Лингвостилистические особенности детской речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Лингвостилистические особенности детской речи
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Детская речь и языковая норма в лингвистических описаниях...4
1.1. Детская речь с точки зрения лингвистического исследования…………….4
1.2. Понятие языковой нормы в современном русском языке………………….7
Выводы по Главе 1……………………………………………………………….12
Глава 2.Отступление от языковой нормы в детской речи (на примере речи дошкольников)…………………………………………………………………13
2.1.Отступление от речевой нормы на фонетическом уровне……………….15
2.2. Отступление от речевой нормы на словообразовательном и морфологическом уровнях……………………………………………………..18
2.3. Отступление от речевой нормы на лексическом и синтаксическом уровнях…………………………………………………………………………21
Выводы по Главе 2………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28
Фрагмент для ознакомления

На ранних этапах своего развития значение слова в детском сознании находится в тесной связи с предметом, переживанием или местом, где этот предмет присутствует. В результате он соотносит каждое слово с ситуациями, которые связаны теми или иными предметами. При этом ребенок еще не умеет обобщать слова, называющие однородные предметы. Ко второму году жизни у ребенка увеличивается словарный запас, к концу третьего года он достигает 800-1300 слов [Детская речь 2001: 49]. Росту словарного запаса способствует хорошо развитое подражание, а также высокий уровень понимания речи. Словарный запас ребенка в 4 года позволяет ему выстраивать диалогическое общение с окружающими, однако дошкольник в этом возрасте может испытывать трудности из-за того, что его словарный запас недостаточно развит для передачи сообщения о событии, участником или свидетелем которого он оказался.В освоения ребенком новых слов происходит осмысление ребенком их звуковой стороны: дошкольник пытается уловить между словом и предметом.Нередко он использует слова, отсутствующие в русском языке, например слово кладерко ребенок употребляет в значении слова ведерко, потому что, по его словам, в него что-то кладут. Однако на данном этапе развития ребенка отмечается ряд ошибок в его речи:1.неверное определение значения слова, например трактовка слова писатькак рисовать (Не так зайчик пишется);2.неправильное стилистическое использование тех или иных слов в контексте, например Меня Коля бьет и тревожит.К 6 годам словарный запас ребенка равен приблизительно 3000 словам. В 7 лет его речь продолжает развиваться: словарный запас активнее обогащается, речь начинает соответствовать норме литературного языка. Словарный запас младшего школьника составляет до 10 тысяч слов.Развитие словарного запаса ребенка находится в тесной связи с феноменом «детского словотворчества». По мнению С.Н. Цейтлин, в основе создания новых слов лежат три принципа:1.принцип осколков слов: употребление части слова в качестве целого слова: прыг – прыжок, правдун – тот, кто говорит правду;2.принцип синтетического слова: одно слово как бы составляется из двух: бананас – банан и ананас, мапин – мапин и папин ребенок и т.д.3.принцип выделения ударного слога: в процессе приобретения речевых навыков ребенок выделяет в слове слог, находящийся под ударением, например ко вместо молоко, ки вместо Никита и т.д. [Цейтлин 2006: 42].По мнению Т.Н. Ушаковой, дети образуют новые слова следующим образом: 1.посредством использования части слова как целого: лепьвместо лепить, пах – вместо пахнуть;2.посредством прибавления к корню одного слова окончания другого: слово умность образовалось с помощью прибавления к корню умаффиксов ность по аналогии со словом глупость;3. составление одного слова из двух: слово огромадныйбыло составлено ребенком из слов огромный и громадный[Детская речь 2001].Следовательно, в основе порождения слов у дошкольника лежит подражание речевым стереотипам, передаваемым им взрослыми. Слова, порожденные детьми, не являются оригинальными, поскольку они создаются на основе ряда образцов. Интенсивнее всего процесс словотворчества проявляется в ребенка в возрасте 3,5 – 6 лет, после чего данный процесс угасает. Причиной этого является усваивание ребенком оборотов речи, используемых взрослыми. Кроме того, у ребенка в данном возрасте начинает формироваться самооценка, а также самоконтроль.На уровне синтаксиса в развивающейся детской речи также проявляются определенные особенности.Ребенок в возрасте до полутора лет использует по преимуществу высказывания, которые состоят из одного слова, способного изменять свое значение в зависимости от ситуации. Например, малыш использует слово мама не только когда видит мать, но и когда зовет ее или пытается найти. Переход дошкольника к большому количеству реплик происходит постепенно. У некоторых детей использование многосложных предложений начинается рано, приблизительно в два года, у других к этому времени развит большой пассивный словарный запас. Речь ребенка является отражением его уровня мышления. К 4-5 годам дошкольник пока не может связно и логично выражать свои мысли, рассказывать об увиденном, пересказать содержание прочитанных текстов. Детской речи присущ ситуативный характер. Постепенно высказывания дошкольника начинают включать распространенные предложения, которые нередко отдаленно связаны по содержанию между собой [Харченко 1995: 30].Дошкольник испытывает трудности с раскрытием и описанием содержания сюжета того или иного текста; он только называет определенные предметы, перечисляет действия и их участников. Поскольку к 4-5 годам память ребенка хорошо развита, он уже способен фиксировать и воспроизводить тексты, небольшие по объему, даже не понимая смысла слов.В речи дошкольника наблюдаются простые распространенные предложения. В процессе общения инициатива нередко исходит от ребенка. В возрасте шести лет речь дошкольника характеризуется упрощенностью синтаксических конструкций: он использует простые нераспространенные предложения, которые состоят по преимуществу из сказуемого и подлежащего, а в некоторых случаях только из одного слова, использующегося для обозначения целой ситуации.К семи годам речь ребенка становится более структурированной и точной, в ней наблюдается лексическая последовательность. В процессе пересказа текста, устном описании предмета исследователи и педагоги отмечают четкость изложения, высказывания отличаются завершенностью. В возрасте семи лет ребенок может самостоятельно описывать окружающие его предметы, рассказывать о событиях и о своих эмоциях[Ковшиков 1996: 45].В ходе развития речи дети используют как простые, так и сложные предложения, в которых наблюдаются соединительные, разделительные и противительные союзы для связи, а иногда и причастные, деепричастные обороты. В возрасте семи лет дети правильно согласовывают между собой слова, например имена существительные и прилагательные; используют падежные окончания, испытывая трудности лишь с несклоняемыми существительными.Выводы по Главе 2В Главе 2 настоящей курсовой работы было рассмотрено отступление от языковой нормы в детской речи. Были рассмотрены отступления на фонетическом, словообразовательном, морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях в речи ребенка, а также в целом особенности развития речи ребенка в том или ином возрасте. На основании этого были сделаны следующие выводы: 1.Ребенок в возрасте до года воспроизводит общий звуковой облик слова, унифицируя его. Он старается воспроизводить ритмико-слоговые и интонационные характеристики словесного материала. К полутора годам ребенок уже знает около 30 слов. Значение слова в детском сознании находится в тесной связи с предметом, переживанием или местом, где этот предмет присутствует.2.В возрасте до двух лет происходит освоение ребенком слоговой структуры и интонационно-ритмической сторон языка. Ребенок перестает уподоблять звуки и начинает пользоваться разными артикуляциями для того, чтобы более точно отождествлять те или иные слова. На уровне синтаксиса ребенок использует по преимуществу высказывания, которые состоят из одного слова, способного изменять свое значение в зависимости от ситуации.3.К трем годам дошкольники учатся различать слова, которые схожи по звучанию, но различаются одним звуком. Произношение звуков в соответствии с нормой русского языка не закреплено, но уже доведено до автоматизма. Звуки могут произноситься смягченно, некоторые дети не выговаривают сонорные и шипящие звуки, наблюдаются замена, пропуск или перестановка звуков, которые вызывают трудность у ребенка. Происходит формирование грамматического строя речи. 4.К пяти годам фонетический состав слова завершает свое формирование. В это время дошкольником уже усвоены все звуки речи, однако работа над движениями органов артикуляционного аппарата продолжается, совершенствуется произнесение звуков, которые являются для ребенка наиболее трудными; к таковым относятся щелевые, фрикативные и сонорные согласные звуки. Ребенок активнее использует, помимо существительных и глаголов, другие части речи, среди которых прилагательные, наречия, предлоги. В речи начинают проявляться различные грамматические ошибки. Однако на данном этапе развития ребенка отмечается ряд ошибок в его речи, например, неверное толкование слова. Дошкольник пока не может связно и логично выражать свои мысли, рассказывать об увиденном, пересказать содержание прочитанных текстов. Детской речи присущ ситуативный характер.5.После пяти лет дошкольник различает все звуки в слове, подбирает слова на заданный звук. Его речевой слух уже достаточно развит, отчего он может различать в речи повышение и понижение тона голоса, ускорение или замедление темпа речи, выявлять на слух средства выразительности. Также дошкольники в подражание взрослым воспроизводят различные интонации, выдерживать паузы, выражать эмоционально отношение к объекту речи.У него формируется правильное представление о согласовании прилагательных с существительными в косвенных падежах, но самостоятельно связные конструкции им еще трудно проговаривать. Речь дошкольника характеризуется упрощенностью синтаксических конструкций: он использует простые нераспространенные предложения, которые состоят по преимуществу из сказуемого и подлежащего.6.В 7 лет его речь продолжает развиваться: словарный запас активнее обогащается, речь начинает соответствовать норме литературного языка. Словарный запас младшего школьника составляет до 10 тысяч слов. Речь ребенка становится более структурированной и точной, в ней наблюдается лексическая последовательность.7.В основе порождения слов у дошкольника лежит подражание речевым стереотипам, передаваемым им взрослыми. Слова, порожденные детьми, не являются оригинальными, поскольку они создаются на основе ряда образцов.ЗаключениеВ соответствии с целью и задачами исследования в настоящей курсовой работе были рассмотрены лингвостилистические особенности детской речи; названы особенности развития речи ребенка на различных этапах его взросления. . На основании этого был сделан ряд выводов:1.Детская речь обладает рядом отличительных особенностей:наличием большого количества звукоподражаний;образованием нерегулярных форм слова по регулярным моделям; окказиональным словообразованием; диффузностью словоупотребления; своеобразным синтаксисом. Эти особенности развиваются в процессе его взросления. К формам взаимодействия ребенка с социумом относятся следующие: ситуативно-личностные (создаются в первые полгода жизни ребенка); ситуативно-деловые (заканчивают свое формирование к трем годам); внеситуативно-познавательное (начинают свое формирование в трехлетнем возрасте, завершают – к пяти годам); особенностью этой формы являются познавательные мотивы и речевые средства общения; внеситуативно-личностные (формируются к шести-семи годам на основе личностных мотивов, происходит посредством речевых средств общения) [Сарапульцева 2016]. Эти особенности детской речи рассматриваются различными исследователями с разных точек зрения, при этом детская речь описана, в первую очередь, как лингвистический феномен.2. Развитие речи ребенка происходит параллельно с его умственным развитием, а также свидетельствует о степени этого развития. В процессе порождения звучащей речи ребенок подражает речевым стереотипам, передаваемым им взрослыми. Слова, конструкции, порожденные детьми, не являются оригинальными, поскольку они создаются на основе ряда образцов.Список литературыАмзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. – 240 с.Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://tapemark.narod.ru/les/(дата обращения: 15.04.2023).Ахмедова И.А. Урок: типология, структура, требования / И.А. Ахмедова, А.Х. Ту. - М.: ЧОУ школа «Ступени», 2011. - 28 с.Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/linguistics/text/2671107 (дата обращения: 14.04.2023).Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 544 с.Винокур Г.О. Язык писателя и норма [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://danefae.org/pprs/levin/vinokur.htm (дата обращения: 14.04.2023).Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 470 с.Горбачевич К. Нормы современного русского литературного языка / К. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1978. – 375 с.Детская речь: психолингвистические исследования / под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. - М.: Персы, 2001. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studmed.ru/ushakova-tn-ufimceva-nv-red-detskaya-rech-psiholingvisticheskie-issledovaniya-sbornik-statey_91cf63e3e4c.html(дата обращения: 15.04.2023).Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый - ребёнок». – СПб.: Наука, 2006. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/313837461_Voproso-otvetnye_edinstva_v_dialoge_vzroslyj_-_rebenok(дата обращения: 15.04.2023).Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб., 1996. [Электронный ресурс]. – URL: https://works.doklad.ru/view/lNSYHyQufAk.html(дата обращения: 15.04.2023).Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml(дата обращения: 15.04.2023).Культура русской речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/graud/index.php(дата обращения: 15.04.2023).Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]. – URL: https://bookap.info/book/leontev_osnovy_psiholingvistiki/(дата обращения: 15.04.2023).Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/580574/literatura/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi(дата обращения: 15.04.2023).Сарапульцева К.С. Детская речь в аспекте лингвистического исследования [Электронный ресурс]. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16020 (дата обращения: 15.04.2023).Фоменко Ю.В. Культура речи. Стилистика. Риторика. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 182 с.Цейтлин С.Н. «Взрослая» и «детская» лингвистика: некоторые размышления // Грамматика детской речи. URL: http://iling.spb.ru/grammatikon/tpfg_235-287.pdf (дата обращения: 15.04.2023).Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций [Электронный ресурс]. –URL: https://library. oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/26160/1003927.pdf?sequence=1(датаобращения: 15.04.2023).Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.klex.ru/qo1(дата обращения: 15.04.2023).

Список литературы
1. Амзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. – 240 с.
2. Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://tapemark.narod.ru/les/(дата обращения: 15.04.2023).
3. Ахмедова И.А. Урок: типология, структура, требования / И.А. Ахмедова, А.Х. Ту. - М.: ЧОУ школа «Ступени», 2011. - 28 с.
4. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/linguistics/text/2671107 (дата обращения: 14.04.2023).
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 544 с.
6. Винокур Г.О. Язык писателя и норма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://danefae.org/pprs/levin/vinokur.htm (дата обращения: 14.04.2023).
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 470 с.
8. Горбачевич К. Нормы современного русского литературного языка / К. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1978. – 375 с.
9. Детская речь: психолингвистические исследования / под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. - М.: Персы, 2001. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studmed.ru/ushakova-tn-ufimceva-nv-red-detskaya-rech-psiholingvisticheskie-issledovaniya-sbornik-statey_91cf63e3e4c.html(дата обращения: 15.04.2023).
10. Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый - ребёнок». – СПб.: Наука, 2006. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/313837461_Voproso-otvetnye_edinstva_v_dialoge_vzroslyj_-_rebenok(дата обращения: 15.04.2023).
11. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб., 1996. [Электронный ресурс]. – URL: https://works.doklad.ru/view/lNSYHyQufAk.html (дата обращения: 15.04.2023).
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml (дата обращения: 15.04.2023).
13. Культура русской речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/graud/index.php (дата обращения: 15.04.2023).
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]. – URL: https://bookap.info/book/leontev_osnovy_psiholingvistiki/(дата обращения: 15.04.2023).
15. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/580574/literatura/russkiy_yazyk_i_kultura_rechi(дата обращения: 15.04.2023).
16. Сарапульцева К.С. Детская речь в аспекте лингвистического исследования [Электронный ресурс]. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16020 (дата обращения: 15.04.2023).
17. Фоменко Ю.В. Культура речи. Стилистика. Риторика. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 182 с.
18. Цейтлин С.Н. «Взрослая» и «детская» лингвистика: некоторые размышления // Грамматика детской речи. URL: http://iling.spb.ru/grammatikon/tpfg_235-287.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
19. Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций [Электронный ресурс]. –URL: https://library. oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/26160/1003927.pdf?sequence=1(дата обращения: 15.04.2023).
20. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.klex.ru/qo1(дата обращения: 15.04.2023).