Игровые технологии в формировании коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 19.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 6
1.1 Сущность понятия «коммуникативная компетентность» 6
1.2 Особенности коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 11
1.3 Игровые технологии в формировании коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи 15
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 19
2.1 Организация и методики исследования 19
2.2 Результаты исследования коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 26
2.3 Содержание работы по формированию коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи с помощью игр 32
Заключение 38
Список литературы 40
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты изучения коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с ОНР по методике «Культура общения» (в баллах)
Список детей Задания Уровень Игра «Детский сад» Игра «Семья» 1 1 1 средний 2 2 2 высокий 3 0 0 низкий 4 0 0 низкий 5 1 1 средний 6 0 0 низкий 7 0 0 низкий 8 0 0 низкий 9 0 0 низкий 10 0 0 низкий
Наглядно результаты изучения коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с ОНР по методике «Культура общения» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровни коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с ОНР по методике «Культура общения» (в %)
Высокий уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике «Культура общения» выявлен у 10% детей. Только один ребенок в группе смог правильно выстроить процесс игрового взаимодействия и с педагогом, и с другими детьми. Ребенок общается в ходе сюжетно-ролевой игры, конструктивно решает конфликтные ситуации, проявляет вежливость, использует формулы речевого этикета, показывает положительные эмоции, проявляет коммуникативные умения и навыки, умеет договариваться, слушать других людей.
Средний уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике «Культура общения» выявлен у 20% детей. Дети взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, общаются в ходе сюжетно-ролевой игры, но при этом не всегда озвучивают свои действия, желания, просьбы; не всегда конфликтные ситуации решаются конструктивными способами, проявляют вежливость, положительные эмоции, но коммуникативные умения и навыки сформированы частично.
Низкий уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике «Культура общения» выявлен у 70% детей. Отмечается недостаточная речевая деятельность в процессе игры, дети предпочитают играть молча, изредка обращаются к взрослому и сверстникам; присутствуют конфликтные ситуации в процессе игры, дети не владеют коммуникативными умения и навыками; у детей отсутствует заинтересованность в совместной игровой деятельности и взаимодействии.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный для их возраста уровень коммуникативной компетентности. Это выражается в низком уровне коммуникативных умений, недостаточном стремлении к общению, несформированности навыков выстраиваться совместной деятельности. Результаты исследования показали, что необходимо проводить работу по формированию коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи с помощью игр.
2.3 Содержание работы по формированию коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи с помощью игр
Для формирования коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи были подобраны игры.
Игры подобраны в соответствии с направлениями диагностики:
1) методика «Рукавички»: игры на развитие умений договариваться в процессе сюжетно-ролевой игры, навыков сотрудничества в совместной деятельности – игры «Строим дом», «Поездка на автобусе в кукольный театр», «Уборка квартиры», «Слепой и поводырь», «Мы художники», «Поликлиника» и др.;
2) методика «Картинки»: умение решать конфликты конструктивными способами в процессе общения – игры «Куклы поссорились», «Сладкая проблема», «Мы разные», «Подарок другу», «Ребята знакомятся, ссорятся, мирятся», «Магазин игрушек», «Недовольный покупатель» и др.
3) методика «Культура общения»: умение выбирать средства общения в процессе игры, на формирование представлений о нормах и правилах этикета – игры «Знакомство», «Подарок другу», «День рождения», «В гостях», «В кафе», «В театре», «Детский сад» и другие.
Коррекционная работа проводилась в два этапа: подготовительный и основной.
Цель подготовительного этапа – обогащение коррекционно-развивающей среды группы.
Основными задачами создания коррекционно-развивающей среды являлись моделирование и организация в процессе коррекционно-логопедического воздействия разных сфер и форм общения, которые наряду с коррекцией речевых нарушений, способствовали бы преодолению мотивационных трудностей и овладению дошкольниками с ОНР средствами и способами общения, активизации и привлечению к коррекционной работе их ближайшего окружения.
Среда, созданная в группе, должна стимулировать детей к совместной деятельности, общению, проявлению коммуникативных умений. Для того, чтобы коррекционно-развивающая среда способствовала развитию коммуникативных умений, должны быть соблюдены определенные условия. К данным условиям можно отнести следующие:
а) разнообразный дидактический и игровой материал, который стимулирует детей к совместной деятельности и общению;
б) учет интересов детей при создании коррекционно-развивающей среды, предоставление возможности выбирать игры согласно своим предпочтениям;
в) учет возрастных и психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В логопедической группе коррекционно-развивающая среда должна включать в себя несколько зон – специально созданных пространств, ориентированных на определенный вид деятельности. В первую очередь необходимо создание зоны проведения коррекционных занятий, которая включает:
а) зону проведения подгрупповых занятий по коррекции нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (рабочие места, доска, логопедическое панно, индивидуальные зеркала, мольберт, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики и т.д.);
б) зону проведения индивидуальных занятий по коррекции нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (настенное зеркало, профили звуков, картинки, различное оборудование для занятий и т.д.);
в) зону проведения подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в том числе свободное пространство на ковре для организации логоритмических упражнений и т.д.
Помимо оборудования, необходимого для коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в группе необходимо наличие картотеки различных упражнений и игр на развитие коммуникативных умений.
Анализ созданной в ДОУ коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением речи показал, что недостаточно разработан такой компонент, который решал бы задачи по преодолению нарушений коммуникативных умений детей. В связи с этим мы дополнили коррекционно-развивающую среду логопедической группы картотекой игр, направленных на преодоление нарушений коммуникативных умений. Это игры «Знакомство», «Начинаем занятие», «Давайте поздороваемся», «Встаньте те, кто…», «Представь свое имя в движении», «Мимический кубик», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Волшебный стул», «Разноцветный букет», «Солнечный зайчик» и т.д. Данные игры также использовались в коррекционной работе, их описание представлено ниже.
Помимо мероприятий по обогащению предметно-развивающей среды группы была проведена коррекционная работа по преодолению нарушений коммуникативных умений детей с ОНР III уровня.
Основной этап
Цель основного этапа – преодоление нарушений коммуникативных умений детей с ОНР III уровня.
Индивидуальная работа с детьми. Индивидуальные занятия включали несколько этапов, в том числе работа по формированию лексико-грамматического строя, обогащения словарного запаса детей словами, необходимыми для процесса общения (вежливые слова, умение вести диалог – задавать вопросы, отвечать на вопросы, выражать просьбы, желания и т.д.).
Коррекционная работа с диадой детей. Необходимость объединения детей в пары обусловлена тем, что ребенка сначала нужно было научить общаться с одним партнером. В парах дети в ходе специально созданных игровых ситуаций осваивали коммуникативные навыки.
Подгрупповая работа с детьми. В подгруппы объединялись дети по 6 человек. Для реализации задачи по развитию коммуникативных умений среди дошкольников разыгрывалась определенная ситуация, в ходе которой дети должны были выстроить совместную деятельность, то есть поставить цель, наметить план действий, реализовать их, оценить полученный результат. Ситуации создавались как на основе игры, так и в трудовой деятельности. Педагог ставил перед детьми задачу, а также оказывал стимулирующую помощь по ходу действия детей, поощрял тех, кто активно проявляет себя в общении.
Экспериментальная работа осуществлялась в условиях коррекционно-развивающей среды, посредством системы специальных упражнений по принципу формирования речевого общения. Принципиально важными параметрами общения при построении коррекционного обучения являлись:
– создание ситуаций общения;
– наличие положительной направленности детей с ОНР на взаимодействие со сверстниками в процессе обучения на занятиях и вне их, выраженной в желании сотрудничать, восприятии и оценке сверстника как партнера совместной деятельности,
– осуществление постоянной обратной связи педагога, детей, диалогические отношения которых строятся на взаимном доверии.
В качестве приемов нами было использовано моделирование игровых ситуаций общения, инсценировки, драматизации, настольный и пальчиковый театр, коммуникативные игры:
1) игры на развитие умений вступить в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения: «Знакомство», «Начинаем занятие», «Давайте поздороваемся», «Встаньте те, кто…», «Представь свое имя в движении», «Представься с помощью куклы», «Переходы», «Опиши друга», «Что изменилось?», «Мое настроение», «Передача чувств» и др.;
2) игры на развитие умений использовать вербальные (речевые) и невербальные (мимика, жесты, пантомимика) средства общения: «Мимический кубик», «Зеркало», «Тихий разговор», «Собери пиктограмму», «Подарок другу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» и др. Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение;
3) игры на развитие умений делиться своими чувствами, переживаниями настроением с товарищами: «Волшебный стул», «Разноцветный букет», «Пирамида любви», «Солнечный зайчик», «Катаем мяч», «Капитан» и другие игры. Цель этих игр: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности, развитие чувства общности и принадлежности к группе.
Таким образом, коррекционная работа по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилась в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе проведена работа по обогащению коррекционно-развивающей среды группы играми, направленными на преодоление нарушений коммуникативной деятельности. Работа проводилась с учетом принципа деятельности: занятия были построены на основе ведущего вида деятельности дошкольника – игре. Использовались игры на развитие умений вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; использовать вербальные и невербальные средства общения; делиться своими чувствами, переживаниями настроением с товарищами; конструктивно разрешать конфликты в процессе общения.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общение и коммуникация – это два взаимосвязанных процесса, которые можно понимать как синонимы, но при этом между ними есть определенные различия. Коммуникация понимается как одна из сторон общения и как отдельный феномен, который предполагает не только процесс передачи определенной информации между субъектами коммуникации, но и обмен данной информацией для достижения цели.
Коммуникативная компетентность – это способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это комплекс коммуникативных умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками.
При общем недоразвитии речи отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности, как произносительной, так и лексико-грамматической. У детей наблюдается своеобразие в формировании личности, в том числе коммуникативной сферы. Ограниченность словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, нарушения связной речи неблагоприятно сказываются на формировании коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Средством формирования коммуникативной компетентности детей с ОНР являются игровые технологии. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, в которой ребенок сначала на эмоциональной, а затем и на интеллектуальной основе осваивает систему межличностных отношений. Посредством игры дети осваивают социальный и культурный опыт. В структуре игры выделяются сюжет, игровые роли, правила, отношения между играющими детьми. В процессе формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста используются различные виды игр – дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные.
В результате проведенного исследования выявлено, что у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный для их возраста уровень коммуникативной компетентности. Это выражается в низком уровне коммуникативных умений, недостаточном стремлении к общению, несформированности навыков выстраиваться совместной деятельности.
На основе полученных результатов были определены направления коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативной компетентности детей посредством игр. Был составлен комплекс игр, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия детей с ОНР со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
Артамонова, С.В. Особенности и условия преодоления трудностей общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – №7. – С. 55-62.
Белякова, А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью [Текст] / А.Е. Белякова. – Калуга, 2003. – 167 c.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Педагогика, 2010. – 123 с.
Букатов, В.М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина [Текст] / В.М. Букатов. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – М.: КАРО, 2007. – 96 с.
Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С.А. Васильева, Н.В. Соколова. – М.: Логос, 2010. – 80 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство, 2010. – 311 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 2014. – 504 с.
Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 129 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство, 2012. – 315 с.
Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Феникс, 2007. – 207 с.
Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. – 320 с.
Канунникова, Е.О. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.О. Канунникова // Вестник Государственного университета управления. – 2007. – №7(33). – С. 89-91.
Ковылова, Е.В. Коммуникативное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] / Е.В. Ковылова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – №1. – С. 231-237.
Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 20.10.2017).
Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Логос, 2009. – 224 с.
Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2014. – 678 с.
Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. – М Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/163432/ (дата обращения 20.10.2017).
Мельникова, С.М. Игротека речевых игр. Выпуск 2. На лесной поляне [Текст] / С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. – М.: Гном и Д, 2007. – 217 с.
Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Меджерицкая. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.
Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Павлова. – М., 1998. – 190 с.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: коррекция нарушений речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.
Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2012. – 112 с.
Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
2
7
Лист1
Диаграмма1
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
20.00
20.00
60.00
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
20.00
20.00
60.00
Лист1
Диаграмма1
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
10.00
30.00
60.00
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
10.00
30.00
60.00
Лист1
Диаграмма1
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
10.00
20.00
70.00
Уровень коммуникативной компетентности
высокий
средний
низкий
10.00
20.00
70.00
1. Артамонова, С.В. Особенности и условия преодоления трудностей общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – №7. – С. 55-62.
2. Белякова, А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью [Текст] / А.Е. Белякова. – Калуга, 2003. – 167 c.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Педагогика, 2010. – 123 с.
4. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина [Текст] / В.М. Букатов. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
5. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – М.: КАРО, 2007. – 96 с.
6. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С.А. Васильева, Н.В. Соколова. – М.: Логос, 2010. – 80 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство, 2010. – 311 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 2014. – 504 с.
9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 129 с.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство, 2012. – 315 с.
11. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Феникс, 2007. – 207 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. – 320 с.
13. Канунникова, Е.О. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.О. Канунникова // Вестник Государственного университета управления. – 2007. – №7(33). – С. 89-91.
14. Ковылова, Е.В. Коммуникативное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] / Е.В. Ковылова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – №1. – С. 231-237.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 20.10.2017).
16. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Логос, 2009. – 224 с.
17. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2014. – 678 с.
18. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. – М Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/163432/ (дата обращения 20.10.2017).
19. Мельникова, С.М. Игротека речевых игр. Выпуск 2. На лесной поляне [Текст] / С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. – М.: Гном и Д, 2007. – 217 с.
20. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Меджерицкая. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.
21. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Павлова. – М., 1998. – 190 с.
22. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: коррекция нарушений речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.
23. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2012. – 112 с.
24. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
25. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
Вопрос-ответ:
Что такое коммуникативная компетентность детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Коммуникативная компетентность детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи - это способность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, использовать различные коммуникативные стратегии и навыки для передачи информации и понимания других. Она включает в себя использование языка, жестов, мимики, интонации и других коммуникационных средств.
Какие особенности присутствуют в коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи могут иметь определенные особенности в коммуникативной компетентности, такие как ограниченный словарный запас, затруднения в синтаксической структуре предложений, неустойчивая артикуляция звуков и трудности в понимании и использовании невербальных коммуникационных средств. Однако, с помощью игровых технологий, эти проблемы могут быть преодолены и коммуникативная компетентность детей может быть развита.
Какие игровые технологии могут помочь в формировании коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи?
Существует множество игровых технологий, которые могут быть использованы для формирования коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи. Например, различные игры с использованием картинок и слов, игры-диалоги, игры-ролевые модели, игры-ситуации, интерактивные компьютерные игры и многое другое. Они позволяют детям активно взаимодействовать с языком и улучшать свои навыки общения.
Какие стратегии и навыки общения могут быть развиты с помощью игровых технологий?
С помощью игровых технологий дети могут развивать различные стратегии и навыки общения, такие как умение поддерживать конструктивный диалог, слушать и понимать других, выражать свои мысли и чувства, использовать вербальные и невербальные коммуникационные средства, соблюдать правила общения и т. д. Игры позволяют детям потренироваться в непринужденной и стимулирующей обстановке, что способствует их коммуникативному развитию.
Что такое коммуникативная компетентность у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Коммуникативная компетентность у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи - это способность эффективно и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми, используя свои языковые и нелингвистические навыки.
Какие особенности присутствуют в коммуникативной компетентности детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи часто испытывают затруднения в выражении своих мыслей и понимании речи других людей. Они могут иметь ограниченный словарный запас и неумение использовать социальные роли и нормы в коммуникации.
Как игровые технологии помогают формированию коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи?
Игровые технологии позволяют детям активно участвовать в общении и развивать навыки речи через игру. Игра создает комфортную обстановку, стимулирует интерес и мотивацию, развивает воображение и социальные навыки, а также способствует улучшению взаимодействия с окружающими.
Какие конкретные игровые технологии могут быть использованы для формирования коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи?
В работе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть использованы такие игровые технологии, как ролевые игры, игры-ассоциации, различные лингвистические игры, игры на развитие творчества и воображения, двигательные игры и т.д. Эти игры помогают развивать речевые и коммуникативные навыки, а также способствуют общему развитию ребенка.
Какие результаты можно ожидать после использования игровых технологий для формирования коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи?
После использования игровых технологий для формирования коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи можно ожидать улучшение их речевых навыков, расширение словарного запаса, развитие социальных навыков, улучшение взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также повышение самооценки и уверенности в себе.