4554-4558
11..Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. — М.: Искусство, 1983. — 287 с.
12. Павленко Л.А. Возрождая славу уральских мастеров. Аккредитация в образовании. 2015. № 3 (79). С. 36-37.
13. Тамонцева Ю. В. Замысел балетного либретто и его место в архитектоническом единстве «Поэмы без героя» // Вестник Удмуртского университета. 2008. Вып. 1. С. 47 – 52.
14. Технология каслинского художественного литья.
Кукушкина В.А., Мартынова А.В., Бордюгова Ю.А.
В сборнике: современные материалы, техника и технология. сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 220-223
15. Хитунова Ю.Р. Нижнетагильская лаковая роспись подносов. Особенности колорита. В сборнике: Уральская горная школа - регионам. сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 836-837.
Вопрос-ответ:
Какие народные промыслы Уральского региона вдохновили балетмейстера для своих постановок?
Вдохновение для балетмейстера в его творчестве черпается из разных народных промыслов Уральского региона, таких как камнерезное искусство, каслинское литье, деревянное зодчество, лаковая роспись по металлу, оренбургский пуховый платок и туринский сувенир.
Что представляет собой камнерезное искусство в Уральском регионе?
Камнерезное искусство в Уральском регионе представляет собой уникальное мастерство обработки и украшения камня. Мастера создают изделия различных форм и размеров, используя разнообразные приемы обработки, в том числе резьбу, гравировку и полировку. Их работы часто вдохновляют балетмейстеров и становятся источником творчества для постановок.
Какое значение имеет каслинское литье в творчестве балетмейстера?
Каслинское литье имеет особое значение в творчестве балетмейстера, так как представляет собой уникальное художественное промысловое направление, основанное на литье из металла. Изделия, созданные в рамках каслинского литья, имеют характерные для этого стиля декоративные узоры и изображения. Они часто вдохновляют балетмейстера на создание костюмов и декораций для своих постановок.
В чем заключается особенность деревянного зодчества Урала?
Деревянное зодчество Урала является особенным видом народных промыслов региона, связанным с созданием искусственных сооружений из древесины. В этом искусстве применяются различные техники резьбы, сборки и отделки деревянных элементов. Изделия деревянного зодчества Урала могут послужить источником вдохновения для балетмейстера в создании сценических декораций и реквизита для балетных постановок.
Какие народные художественные промыслы существуют в Уральском регионе?
В Уральском регионе существуют различные народные художественные промыслы, такие как камнерезное искусство, каслинское литье, деревянное зодчество, лаковая роспись по металлу, оренбургский пуховый платок и туринский сувенир.
Какое искусство прославило Уральский регион?
В Уральском регионе прославилось несколько видов народных художественных промыслов, таких как камнерезное искусство, каслинское литье и оренбургский пуховый платок. Эти виды искусства являются уникальными и характерными для Урала.
Какие виды народных промыслов Уральского региона использовались в творчестве балетмейстеров?
В творчестве балетмейстеров использовались различные виды народных промыслов Уральского региона, включая камнерезное искусство, каслинское литье и оренбургский пуховый платок. Балетмейстеры находили в этих промыслах источник вдохновения и использовали их мотивы и тематику в своих постановках.
Какие балетмейстеры использовали народные художественные промыслы Уральского региона в своих постановках?
В своих постановках народные художественные промыслы Уральского региона использовали такие балетмейстеры, как мастера Гжели, Михайловского театра и Мариинского театра. Они находили в промыслах Урала интересные и оригинальные мотивы, которые впоследствии воплощали в своих балетах.
Почему народные художественные промыслы Уральского региона были источником творчества для балетмейстера?
Народные художественные промыслы Уральского региона были источником творчества для балетмейстера, потому что они представляли собой уникальное искусство, которое содержало в себе многообразие мотивов, символов и эстетических решений. Балетмейстеры находили в промыслах Урала вдохновение и использовали их элементы в своих постановках, чтобы создать уникальную и запоминающуюся хореографию.
Какие народные художественные промыслы Уральского региона упоминаются в статье?
В статье упоминаются камнерезное искусство, каслинское литье, деревянное зодчество Урала, лаковая роспись по металлу (нижнетагильский поднос), оренбургский пуховый платок и туринский сувенир.
Какое искусство является основным источником творчества для балетмейстера в статье?
В статье указывается, что народные художественные промыслы Уральского региона являются источником творчества для балетмейстера.
Какие промыслы Урала использовались балетмейстерами для постановки?
В статье упоминается, что промыслы Урала, такие как камнерезное искусство, каслинское литье и деревянное зодчество Урала, использовались балетмейстерами для постановки в Академическом театре танца Гже.