Теоретические основы правового регулирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика правового регулирования 5
1.1.Понятие элементы правового регулирования. Признаки правового регулирования 5
1.2.Предмет и метод правового регулирования 11
1.3.Соотношение правового воздействия и правового регулирования 17
Глава 2. Особенности механизма правового регулирования 20
2.1. Способы и типы правового регулирования 20
2.2.Средства правового регулирования 23
2.3. Предел правового регулирования 30
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 36
Фрагмент для ознакомления

Это самостоятельное в пределах закона определение равноправными участниками регламентируемых отношений собственных прав, обязанностей, а также ответственности. Саморегуляция распространяется в отраслях, где действует частное право. Вместе с тем, подобный вид регуляции может иметь как нормативный, так и индивидуальный характер. Основная его особенность заключается в том, что «правовой обмен» осуществляется без государственного участия и структур власти.Методологическим основанием для разграничения регулируемого и нерегулируемого государством правового действия признается вывод о несовпадении пределов действия правового регулирования и самого права.Данный вывод вытекает из самой юридической природы общедозволительного принципы организации правовой жизни цивилизованного строя, следовательно, из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее государственной деятельности в сфере правотворчества. Правомерные действия как раз и «вырастают» из фактической деятельности людей и только в случае необходимости удостоверяются государством. Если исключить этатистский подход к праву (право было зарождено только государством), то становится очевидным, что такие действия, обладающие юридической природой, но получившие признания со стороны государства, по собственным свойствам не отличаются от действий, совершаемых согласно конкретным установлениям.Вместе с тем, важно точно определить область нерегулируемого «стихийного» действия права. Думается, что главным образом, к ней необходимо отнести сферу действия частной инициативы либо гражданско-правового оборота. Государственное вмешательство в подобных случаях ограничено формированием необходимых условий либо устранением помех для результативного и беспрепятственного осуществления физическими и юридическими лицами фактической правомерной деятельности. В области предпринимательских отношений законодательство должно включать минимум установлений, определять нижний предел регламентации. Все другое пространство заполняется условиями договора и иными инициативными правовыми действиями субъектов. Подобный принцип вытекает из дозволительного характера гражданского права.Безусловно, элементы государственного регулирования присутствуют и в тех ситуациях, которые охватываются сферой саморегуляции. Государство определяет, в каких случаях и сферах субъекты деятельности вправе поступать на основе принципа «дозволено все, кроме запрещенного». Однако юридические средства саморегуляции принципиально отличны от тех, которые используются государством в процессе непосредственной регламентации поведения. Так, в сфере действия общедозволительного типа регуляции участники правоотношений часто самостоятельно (в пределах закона) определяют режим поведения — устанавливают взаимные права и обязанности, ответственность за неисполнение обязательств. В то же время акты саморегуляции не выходят за пределы правового воздействия. Поэтому нельзя отождествлять правовое регулирование с нормотворческой и индивидуально-правовой деятельностью государства, т.е. с государственным регулированием. И поэтому сужение сферы государственного регулирования означает в то же время ограничения правовой регуляции.Таким образом, границы действия права шире, чем государственно-правового регулирования, а значит, понятие «действовать по праву» — более емкое, чем близкое ему по значению «действовать в соответствии с правовыми предписаниями».2.3. Предел правового регулированияГоворя о правовом регулировании как об осуществляемом всей системой юридических средств воздействии на общественные отношения в целях их упорядочения, обозначим следующие главные особенности правового регулирования:- во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи общеобязательных норм, в конечном счете, всегда исходящих от государства. Правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Государство не только вводит (устанавливает или санкционирует) юридические нормы, но и придает им общеобязательную силу. Юридические нормы обязательны для всех лиц, на которых они распространяются, независимо от их субъективного отношения к велениям государства;- во-вторых, правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства. Если лица не исполняют веления государства, то в действие приводится аппарат государственного принуждения;- в-третьих, правовое регулирование связано с действием определенного механизма, охватывающего всю совокупность юридических средств. Юридические нормы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения — все это характеризует единый, согласованно функционирующий механизм правового регулирования. В этом смысле недостаточно сказать, что право — известная система юридических норм (хотя само по себе приведенное положение является правильным). Определенную систему, точнее механизм, образуют все юридические средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.Пределы правового регулирования — это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Вопрос о пределах правового регулирования в отечественной юриспруденции детально не разработан. Проанализировав имеющуюся литературу данной тематики и столкнувшись с различными взглядами, мы находим целесообразным различать объективные и субъективные пределы правового регулирования.Характеристика условий, необходимых для того, чтобы общественные отношениямогли быть урегулированы правом, и позволяет определить объективные пределы правового регулирования. Общественные отношения, в содержании которых определяющую роль играют объективные моменты (т. е. независимые от воли и сознания отдельных людей), не могут быть целиком урегулированы в правовом порядке. Как уже отмечалось, юридические нормы регламентируют их через «волевую сторону». Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку требуемое нормами права поведение людей объективно возможно. Ряд общественных отношений не может быть предметом правового регулирования потому, что данное поведение людей не допускает внешнего контроля и не может быть обеспечено при помощи специфических правовых средств, в частности при помощи государственного принуждения в случае уклонения поведения лица от требований юридической нормы. Такого рода отношениями являются, например, личные связи между людьми в области любви, дружбы, товарищества. Вне сферы правовой регламентации находится личное, субъективное отношение человека к окружающей действительности, поскольку оно не выражено в действиях.Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов — это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами — органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования — это, прежде всего, предметные пределы, т. е. границы предмета правового регулирования или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового регулирования могут проявляться в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях. ЗаключениеПравовое регулирование в широком смысле представляет собой установление общеобязательных правил (требований, стандартов) для целенаправленного воздействия на определенную сферу.К признакам правового регулирования следует отнести:- системность – общество применяет большое количество социальных регуляторов (мораль, право, религия, идеология), консолидировав их в систему, где каждому регулятору отводится собственное место, специально отведенное для него;- нормативность – регламентирование на основании социальных норм, которое рассчитано на общее массовое использование в типичной ситуации;- объективность – нормативное регулирование в объективной форме определяется потребностями общества;- конкретно-исторический характер состоит в том, что система нормативного регулирования свойственна для любого конкретно-исторического общества;- регулятивность – сущность нормативного регулирования заключается в подчинении людей объединенным общим стандартом, заключении поведения граждан в установленные рамки;- целевой характер – нормативное регулирование прямо направлено на достижение порядка в обществе;- социальный характер – нормативное регулирование прямо направлено на упорядочение общения граждан друг с другом; в этом случае следует различать социальное нормативное регулирование от технического, предусматривающего стандарты и правила общения людей с техникой;- обеспеченность мерами социального принуждения – любой социальный регулятор включает в себя специальное средство, которое направлено на обеспечение его эффективности, то есть принудительные меры.Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего, тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора, является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется, прежде всего, тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства.Правовое регулирование обладает отчетливо выраженным управленческим характером и поэтому выступает одним из компонентов социального управления. В системно-структурном плане социальное управление составляют две взаимодействующие подсистемы - управляющая (субъект воздействия) и управляемая (объект воздействия). Социальное управление не может быть сведено к функционированию одной из указанных подсистем, их относительное размежевание возможно только в научных целях. В реальной жизни объект и субъект управления - две грани единого, но сложного по содержанию явления объективной действительности. В силу этого правовое регулирование должно включать в себя как соответствующую деятельность субъектов управления (правотворческие и правоприменительные органы), так и результативную сторону воздействия - деятельность управляемого объекта, направленную на реализацию юридических норм.Характер взаимоотношений правового регулирования общественных отношений и реализации норм права достаточно сложен. Прежде всего, осуществление норм права обнаруживает себя на разных этапах правового регулирования. Реализация права имеет место на стадии возникновения правоотношений (субъективных прав и юридических обязанностей), поскольку возникновение правового отношения, имеющего вид юридической модели поведения субъектов, представляет собой наличнуюправореализацию. В качестве правомерного поведения, направленного на использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, реализация норм права присутствует на завершающей стадии процесса правового регулирования, которая именуется стадией реализации правоотношения (реализации субъективных прав и юридических обязанностей). Указанный вывод в полной мере подходит для характеристики правоприменительной деятельности: применение юридических норм также присутствует на различных этапах правового регулирования, в одних случаях являясь необходимой предпосылкой возникновения, изменения либо прекращения правоотношений, в других - завершая процесс реализации норм права.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.Научная и учебная литература:1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.2. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 4 (184). - С. 55-57.3. Березина Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2020. - Т. 15. - № 4 (113). - С. 42-444. Бормотова Л.А., Ахметшина С.А. Метод правового регулирования как проявление сущностных свойств права // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 1. - № 9 (48). - С. 361-369.5. Ващенко А.В., Виноградов В.В. Теоретические основы механизма правового регулирования // Журнал «Вестник Волжского института экономики, педагогики и права». -2017. -№ 1. -С. 173-177.6. Зайцева Е.С. Пределы правового регулирования как научно-практическая проблема // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26. - № 3 (78). - С. 66-70.7. Зайцева Е.С. Предмет правового регулирования, сфера правового регулирования, объект правового регулирования: взаимосвязь и соотношение понятий // Журнал «Современное право». -2018. -№ 6. -С. 14-18.8. Зайцева Е.С. Соотношение правового регулирования и правового воздействия // Академический юридический журнал. - 2019. - № 4 (78). - С. 4-9.9. Золотухин А. В. Теория деятельности правовых средств: взгляд на проблему // Журнал «Государство и право. Юридические науки». – 2015. – С. 107-10810. Кузьмина Е. М. Типы правового регулирования: современное измерение // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2017. – С. 83-8511. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.12. Працко Г.С., Минасян Р.А. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 103-107.13. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.14. Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-2215. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с.16. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал». – 2018. – С. 19317. Сизов В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского». – 2016. – С.162-16418. Сурхаев М.Д. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-253.19. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 206 с.20. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 124-12621. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 582 с.22. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с.23. Теория государства и права: учебник / О.Ю. Рыбаков под ред. — Москва : Юстиция, 2016. — 471 с.24. Цыгановкин В.А. Метод правового регулирования: два значения в юридической науке // Журнал «История государства и права». - 2022. - № 3. - С. 29-35.

Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
2. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 4 (184). - С. 55-57.
3. Березина Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2020. - Т. 15. - № 4 (113). - С. 42-44
4. Бормотова Л.А., Ахметшина С.А. Метод правового регулирования как проявление сущностных свойств права // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 1. - № 9 (48). - С. 361-369.
5. Ващенко А.В., Виноградов В.В. Теоретические основы механизма правового регулирования // Журнал «Вестник Волжского института экономики, педагогики и права». -2017. -№ 1. -С. 173-177.
6. Зайцева Е.С. Пределы правового регулирования как научно-практическая проблема // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26. - № 3 (78). - С. 66-70.
7. Зайцева Е.С. Предмет правового регулирования, сфера правового регулирования, объект правового регулирования: взаимосвязь и соотношение понятий // Журнал «Современное право». -2018. -№ 6. -С. 14-18.
8. Зайцева Е.С. Соотношение правового регулирования и правового воздействия // Академический юридический журнал. - 2019. - № 4 (78). - С. 4-9.
9. Золотухин А. В. Теория деятельности правовых средств: взгляд на проблему // Журнал «Государство и право. Юридические науки». – 2015. – С. 107-108
10. Кузьмина Е. М. Типы правового регулирования: современное измерение // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2017. – С. 83-85
11. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
12. Працко Г.С., Минасян Р.А. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 103-107.
13. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.
14. Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-22
15. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с.
16. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал». – 2018. – С. 193
17. Сизов В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского». – 2016. – С.162-164
18. Сурхаев М.Д. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-253.
19. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 206 с.
20. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 124-126
21. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 582 с.
22. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с.
23. Теория государства и права: учебник / О.Ю. Рыбаков под ред. — Москва : Юстиция, 2016. — 471 с.
24. Цыгановкин В.А. Метод правового регулирования: два значения в юридической науке // Журнал «История государства и права». - 2022. - № 3. - С. 29-35.

Вопрос-ответ:

Что такое правовое регулирование?

Правовое регулирование - это система правил и норм, установленных государством, которые регулируют отношения между людьми и обеспечивают порядок и справедливость в обществе.

Какие признаки имеет правовое регулирование?

Правовое регулирование обладает следующими признаками: общеобязательностью (нормы права обязательны к исполнению для всех); формальной определенностью (нормы права должны быть ясны и конкретны); государственным контролем и санкциями (нарушение норм права влечет за собой ответственность); регламентацией (предоставляет организационную и процедурную базу для деятельности индивидов и организаций).

Какие объекты правового воздействия?

Объектами правового воздействия могут быть люди, имущество, обязательства, права, свободы, общественные отношения и другие явления и вещи, с которыми связаны правовые нормы.

Какие существуют способы правового регулирования?

Существуют различные способы правового регулирования, такие как законодательная деятельность (принятие законов), исполнительная власть (осуществление контроля и надзора), судебная деятельность (разрешение споров и применение санкций), административные методы (выдача разрешений и лицензий) и другие.

Какие возможности есть для ограничения правового регулирования?

Ограничить правовое регулирование можно через установление пределов правового регулирования (например, некоторые сферы могут быть оставлены за пределами права), автономию воли (установление правил только для тех, кто свободно с ними соглашается) и регулятивные процедуры (принятие норм только после проведения общественных обсуждений и экспертиз).

Какие элементы включает в себя правовое регулирование?

Правовое регулирование состоит из таких элементов, как нормы права, нормативные акты, органы, осуществляющие правоприменение, а также суды и иные способы решения правовых споров.

Что представляет собой предмет правового регулирования?

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, порождающие юридические права и обязанности. Он охватывает такие сферы, как права человека, гражданское право, уголовное право, административное право и др.

Какие способы регулирования правовых отношений существуют?

Существуют различные способы правового регулирования, включая прямое правовое воздействие, косвенное правовое воздействие, административное регулирование, судебное правоприменение и иные методы.

Какие средства используются для правового регулирования?

Средства правового регулирования включают нормативные акты (законы, постановления правительства, указы), административные регламенты, договоры, судебные акты, правоприменительные акты и другие документы.

Какие пределы существуют в правовом регулировании?

Пределы правового регулирования определяются законом и национальным правом. Они могут быть связаны с ограничениями в сфере личных свобод, сфере государственной безопасности, экономической и политической сферах и др.

Какие признаки характеризуют правовое регулирование?

Правовое регулирование характеризуется следующими признаками: обязательностью, нормативностью, государственным регулированием, официальной фиксацией в законах и иных нормативных актах.

Какие способы и типы правового регулирования существуют?

Существуют различные способы и типы правового регулирования, включая запреты, разрешения, распорядительные предписания, правила поведения, юридические формы собственности и другие.