Оформление конституционной монархии в России с уклоном на нормативно-правовые акты
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905: общая характеристика. 5
Глава II. Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года: общая характеристика. 13
2.1 Правовое регулирование статуса Императора 13
2.2 Статус Государственной Думы 16
2.3 Положение Государственного Совета 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
«Учреждение Государственного Совета» (УГС) было составлено из 124 статей, включая Введение и 3 раздела:«О Государственном Совете»;«О департаментах и особых присутствиях»;«О Государственной канцелярии».Согласно статье 1 УГС, Государственный Совет был определен как «государственное установление», в котором обсуждались законодательные предположения. Основной функцией данного органа было утверждение или отклонение законопроектов, принятых Государственной думой.Члены Государственного Совета были разделены на две группы (ст. 2 УГС):1 группа, назначаемая Императором «по Высочайшему повелению». Обычно в нее входили бывшие министры и другие государственные сановники, заслужившие расположение царя;2 группа - выборные члены.Состав групп был равным (ст. 9), срок полномочий составлял 9 лет, но каждые 3 года 1/3 часть как выборного, так и назначенного состава членов должна была обновляться. При этом выбывающие могли быть избраны вновь (ст. 18).Всего в Совете должно было быть 98 выборных членов. Выборы были тайными (ст. 21).Членами Государственного Совета не могли быть:Лица, не достигшие 40-летнего возраста;Лица, не окончившие средних учебных заведений;Иностранные подданные;Лица, не участвующие в выборах в Государственную думу согласно п. 1 ст. 6, 7-8 Положения о выборах в Государственную думу (ст. 20).Государственный Совет в Российской империи стал субъектом сословно-корпоративного представительства, где сословность проявлялась в представительстве дворянства и духовенства, а корпоративность – в избрании представителей-членов корпораций, таких как ученые, представители торговцев и мануфактурщики. При этом, для представителей некоторых корпораций устанавливался служебный ценз, например, от Университетов могли избираться только ординарные профессоры, а от Академии Наук – только ординарные академики.Установленный имущественный ценз для выборов в Государственный Совет был в три раза выше, чем для выборов в Государственную думу, что исключало участие рабочих и крестьян и обеспечивало большинство крупным помещикам и дворянам. Это делало Государственный Совет достаточно консервативным и лояльным к царскому правительству.Император сохранял исключительные полномочия в процессе формирования Госсовета, в том числе, назначая Председателя и Вице-председателя. Кандидатура Председателя Госсовета была очень важна, поскольку он непосредственно докладывал императору обо всех делах Совета. Некоторые Председатели Госсовета, например, М.Г. Акимов, оказывали большое влияние на императора и его политику, что могло повлиять на проведение аграрной реформы, как в случае с П.А. Столыпиным.В целом, Государственный Совет Российской империи был высоким органом государственной власти, но его состав был недостаточно представительным, что ограничивало его эффективность и легитимность.Таким образом, Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года представляли собой попытку российского правительства под руководством Николая II ввести определенные реформы и ограниченные политические свободы в Российской империи после революционных событий 1905 года. Они включали положения о свободе собраний, союзов и печати, но также устанавливали ряд ограничений и требований, таких как разрешительный порядок на создание обществ и союзов, подчинение их деятельности законам и нормам, и право властей на контроль и изменение уставов таких организаций.Основные законы имели двойственный характер - с одной стороны, они предоставляли определенные права и свободы гражданам, стимулировали развитие гражданского общества и социальных организаций, и считались шагом в направлении политических и социальных реформ. С другой стороны, они также устанавливали ограничения и регулировали деятельность организаций, что могло ограничивать свободу действий граждан и ограничивать их автономию.Император Николай II не признавал Октябрьский манифест и Основные законы как ограничение его самодержавных прав, рассматривая Думу лишь как консультативный орган, а не законодательный. Он также считал, что имеет право отменить новый порядок в любой момент по своему желанию, не присягая на него. Это противоречие между сущностью конституционного строя и отношением царского двора к переменам создавало поразительные ситуации.Даже выдающиеся политические деятели того времени, такие как П.А. Столыпин и В.Н. Коковцов, признавали, что в России не было настоящей конституции, так как отсутствовало соглашение между правителями и подданными, а Основные законы были просто «дарованы» царем. Они считали, что российское правительство было скорее «представительным», а не «конституционным», и ограничения царской власти могли быть только те, которые царь сам наложит на себя.Однако, несмотря на свои ограничения, Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года считались важным историческим шагом в сторону политических реформ в Российской империи, они предоставляли определенные права и свободы гражданам, и открывали возможности для развития гражданского общества и социальных организаций в то время. Однако, ограничения и регулирование, введенные данными законами, также подчеркивают сложность процесса реформирования и поиска баланса между свободами и контролем в политической системе.ЗаключениеОформление конституционной монархии в России является важной и сложной темой исследования. Изучение и анализ таких актов, как «Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905» и«Основных Государственных Законов от 23 апреля 1906 года», позволяют лучше понять процесс формирования конституционных принципов и ограничений в политической системе Российской империи начала XX века.Исследование показало, что оформление конституционной монархии в России было сложным процессом, сопровождавшимся внутренними и внешними факторами, политическими и социальными противоречиями. Нормативно-правовые акты, такие как «Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905» и«Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года», представляли собой попытку правительства ввести определенные реформы и ограниченные политические свободы, однако они также включали ограничения и регулирование деятельности организаций, что подчеркивало сложность процесса поиска баланса между свободами и контролем.Можно говорить, что Манифест 17 октября 1905 года, выступая важным событием в истории России, не считался полноценной конституцией или конституционным законом. Вместо этого, он был скорее декларацией принципов и идеалов, содержащих основные права человека и участие населения в законотворчестве.Некоторые исследователи, такие как Б.А. Кистяковский, считали, что Конституцию России составляют не только Основные государственные законы, но и другие законодательные акты, такие как Учреждение Государственного Совета, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах. Эти акты также были важными составляющими реформы государственного строя России, и они считались неотъемлемой частью ее Конституции.Кроме того, исследование также выявило значимость роли нормативно-правовых актов в оформлении конституционной монархии, так как они создавали основу для ограничения власти монарха и установления конституционных принципов в политической системе. Они также являлись важным инструментом для регулирования деятельности общественных организаций и гражданского общества в целом.Однако, исследование также выявило ограничения и недостатки процесса оформления конституционной монархии в России, такие как ограниченность политических свобод, ограничение автономии общественных организаций и сложность в достижении баланса между свободами и контролем.Список использованной литературыМанифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. // Прав. вестник. № 222, 18-го октября 1905 г.Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. // Курс лекций. Новосибирск. 2000. – 246 с.Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА– М., 2011. - 375 с. Владимирова Г.Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. // Автореферат дис. к.ю.н. Омск, 2010. – 96 с.Волков В.В. Государственный строй России после манифеста 17 октября 1905 г. // XIV Вишняковские чтения. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) материалы международной научной конференции. – 2011. – С. 104-108. Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. - 456 с. Грязнова Т.Е. Юридическое значение манифеста 17 октября 1905 г.: взгляд российских правоведов конца XIX - начала XX вв. // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск М. А. Бучакова. – 2019. – С. 15-16. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 797 с.История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для бакалавров / под ред. О. И. Чистякова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. — 477 с.Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524. Кравцев Е.В. Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и его воздействие на развитие революции 1905-1907 годов // Шаг в историческую науку материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – 2019. – С. 143-145. Красильникова Д.В. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года: общая характеристика // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 11 (27). – С. 368-372. Ленин В.И. О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Полн. собр. соч., 5изд., т. 20;// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26). Малышева О.Г. Проекты манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIV Виноградовские чтения». Ответственный редактор И.А. Бирич, В.А. Коханова, А.Ю. Челнокова. – 2016. – С. 226-232.Ольденбург, Сергей Сергеевич. Царствование императора Николая II : Т.1.: В 2-х ч. - Ч.1.: Самодержавное правление (1894-1904); Ч.2.: Переломные годы (1904-1907) / С. С. Ольденбург. - Белград : О-во распространения рус. нац. и патриот. лит., 1939. - 389 с.Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). СПб., 1906. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов // Былое. 1917. № 4. С. 183-245.// Из архива Витте С.Ю. Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143. Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. // Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. // Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999. – 241 с.Тихомиров, Лев Александрович. О недостатках конституции 1906 года / Л. Тихомиров. - М. : Унив. тип., 1907. - III, - 67 с.Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. Первая российская конституция. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2001. – 321 с.
2. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. // Курс лекций. Новосибирск. 2000. – 246 с.
3. Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА– М., 2011. - 375 с.
4. Владимирова Г.Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. // Автореферат дис. к.ю.н. Омск, 2010. – 96 с.
5. Волков В.В. Государственный строй России после манифеста 17 октября 1905 г. // XIV Вишняковские чтения. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) материалы международной научной конференции. – 2011. – С. 104-108.
6. Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. - 456 с.
7. Грязнова Т.Е. Юридическое значение манифеста 17 октября 1905 г.: взгляд российских правоведов конца XIX - начала XX вв. // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск М. А. Бучакова. – 2019. – С. 15-16.
8. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 797 с.
9. История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для бакалавров / под ред. О. И. Чистякова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. — 477 с.
10. Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524.
11. Кравцев Е.В. Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и его воздействие на развитие революции 1905-1907 годов // Шаг в историческую науку материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – 2019. – С. 143-145.
12. Красильникова Д.В. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года: общая характеристика // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 11 (27). – С. 368-372.
13. Ленин В.И. О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Полн. собр. соч., 5изд., т. 20;// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).
14. Малышева О.Г. Проекты манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIV Виноградовские чтения». Ответственный редактор И.А. Бирич, В.А. Коханова, А.Ю. Челнокова. – 2016. – С. 226-232.
15. Ольденбург, Сергей Сергеевич. Царствование императора Николая II : Т.1.: В 2-х ч. - Ч.1.: Самодержавное правление (1894-1904); Ч.2.: Переломные годы (1904-1907) / С. С. Ольденбург. - Белград : О-во распространения рус. нац. и патриот. лит., 1939. - 389 с.
16. Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). СПб., 1906.
17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
18. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов // Былое. 1917. № 4. С. 183-245.// Из архива Витте С.Ю. Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143.
19. Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I.
20. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. // Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. // Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999. – 241 с.
21. Тихомиров, Лев Александрович. О недостатках конституции 1906 года / Л. Тихомиров. - М. : Унив. тип., 1907. - III, - 67 с.
22. Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. Первая российская конституция. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2001. – 321 с.
Вопрос-ответ:
Каково значение нормативно-правовых актов 3 Главы I Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года?
Нормативно-правовые акты 3 Главы I Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года определяли организацию конституционной монархии в России. Они устанавливали правила функционирования государства, включая прерогативы Императора, статус Государственной Думы и Государственного Совета. Эти акты были важным шагом к выстраиванию правового порядка в стране.
Какие основные государственные законы были приняты в России 23 апреля 1906 года?
23 апреля 1906 года в России были приняты Основные Государственные Законы, которые были общими правилами организации государственной власти. Они регулировали статус Императора, Государственной Думы и Государственного Совета. Эти законы устанавливали основы конституционной монархии в стране и определяли принципы государственного устройства.
Каково положение Государственного Совета в России по Основным Государственным Законам 1906 года?
По Основным Государственным Законам 1906 года, Государственный Совет имел статус консультативного органа. Его задачей было участие в законодательном процессе и консультация Императора по вопросам управления государством. Государственный Совет не имел инициативы в законодательстве и не мог одобрять или отклонять законы.
Каково положение Государственной Думы в России по Основным Государственным Законам 1906 года?
По Основным Государственным Законам 1906 года, Государственная Дума имела статус представительного органа народа. Она была избираемым органом и состояла из депутатов, избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Государственная Дума имела право создавать и рассматривать законопроекты, а также контролировать деятельность правительства.
Какие нормативно-правовые акты осуществляли оформление конституционной монархии в России?
Оформление конституционной монархии в России осуществлялось через ряд нормативно-правовых актов, включая Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года.
Каким образом была оформлена конституционная монархия в России?
Оформление конституционной монархии в России было осуществлено путем принятия Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Основных Государственных Законов от 23 апреля 1906 года.
Что предусматривал Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года?
Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года предусматривал введение конституционной монархии в России, установление конституционных прав и свобод граждан, создание Государственной Думы и Государственного Совета.
Какой статус имел Император в конституционной монархии России?
В конституционной монархии России Император имел особый статус. Он был главой государства и обладал верховной властью. Император был носителем главной исполнительной и законодательной власти, а также принимал решения о назначении высших должностных лиц.
Каково было положение Государственной Думы в конституционной монархии России?
В конституционной монархии России Государственная Дума была представительным органом власти. Она избиралась на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Государственная Дума имела право участвовать в законодательном процессе, обсуждать и принимать законы, а также контролировать деятельность исполнительной власти.
Какие нормативно-правовые акты являются основой оформления конституционной монархии в России?
Основой оформления конституционной монархии в России являются Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 года.
Что предусматривает Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года?
Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года предусматривает установление конституционной монархии в России. Он устанавливает основные принципы организации власти, вводит представительные органы, расширяет права и свободы граждан, а также предусматривает создание Государственного Совета и Государственной Думы.