Теория когнитивного диссонанса
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И ЕЕ ОСНОВОПОЛОЖНИК 5
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА 9
2.1. Общие представления о теории когнитивного диссонанса 9
2.2. Диссонанс, консонанс и «полезное самоуспокоение» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:а) изменить поведение, то есть бросить курить;б) изменить знание, в данном случае — убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.Важнейшим выводом по теории Фестингера, является то, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно изменить его поведения, а соответственно при изменении поведения, человек меняет мнение о себе. Осуществляя над собой самоконтроль и самоанализ, проделывая работу по самооценке, человек при этом, развивается, растет личностно. В ином случае он отдает работу над собой другим людям, однако при этом становясь жертвой (или орудием) чужого воздействия. Именно это подтверждают результаты успешно проведенных экспериментов и его коллег.Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса был реализован Дж. Бремом. Исследователь предлагал испытуемым сначала провести оценку некоторых бытовых электроприборов — тостер, фен и т.п. Далее, Брем демонстрировал испытуемым два предмета из тех, что они тщательно осмотрели, и отметил, что им дозволено взять любой из них на выбор.Затем, в процессе повторной оценки испытуемыми тех же предметов, они с большей похвалой говорили о выбранном ими изделии и с меньшей — об отклоненном.В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и напротив — подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, по результатам проведенного исследования, проанализированному теоретическому материалу, необходимо сделать следующие выводы.Термин «когнитивный диссонанс», а также теория когнитивного диссонанса впервые сформированы американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно данная теория, поспособствовала всемирному признанию исследователя,и через два года после ее опубликования Фестингеру была присвоенапремия «За выдающийся вклад в науку», учрежденная Американской психологической ассоциацией.Теория когнитивного диссонанса была сформирована психологом вследствие того, как в некоторых штатах Америки распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений. Рассматривая причины повсеместной веры в эти слухи, у Фестингера появилось мысль о том, что человек из-заопределенных своих внутренних особенностей нацелен на достижение баланса между своими знаниями и мотивами – с одной стороны, и поступающей извне информацией – с другой. Именно таким образом, зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.Леон Фестингер, является одним изизвестных социальных психологов двадцатого века, хотя поначалу он не хотел им быть. На самом же деле, данная отрасль поведенческой науки, по мнению исследователя, была довольно слабой, и не особо заинтересовала его. Однако, хотя, будучи молодым, он имел тягу к статистике, используемойв психологической науке, он в конечном счете внес весомый вклад в социальную психологию. Сегодня, не является удивительным, что Фестингер, является пятым среди наиболее цитируемых психологов 20-го века, и в этом плане, он уступает лишь Б. Ф. Скиннеру, Жану Пиаже, Зигмунду Фрейду и Альберту Бандуре.В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и напротив — подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. - М.: Речь, 2022. - 996 c.Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.Обозов И. Л. Феномен когнитивного диссонанса в повседневных психолого-языковых реалиях // Научные высказывания. 2022. №10 (18). URL: https://nvjournal.ru/article/Fenomen_kognitivnogo_dissonansa_v_povsednevnyh_psihologo-jazykovyh_realijahПерлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.Савицкая Т.В. Становление теории когнитивного диссонанса // Психологические науки, 2020. № 3. С. 107 – 111.Седач, В. А. Как закадрить Любу, или Что такое когнитивный диссонанс / В. А. Седач, В. В. Смоляк, Д. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 73-75.Ханалиева Д.У. Исследование проблемы когнитивного диссонанса в современной психологии // Вестник университета российской академии образования, 2019. №3. С. 50-54.
2. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
3. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
4. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.
6. Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.
7. Обозов И. Л. Феномен когнитивного диссонанса в повседневных психолого-языковых реалиях // Научные высказывания. 2022. №10 (18). URL: https://nvjournal.ru/article/Fenomen_kognitivnogo_dissonansa_v_povsednevnyh_psihologo-jazykovyh_realijah
8. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.
9. Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.
10. Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.
11. Савицкая Т.В. Становление теории когнитивного диссонанса // Психологические науки, 2020. № 3. С. 107 – 111.
12. Седач, В. А. Как закадрить Любу, или Что такое когнитивный диссонанс / В. А. Седач, В. В. Смоляк, Д. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 73-75.
13. Ханалиева Д.У. Исследование проблемы когнитивного диссонанса в современной психологии // Вестник университета российской академии образования, 2019. №3. С. 50-54.